Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.04.2019 | Марина Войтенко
Глобальное хозяйство – не весенняя погода
Выступая 2 апреля в Торгово-промышленной палате США, директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард констатировала: «мировая экономика находится в непростой ситуации». Два года назад подъем испытывали страны, создававшие 75% глобального ВВП. В текущем году ожидается перемена знака – замедление покажут национальные хозяйства, на долю которых приходится 70% годового общемирового экономического результата. В числе основных причин: усиление напряженности в международной торговле, ужесточение финансовых условий во второй половине 2018 года, высокий уровень долга и тревожные настроения на рынках ценных бумаг.
Некоторое ускорение во второй половине 2019 года, полагают в Фонде, все еще возможно. Но его устойчивость остается под вопросом. В этих условиях целесообразно сохранять мягкую монетарную политику там, где инфляция ниже целевых показателей. В налогово-бюджетной сфере важно добиваться баланса между стимулированием роста, устойчивостью долговой ситуации и социальными целями. Следует также укрепить финансовый сектор и уменьшать риски ослабления макродинамики реформами в области регулирования. Каких-либо универсальных решений нет. Но зато есть настоятельная необходимость противодействия общим вызовам.
Обновление прогнозов МВФ анонсировано на конец первой декады апреля. Ожидания, тем не менее, практически исключают их корректировку в лучшую сторону. Не добавила оптимизма и оценка перспектив международной торговли, сделанная (2 апреля) ВТО. В предыдущей версии предполагалось, что после 3% в 2018 году, рост-2019 достигнет 3,7%. Нынешний вариант выглядит гораздо более умеренным – всего лишь 2,6%. По факту же, как заявил глава организации Роберт Азеведо, темп может оказаться и лучше, и хуже. Все зависит от вероятности разрядки торгово-политической напряженности между США и Китаем и последствий Brexit, реальный сценарий которого до сих пор неочевиден.
Наблюдатели обратили внимание на заявления Дональда Трампа о намерении добиться «хорошей сделки» с Китаем в течении месяца. Но рыночные настроения от этого сильно не улучшились. В деловых же СМИ горячей новостью стали расчеты экспертов МВФ: если США и Китай в двустороннем порядке повысят таможенные пошлины на все товары на 25 п.п., это приведет к снижению годового ВВП до 0,6% в Штатах и до 1,5% в Поднебесной. Настроения по этому поводу у рыночных игроков наглядно иллюстрирует высказывание старшего экономиста Moody’s Analitics Марка Занди: «Бизнес, действительно на грани. Если торговая война не будет прекращена в ближайшие два-три месяца, я думаю, глобальная рецессия весьма вероятна».
В контексте такого рода ожиданий вполне логичен ряд акцентов, сделанных в третьей и четвертой главах апрельского доклада МВФ о перспективах развития мировой экономики Аналитики Фонда отмечают, например, что с 1990 года цены на машины и оборудование по отношению к потребительским ценам снизились на 60% в странах с развитой экономикой, на 40% – в emerging markets. Почти две трети этого эффекта приходятся на долю «торговой интеграции», усиливающей конкуренцию из-за рубежа. Отсюда и вывод – нынешний обмен таможенно-тарифными ударами способен заметно осложнить инвестиционные процессы и умерить их и без того невыдающиеся темпы.
Практический интерес для решений в экономической политике представляет и исследование причин наблюдаемых двусторонних торговых дисбалансов. Анализ положения в 63 странах за 20 лет и по 34 отраслям показал, что устойчивое неравновесие в торговле нередко усиливается тарифными колебаниями, но формируется оно все-таки на стороне макроэкономических факторов, включая демографию, состояние внутреннего спроса, фискальную, денежно-кредитную и курсовую политики, меры господдержки экспорта и т.п. По расчетам МВФ в 1995-2015 годах самими этими обстоятельствами можно объяснить более 95% изменения сальдо в торговле США и Китая. Поэтому повышение тарифов – путь в никуда. Исправления же ситуации стоит добиваться структурными и регулятивными реформами, имеющими целью укрепление конкуренции и рост производительности труда.
Об актуальности движения РФ по этому маршруту напомнил новый прогноз Всемирного банка. В очередном обзоре по региону Европа и Центральная Азия эксперты ВБ отмечают: «Россия имеет скромные перспективы экономического роста в 2019-2021 годах». Прогноз по ВВП РФ на текущий год снижен на 0,1 п.п. – до 1,4%, на следующие два – оставлен без изменений на уровне 1,8%. Тем не менее, ожидания-2019 аналитиков ВБ вполне вписываются в официальные оценки российских регуляторов – 1,3% у МЭР и 1,2-1,7% у ЦБ РФ. Апрельский консенсус-прогноз Интерфакса оказался даже более пессимистичным – 1,2%.
Ускорение-2018 до 2,3% после 1,6% в 2017 году во Всемирном банке объясняют разовыми факторами – реализацией крупных строительных проектов, проведением чемпионата мира по футболу, повышательной динамикой нефтекотировок. Нынешние же риски снижения темпов роста российского ВВП связаны с потенциальным расширением санкций, ухудшением настроений на мировых финансовых рынках и падением цен на черное золото. Его стоимость, полагают эксперты, зафиксируется на текущем уровне или будет снижаться в ближайшее десятилетие.
В Fitch еще более пессимистичны – однозначно снижение. Средняя цена Urals в марте, по данным МЭР, составила $65,96 за баррель, а майские фьючерсы на эталонную марку Brent с поставкой в июне в конце прошлой недели были на уровне $69,24 за баррель. Но согласно базовым прогнозам агентства цена нефти в 2019 году составит около $65, в 2020-ом – $62,5, а к 2022 году уменьшится до $57,5 за баррель. При этом аналитики Fitch предупреждают: «Темп роста мировой экономики в 2019-2020 годах снизится до 2,8% с 3,2% в 2018-ом … если он замедлится сильнее или наступит рецессия, то спрос на нефть может сильно упасть».
Правда, у ряда аналитиков ожидания-2019 несколько выше. Так, в марте эксперты Citigroup пересмотрели в сторону повышения свой прогноз по среднегодовым котировкам Brent. Оценка на второй квартал текущего года улучшена с $60 до $69 за баррель, на июль-сентябрь – с $63 до $74 за баррель, на октябрь-декабрь – с $67 до $72 за баррель, а в целом по году – с $64 до $70. В то же время, оценки агентства S&P Global Ratings даже более сдержаны, чем у Fitch, – $60 за баррель Brent в 2019 и 2020 годах.
Весьма осторожен в своих прогнозах Банк России. В базовом сценарии, представленном в мартовском докладе о денежно-кредитной политике, с учетом действия соглашения ОПЕК+ и его вероятного продления оценка стоимости Urals повышена с $55 до $60 за баррель. Однако дальше регулятор ожидает постепенное снижение до тех же $55 в 2020-2021 годах и «предполагает замедление роста мировой экономики и высокую вероятность превышения предложения над спросом на рынке нефти на прогнозном горизонте за счет продолжения значительного роста добычи вне стран ОПЕК+», – подчеркивается в докладе.
Понятно, что динамика нефтекотировок сама по себе недостаточна для ускорения российского общеэкономического роста, да и вклад внешнего спроса окажется меньше, чем в 2018 году. Отсюда и настоятельная необходимость стимулирования инвестиционной активности. Между тем, положение с капвложениями далеко не однозначно.
Проведенный Центром развития НИУ ВШЭ анализ данных Росстата показал: со снятой сезонностью прирост инвестиций-2018 крупных и средних компаний к концу прошлого года явно замедлился, несмотря на ускорение ВВП. «Такая разнонаправленная динамика, – отмечают эксперты, – может говорить о том, что ускорение роста ВВП имеет неустойчивый характер, так как замедление инвестиционной активности может сигнализировать о том, что компании не ожидают роста спроса и увеличения загрузки мощностей».
Доказательство справедливости такого утверждения – апрельский консенсус-прогноз Интерфакса. По мнению опрошенных агентством аналитиков, в 2019 году произойдет существенное торможение роста капвложений – до 1,9%, в 2020-ом можно ожидать ускорения до 3,8%. И эти оценки что значительно скромнее ожиданий Минэкономразвития – 3,1% и 7,6% соответственно.
Вызывает озабоченность и структура капвложений. С одной стороны, в 2018 году обрабатывающая промышленность в целом показала неплохой результат – рост показателя на 3,6%. Но при этом в аутсайдерах, переживающих инвестиционный спад, по-прежнему числятся не только нефтепереработка – «-11,4%», но и производство машин и оборудования, не включённых в другие группировки (турбины, насосы, подшипники, станки, сельскохозяйственная и строительная техника и др.) – «-14,5%», и обработка древесины – «-21,1%». Также в минус ушли укрупнённая группировка «электроника и электротехника» – «-6,0%» и металлургическое производство – «-0,1%». К тому же общий объём инвестиций в добычу нефти и газа, составляющий около 14% инвестиций в экономику в целом, по-прежнему остаётся сопоставимым с объёмом инвестиций во всю обрабатывающую промышленность.
Эксперты также отмечают признаки снижения инвестиционной активности. Так, обеспеченный повышательной динамикой нефтецен и понижательной курса рубля рост прибыли в экономике (традиционно главный источник капвложений) в прошлом году составил 34% - почти 3,5 трлн рублей. В то же время объем капвложений увеличился лишь на 1,6 трлн рублей.
Признаки невесенней неустойчивости макропогоды, наблюдаемой в мировой экономике, присутствуют и в Российском хозяйстве. Настроения граждан по этому поводу тоже не улучшаются. Мартовский опрос Фонда «Общественное мнение» зафиксировал: две трети респондентов (67,6%, что на 5% больше, чем год назад) считают – экономическая ситуация не изменится или ухудшится. Выборка же оптимистов сократилась с 18,9% до 11,7%. Вполне логичное, увы, следствие не слабеющих структурных ограничений росту и неопределенности с изменениями многих регулятивных правил. Между тем, глобальный тренд на усиление внимания «директивных инстанций» к структурным повесткам отмечен и в РФ. Нацпроекты стоимостью в 25,7 трлн рублей ровно об этом, а именно о переходе к новой модели развития.
Для запуска процесса, однако, необходимо преодолеть дефицит адекватных регулятивных норм, правил и практик. Текущий квартал под этим углом зрения многообещающ. Ожидаемое принятие закона о поощрении и защите капиталовложений (Президент РФ поручил правительству добиться этого до 1 июля) вкупе с мерами по укреплению конкуренции (реформа госзакупок и обновление правовой базы деятельности естественных монополий) дают неплохой шанс к оживлению деловой активности с опорой на внутренний спрос и расширению возможностей национальной экономической политики в условиях глобального замедления.
Марина Войтенко – экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.