Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

19.11.2019 | Политком.RU

Политический кризис и смена власти в Боливии

БоливияЗатянувшийся после последних президентских выборов политический кризис в Боливии, сопровождавшийся массовыми акциями протеста, привел к отставке президента Боливии Эво Моралеса. Временным президентом до проведения выборов стала представитель оппозиционной партии Жанин Аньес.

Политический кризис спровоцировали подозрения в манипуляциях при подсчете голосов в пользу Моралеса. Это стало последней каплей, после которой в Боливии начались многотысячные акции протеста. Большую роль в разрешении ситуации сыграли военные, фактически поддержавшие протестующих.

Эво Моралес возглавлял Боливию с 2005 года. Первый представитель коренного населения (аймара) на посту главы государства. Родом из бедной крестьянской семьи. Перед тем как прийти в политику, Моралес прошел долгий путь от сельского мальчишки, подрабатывавшего пастухом и обжигающего кирпичи, до основателя «Движения к социализму» а, затем, и президента страны. Политическая карьера экс-президента Боливии началась в 1985 году с создания «Движения к социализму» и участия в выборах в Национальный конгресс. Впервые участвовав в президентских выборах в 2002 году, он неожиданно для всех занял второе место, а спустя три года был избран президентом Боливии. Его успеху на президентских выборах в декабре 2005 года во многом способствовали ярко выраженная антиамериканская предвыборная программа, обещания национализировать газовую индустрию и легализовать выращивание коки.

Интересно, что именно Эво Моралес вскоре после своего первого избрания на пост президента Боливии провел реформу конституции, запрещавшей главе государства избираться дважды подряд. Впрочем, потом Моралес переизбрался в третий раз в 2014 году, поскольку суд установил, что первый срок Моралеса не засчитывался (так как он был до принятия новой Конституции), а затем и в четвертый.

Именно переизбрание экс-президента Моралеса положило начало истории, закончившейся политическим кризисом в стране и досрочной отставкой президента. В феврале 2016 года в стране прошел референдум о возможности Эво Моралеса в четвёртый раз участвовать в выборах через отмену ограничения быть президентом в два срока подряд. По итогам голосования против отмены ограничения на количество президентских сроков высказалось около 63 % избирателей. Однако результаты референдума, по мнению Конституционного суда Боливии, оказались не значимыми и противоречащими Конституции, как и ограничение на количество президентских сроков. Другим аргументом за возможность Моралеса баллотироваться на четвертый президентский срок стали обвинения США в руководстве пропагандистской кампанией против него. Все эти аргументы не были убедительными для критиков Моралеса.

Выборы президента Боливии прошли 20 октября 2019 года. Согласно официальным данным, по результатам выборов Эво Моралес набрал 47,07% голосов, а его соперник Карлос Меса, бывший президент, возглавлявший страну в 2003-2005 годах, и кандидат от коалиции «Гражданское общество» — 36,51%. Избирательная система Боливии устроена таким образом, что для победы на выборах кандидат должен набрать более 50% голосов избирателей или минимум 40%, но с опережением своего ближайшего соперника в 10%. В противном случае проводится второй тур.

Эво Моралес заявил о своей победе еще в день выборов, до окончания официального подсчета голосов. Оппозиция говорила о многочисленных нарушениях в день выборов. Электронный подсчет голосов Верховного избирательного суда в день голосования остановился на отметке в 84% обработанных голосов, соперники шли вровень. Снова система заработала только в понедельник 21 октября, а отрыв Эво Моралеса от Карлоса Меса увеличился на 10%, что вызвало подозрения в манипуляциях с электронным голосованием. О возможных махинациях и нарушениях выборного процесса отмечается и в докладе Организации американских государств, выступавшей наблюдателем на выборах и обнаружившей по итогам проверки ряд нарушений. Группа аудиторов в предварительном докладе указала, что «статистически маловероятно», что Моралес мог набрать достаточно голосов, чтобы избежать второго тура. По данным параллельных подсчетов голосов, в том числе экзитполлов, должен был пройти второй тур — по этим данным Моралес набрал 43,9%, а Меса — 39,4%.

После многочисленных заявлений о нарушениях в ходе президентских выборов в стране начались многотысячные акции протеста. Поддержку протестующим оказали военные. Командующий вооруженными силами страны генерал Уильямс Калиман призвал президента отказаться от мандата, чтобы позволить восстановить мир и сохранить стабильность в стране. В течение трех недель Эво Моралес держался на своем посту, но в воскресенье 10 ноября, после публичного оглашения позиции военных, и спустя буквально несколько часов после своего заявления о готовности провести новые президентские выборы, заявил о своем уходе в отставку с поста президента Боливии. Вскоре Эво Моралес покинул страну, бежав в Мексику, предоставившую ему политическое убежище, и 12 ноября дал небольшую пресс-конференцию, поблагодарив власти Мексики за «спасение его жизни».

Тем временем пост президента заняла второй вице-спикер боливийского сената Жанин Аньес. Согласна законодательству Боливии, после отставки всего высшего руководства, в том числе вице-президента Альваро Гарсии, председателя сената Адрианы Сальватьерры и председателя палаты депутатов Борды Аньес, именно Жанин Аньес стала первой в очереди за мандатом на управление страной (Сальватьерра через несколько дней решила вернуться, но уже было поздно).

Несмотря на изначальное активное сопротивление депутатов-сторонников Моралеса, бойкотировавших чрезвычайное заседание парламента Боливии, на котором была предпринята первая попытка юридически оформить многочисленные отставки с руководящих постов страны, ситуацию все же удалось относительно стабилизировать. Аньес признали временным президентом, а посты спикеров обеих палат заняли представители «Движения к социализму». Впрочем, компромисс выглядит шатким и связан с допуском партии Моралеса (но не самого экс-президента) к новым президентским выборам. Политический же курс нового правительства является ревизией прежнего – например, массово отстраняются послы, назначенные при Моралесе, объявлено о разрыве дипломатических отношений с Венесуэлой, Боливия уже покинула АЛБА (Боливарианский альянс для народов нашей Америки) и решается вопрос о выходе из соглашения УНАСУР (Союз южноамериканских наций). АЛБА была изначально проектом Уго Чавеса, а влияние Венесуэлы в УНАСУР уже привело к выходу из него большинства стран (в этом году вышел Эквадор, где находится штаб-квартира УНАСУР; кроме Боливии, в нем остаются Венесуэла, Уругвай, Гайана и Суринам).

Реакция международного сообщества на отставку Эво Моралеса разнообразна и не всегда однозначна. Центральную роль в поиске выхода Боливии из затянувшегося политического кризиса сыграла Организация американских государств, 10 ноября выпустившая заявление с рекомендацией аннулировать результат последних президентских выборов по причине их несостоятельности, многочисленных серьезных нарушений в ходе голосования и подсчете голосов.

Основные союзники Боливии – Куба, Венесуэла – назвали сложившуюся ситуацию государственным переворотом, а Мексика предоставила убежище на территории своей страны. Результаты президентских выборов уже сразу после объявлениях официальных результатов не признала Бразилия, а США призвали Боливию провести второй тур.

После отставки Моралеса США признали временным президентом Боливии второго вице-спикера палаты сенаторов Жанин Аньес. В ответ на это экс-президент обвинил США в организации заговора с целью переворота в Боливии.

ЕС поддерживает переходные органы управления Боливии, заявляя о их необходимости в целях избежать вакуума власти. При этом подчеркивает, что ближайшей задачей временного правительства должна стать подготовка к проведению новых выборов.

Интересна реакция российских властей на события в Боливии, выглядевшая противоречиво. С одной стороны, МИД 11 ноября выступил с резким заявлением о том, что «в течение внутриполитического кризиса в стране готовность правительства к поиску конструктивных решений на основе диалога была сметена развитием событий по лекалам срежиссированного госпереворота». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в том же день заявил, что «это абсолютно консолидированная реакция российской стороны». Но уже 13 ноября тот же Песков подчеркнул, что происходящее в Боливии является суверенным делом этой страны. В Кремле считают, что все должно оставаться в рамках закона и не должно приводить к человеческим жертвам. Слов о «лекалах госпереворота» уже нет. А в тот же день и замминистра иностранных дел Сергей Рябков, заявив об «эквиваленте госпереворота», тут же объявил о признании Жанин Аньес временным президентом, так как она заняла эту должность в соответствии с правовыми нормами (хотя и без кворума в сенате). Владимир Путин назвал происходящее в Боливии безвластьем, но не осудил решение Аньес занять пост президента и заявил, что Россия будет развивать отношения с Боливией, «кто бы ни пришел к власти» в этой стране в случае получения легитимного мандата. Более того, отметив, что в случае с Боливией были «элементы вмешательства извне», он заявил, что основными все стали «внутренние сложности».

Позиция России объясняется тремя основными факторами: отсутствием глобального интереса к Боливии, отсутствием личных симпатий к сбежавшему Эво Моралесу и проходившие как раз в тот момент саммит БРИКС, организатор которого президент Бразилии Жаир Болсонару – убежденный консерватор и антикоммунист, одним из первых признавший Аньес. Поскольку повлиять на ситуацию в Боливии Россия не сможет, да и не видит необходимости, а скандалов в рамках БРИКС тоже не хотелось, в конце концов, выбрана была позиция нейтралитета.

История со сменой власти в Боливии еще не закрыта. Эво Моралес в ходе пресс-конференции в Мексике уклонился от прямого ответа на вопрос о выборах и не исключил своего участия в них. При этом его сторонники в самой Боливии выходят на акции протеста, пытаясь раскачать обстановку в стране и обвиняя временное правительство в узурпации власти, а США – в попытках «раскачать лодку». Вероятно, попытка реванша и давления посредством акций протеста не будет успешной. Отсутствует и поддержка военных. При этом и оппозиция не держит всю ситуацию в своих руках из-за доминирования в парламенте партии Моралеса. Причем парламент нельзя просто разогнать, как несколько десятилетий назад – такие действия встретят неприятие и общества внутри страны, и международного сообщества (той же ОАГ, которая осудила действия Моралеса). Поэтому приходится договариваться.

На повестке сейчас – проведение новых президентских выборов, причем не факт, что кандидатом от новой власти на них станет Меса. Он левоцентрист по своим взглядам, политик, ориентированный на компромиссы и не принимавший активного участия в событиях, в результате которых был смещен Моралес. Временный президент Аньес настроена куда более консервативно, чем Меса. На первый план выходит правый политик Луис Фернандо Камачо, непримиримый противник Моралеса и индейского движения. Он уже вошел в президентский дворец с Библией в руке, демонстрируя возврат к традиционным христианским ценностям. В случае победы правых они будут проводить политику реванша в отношении индейских активистов, что может привести к ответной реакции и рискам новой дестабилизации.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net