Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Главное
10.03.2006 | Татьяна Становая
БОРЬБА С ИНФЛЯЦИЕЙ ДО ПОЛНОГО НЕСООТВЕТСТВИЯ
Вчера на заседании правительства РФ премьер-министр России Михаил Фрадков раскритиковал министров за плохую борьбу с инфляцией, пригрозив признанием их «профнепригодности». На первый взгляд, эти слова относятся к обоим оппонентам Фрадкова – министру финансов Алексею Кудрину и министру экономического развития и торговли РФ Герману Грефу. Однако есть все основания полагать, что Греф в данной ситуации ни при чем, и имеет место продолжение открытой «войны» премьера с Кудриным, который не так давно фактически перешел в оппозицию собственному правительству.
Борьба с инфляцией с начала прошлого года стала одной из самых острых политических, социальных и аппаратных проблем. Теперь наравне с полузабытой задачей удвоения ВВП ставится другая – не допустить выхода темпов инфляции за прогнозируемые рамки. Это в свою очередь активно используется и в аппаратных играх. Так, именно борьба с инфляцией стала причиной отказа Минфина снижать НДС до 13% (снижение НДС - одна из самых любимый идей Михаила Фрадкова). Инфляционные риски стоят на страже стабфонда - любые попытки министров или иных лоббистских сил предложить использовать деньги стабфонда внутри страны наталкиваются на возражения Минфина. Наконец, именно борьба с инфляцией не позволила Герману Грефу увеличить объемы инвестиционного фонда.
Но если ранее опасность инфляции служила прекрасным аргументом для Минфина в его противостоянии тем или иным начинаниям премьера или ведомственных лоббистов, то сейчас инфляционная тема обернулась против Кудрина. В отсутствие главы Минфина на заседании правительства Михаил Фрадков обрушился с резкой критикой на кабинет министров. «Работайте! Сейчас работаем плохо, и по той же инфляции плохо идут дела», - заявил он. По его словам, надо стремиться к тому, чтобы «зазор между словами и делами, дискуссиями и принятыми решениями, наличием и отсутствием контроля был минимальным, и даже необходимо стараться свести его на нет». Необеспечение принятых решений в части выхода на запланированные параметры по инфляции федеральными министрами будет рассматриваться как их «профнепригодность и несоответствие занимаемой должности», предупредил Фрадков.
Большинство комментариев на эту тему относили слова премьер-министра к обоим министрам экономического блока – Грефу и Кудрину. Однако в действительности они адресованы только последнему. Отношения с ним в этом году у Фрадкова испортились окончательно. Помимо факторов, связанных с близостью Кудрина к президенту, появился и другой, не менее выраженный – эмоциональный. Проблема в том, что Фрадков давно добивается беспрекословного исполнения своих поручений министрами экономического блока. Если с Грефом используется тактика «приручения» (впрочем, она пока не показала свою эффективность), то Кудрина, напротив, Фрадков все время старается «поставить на место». Достаточно вспомнить скандал с отказом Фрадкова «выпустить» министра финансов на экономический форум в Давос.
Собственно, после этого глава Минфина и перешел в открытую оппозицию правительству. На пресс-конференции за рубежом, выступая перед иностранной аудиторией (что прибавляет веса словам министра), Кудрин назвал «ошибочной» финансовую политику правительства и снял с себя ответственность за работу кабинета министров. Такое «самоустранение» и нанесение мощного удара по репутации премьера (и так не самой положительной) не могло не иметь своих последствий.
Отношение Фрадкова к Кудрину проявилось в полной мере на заседании правительства 2 марта. Тогда министр финансов раскритиковал заявления заместителя начальника аппарата правительства РФ Михаила Копейкина – того самого, который не раз переписывал документы, подготовленные министерствами экономического блока, еще при Михаиле Касьянове, провоцируя конфликты внутри правительства. «Михаил Юрьевич заявил о потерях стабфонда от инфляции в 600 млрд. рублей. Я посоветовался с Игнатьевым (глава Центробанка), Вьюгиным (глава ФСФР), Дворковичем (начальник экспертного управления администрации президента РФ) и Улюкаевым (первый зампред Центробанка). Наше мнение: это безграмотное утверждение», - заявил 2 марта Алексей Кудрин. «Я, конечно, не начальник Копейкина, но данные непрофессиональные утверждения требуют реакции и бросают тень на правительство и президента, которые проводят данную политику». Вместо того чтобы ответить по существу, премьер предпочел резко прекратить этот разговор, фактически поддержав Копейкина. «Вы обращаете внимание Копейкина или Фрадкова? Если Фрадкова, то надо в другой тональности и в других выражениях. Мы это не обсуждаем, и точка», - отрезал Фрадков.
Слова Кудрина нельзя считать слишком уж жесткими в отношении Фрадкова или правительства в целом, хотя они и кажутся излишне «пафосными» (пожалуй, именно это можно трактовать как давление на премьера). Несколько неадекватная реакция Фрадкова интересна с точки зрения его эмоционального отношения к Кудрину. При этом Фрадков прекрасно понимает, что эмоции далеко не самый эффективный метод борьбы. Поэтому глава правительства просто не мог не воспользоваться последними данными Росстата, зафиксировавшего сильный скачок инфляции, которая находится в сфере ведения Кудрина. Фрадков четко дал понять, что ответственности с Минфина никто не снимал и отвечать за проблему роста цен Кудрин будет собственной профессиональной репутацией вплоть до признания «несоответствия» занимаемой должности. Понятно, что рост цен это вряд ли остановит, особенно в условиях, когда одна рука Фрадкова тянется к стабфонду, а вторая - к шее главы Минфина.
Ссылки по теме:
Антиинфляционное послание президента
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.