Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

11.03.2019 | Марина Войтенко

Инвестиции – динамика ставит вопросы

Марина ВойтенкоСудя по официальным данным Росстата, в российском хозяйстве происходит едва ли не бум вложений в основной капитал. С досчетом на усилия в этой области субъектов малого бизнеса и объемы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами, инвестиции в нефинансовые активы достигли в 2018-ом 17,595 трлн рублей или 104,3% к уровню 2017 года. Результат, казалось бы, должен вселять оптимистическую уверенность в ожидания грядущего ускорения общеэкономического роста. Вместе с тем, экспертные оговорки в отношении наблюдаемых процессов также нельзя признать малосущественными. Во-первых, без досчета капитальные вложения увеличились только на 2,2% (составив 13,328 трлн рублей). Во-вторых, даже пересчитанные квартальные приросты, возможно, указывают на разворот тренда: первый квартал – 3,8%, второй – 4,6%, третий – 6,4%, четвертый – 2,9%. Индикаторы инвестспроса в начале текущего года также указывают на продолжение замедления. Это свидетельствует о том, что мотивации к капвложениям все еще не являются устойчивыми, а стало быть, комфортность деловой среды и обретение ею стимулирующих свойств остается первоочередным вызовом для экономической политики в целом.

Для понимания качества наблюдаемых инвестиционных процессов важны изменения в видовой структуре вложений в основной капитал и источниках их финансирования.

В первом случае (официальная статистика оперирует здесь объемами без досчетов) сдвиги вполне позитивны. Доля нежилых зданий и сооружений сократилась за год с 50,8% до 49,5%; машин, оборудования и транспортных средств, напротив, выросла с 33,6% до 35,6% (в том числе на 0,2 п.п. до 3,6% повысились вложения в ИКТ-оборудование, на 0,4 п.п. до 4,0% – в объекты интеллектуальной собственности).

Перемены в адресатах происхождения финансовых ресурсов менее однозначны:

· доля привлеченных средств потеряла 3 п.п., составив 45,7%;

· из бюджетов всех уровней в 2018-ом профинансировано 15,3% инвестиций после 16,3% в 2017 году, причем доля федеральных средств уменьшилась на 1,1 п.п. до 7,4%, региональных поднялась на 0,1 п.п. до 6,8%;

· снизили с 11,2% до 10,8% свой вклад в финансирования капвложений банки;

· удельный вес собственных средств предприятий увеличился за год с 51,3% до 54,3%. Оно и понятно – их прибыль (сальдированный финансовый результат) выросла в 2018-ом на 46,6% до 13,797 трлн рублей (после 9,412 трлн рублей в 2017-ом), в том числе в добывающих отраслях – на 77,6%, в обрабатывающих – на 37,4%.

Как видим, прибыль остается главным источником капвложений. Ее рост выглядит весьма солидно. Но инвестускорения (при сохраняющемся потенциале) не происходит – темп-2017, напомним, насчитывал 4,8%. Более того, последний консенсус-прогноз аналитиков (на основе опроса, проведенного Интерфаксом, результаты опубликованы 6 марта) исходит из замедления темпа-2019 вложений в основной капитал до 1,9% (2% по опросу месяц назад). Это заметно скромнее ожиданий МЭР в 3,1%. Еще контрастнее разница в предположениях на 2020 год – 3,8% у экспертов, 7,6% – у правительственных экономистов. Текущий консенсус прогноз по темпам ВВП-2019 в 1,1% также ниже, чем у Минэкономразвития (1,3%) и ЦБ РФ (1,2-1,7%).

Последний промежуточный прогноз Организации экономического сотрудничества и развития (Interim Economic Outlook, опубликован 6 марта) для РФ чуть лучше – 1,4% в текущем году и 1,5% в 2020-ом (снижение к предыдущей оценке на 0,1 п.п. и 0,3 п.п. соответственно). Такая сдержанность во взгляде на перспективы российского хозяйства во многом обусловлена состоянием мировой экономики в целом, где тренд на замедление становится все убедительнее.

В целом по pax ecenomica ожидания-2019 ухудшены на 0,2 п.п. до 3,3%, по 2020 году – на 0,1 п.п. до 3,4%. Для сравнения: в 2018-ом рост составил 3,6%. Прогноз для США на текущий год был снижен на 0,1 п.п. до 2,6%, на 2020-й – повышен на те же 0,1 п.п. до 2,2%. При этом весьма серьезно скорректирован для еврозоны – сразу на 0,8 п.п. до 1% в 2019-ом и на 0,4 п.п. до 1,2% в следующем году. В Италии ожидается продолжение рецессии – в 2019-ом спад может составить 0,2, подъем-2020 – 0,5%. Практически кратно снижена оценка роста для Германии – до 0,7% в 2019 году после роста на 1,4% в 2018-ом, темп-2020 предполагается на уровне 1,1%. Прогноз по в отношении экономики Соединенного Королевства ухудшен на 0,6 п.п. в текущем году (до 0,8%) и 0,3 п.п. по 2020-ому (до 0,9%). Причем в докладе ОЭСР подчеркивается: евроэкономическая неопределенность в значительной степени обусловлена параметрами выхода Великобритании из ЕС. Если они «разойдутся без соглашения, перспективы будут значительно слабее». Так, анализ ОЭСР показывает, что повышение тарифов между двумя странами в результате вступления в силу правил ВТО приведет к сокращению ВВП Соединенного Королевства примерно на 2% (по сравнению с базовым уровнем) в ближайшие два года.

Вместе с тем, в ОЭСР напоминают: в развитых странах решения центробанков в области денежно-кредитной политики все больше зависят от поступающих макроэкономических данных, а значит поступательная нормализация ДКП будет зависеть от параметров роста. В то же время, в emerging markets ожидается сохранение преимущественно стимулирующей ДКП, что на фоне высокой закредитованности бизнеса и регионов в том же Китае вызывает серьезные опасения. Так, согласно расчетам экспертов, снижение темпов роста спроса в Китае на 2 п.п. в течение двух лет приведет к снижению роста мирового ВВП более чем на 0,5 п.п. уже в первый год.

ОЭСР снизила прогноз по темпам ВВП Поднебесной до 6,2% в 2019 году и 6% в 2020-м. Напомним, в прошлом году показатель насчитывал 6,6%, что было худшим результатом с 1990 года. Примечательно, что последняя оценка ОЭСР совпадает с новым целевым ориентиром в 6-6,5%, обнародованным в начале марта премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном на открытии сессии Всекитайского собрания народных представителей.

На этом фоне вполне логичен и вывод экспертов ОЭСР: «Экономические перспективы сейчас слабее почти во всех странах G20, чем предполагалось ранее. Уязвимости, связанные с Китаем и ослаблением европейской экономики, в сочетании с замедлением торговли и мирового производства, высокой политической неопределенностью и рисками на финансовых рынках могут подорвать сильный и устойчивый среднесрочный рост во всем мире».

Замедление в глобальном хозяйстве и соответственно ослабление на среднесрочном горизонте вклада внешнего спроса в динамику российского ВВП предопределяют возросшую интенсивность поиска внутренних источников. По оценке Минфина, чтобы повысить норму накопления (долю инвестиций в ВВП) с текущих 21% до 25%, установленных майским указом Президента РФ, к 13 трлн рублей государственных и 8 трлн рублей частных вложений в рамках нацпроектов потребуется добавить еще не менее 26 трлн рублей из средств бизнеса. Добиться этого без радикальных изменений качестве деловой среды невозможно. Немалые надежды в связи с этим возлагаются на законопроект «О защите и поощрении капиталовложений» (работа над ним близка к завершению), который в публичном обороте нередко называют «Инвестиционным кодексом РФ».

Его ключевое положение – соглашение между государством и инвестором, включающее в себя типовую стабилизационную оговорку: неизменность налоговых условий (в части налогов на прибыль, имущественного, транспортного и земельного) в процессе реализации нового инвестпроекта на сроки 6 лет и более (12-18 лет при реинвестировании прибыли), а также гарантии неухудшения условий по лицензированию и сертификации продукции, технническому регулированию.

«Инвесткодекс» предусматривает и «индивидуальные оговорки», означающие защиту от увеличения таможенных пошлин, изменений НДПИ или введения/отмены российских контрсанкций в отношении других государств. «Индивидуальные условия» предполагают определение конкретных рисков каждого инвестпроекта, на которые может распространяться стабилизационная оговорка, – например, бизнес-ущерб от пересмотров инвестпрограмм инфраструктурных монополий. Его возмещение (равно как и потери от увеличения тарифов) теперь становится принципиально возможным.

В соглашениях о защите и поощрении капвложений (СЗПК) предусматривается определение конкретных мер господдержки. В числе опций: компенсация расходов по созданию инфраструктуры в объеме налогов, уплачиваемых в рамках проекта; капитальные гранты; налоговые льготы; возмещение издержек на уплату процентов по кредитам, купонных платежей по облигационным займам; проектное финансирование от ВЭБ РФ; возможность использовать госимущество и помощь в сбыте продукции. Кроме того, вводятся среднеотраслевые значения доходности проектов: господдержка (с учетом обязательной финэкспертизы) будет возможна, если доходность отстает от средних показателей.

Заключение СЗПК не предусмотрено в нефтегазовой, табачной и алкогольной отраслях, финансовой, страховой и банковской деятельности и игорном бизнесе. Во всех остальных сферах будут действовать «пороги вхождения»: соглашения на 6 лет предполагаются для инициатив с собственными инвестициями до 3 млрд рублей; на 12 лет – с вложениями в 3-10 млрд; на 18 лет – от 10 млрд рублей. Основанием для проверки эффективности расходов бюджета устанавливается отклонение от показателей реализации проекта на 10%. Последующее неисполнение инвестором его обязательств ведет к его дисквалификации с требованиями возврата средств, предоставленных государством (в том числе в виде налоговых льгот).

Стимулирующий замысел «инвесткодекса», естественно, можно проверить только будущей практикой. Эксперты, тем не менее, предупреждают о «зашитом» системном риске отрыва преференций крупному бизнесу от стимулов для всех прочих, а также немалой вероятности «размывания» общих правил поддержки капвложений их «проектно-ручным управлением», способным содействовать обретению компаниями нерыночных преимуществ. К тому же наращивание инвестиций (в гонке за господдержкой) не гарантирует автоматически их эффективности, особенно при сжатии конкурентного пространства. Эти опасения, по-видимому, легли в основу законопроекта «Об инвестиционных режимах и мерах привлечения инвестиций в экономику РФ», подготовленного в МЭР. Одно из принципиальных положений документа – все СЗПК заключаются только по итогам конкурсного отбора инвестора. Значимы и другие новации: общий объем господдержки не может превышать 50% частных вложений, задействованных в проекте; сумма налогов и сборов, прогнозируемых на срок его реализации и пять лет после, должна перекрывать размер оказанного госучастия и т.п. У Минфина, как водится, есть возражения. В дискуссиях, тем не менее, пора ставить точку В отсутствие решений о правилах для инвестстимулов усиливаются риски того, что начало финансирования нацпроектов во втором полугодии не найдет ожидаемого отклика в мотивациях к капвложениям у частного бизнеса.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net