Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
23.12.2019 | Марина Войтенко
«Смазанное» завершение 2019 года, осторожные ожидания-2020
По оценкам МЭР, в январе-ноябре текущего года ВВП РФ вырос на 1,3%. Набранный темп укладывается в ожидания министерства и позволяет надеяться, что итог-2019 в целом, возможно, несколько превысит показатель 11 месяцев. Вместе с тем, общеэкономический рост в ноябре замедлился до 1,6% г/г (после 2,3% г/г и 1,9% г/г в октябре и сентябре соответственно), что указывает на риск ослабления макродинамики в декабре и начале 2020 года до старта восстановления кредитной активности и совокупного спроса. Сколько для этого потребуется времени – главный практический вопрос прогнозов на ближайшую и среднесрочную перспективу. Ответ принципиален, поскольку от него зависят ожидания, под каким знаком пройдет наступающий год – продолжающейся стагнации или начинающегося ускорения экономики. Оснований для однозначно определенных выводов по этому поводу в настоящее время, однако, немного. Отсюда и различия оценок-2020 – от менее 1% до около 2% (даже без структурных реформ) и разнообразие гипотез относительно главных факторов, определяющих их сбываемость.
Основной причиной наблюдаемого замедления темпов ВВП, полагают в МЭР стало резкое ухудшение динамики промышленности. Прирост промвыпуска в последний месяц осени насчитывает 0,3% г/г после 2,6% г/г в октябре при сокращении вклада в динамику ВВП до 0,1 п.п. после 0,5-0,6 п.п. в июне-октябре. Снижение темпов производственной активности корреспондирует с сокращением грузооборота транспорта (минус 1,5% г/г в ноябре после нулевой динамики в предыдущие два месяца, в том числе минус 3,3% г/г по объему железнодорожных перевозок). После некоторого оживления в октябре на околонулевые уровни, наблюдаемые в больше части года, вернулись показатели темпов роста объемов строительных работ (+0,2% г/г в ноябре, +0,4% г/г за 11 месяцев).
Поддержку экономическому росту в ноябре оказали торговля и агросектор. Годовой темп роста сельхозпроизводства достиг 5,8% (после 5,2% в октябре), что обусловлено хорошим урожаем и относительно стабильной ситуацией в животноводстве. В торговой рознице зафиксирован максимальный рост оборота с начала года – 2,3% (1,7% г/г в октябре; 0,7% г/г в сентябре; 0,8% г/г в августе; 1,2% в июле). Темп 11 месяцев насчитывает 1,6%.
По версии МЭР, скорость розничной торговли, возможно, указывает на позитивные подвижки в расширении потребительского спроса (об этом же может свидетельствовать и некоторое ускорение инфляции – по состоянию на 16 декабря ИПЦ с начала месяца прибавил 0,2%). В основе – ускорение роста реальной заработной платы до 3,8% г/г в октябре с 3,1% г/г в сентябре (2,5% г/г за январь-октябрь) и закрепление в положительной области реальных располагаемых доходов населения – рост за 9 месяцев, по новой версии Росстата, на 0,8% г/г.
Заметим, что эксперты, не снимая вопроса к методике расчетов и согласованности с другими показателями потребительского спроса (сокращением на 0,6% в ноябре и на 0,8% г/г за 11 месяцев объема платных услуг населению, продолжающимся, хотя и притормозившем до 18,7% г/г ростом кредитования физлиц и т.п.), прежде всего, обращают внимание на неустойчивость тренда – производительность труда продолжает увеличиваться заметно меньшими темпами
Наблюдаемые макротренды, отмечают аналитики в ЦМАКП, практически сложились, как минимум с третьего квартала 2016 года, в инерционную картину стабильно низкого роста. В числе особенностей:
ü ограниченный, либо вовсе отрицательный вклад чистого экспорта в ВВП в условиях относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры;
ü минимальный темп в инвестиционных отраслях;
ü замедляющаяся инфляция как следствие стагнирующего конечного спроса;
ü устойчивое недоверие субъектов экономики к ее перспективам, все чаще выступающее как самостоятельный фактор торможения макродинамики.
В такой модели ВВП, как правило, поддерживается лишь увеличением потребительского спроса и приростом материальных запасов предприятий. Вклад валового накопления основного капитала околонулевой, а чистого экспорта – и вовсе отрицательный. Такая структура роста, уверены в ЦМАКП, будет непосредственно отражаться на его темпах. Поддержка со стороны потребления домохозяйств уже ограничена высокой степенью их закредитованности. Усиление же инвестактивности прямо зависит от результатов регулятивных действий государства по созданию стимулирующей деловой среды.
Отсюда и два варианта прогноза-2020: инерционный – 1,2-1,5% роста ВВП; оптимистический (при условии активной стимулирующей экономической политики, включая масштабную реализацию нацпроектов) – 1,7-2,0%. Прирост инвестиций соответственно составит в первом варианте – 1,1-1,4%, во втором – 3,2-3,5%.
В ДИП ЦБ РФ считают, что рост экономики РФ постепенно ускоряется и способен выйти на темп потенциального выпуска (он оценивается обычно в 1,5-2,0% – прим. авт.) в первом полугодии-2020. Текущая оценка роста ВВП в четвертом квартале-2019 повышена аналитиками Центробанка до 0,3% к/к с сезонной очисткой с 0,2% к/к, по октябрьской версии. В первом квартале 2020 года ожидается сохранение этого темпа, во втором – ускорение до 0,3-0,4% к/к. В годовом выражении это как раз и будет соответствовать уровню потенциального выпуска.
Среди главных факторов – оживление потребительских расходов домохозяйств, увеличение госзакупок товаров и услуг, инвестиционные бюджетные расходы, расширение кредитного предложения. Дальнейшее увеличение бюджетных расходов в 2020 году и смягчение денежно-кредитных условий, подчеркивают в ДИП ЦБ РФ, ускорят рост российской экономики в ближайшие кварталы при отсутствии значимых внешнеэкономических шоков, среди которых возможный новый раунд торможения мировой экономики.
Эксперты отмечают, что снижение ключевой ставки Банком России (пять раз в 2019-ом) и происходящее вследствие этого смягчение денежно-кредитных условий уже привели к тому, что прекратилось сжатие монетарного предложения, выступавшего одним из ограничений экономическому росту. Так, с июня-2018 по июнь-2019 оно сократилось на 5,7%, но уже в третьем квартале текущего года увеличилось на 6,9%. Всего же за 11 месяцев денежная база в широком определении прибавила 0,8 трлн рублей. Приток ликвидности в банки происходит и в виде средств, размещаемых на аукционах Минфина (1,1 трлн рублей в третьем квартале).
Продолжение трендов будет оказывать поддержку ускорению ВВП. Вместе с тем, более значимым его фактором призвана стать нормализация (при обеспечении равномерности) финансирования госрасходов на инвестцели (прежде всего, в разрезе нацпроектов). «Узким местом» по-прежнему является низкая эффективность госзатрат. По мнению аудиторов Счетной палаты, остаются нерешенными большинство системных проблем национального проектирования, выявленных еще в конце 2018 года. Основные претензии касаются отсутствия комплексного мониторинга процесса, громоздкости системы управления с дублированием функций, низкого уровня взаимодействия федеральных и региональных властей, отрыва целевых показателей проектов от реальных возможностей субъектов РФ. Все это, по мнению зампреда Счетной палаты Галины Изотовой, приводит к тому, что «пока вместо экономики для людей мы строим экономику показателей».
Стимулы монетарной и налогово-бюджетной политики могут «повиснуть в воздухе», если не будут сопровождаться реальными шагами экономических властей по созданию деловой среды, комфортной для бизнес-инвестиций. О резкой «континентальности» климата для капвложений на минувшей неделе напомнил МВФ, эксперты которого подсчитали, что из $441,1 млрд, накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику РФ около четверти (23,2%) приходится на долю средств российских юрлиц, прикрытых «перевалочными юрисдикциями». Смысл таких операций (round tripping) – гарантии большей защиты собственности и вложенного капитала. Между тем, главному стимул-замыслу 2020 года, а именно соглашениям о защите и поощрении инвестиций еще только предстоит сложиться в работоспособную конструкцию. По мнению главы МЭР Максима Орешкина, соответствующий законопроект, принятый в первом чтении (10 декабря) остается «сырым и спорным». Эксперты и бизнес-объединения и вовсе считают, что многие его положения должны быть переписаны заново (например, исключены из сферы его действия ГЧП-проекты и концессии).
Макрокартина, сложившаяся к завершению 2019 года, отражается в «смазанно-стагнационных» социальных настроениях граждан. По данным опроса Фонда «Общественное мнение» (проведен 17-24 ноября), 43% респондентов считают, что в 2020 году социальных изменений в стране ожидать не приходится, 28% предрекают ухудшение, лишь 15% исполнены оптимизма. Применительно к личному (семейному) благополучию лучшей перспективы ждут уже 30%, но по этой выборке за ухудшение «голосуют» 11%, за статус-кво – 40%. Макротренды и самоощущения россиян остаются на разных полюсах экономической реальности. Если допустить, что в 2020 году не случится очередного глобального кризиса (пока его вероятность, по оценкам, составляет 30-40%), то темпы роста решающим образом будут зависеть от синергии экономической политики. В 2019-ом этот эффект оставлял желать много лучшего. В итоге количественные макропоказатели и их качество двигались по разным траекториям. Их устойчивость, особенно по реальным зарплатам и доходам, продолжает вызывать вопросы. Не удалось оживить и инвестактивность. Поиск «потерянного» роста остается главной задачей в Новом году!
Марина Войтенко - экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.