Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

13.03.2006 | Татьяна Становая

ВИЗИТ ЛАВРОВА И НОВЫЙ ФОРМАТ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

7-9 марта состоялся визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в США. 7 марта он провел переговоры с госсекретарем США Кондолизой Райс, а затем встретился с президентом США Джорджем Бушем. 9 марта Лавров провел переговоры с генсеком ООН Кофи Аннаном.

Главной темой на переговорах стала ситуация вокруг Ирана. В США сейчас очень сильны антииранские настроения, растет психологическая напряженность. «Иран - это проблема Соединенных Штатов Америки №1», - заявила Кондолиза Райс 9 марта. Все определяет и отношение к российской позиции по иранской проблеме, которая в США воспринимается часто как проиранская. Показательно появление в американских СМИ «сенсационной информации» о том, что Россия готова согласиться на обогащение Ираном урана в малых количествах на собственной территории. Это создавало определенный фон вокруг переговоров и заставляло Россию искать больше точек соприкосновения с позицией США. Одновременно это вызывало сильное раздражение министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который сравнил публикации американских СМИ с «фантазиями» российской «желтой» газеты «Жизнь».

В действительности позиции России и США отличаются тактически, но сходны стратегически. Так, Россия никогда не допускала возможности выхода Ирана из режима нераспространения. Однако в тактике были ощутимые расхождения. США рассматривают поведение Ирана (недопущение МАГАТЭ на свои объекты, затягивание переговорного процесса, жесткие заявления в отношении Израиля) как деструктивное, и руководство страны дает для этого все основания. США не видят смысла в продолжении переговоров. В то же время Москва, имея в Иране собственные экономические интересы, стремится сохранить развитие ситуации в переговорном формате с участием Ирана. Однако у России оснований для этого становится все меньше. Иран постоянно меняет свою позицию и затягивает время. Так, 9 марта Иран заявил, что будет вести переговоры с Турцией о создании СП. 12 марта Иран отказался создавать СП с Россией. Однако уже 13 марта Совет по национальной безопасности Ирана опроверг эту информацию – вся эта чехарда говорит о стремлении Ирана «затягивать» переговорный процесс. Похоже, что Иран играет на противоречиях России с Западом, и как только здесь происходит сближение, вновь поворачивается лицом к Москве.

Переговоры США и Россия действительно показали, что позиции обеих стран сближаются. Они прошли весьма позитивно. Судя по всему, именно здесь был найден временный компромисс, выраженный в том, что в Совбез ООН передается лишь доклад МАГАТЭ, а не «ядерное досье» Ирана (такое решение и было принято в Вене). Тем самым, с одной стороны, Россия получила время для новых попыток усадить Иран за стол переговоров, но с другой стороны, при неизменности ситуации передача «ядерного досье» в Совбез ООН становится уже неизбежной.

На этом фоне США пошли на ряд символических жестов в отношении России. Впрочем, нужно подчеркнуть, что эти жесты вовсе не указывают на изменение отношения США к России. Речь идее скорее о стремлении США создать благоприятный фон вокруг переговоров, отнеся сложные и острые вопросы в разряд «вторичных».

Во-первых, президент США подтвердил свое твердое стремление добиться скорейшего завершения переговоров с российской стороной о присоединении РФ к ВТО и взял этот вопрос под свой личный контроль. Безусловно, эти слова ни к чему не обязывают США, и разногласия между двумя странами, например, по вопросу о работе на территории России филиалов иностранных банков, сохраняются. Однако на фоне завершения аналогичных переговоров с Украиной и отмене для нее поправки Джэксона-Вэника такие заявления американской стороны должны понравиться Москве. Стоит обратить внимание на контраст отношения США к Украине и России. В первом случае администрация Джорджа Буша пошла на реальные шаги, а не символические жесты.

Во-вторых, США не стали акцентировать внимание на болезненных для России темах. Внутриполитическая тематика была минимизирована. По итогам переговоров Госсекретарь США заявила, что США удовлетворены отношениями с РФ. Вместе с тем, она отметила, что стороны коснулись некоторых внутрироссийских проблем. Тем самым, Райс просто обозначила наличие таких проблем, однако не стала фиксировать на них внимание. Атмосферу «подпортил» очень резкий в отношении России доклад Совета по международным отношениям. Сам факт совпадения доклада с визитом Лаврова говорит о наличии разногласий в американской элите в оценке российских внутриполитических проблем. Кроме того, был обнародован Доклад Госдепа США о правах человека, сделанный в несколько более сдержанных тонах. Тем не менее, в этот раз внутриполитические вопросы не стали предметом публичных комментариев.

В-третьих, публично сглажены противоречия между Россией и США в отношении конфликтов вокруг непризнанных республик. Говоря об отношении США и России к различным локальным конфликтам, российский министр сказал, что «у нас не совсем совпадают взгляды на то, какими методами необходимо действовать, но конечная цель в сотрудничестве по международным делам, по-моему, идентична». Хотя в то же время США выступили против универсального подхода к таким конфликтам (включая Косово), за который ратует российский президент.

Наконец, в-четвертых, США в позитивном для России ключе провели переговоры о повестке дня саммита G8 в Санкт-Петербурге. Известно, что именно от США (хотя и не на официальном уровне) исходила критика членства России в G8, а недавно The Washington Times и вовсе призвала американского президента проигнорировать саммит. Достаточно вспомнить и слова Кондолизы Райс в разгар «газовой войны» между Россией и Украиной: тогда она усомнилась в том, заслужено ли членство России в G8. По итогам же нынешних переговоров Джордж Буш «подтвердил свою самую живую заинтересованность в том, чтобы совместными усилиями обеспечить успех саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге». Очевидны изменения в риторике и тональности американской стороны.

В целом визит Сергея Лаврова в США прошел успешно: он не усугубил разногласий, сблизил позиции по Ирану, подтвердил благоприятное отношение к председательству России в G8 и дал надежду на ускорение вступления России в ВТО. Переговоры показали, что определился новый формат российско-американских отношений. Этот формат предусматривает диверсификацию отношения к России (что, кстати, практически и предлагает жесткий доклад Совета по международным отношениям). По вопросам сотрудничества в сфере стратегической безопасности близость обеих стран удерживается на высоком уровне. Ради этого США готовы временно закрывать глаза на болезненные для американского политического класса проблемы. В спорных вопросах США предпочитают сохранять «прохладный» тон или выбирают прагматический подход. А это означает, что эти вопросы не снимаются с повестки дня и могут актуализироваться. Граница между официальной позицией администрации Буша и настороженным отношением политического класса США к России в действительности не является непроходимой. Руководствуясь принципами «риалполитик», администрация может закрывать глаза на настроения политэлит. Однако вечно это делать она не способна, и потому время от времени отношения двух стран обостряются.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net