Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

30.03.2020 | Марина Войтенко

Глобальная рецессия – акт первый

Марина Войтенко27 марта глава МВФ Кристалина Георгиева официально заявила: «Мы находимся в беспрецедентной ситуации, когда глобальная пандемия в сфере здравоохранения превратилась в экономический и финансовый кризис». Начавшаяся рецессия обещает быть как минимум не меньшей, чем в 2009 году. Спад-2020 ожидается довольно глубоким. Восстановление-2021 может начаться лишь в том случае, если удастся сдержать распространение коронавирусной инфекции. Планетарный вызов распада хозяйственных взаимосвязей порождает и ответы, по масштабности превышающие все исторические аналоги когда-либо принятых антикризисных мер. Резкое углубление уже наблюдаемого спада ожидается в апреле-июне. С учетом этого ведущие экономики мира «по жизненным показателям» подключаются к монетарным и бюджетным «аппаратам искусственной финансовой вентиляции».

Чемпионом по объемам господдержки выступают США, ставшие в настоящее время эпицентром пандемии. Программа бюджетного стимулирования, одобренная Конгрессом, насчитывает $2 трлн. Предусмотрены единовременные выплаты в $1,2 тыс для налогоплательщиков с годовым доходом до $75 тыс, в $500 для каждого ребенка в семье. Увеличиваются пособия по безработице (на $600 в неделю) и соответствующие страховые выплаты. На адресную «социалку» в итоге будет потрачено $760 млрд. На поддержку малому бизнесу направляется $350 млрд. Еще $0,5 трлн образуют стабилизационный фонд поддержки предприятий, штатов и городов, наиболее пострадавших от коронавируса. Помимо этого, существенные средства направляются в систему здравоохранения, одни только госпитали получат дополнительно $150 млрд.

В целом программа почти втрое превышает объем фискальных стимулов, задействованных в 2008 году и составляет чуть менее половины всех бюджетных расходов в текущем финансовом году. Одновременно все возможные инструменты по максимуму использует ВРС США, баланс которой уже превысил $5 трлн, подобравшись к отметке в 25% ВВП (дальнейший рост до 40-50% ВВП ожидается уже к июню). С учетом потенциала монетарных стимулов Федрезерва вся антикризисная программа Соединенных Штатов оценивается в $6 трлн. По мнению главы Минфина США Стивена Мнучина, в целом все реализуемые меры позволят держать экономику на плаву в ближайшие три месяца (то есть, в пик спада, когда прогнозы квартального снижения ВВП колеблются от 12% до 30%, при том, что в зоне риска потери рабочих мест могут оказаться 24 млн человек).

Наблюдатели уже задаются вопросом, какой станет экономическая система США после такого роста госдолга космическими темпами. Ответ пока неочевиден. Между тем, в новую финансовую реальность стремительно втягиваются все страны, принимающие масштабные антикризисные программы. Так, Германия, запустившая меры поддержки ценой в €756 млрд (примерно 5% ВВП), была вынуждена допустить ее финансирование за счет долгового покрытия бюджетного дефицита [в Конституции страны закреплен отказ от роста госзадолженности – прим. авт.].

На волне решений правительств и денежных властей финаналитики констатируют некоторую стабилизацию рынков. Однако с оговорками о высокой вероятности их новых коррекций вниз. Общий вывод – ближайшие три-четыре недели станут моментом истины для понимания как финансовые рынки, экономики в целом (прежде всего, рынки труда) откликнутся на массированные комбинации стимулирующих мер. Это же настроение, по мнению наблюдателей, определило в конечном счете ход и результаты экстренного видеосаммита лидеров стран G20. Конкретных решений немного (они касаются, прежде всего, взаимодействия в сфере борьбы с пандемией, деятельности центробанков и поддержки международных финансовых организаций). Тем не менее, важнейший институт международной экономической координации заработал и, судя по итоговому заявлению, намерен набирать обороты. Определена первая планка общих вливаний в экономики G 20 – $5 трлн. Однако на очереди еще более сложные вопросы – облик мировой торговли на выходе из глобальной рецессии, судьба разного рода санкций и ограничительных мер и др.

Владимир Путин проинформировал партнеров по G 20 о том, что общий объем антикризисных мер Правительства РФ составляет 1,2% ВВП, еще столько же насчитывает поддержка бизнеса и населения усилиями Центрального Банка. Согласно заявлению Минфина (24 марта) в 2020 году не планируется сокращения расходов федерального бюджета, хотя потребуется корректировка их приоритетов для первоочередного финансирования (с учетом имеющихся резервов) задач, связанных с активным противодействием пандемии и сглаживанием ее негативных последствий для экономики. Весомое основание – новый пакет (в продолжение и дополнение к уже принятым) мер, объявленный Президентом РФ в обращении к гражданам России 25 марта. Среди них: объявление нерабочей недели с 28 марта по 5 апреля с сохранением зарплаты в целях недопущения распространения коронавируса по «итальянскому» сценарию.

Большая часть других решений направлена непосредственно на поддержку граждан (и опосредованно потребительского спроса): автоматическое продление в ближайшие полгода всех социальных пособий и льгот; выплата ветеранам и труженикам тыла к 75-летию Великой Победы (75 и 50 тыс рублей); дополнительные выплаты в апреле-июне всем семьям, имеющим право на материнский капитал по 5 тыс рублей ежемесячно на каждого ребенка до трех лет (на эти цели потребуется около 35 млрд рублей); перенос с июля на июнь начала выплат на детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет; переход до конца года на выплаты по больничному листу из расчета не менее 1 МРОТ в месяц; увеличение на 50% пособий по безработице. Весьма существенная мера – право на приостановку обслуживания кредита и его пролонгацию без штрафных санкций при падении месячного дохода физлица более чем на 30% (будет распространяться и на индивидуальных предпринимателей).

Поддержка бизнеса фокусируется в первую очередь, на малых и средних предприятиях (МСП), уже попросту поставленных на грань выживания. Речь идет об отсрочке по всем налогам, исключая НДС, на ближайшие 6 месяцев (микропредприятиям она предоставляется еще и по страховым платежам). Кроме того, вводится шестимесячный мораторий на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов. Одновременно кабмину и ЦБ РФ поручено принять дополнительные меры по обеспечению устойчивого кредитования реального сектора, включая предоставление госгарантий и субсидирования.

Банк России 27 марта сообщил о распространении мер поддержки МСП еще на семь отраслей. Причем решения о реструктуризации кредитов могут приниматься банками в «широком формате», то есть без учета размера предприятий заемщиков. При этом кредитные учреждения до 30 сентября получат возможность не ухудшать качество обслуживаемого долга в связи с изменением финансового положения клиента. Объявленные меры охватывают около 25% кредитного портфеля банков (10 трлн рублей). Наряду с эти ЦБ РФ начнет предоставлять банкирам льготное фондирование под 4% для кредитования выплат заработной платы компаниями (только на ссуды и займы МСП выделяется 150 млрд рублей). При снижении банками объемов кредитования МСП ниже уровня, зафиксированного на 1 апреля 2020 года, ставка фондирования будет повышаться. Первые кредиты такого рода субъекты малого и среднего бизнеса начнут получать на текущей неделе.

В свою очередь правительство утвердило перечень из 22 отраслей, которые первыми получат господдержку в рамках принятых антикризисных мер. К началу апреля кабмин намерен запустить еще две опции для МСП. Первая касается разделения платежей по кредитам на три части: две субсидируют государство и банки, одна – приходится на долю малого бизнеса. Вторая направлена на решение вопроса о выплатах по аренде частным собственникам (с этим сталкиваются, прежде всего, торговые центры) – отсрочка платежей будет «обмениваться» на временное «отключение» для арендодателей налога на недвижимое имущество.

И бизнесом, и экспертным сообществом антикризисные меры оцениваются как необходимые и своевременные. Вместе с тем, высказывается и озабоченность в связи с возникающими рисками. В первую очередь она вызвана опасениями, что прекращение действия разного рода мораториев и отсрочек в будущем может задержать восстановление деловой активности (налоги платить не с чего, а банкротства все равно не избежать). Другая причина – нередкое запаздывание детальных разъяснений принимаемых решений. Большая часть такого рода лагов объективна в связи с отсутствием (будем надеяться недолгим) законодательных решений. Тем не менее, вопросы у бизнеса остаются. На минувшей неделе, например, деловые СМИ обратили внимание на то, что 30 марта наступил срок уплаты налога на прибыль за 2019 год. Как быть в этом случае с продекларированными отсрочками?

Другой пример касается дефицита коммуникаций регуляторов с банковским сообществом, который обозначился в связи с предстоящим взиманием НДФЛ с процентных доходов населения по банковским вкладам и инвестициям в долговые бумаги. Банковские ассоциации предупредили, что отсутствие разъяснений по деталям и срокам усиливает риски набегов вкладчиков и сброса «народных ОФЗ». Тем более что официальные оценки возможных доходных поступлений в бюджет отсутствуют, а версии в деловых СМИ порой различаются впятеро (от 113 млрд до более 500 млрд рублей). Четкая коммуникация с бизнесом востребована и в связи с повышением до 15% налога на дивиденды, получаемые с зарубежных счетов. Приток в бюджет от этой в целом социально справедливой меры может составить, по расчетам, до $12 млрд (по базе 2019 года). Но под «раздачу» могут попасть не только «налоговые оптимизаторы», но и добросовестные инвесторы.

Наряду с адаптацией экономики и населения к текущим шокам и минимизации неизбежных потерь принципиальной особенностью антикризисных мер (и одновременно еще одним критерием их эффективности) является своего рода конструирование ДНК новой послерецессионной деловой среды. Первая «операция» такой генной инженерии – понижение «в долгую» (с 30% до 15%) размера страховых взносов на сумму зарплаты, превышающую МРОТ, что является долгосрочным стимулом для бизнесов повышать вознаграждение за труд и работать «в белую». Пока решение будет касаться, прежде всего, поддержки доходов у занятых в МСП. Но начало либерализации страховых взносов уже положено.

Принимаемые меры по поддержке населения и экономики, конечно, будут амортизировать негативные последствия пандемии коронавируса и глобальной рецессии. Тем не менее, ущерб от этого двойного шока уже ощутим. Вынужденные недельные «каникулы» в начале второго квартала способны отобрать у российского ВВП, по усредненной оценке, около 1%, что сопоставимо с потерями от новогоднего отдыха (по методике Росстата, в это время, как правило, «простаивают» виды деятельности, создающие 70-75% ВВП). Заметим, однако, что расчеты макровычитания вследствие нынешнего эпизода сильно разнятся – от 0,5% до 1,5% ВВП. К тому же прогнозы осложняются объективной неопределенностью в связи с возможными увеличением продолжительности и ужесточением карантинных и «самоизоляционных» мер. Если мировая экономика начнет уверенно восстанавливаться во втором полугодии, то у РФ сохраняются приличные шансы на околонулевой или даже слабоположительный годовой рост. Если спад в мире затянется на третий квартал, то тогда рабочий сценарий – сокращение ВВП на 1,5-2,0%. Если же «не развиднеется» до конца 2020 года с явными признаками глобальной непогоды-2021, то падение может оказаться сопоставимым с 2008-м (-7,4%) или даже глубже.

На минувшей неделе международное агентство S&P подтвердило рейтинг России на инвестиционном уровне со стабильным прогнозом, что можно считать признанием принятых антикризисных решений. Факт, безусловно, позитивный. Но еще важнее новые регулятивные ответы на запросы бизнеса и граждан, поступающие по каналам (работающим!) коммуникаций с экономическими и денежными властями. Их содержание, естественно, будет определяться сильной изменчивостью обстоятельств. Вместе с тем, понятны главные принципы последующих действий. Во-первых, неухудшение условий ведения бизнеса после прекращения объявленных мораториев, отсрочек и т.п., что предполагает создание механизмов управления рисками продолжения снижения деловой активности после завершения сроков антикризисных мер. Во-вторых, накопление их стимулирующих эффектов (от перераспределения госрасходов с их увеличением на приоритетных направлениях до как минимум неповышения ключевой ставки ЦБ РФ). В-третьих, использование энергии преодоления текущих шоков для ускорения продвижения к новой экономической модели. Создание стимулирующей деловой среды для бизнеса (снижение страховых взносов – первый шаг) остается принципиальным критерием неотклонения от этого маршрута.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net