Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

25.03.2019 | Политком.RU

Восточный транзит: особенности ухода Нурсултана Назарбаева

Нурсултан НазарбаевДобровольная отставка Нурсултана Назарбаева с поста президента Казахстана законодательно и политически была подготовлена заранее, но в моменте все же стала сюрпризом для многих. Назарбаев - последний первый секретарь ЦК Компартии союзной республики, начавший свою партийную карьеру еще в 1960-x годах, и фактически последнее связующее звено между двумя политическими культурами – советской и постсоветской. Республикой Казахстан он правил на протяжении почти 30 лет несмотря на то, что законодательно Конституция ограничивает пребывание на посту президента Республики двумя сроками. Для Нурсултана Назарбаева было сделано персональное исключение, что позволило ему переизбраться на пост президента пять раз.

Официально тема возможного транзита власти появилась в публичном пространстве Казахстана еще в 2010 году, после того как парламент Казахстана принял конституционный закон о наделении Нурсултана Назарбаева статусом лидера нации. А в прошлом году новый президент Касым-Жомарт Токаев, будучи тогда председателем сената Казахстана, в интервью телеканалу BBC заявил, что президент Назарбаев вероятно не станет принимать участие в предстоящих президентских выборах 2020 года. Так и получилось.

Впрочем, сложив свои президентские полномочия, Назарбаев на практике не перестал быть полноценным лидером страны. Во-первых, он – первый президент Казахстана, обладатель статуса лидера нации (Елбасы), присвоенного ему парламентом еще в 2010 году.

Во-вторых, Назарбаев остается несменяемым лидером партии парламентского большинства «Нур Отан».

В-третьих, он остается пожизненным главой Совета Безопасности, в полномочия которого входит «анализ и оценка» государственных программ, законопроектов, внешнеполитических инициатив и «обсуждение» кандидатур на все ключевые должности. Более того, решения Совета Безопасности являются обязательными для исполнения. Подобным функционалом Совет был наделен совсем недавно, в 2018 году, превратившись из консультативно-совещательного в серьезный конституционный орган, обладающий значимыми властными ресурсами и широкими полномочиями.

В-четвертых, сохраняет контроль над главными силовыми структурами Казахстана также остается под влиянием Назарбаева. Так, Карим Масимов, бывший премьер-министр Казахстана и одно из доверенных лиц экс-президента, возглавляет Комитет по национальной безопасности Казахстана (аналог российской ФСБ). Уйгур по национальности, Масимов раньше отвечал за важнейшие финансовые потоки, которые поступали в Казахстан из Китая.

И, в-пятых, обращает на себя внимание сама властная конфигурация, сформированная на период транзита власти до следующих президентских выборов 2020 года. Новым президентом стал проверенный соратник Назарбаева 65-летний Касым-Жомарт Токаев, человек консервативный, надежный и не слишком амбициозный, ранее уже занимавший должности премьер-министра и главы верхней палаты парламента. Первыми шагами нового президента Казахстана стали переименование столицы страны из Астаны в Нур-Султан, инициативы по воздвижению монументов и переименованию главных улиц городов в честь Назарбаева. А сама инаугурация нового президента, прошедшая 20 марта, превратилась в мероприятие по воспоминанию и восхвалению разных деяний первого президента Казахстана. Вторым человеком в государстве, председателем сената стала старшая дочь Нурсултана Назарбаева 55-летняя Дарига Назарбаева, уже являвшаяся на тот момент сенатором. Новая должность Дариги вызвала шквал предположений по поводу её возможного выдвижения на пост президента в 2020 году, однако говорить об этом пока рано – в Республике на данный момент слишком много внутриэлитных и общественных противоречий, а решение об окончательном преемнике пока не принято.

Впрочем, создавая новую властную конфигурацию, Назарбаев постарался предусмотреть и риски, связанные с передачей поста президента в другие руки, пусть и старому соратнику, и с предстоящими президентскими выборами. Еще в рамках конституционной реформы 2017 года некоторые президентские полномочия были переданы парламенту, поправили и законодательство о выборах президента, ужесточив фильтры для участия в них. Были введены нормы о том, что кандидаты на пост президента должны обладать опытом работы на государственной службе не менее пяти лет и выдвигаться от партийной или общественной организации. Подобные цензы фактически отсекают возможность появления на выборах независимого оппозиционного кандидата.

До отставки Назарбаева с поста президента на постсоветском пространстве традиционно использовались пять базовых вариантов передачи власти:

1. Передача власти преемнику и полный уход от управления страной – отставка Бориса Ельцина 31 декабря 1999 года. Как правило реализация подобного сценария носит вынужденный характер и происходит в условиях низких рейтингов и высокой конкуренции на предстоящих выборах.

2. Переход на должность премьер-министра до официального истечения срока президентских полномочий – Владимир Путин в 2008 году. Такой вариант реализуем в условиях высоких рейтингов, конституционного большинства в парламенте и слабого преемника, в остальных случаях – высоки риски провала.

3. Перенос основных конституционных полномочий от президента к назначаемому парламентом премьер-министру: так пытались обойти ограничения двумя сроками президенты Грузии и Армении Михаил Саакашвили и Серж Саргсян. Но в обоих случаях этот сценарий не сработал, и власть в итоге перешла к другому элитному клану.

4. Передача власти по наследству – так к власти в Азербайджане в 2003 году пришел Ильхам Алиев, сын бывшего президента Гейдара Алиева. Успешная реализация подобного сценария наиболее вероятна в условиях контроля над силовыми структурами и наличия действительно сильной кандидатуры преемника.

5. Отказ от передачи власти – на своем посту будучи президентом скончались в 2016 году президент Узбекистана Ислам Каримов и в 2006 году президент Туркмении Сапармурат Ниязов. Впрочем, в обоих случаях преждевременная кончина президента привела к ситуации турбулентности и многочисленным чисткам, когда арестовывали силовиков, сохранявших лояльность покойным президентам.

С отставкой Назарбаева начал формироваться шестой вариант передачи власти – добровольный уход в отставку при сохранении важных властных рычагов, который в дальнейшем должен обеспечить постепенную эволюцию режима. Сходная система транзита была реализована в Китае в конце жизни Дэна Сяопина, когда он постепенно отходил от непосредственного руководства страной, при этом до конца оставаясь верховным арбитром во всех важных государственных вопросах. Похожий сценарий был реализован и в Сингапуре при Ли Куан Ю, который уйдя в отставку с поста главы государства, сначала был министром при правительстве своего преемника Го Чок Тонга, а потом и своего сына Ли Сянь Луна.

Это первый случай на постсоветском пространстве, когда немолодой глава государства планомерно осуществляет постепенный отход от власти с формированием элитной конфигурации следующего поколения - при наличии и тяжеловеса – «старого президента» и нового, формально наделенного всей полнотой конституционной власти. От казалось бы схожей конструкции российского «тандема» ее отличает то, что возврат Назарбаева на пост президента невозможен, а значит, со временем его роль не может не ослабевать: этот процесс имеет шанс быть плавным и не нарушить управляемости в силу высокого авторитета Елбасы и традиционного для Востока уважения к «старейшине». Однако новой властной конструкции еще предстоит пройти испытание на прочность.

Подобный расклад сил позволяет первому президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву не только контролировать ситуацию в стране, сохранив реальную власть, но и не торопясь выбрать себе подходящего преемника, очевидного варианта для которого на данный момент не просматривается. Несмотря на то, что пост президента занял Токаев, продление его полномочий в результате президентских выборов 2020 года вовсе не очевидно, другой вариант – выдвижение в президенты Дариги Назарбаевой – также вызывает сомнения. Сама форма, в которой начал происходить транзит власти, свидетельствует о контролируемости процесса, а значит в любом случае вне зависимости от выбора окончательного преемника, Назарбаев при жизни будет гарантом преемственности и стабильности внутриполитического и внешнеполитического курса, подразумевающего поддержание стабильных отношений как с соседними странами (в том числе c Россией и Китаем), так и со странами Запада, а также продолжение начатых экономических реформ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net