Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

11.03.2019 | Марина Войтенко

Инвестиции – динамика ставит вопросы

Марина ВойтенкоСудя по официальным данным Росстата, в российском хозяйстве происходит едва ли не бум вложений в основной капитал. С досчетом на усилия в этой области субъектов малого бизнеса и объемы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами, инвестиции в нефинансовые активы достигли в 2018-ом 17,595 трлн рублей или 104,3% к уровню 2017 года. Результат, казалось бы, должен вселять оптимистическую уверенность в ожидания грядущего ускорения общеэкономического роста. Вместе с тем, экспертные оговорки в отношении наблюдаемых процессов также нельзя признать малосущественными. Во-первых, без досчета капитальные вложения увеличились только на 2,2% (составив 13,328 трлн рублей). Во-вторых, даже пересчитанные квартальные приросты, возможно, указывают на разворот тренда: первый квартал – 3,8%, второй – 4,6%, третий – 6,4%, четвертый – 2,9%. Индикаторы инвестспроса в начале текущего года также указывают на продолжение замедления. Это свидетельствует о том, что мотивации к капвложениям все еще не являются устойчивыми, а стало быть, комфортность деловой среды и обретение ею стимулирующих свойств остается первоочередным вызовом для экономической политики в целом.

Для понимания качества наблюдаемых инвестиционных процессов важны изменения в видовой структуре вложений в основной капитал и источниках их финансирования.

В первом случае (официальная статистика оперирует здесь объемами без досчетов) сдвиги вполне позитивны. Доля нежилых зданий и сооружений сократилась за год с 50,8% до 49,5%; машин, оборудования и транспортных средств, напротив, выросла с 33,6% до 35,6% (в том числе на 0,2 п.п. до 3,6% повысились вложения в ИКТ-оборудование, на 0,4 п.п. до 4,0% – в объекты интеллектуальной собственности).

Перемены в адресатах происхождения финансовых ресурсов менее однозначны:

· доля привлеченных средств потеряла 3 п.п., составив 45,7%;

· из бюджетов всех уровней в 2018-ом профинансировано 15,3% инвестиций после 16,3% в 2017 году, причем доля федеральных средств уменьшилась на 1,1 п.п. до 7,4%, региональных поднялась на 0,1 п.п. до 6,8%;

· снизили с 11,2% до 10,8% свой вклад в финансирования капвложений банки;

· удельный вес собственных средств предприятий увеличился за год с 51,3% до 54,3%. Оно и понятно – их прибыль (сальдированный финансовый результат) выросла в 2018-ом на 46,6% до 13,797 трлн рублей (после 9,412 трлн рублей в 2017-ом), в том числе в добывающих отраслях – на 77,6%, в обрабатывающих – на 37,4%.

Как видим, прибыль остается главным источником капвложений. Ее рост выглядит весьма солидно. Но инвестускорения (при сохраняющемся потенциале) не происходит – темп-2017, напомним, насчитывал 4,8%. Более того, последний консенсус-прогноз аналитиков (на основе опроса, проведенного Интерфаксом, результаты опубликованы 6 марта) исходит из замедления темпа-2019 вложений в основной капитал до 1,9% (2% по опросу месяц назад). Это заметно скромнее ожиданий МЭР в 3,1%. Еще контрастнее разница в предположениях на 2020 год – 3,8% у экспертов, 7,6% – у правительственных экономистов. Текущий консенсус прогноз по темпам ВВП-2019 в 1,1% также ниже, чем у Минэкономразвития (1,3%) и ЦБ РФ (1,2-1,7%).

Последний промежуточный прогноз Организации экономического сотрудничества и развития (Interim Economic Outlook, опубликован 6 марта) для РФ чуть лучше – 1,4% в текущем году и 1,5% в 2020-ом (снижение к предыдущей оценке на 0,1 п.п. и 0,3 п.п. соответственно). Такая сдержанность во взгляде на перспективы российского хозяйства во многом обусловлена состоянием мировой экономики в целом, где тренд на замедление становится все убедительнее.

В целом по pax ecenomica ожидания-2019 ухудшены на 0,2 п.п. до 3,3%, по 2020 году – на 0,1 п.п. до 3,4%. Для сравнения: в 2018-ом рост составил 3,6%. Прогноз для США на текущий год был снижен на 0,1 п.п. до 2,6%, на 2020-й – повышен на те же 0,1 п.п. до 2,2%. При этом весьма серьезно скорректирован для еврозоны – сразу на 0,8 п.п. до 1% в 2019-ом и на 0,4 п.п. до 1,2% в следующем году. В Италии ожидается продолжение рецессии – в 2019-ом спад может составить 0,2, подъем-2020 – 0,5%. Практически кратно снижена оценка роста для Германии – до 0,7% в 2019 году после роста на 1,4% в 2018-ом, темп-2020 предполагается на уровне 1,1%. Прогноз по в отношении экономики Соединенного Королевства ухудшен на 0,6 п.п. в текущем году (до 0,8%) и 0,3 п.п. по 2020-ому (до 0,9%). Причем в докладе ОЭСР подчеркивается: евроэкономическая неопределенность в значительной степени обусловлена параметрами выхода Великобритании из ЕС. Если они «разойдутся без соглашения, перспективы будут значительно слабее». Так, анализ ОЭСР показывает, что повышение тарифов между двумя странами в результате вступления в силу правил ВТО приведет к сокращению ВВП Соединенного Королевства примерно на 2% (по сравнению с базовым уровнем) в ближайшие два года.

Вместе с тем, в ОЭСР напоминают: в развитых странах решения центробанков в области денежно-кредитной политики все больше зависят от поступающих макроэкономических данных, а значит поступательная нормализация ДКП будет зависеть от параметров роста. В то же время, в emerging markets ожидается сохранение преимущественно стимулирующей ДКП, что на фоне высокой закредитованности бизнеса и регионов в том же Китае вызывает серьезные опасения. Так, согласно расчетам экспертов, снижение темпов роста спроса в Китае на 2 п.п. в течение двух лет приведет к снижению роста мирового ВВП более чем на 0,5 п.п. уже в первый год.

ОЭСР снизила прогноз по темпам ВВП Поднебесной до 6,2% в 2019 году и 6% в 2020-м. Напомним, в прошлом году показатель насчитывал 6,6%, что было худшим результатом с 1990 года. Примечательно, что последняя оценка ОЭСР совпадает с новым целевым ориентиром в 6-6,5%, обнародованным в начале марта премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном на открытии сессии Всекитайского собрания народных представителей.

На этом фоне вполне логичен и вывод экспертов ОЭСР: «Экономические перспективы сейчас слабее почти во всех странах G20, чем предполагалось ранее. Уязвимости, связанные с Китаем и ослаблением европейской экономики, в сочетании с замедлением торговли и мирового производства, высокой политической неопределенностью и рисками на финансовых рынках могут подорвать сильный и устойчивый среднесрочный рост во всем мире».

Замедление в глобальном хозяйстве и соответственно ослабление на среднесрочном горизонте вклада внешнего спроса в динамику российского ВВП предопределяют возросшую интенсивность поиска внутренних источников. По оценке Минфина, чтобы повысить норму накопления (долю инвестиций в ВВП) с текущих 21% до 25%, установленных майским указом Президента РФ, к 13 трлн рублей государственных и 8 трлн рублей частных вложений в рамках нацпроектов потребуется добавить еще не менее 26 трлн рублей из средств бизнеса. Добиться этого без радикальных изменений качестве деловой среды невозможно. Немалые надежды в связи с этим возлагаются на законопроект «О защите и поощрении капиталовложений» (работа над ним близка к завершению), который в публичном обороте нередко называют «Инвестиционным кодексом РФ».

Его ключевое положение – соглашение между государством и инвестором, включающее в себя типовую стабилизационную оговорку: неизменность налоговых условий (в части налогов на прибыль, имущественного, транспортного и земельного) в процессе реализации нового инвестпроекта на сроки 6 лет и более (12-18 лет при реинвестировании прибыли), а также гарантии неухудшения условий по лицензированию и сертификации продукции, технническому регулированию.

«Инвесткодекс» предусматривает и «индивидуальные оговорки», означающие защиту от увеличения таможенных пошлин, изменений НДПИ или введения/отмены российских контрсанкций в отношении других государств. «Индивидуальные условия» предполагают определение конкретных рисков каждого инвестпроекта, на которые может распространяться стабилизационная оговорка, – например, бизнес-ущерб от пересмотров инвестпрограмм инфраструктурных монополий. Его возмещение (равно как и потери от увеличения тарифов) теперь становится принципиально возможным.

В соглашениях о защите и поощрении капвложений (СЗПК) предусматривается определение конкретных мер господдержки. В числе опций: компенсация расходов по созданию инфраструктуры в объеме налогов, уплачиваемых в рамках проекта; капитальные гранты; налоговые льготы; возмещение издержек на уплату процентов по кредитам, купонных платежей по облигационным займам; проектное финансирование от ВЭБ РФ; возможность использовать госимущество и помощь в сбыте продукции. Кроме того, вводятся среднеотраслевые значения доходности проектов: господдержка (с учетом обязательной финэкспертизы) будет возможна, если доходность отстает от средних показателей.

Заключение СЗПК не предусмотрено в нефтегазовой, табачной и алкогольной отраслях, финансовой, страховой и банковской деятельности и игорном бизнесе. Во всех остальных сферах будут действовать «пороги вхождения»: соглашения на 6 лет предполагаются для инициатив с собственными инвестициями до 3 млрд рублей; на 12 лет – с вложениями в 3-10 млрд; на 18 лет – от 10 млрд рублей. Основанием для проверки эффективности расходов бюджета устанавливается отклонение от показателей реализации проекта на 10%. Последующее неисполнение инвестором его обязательств ведет к его дисквалификации с требованиями возврата средств, предоставленных государством (в том числе в виде налоговых льгот).

Стимулирующий замысел «инвесткодекса», естественно, можно проверить только будущей практикой. Эксперты, тем не менее, предупреждают о «зашитом» системном риске отрыва преференций крупному бизнесу от стимулов для всех прочих, а также немалой вероятности «размывания» общих правил поддержки капвложений их «проектно-ручным управлением», способным содействовать обретению компаниями нерыночных преимуществ. К тому же наращивание инвестиций (в гонке за господдержкой) не гарантирует автоматически их эффективности, особенно при сжатии конкурентного пространства. Эти опасения, по-видимому, легли в основу законопроекта «Об инвестиционных режимах и мерах привлечения инвестиций в экономику РФ», подготовленного в МЭР. Одно из принципиальных положений документа – все СЗПК заключаются только по итогам конкурсного отбора инвестора. Значимы и другие новации: общий объем господдержки не может превышать 50% частных вложений, задействованных в проекте; сумма налогов и сборов, прогнозируемых на срок его реализации и пять лет после, должна перекрывать размер оказанного госучастия и т.п. У Минфина, как водится, есть возражения. В дискуссиях, тем не менее, пора ставить точку В отсутствие решений о правилах для инвестстимулов усиливаются риски того, что начало финансирования нацпроектов во втором полугодии не найдет ожидаемого отклика в мотивациях к капвложениям у частного бизнеса.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net