Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

10.06.2019 | Марина Войтенко

ПМЭФ – реперные точки экономической политики

Марина ВойтенкоПетербургский международный экономический форум – событие всегда знаковое и значимое. Для российского и международного бизнеса – добротная площадка для заключения контрактов и объявления новых намерений на этот счет. Пожалуй, еще важнее – сигналы инвесторам о том, как российские власти оценивают положение дел в мировой и национальных экономиках, и куда и с какой скоростью они будут двигаться в регулятивных действиях уже в ближайшем будущем. Содержательных месседжей на сей раз прозвучало немало. При этом озабоченность состоянием глобального хозяйства и неопределенностью его перспектив сопровождалось честным и абсолютно открытым обсуждением того, что мешает переходу РФ к новой модели развития через структурные реформы и какие корректировки в политико-экономической практике необходимы для преодоления ограничений движению к целям-2024.

В опубликованном на минувшей неделе очередном обзоре Всемирного банка вновь понижен прогноз динамики глобального ВВП – на 2019 год с 2,9% (по январской оценке) до 2,6%, на 2020-й с 2,8% до 2,7%. О многом говорит и само название документа – Global Economic Prospects: Heightened Tensions, Subdued Investment («Перспективы мировой экономики: рост напряженности, спад инвестиций»). Особую тревогу его авторов вызывает замедление темпов роста мировой торговли до самого низкого уровня за десять лет, прошедшие после финансового кризиса, а также падение уровня предпринимательской уверенности. Рассчитываемый на основе исследований ОЭСР и ВБ индекс делового доверия с сентября-2016 находился выше отметки в 100 пунктов, свидетельствующей о тенденции к росту инвестиций, в начале текущего года ушел в «красную зону» и в апреле составил 99,8 пункта.

Вывод о том, что капвложения «в предстоящие годы … будут ниже средних многолетних значений», касается как развитых, так и развивающихся экономик. При этом риски прогноза экономической динамики смещены в сторону понижения. Причины – все те же: эскалация торгового конфликта между США и Китаем, финансовая турбулентность на развивающихся рынках и большая, чем ожидалось, слабость роста в развитых странах, особенно в Европе. Прогноз на текущий год для advanced сегмента глобального хозяйства на текущий год снижен на 0,3 п.п. до 1,7%, на следующий – на 0,1 п.п. до 1,5%. Для emerging markets – на 2019-й с 4,3% до 4,0%, на 2020-й оставлен без изменений – 4,6%.

В третий раз с начала года скорректированы ожидания для российского хозяйства. Если 2018-ом рост составил 2,3%, то темп-2019, по расчетам Всемирного банка, притормозит до 1,2%. В 2020-ом должно произойти ускорение до 1,8%. Но и эта оценка ниже прогноза МЭР – 2,0%.

Официальные российские прогнозы выглядят более оптимистично. Минэкономразвития по-прежнему ожидает, что рост российской экономики в текущем году может превысить планку 1,3%. Напомним, в первом квартале показатель прибавил 0,5% в годовом выражении, в апреле рост ускорился, достигнув по итогам четырех месяцев 0,8% г/г. Замминистра финансов РФ Владимир Колычев в кулуарах ПМЭФ говорил о вероятности роста-2019 на уровне 2%.

В числе основных причин краткосрочного небеспокойства по поводу макродинамики официальные лица отмечают, прежде всего, следующие:

· инфляция прошла свой пик. В МЭР ожидают, что в июне она составит 0,2-0,3% и замедлится год к году до 4,8-4,9%, по итогам же 2019-го может оказаться и ниже 4%. В ЦБ РФ, хотя и констатируют снижение инфляционных ожиданий; традиционно более осторожны. По расчетам Банка России, основанным на недельной статистике Росстата, в мае рост потребительских цен составил 0,3% м/м, что соответствует годовой инфляции на уровне 5,1%. При сохранении текущей динамики цен, по расчетам регулятора, инфляция снизится до целевого уровня 4% в первом квартале 2020 года.

· замедление первого квартала было временным, и экономика уже в апреле выглядела оживленнее. По итогам апреля-июня Годовой темп прироста ВВП повысится еще заметнее. а во второй половине 2019-го можно ожидать стимулирующего эффекта за счет увеличения госрасходов (возвращения в экономику доппоступлений от повышения НДС и исполнения нацпроектов). В ЦБ РФ полагают, что к середине года экономика ускорится до потенциала. Удержать темп на этой планке позволит смягчение денежно-кредитной политики. Текущий консенсус-прогноз Bloomberg Finance по ключевой ставке ЦБ РФ предполагает два ее снижения в 2019 году (на опорных заседаниях в июне и сентябре) до 7,25% годовых, а к концу 2020-го до 6,75%.

Тем не менее, важны и оговорки в рамках этих оценок:

· потребительский спрос остается сдержанным (при годовых темпах реальной заработной платы в 1,0-1,5% во втором-третьем кварталах торговая розница, по прогнозу ЦБ РФ, будет увеличиваться на 1,5-2,0%);

· промышленность в апреле показала уверенный рост (+4,6% г/г), но о его стабильности говорить рано. В мае рассчитываемый IHS Markit опережающий индикатор PMI сферы услуг России опустился до 52 пунктов с 52,6 пункта в апреле, а в обработке снизился с 51,8 пункта до 49,8 пункта, уйдя по сути на околостагнационную траекторию (исходя из текущих трендов в агентстве ожидают замедление годовой динамики выпуска во втором квартале до 1,5%). Индекс предпринимательской уверенности Росстата в мае в добывающих производствах снизился с 3% до 1%, а с учетом сезонности ушел в отрицательную область впервые с июля-2018; в обработке – остается отрицательным (минус 1% и минус 2,5% с учетом сезонности) на протяжении пяти лет. Среди отмечаемых руководителями предприятий факторов, являющихся основными препятствиями для развития производства, за год усилилась значимость неопределенности экономической ситуации (до 45% респондентов в обработке и 33% в добыче).

· не наблюдается и уверенного оживления инвестактивности. Рекордные прибыли корпоративного сектора не торопятся обернуться инвестиционным бумом. По данным Росстата, предприятия в январе-марте 2019 года увеличили сальдированный финансовый результат на 49% – до 3 трлн 861,2 млрд рублей. Годовые темпы роста инвестиций при этом стали минимальными с четвертого квартала-2016 – 0,5% по сравнению аналогичным периодом 2018-го. И это – с учетом досчетов на малый бизнес и вложения, не наблюдаемые прямыми статистическими методами. Опубликованные статведомством на минувшей неделе подробные данные по капвложениям крупных и средних компаний указывают на снижение их инвестактивности – минус 1,2%. Инвестпланы также не порождают надежд на взрывной рост. По результатам опросов промышленников ИЭП им. Е.Т.Гайдара, они растеряли весь оптимизм начала года – баланс оценок, ориентированных на рост, опустился с 15 до 5 пунктов в мае. Минэкономразвития сохраняет прогноз по росту капвложений в 2019 году на 3,1%. Однако, если учесть, что временной лаг между увеличением прибыли и инвестиций обычно составляет около года, то желаемого оживления последних можно ожидать не ранее 2020-го.

В правительстве и ЦБ РФ основания для оживления деловой активности видят в усилении стимулирующей роли бюджетных расходов и возможном смягчении денежно-кредитной политики. Однако возвращение роста к потенциалу резко актуализирует вопросы, как выйти за его пределы.

Общая логика понятна – совмещение нацпроектов (развернутых финансовых смет исполнения майского указа 2018 года) с действиями по созданию стимулирующей деловой среды, ориентированной, прежде всего, на ускорение инвестиций. Начало движения к национальным целям-2024 (прошел год), однако, выявило:

- во-первых, необходимость дополнений в рамках замысла;

- во-вторых, а может быть и в-главных, потребность в сосредоточении усилий на преодолении по меньшей мере не отступающих ограничений экономическому подъему.

Именно на этом как раз и сделал акцент, выступая на пленарном заседании ПМЭФ Владимир Путин. Новые задачи по форсированному технологическому развитию (в области искусственного интеллекта и других сквозных направлений), поставленные перед компаниями с государственным участием и крупнейшими частными корпорациями, позволяют уточнить и оптимизировать стратегию следования РФ по «цифровому вектору». Понятны и намерения государства обеспечить финансовые и налоговые инструменты поддержки при гарантиях спроса через госзакупки.

Результаты обещает и ставка на экономический прогресс территорий Центральной и Восточной Сибири – связующего звена между Европейской частью России и ее Дальним Востоком. Увязка нацпроектов со стратегией пространственного развития РФ в этом конкретном случае выглядит в планах вполне убедительно.

Наибольший отклик бизнеса, впрочем, вызвало четкое подтверждение курса на проведение реформы контрольно-надзорной деятельности, открывающей путь к существенной трансформации всей системы госуправления. При этом, пожалуй, наиболее важным сигналом, полученным предпринимательским сообществом от Президента РФ, стало жесткое намерение «исключать даже формальные возможности для злоупотребления правом для давления на бизнес, последовательно очищать силовые структуры и судебную систему от недобросовестных лиц».

Накануне ПМЭФ эксперты почти единодушно констатировали: пресечение практик избирательного применения законодательства – главный текущий запрос бизнеса к власти. Напрямую об этом говорил в панельной дискуссии на форуме глава Счетной палаты Алексей Кудрин: «Сегодня это фокус для президента и правительства – здесь наводить порядок». Заметим, что к этому председателя СП РФ подвигли его же выводы из мониторинга исполнения нацпроектов: отсутствует уверенность в том, что только они приведут к достижению национальных целей; их вклад в ускорение роста ограничен 0,5 п.п. в год, что означает отставание на шестилетнем треке от среднемировых темпов; судьба их исполнения определяется вне них самих.

О настроениях участников ПМЭФ красноречиво говорят итоги опроса присутствовавших на деловом завтраке Сбербанка. В то, что нацпроекты позволят увеличить темпы роста ВВП выше среднемировых к 2024 году верят 61% опрошенных чиновников и лишь 22% предпринимателей. При этом 43,8% респондентов считают, что главная «недостающая» часть нацпроектов – реформа госуправления, 29,8% – реформа судов.

Дискуссии на ПМЭФ помимо высокого градуса недоверия к «властям вообще» показали рост заинтересованности в реальных улучшениях общих условий ведения бизнеса. При всех надеждах на закон о соглашениях по защите и поощрении капиталовложений (его проект еще не обсуждался на заседании кабмина), предусматривающий индивидуальные (для каждого проекта) наборы налоговых и иных опций, одновременно нарастают опасения усиления рисков нарушения конкуренции. Соглашения могут еще более добавить к существующему неравенству частных компаний в отношениях с государством.

Одновременно актуализируется вопрос, как вписать в рыночно-конкурентные отношения компании, находящиеся в собственности или под контролем государства. Один из обсуждавшихся на форуме ответов – реформировать как можно быстрее и основательнее их корпоративное управление и внутреннюю структуру.

Традиционно бизнес волнуют перспективы перемен (заверения о стабильности принимаются к сведению, но не более того) в налоговой системе. На этот раз «классический» сюжет обрел новые краски. Первый вице-премьер Антон Силуанов попенял нежеланию инвестировать, объяснив это тем, что «большую часть бизнеса развратили преференциями». Озабоченность понятна: лавинообразный поток разнообразных «стимулирующих инициатив», усиливающийся день ото дня, уже заставляет задуматься о гарантиях долгосрочной бюджетной стабильности. Но позволительна и оговорка – а где же давно обещанный Минфином обзор эффективности действующих льгот (по законодательству в текущем году его нужно представлять вместе с проектом бюджета). Кроме того, ясно, что материальной основой для просьб о преференциях является общий уровень фискальной нагрузки, который, по методике Всемирного банка (включает в себя все налоги и платежи на всех уровнях бюджетной системы и все страховые взносы), составляет 46,3% чистой прибыли (кстати, здесь у РФ 133-е место из 190 в рейтинге Doing Business).

Между тем, планируемые новации в налоговой сфере (сокращение срока для определения срока налогового резидентства до 90 суток с одновременным использованием критерия центра жизненных интересов», ужесточение де факто валютного контроля и т.п.) закономерно вызывают предпринимательскую нервозность, которая пока не компенсируется декларациями о приоритете стабильности налоговых условий.

По-прежнему сохраняется неопределенность по поводу правовых установлений, которые не должны ухудшать положение бизнеса. На минувшей неделе премьер Дмитрий Медведев утвердил дорожную карту «регуляторной гильотины». Новые требования принимать запрещено. Но как быть с «творческими интерпретациями» уже существующих, которые будут действовать еще полтора года?

В канун ПМЭФ исследовательский холдинг «Ромир» опубликовал примечательные результаты опроса населения о восприятии текущей экономической ситуации в стране. 51% респондентов определили ее как кризис. Конечно, это не строгая квалификация наблюдаемой макрокартины. Но, тем не менее, вполне точное отражение устойчивости факторов, препятствующих улучшению положения дел. Структурные ограничения росту при этом складываются в «барьер недоверия» между бизнесом и государством. Его демонтаж, что наглядно показали дискуссии в Санкт-Петербурге, – фактор для ускорения роста здесь-и-сейчас, пожалуй, даже более значимый, чем набор опций по стимулированию инвестиций. Владимир Путин пообещал проанализировать обсуждение структурной повестки на ПМЭФ для «корректировки работы с бизнесом». И это обнадеживает, поскольку для повышения эффективности влияния нацпроектов на макроэкономическую динамику важно не затягивать с практическими выводами и действиями.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net