Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

30.03.2020 | Марина Войтенко

Глобальная рецессия – акт первый

Марина Войтенко27 марта глава МВФ Кристалина Георгиева официально заявила: «Мы находимся в беспрецедентной ситуации, когда глобальная пандемия в сфере здравоохранения превратилась в экономический и финансовый кризис». Начавшаяся рецессия обещает быть как минимум не меньшей, чем в 2009 году. Спад-2020 ожидается довольно глубоким. Восстановление-2021 может начаться лишь в том случае, если удастся сдержать распространение коронавирусной инфекции. Планетарный вызов распада хозяйственных взаимосвязей порождает и ответы, по масштабности превышающие все исторические аналоги когда-либо принятых антикризисных мер. Резкое углубление уже наблюдаемого спада ожидается в апреле-июне. С учетом этого ведущие экономики мира «по жизненным показателям» подключаются к монетарным и бюджетным «аппаратам искусственной финансовой вентиляции».

Чемпионом по объемам господдержки выступают США, ставшие в настоящее время эпицентром пандемии. Программа бюджетного стимулирования, одобренная Конгрессом, насчитывает $2 трлн. Предусмотрены единовременные выплаты в $1,2 тыс для налогоплательщиков с годовым доходом до $75 тыс, в $500 для каждого ребенка в семье. Увеличиваются пособия по безработице (на $600 в неделю) и соответствующие страховые выплаты. На адресную «социалку» в итоге будет потрачено $760 млрд. На поддержку малому бизнесу направляется $350 млрд. Еще $0,5 трлн образуют стабилизационный фонд поддержки предприятий, штатов и городов, наиболее пострадавших от коронавируса. Помимо этого, существенные средства направляются в систему здравоохранения, одни только госпитали получат дополнительно $150 млрд.

В целом программа почти втрое превышает объем фискальных стимулов, задействованных в 2008 году и составляет чуть менее половины всех бюджетных расходов в текущем финансовом году. Одновременно все возможные инструменты по максимуму использует ВРС США, баланс которой уже превысил $5 трлн, подобравшись к отметке в 25% ВВП (дальнейший рост до 40-50% ВВП ожидается уже к июню). С учетом потенциала монетарных стимулов Федрезерва вся антикризисная программа Соединенных Штатов оценивается в $6 трлн. По мнению главы Минфина США Стивена Мнучина, в целом все реализуемые меры позволят держать экономику на плаву в ближайшие три месяца (то есть, в пик спада, когда прогнозы квартального снижения ВВП колеблются от 12% до 30%, при том, что в зоне риска потери рабочих мест могут оказаться 24 млн человек).

Наблюдатели уже задаются вопросом, какой станет экономическая система США после такого роста госдолга космическими темпами. Ответ пока неочевиден. Между тем, в новую финансовую реальность стремительно втягиваются все страны, принимающие масштабные антикризисные программы. Так, Германия, запустившая меры поддержки ценой в €756 млрд (примерно 5% ВВП), была вынуждена допустить ее финансирование за счет долгового покрытия бюджетного дефицита [в Конституции страны закреплен отказ от роста госзадолженности – прим. авт.].

На волне решений правительств и денежных властей финаналитики констатируют некоторую стабилизацию рынков. Однако с оговорками о высокой вероятности их новых коррекций вниз. Общий вывод – ближайшие три-четыре недели станут моментом истины для понимания как финансовые рынки, экономики в целом (прежде всего, рынки труда) откликнутся на массированные комбинации стимулирующих мер. Это же настроение, по мнению наблюдателей, определило в конечном счете ход и результаты экстренного видеосаммита лидеров стран G20. Конкретных решений немного (они касаются, прежде всего, взаимодействия в сфере борьбы с пандемией, деятельности центробанков и поддержки международных финансовых организаций). Тем не менее, важнейший институт международной экономической координации заработал и, судя по итоговому заявлению, намерен набирать обороты. Определена первая планка общих вливаний в экономики G 20 – $5 трлн. Однако на очереди еще более сложные вопросы – облик мировой торговли на выходе из глобальной рецессии, судьба разного рода санкций и ограничительных мер и др.

Владимир Путин проинформировал партнеров по G 20 о том, что общий объем антикризисных мер Правительства РФ составляет 1,2% ВВП, еще столько же насчитывает поддержка бизнеса и населения усилиями Центрального Банка. Согласно заявлению Минфина (24 марта) в 2020 году не планируется сокращения расходов федерального бюджета, хотя потребуется корректировка их приоритетов для первоочередного финансирования (с учетом имеющихся резервов) задач, связанных с активным противодействием пандемии и сглаживанием ее негативных последствий для экономики. Весомое основание – новый пакет (в продолжение и дополнение к уже принятым) мер, объявленный Президентом РФ в обращении к гражданам России 25 марта. Среди них: объявление нерабочей недели с 28 марта по 5 апреля с сохранением зарплаты в целях недопущения распространения коронавируса по «итальянскому» сценарию.

Большая часть других решений направлена непосредственно на поддержку граждан (и опосредованно потребительского спроса): автоматическое продление в ближайшие полгода всех социальных пособий и льгот; выплата ветеранам и труженикам тыла к 75-летию Великой Победы (75 и 50 тыс рублей); дополнительные выплаты в апреле-июне всем семьям, имеющим право на материнский капитал по 5 тыс рублей ежемесячно на каждого ребенка до трех лет (на эти цели потребуется около 35 млрд рублей); перенос с июля на июнь начала выплат на детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет; переход до конца года на выплаты по больничному листу из расчета не менее 1 МРОТ в месяц; увеличение на 50% пособий по безработице. Весьма существенная мера – право на приостановку обслуживания кредита и его пролонгацию без штрафных санкций при падении месячного дохода физлица более чем на 30% (будет распространяться и на индивидуальных предпринимателей).

Поддержка бизнеса фокусируется в первую очередь, на малых и средних предприятиях (МСП), уже попросту поставленных на грань выживания. Речь идет об отсрочке по всем налогам, исключая НДС, на ближайшие 6 месяцев (микропредприятиям она предоставляется еще и по страховым платежам). Кроме того, вводится шестимесячный мораторий на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов. Одновременно кабмину и ЦБ РФ поручено принять дополнительные меры по обеспечению устойчивого кредитования реального сектора, включая предоставление госгарантий и субсидирования.

Банк России 27 марта сообщил о распространении мер поддержки МСП еще на семь отраслей. Причем решения о реструктуризации кредитов могут приниматься банками в «широком формате», то есть без учета размера предприятий заемщиков. При этом кредитные учреждения до 30 сентября получат возможность не ухудшать качество обслуживаемого долга в связи с изменением финансового положения клиента. Объявленные меры охватывают около 25% кредитного портфеля банков (10 трлн рублей). Наряду с эти ЦБ РФ начнет предоставлять банкирам льготное фондирование под 4% для кредитования выплат заработной платы компаниями (только на ссуды и займы МСП выделяется 150 млрд рублей). При снижении банками объемов кредитования МСП ниже уровня, зафиксированного на 1 апреля 2020 года, ставка фондирования будет повышаться. Первые кредиты такого рода субъекты малого и среднего бизнеса начнут получать на текущей неделе.

В свою очередь правительство утвердило перечень из 22 отраслей, которые первыми получат господдержку в рамках принятых антикризисных мер. К началу апреля кабмин намерен запустить еще две опции для МСП. Первая касается разделения платежей по кредитам на три части: две субсидируют государство и банки, одна – приходится на долю малого бизнеса. Вторая направлена на решение вопроса о выплатах по аренде частным собственникам (с этим сталкиваются, прежде всего, торговые центры) – отсрочка платежей будет «обмениваться» на временное «отключение» для арендодателей налога на недвижимое имущество.

И бизнесом, и экспертным сообществом антикризисные меры оцениваются как необходимые и своевременные. Вместе с тем, высказывается и озабоченность в связи с возникающими рисками. В первую очередь она вызвана опасениями, что прекращение действия разного рода мораториев и отсрочек в будущем может задержать восстановление деловой активности (налоги платить не с чего, а банкротства все равно не избежать). Другая причина – нередкое запаздывание детальных разъяснений принимаемых решений. Большая часть такого рода лагов объективна в связи с отсутствием (будем надеяться недолгим) законодательных решений. Тем не менее, вопросы у бизнеса остаются. На минувшей неделе, например, деловые СМИ обратили внимание на то, что 30 марта наступил срок уплаты налога на прибыль за 2019 год. Как быть в этом случае с продекларированными отсрочками?

Другой пример касается дефицита коммуникаций регуляторов с банковским сообществом, который обозначился в связи с предстоящим взиманием НДФЛ с процентных доходов населения по банковским вкладам и инвестициям в долговые бумаги. Банковские ассоциации предупредили, что отсутствие разъяснений по деталям и срокам усиливает риски набегов вкладчиков и сброса «народных ОФЗ». Тем более что официальные оценки возможных доходных поступлений в бюджет отсутствуют, а версии в деловых СМИ порой различаются впятеро (от 113 млрд до более 500 млрд рублей). Четкая коммуникация с бизнесом востребована и в связи с повышением до 15% налога на дивиденды, получаемые с зарубежных счетов. Приток в бюджет от этой в целом социально справедливой меры может составить, по расчетам, до $12 млрд (по базе 2019 года). Но под «раздачу» могут попасть не только «налоговые оптимизаторы», но и добросовестные инвесторы.

Наряду с адаптацией экономики и населения к текущим шокам и минимизации неизбежных потерь принципиальной особенностью антикризисных мер (и одновременно еще одним критерием их эффективности) является своего рода конструирование ДНК новой послерецессионной деловой среды. Первая «операция» такой генной инженерии – понижение «в долгую» (с 30% до 15%) размера страховых взносов на сумму зарплаты, превышающую МРОТ, что является долгосрочным стимулом для бизнесов повышать вознаграждение за труд и работать «в белую». Пока решение будет касаться, прежде всего, поддержки доходов у занятых в МСП. Но начало либерализации страховых взносов уже положено.

Принимаемые меры по поддержке населения и экономики, конечно, будут амортизировать негативные последствия пандемии коронавируса и глобальной рецессии. Тем не менее, ущерб от этого двойного шока уже ощутим. Вынужденные недельные «каникулы» в начале второго квартала способны отобрать у российского ВВП, по усредненной оценке, около 1%, что сопоставимо с потерями от новогоднего отдыха (по методике Росстата, в это время, как правило, «простаивают» виды деятельности, создающие 70-75% ВВП). Заметим, однако, что расчеты макровычитания вследствие нынешнего эпизода сильно разнятся – от 0,5% до 1,5% ВВП. К тому же прогнозы осложняются объективной неопределенностью в связи с возможными увеличением продолжительности и ужесточением карантинных и «самоизоляционных» мер. Если мировая экономика начнет уверенно восстанавливаться во втором полугодии, то у РФ сохраняются приличные шансы на околонулевой или даже слабоположительный годовой рост. Если спад в мире затянется на третий квартал, то тогда рабочий сценарий – сокращение ВВП на 1,5-2,0%. Если же «не развиднеется» до конца 2020 года с явными признаками глобальной непогоды-2021, то падение может оказаться сопоставимым с 2008-м (-7,4%) или даже глубже.

На минувшей неделе международное агентство S&P подтвердило рейтинг России на инвестиционном уровне со стабильным прогнозом, что можно считать признанием принятых антикризисных решений. Факт, безусловно, позитивный. Но еще важнее новые регулятивные ответы на запросы бизнеса и граждан, поступающие по каналам (работающим!) коммуникаций с экономическими и денежными властями. Их содержание, естественно, будет определяться сильной изменчивостью обстоятельств. Вместе с тем, понятны главные принципы последующих действий. Во-первых, неухудшение условий ведения бизнеса после прекращения объявленных мораториев, отсрочек и т.п., что предполагает создание механизмов управления рисками продолжения снижения деловой активности после завершения сроков антикризисных мер. Во-вторых, накопление их стимулирующих эффектов (от перераспределения госрасходов с их увеличением на приоритетных направлениях до как минимум неповышения ключевой ставки ЦБ РФ). В-третьих, использование энергии преодоления текущих шоков для ускорения продвижения к новой экономической модели. Создание стимулирующей деловой среды для бизнеса (снижение страховых взносов – первый шаг) остается принципиальным критерием неотклонения от этого маршрута.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net