Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

12.05.2020 | Марина Войтенко

«Карантинная» макрореальность – промежуточные последствия

Марина ВойтенкоОбсуждение перспектив поэтапного смягчения ограничений деловой жизни совпало с первыми предварительными оценками потерь от «нерабочих» недель. По данным ФНС, в апреле поступление налогов в консолидированный бюджет РФ упало на 31,4% (НДФЛ – на 14%, НДС – на 26,7%, налога на прибыль – на 41%, НДПИ – на 50,3%). По расчетам МЭР, экономическая активность в прошлом месяце снизилась на 33%, при этом действующие ограничительные меры коснулись 28% рабочих мест. Прогноз ЦБ РФ, согласно которому месяц простоя российского хозяйства вычитает из годового ВВП 1,5-2,0%, остается актуальным. Особенно с учетом того, что денежные и финансовые власти ожидают, что значимое восстановление бизнес-деятельности начнется лишь летом. Причем оно не только не обещает быть беспроблемным, но на деле может оказаться еще более сложным этапом для всех субъектов экономики.

Наблюдаемая реальность пока не внесла существенных изменений в прогнозы спада-2020 в РФ. Большая их часть (из появившихся на минувшей неделе) вписывается в интервал глубины падения в 4-6%, предполагаемый аналитиками Банка России. В ЦМАКП и ВЭБ.РФ – по 5,3%, в Еврокомиссии – 5%, Центре стратегических разработок (ЦСР) – 4,6-5,6% (в зависимости от сроков отмены ограничений), в рейтинговом агентстве АКРА – 4,5%. Ожидания экспертов Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton много хуже – до 10% и более. Консенсус-прогноз «Интерфакса» (опубликован 7 мая), напротив, заметно оптимистичнее: снижение ВВП на 3,5%, промвыпуска – на 3,7%, инвестиций – на 6,7%, торговой розницы – на 5,6%, реальных доходов населения – на 3,8%.

Между тем, комментаторы отмечают условность этого консенсуса: речь идет об усредненных показателях при очень широких разбросах оценок экспертов-участников. В Центре развития НИУ ВШЭ, например, полагают вероятным снижение реальных располагаемых доходов населения в текущем году на 8-12% (а во втором квартале и вовсе на 20%).

Еще более впечатляют отклонения в выводах об апрельской динамике промпроизводства и розничного товарооборота. Средний показатель ожиданий опрошенных «Интерфаксом» экономистов в отношении падения промышленного выпуска 13,3% в годовом выражении, но оценки варьируются от минус 8% до минус 25%. Сходные предположения, основанные на данных электропотребления, и у экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования – снижение производственной активности в апреле на 13-17%. Ориентир (-14,8%) Института народнохозяйственного прогнозирования РАН тоже укладывается в эти рамки.

Как и ожидалось, мартовский ажиотажный потребительский спрос сменился падением. Консенсус участников опроса «Интерфакса» – в апреле торговая розница потеряет 17,7% г/г при разбросе мнений от минус 5% до минус 40%. Основания для такого пессимизма весомы. По оценке аналитиков IT-компании «Эвотор», основанной на данных онлайн-касс (более 650 тыс устройств по России), выручка магазинов одежды упала на 88%, обуви – на 87%, домашнего текстиля – на 77%, электроники – на 52%, стройматериалов – на 51%, канцтоваров – на 42%, зоомагазинов – на 36%.

Серьезные потери несет сектор услуг – выручка стоматологий упала на 72%, салонов красоты – на 85% и т.п. При этом рассчитываемый IHS Markit индекс деловой активности (PMI) в секторе в апреле рухнул до 12,2 пункта после 37,1 рункта в марте, пережив самое резкое падение за всю историю наблюдений с октября 2001 года.

Снижается реализация даже товаров повседневного спроса. В апреле обороты несетевых супер- и минимаркетов уменьшились на 30%, специализированных продуктовых торговых точек (мясных, овощных и т.п.) – на 16%, что в целом вполне закономерно – согласно результатам опросов «инФОМ», проводимых по заказу ЦБ РФ, во второй половине апреля россияне ухудшили оценки своего материального положения. Основание тому – «уменьшение доходов на фоне роста расходов и/или потери работы кем-то из членов семьи», – отмечается в материалах исследования. Доля респондентов, сообщивших о вынужденном сокращении расходов и отказе от привычных товаров и услуг, выросла с 28% в начале месяца до 44% к концу апреля. Почти каждый четвертый (23%) сообщил о том, что приходится тратить сбережения на покрытие текущих расходов.

Причем увеличение затрат на повседневные нужды по-прежнему отмечают 53% респондентов, а главной причиной чаще указывают рост цен (33% – плюс 3 п.п. к началу месяца). Чаще всего среди товаров и услуг, расходы на которые, пришлось уменьшить, назывались продукты питания (31%, рост на 11 п.п. по сравнению с первым опросом), в том числе овощи и фрукты (10%, рост на 6 п.п.), мясо и птица (9%, рост на 4 п.п.); обе эти категории стали чаще упоминаться и в числе подорожавших в последние две недели товаров.

В принципе основания для таких ощущений вполне реальны – по данным Росстата, в прошлом месяце по сравнению с мартом продовольственные товары подорожали на 1,7%, медикаменты – на 3,2%, в то время как инфляция составила 0,8% (в годовом выражении – 3,1%), что оказалось даже ниже экспертного консенсус-прогноза в 0,9%. Существенную роль в сдерживании роста потребительских цен сыграли: низкие темпы в сегменте промтоваров (+0,4% за месяц) и услуг (+0,1%), а также незначительный (по сравнению с возможным) эффект переноса ослабления курса рубля на цены.

Так, по расчетам аналитиков Райффайзенбанка, при обычных значениях переноса в +1 п.п. к ценовой динамике от 10% м/м ослабления курса рубля (с лагом в месяц) в апреле инфляция должна была бы подскочить на ~1,5 п.п. (т.к. в марте средний курс национальной валюты упал на 15% м./м.). Однако существенное ослабление экономической активности практически свело на нет этот эффект, и его итоговое значение в апреле оказалось в пределах 0,3-0,4 п.п.

При этом поддержку курсу нацвалюты будут оказывать действия денежных и финансовых властей. – Минфин уже начал 7 апреля продажу валюты из Фонда национального благосостояния для пополнения источников финансирования бюджетного дефицита, госрасходов и антикризисных мер. В период до 12 мая объем ее реализации эквивалентен 77,8 млрд рублей, а с 13 мая по 4 июня он должен увеличиться до 193,1 млрд рублей. Помимо этого, Банк России в рамках упреждающих мер по снижению волатильности с 10 марта по 7 мая продал валюты на 539,5 млрд рублей. Эффект от этих действий на потребительские цены должен сказаться уже в начале лета. Согласно экспертным прогнозам, в течение ближайших месяцев курс рубля может войти в диапазон 69-71 руб/$.

В течение «нерабочего» периода правительство реализовало два антикризисных пакета. Общий объем средств, необходимых для исполнения принятых решений, в Минфине оценивают в 6,5% ВВП. Из них 2,8% ВВП – это прямые расходы бюджета, госгарантии и налоговые меры. Остальное – финансирование всех утвержденных бюджетных назначений-2020 за счет ФНБ и новых размещений гособлигаций.

Различными режимами налоговых послаблений охвачены четверть всех предприятий и индивидуальных предпринимателей (они вошли в перечень 11 укрупненных пострадавших отраслей). Полтора миллиона юрлиц уже получили автоматические налоговые отсрочки в целом на 217 млрд рублей. Помимо этого, ФНС ожидает, что с заявлениями по этому поводу обратятся еще более 50 тыс компаний. После истечения шести месяцев налоговых отсрочек можно получить рассрочку по сформировавшимся фискальным долгам еще до года. Смысл этих мер – минимизировать груз обязательств, который накопится у бизнесов к моменту выхода из вынужденного простоя. В этом же ряду отсрочки платежей по аренде имущества, правом на которые уже воспользовались 28,5 тыс субъектов МСП.

По данным МЭР, компании активно пользуются возможностями снизить административно-регулятивные издержки: автоматически на год продлены около 36 тыс лицензий, срок которых заканчивается в 2020-ом, почти 600 тыс различных сертификатов и аккредитаций специалистов и около 15 тыс других разрешительных документов.

Разворачивается кредитная поддержка бизнеса и населения. По состоянию на 8 мая физлицам одобрено 64 тыс заявлений по реструктуризации и отсрочкам платежей по кредитам. Общий объем 16 тыс договоров, по которым уже предоставлены кредитные каникулы, насчитывает 68 млрд рублей. Уровень реструктуризаций в корпоративном секторе на порядок выше: у МСП – 343 млрд рублей, у крупных компаний – 501,9 млрд рублей. Одновременно набирает обороты кредитование с субсидированными ставками по зарплатным ссудам под 0% - уже подписаны 20 тыс соглашений на сумму 46 млрд рублей; по программам на пополнение оборотных средств для системообразующих предприятий (конечная ставка не превышает 4,5-5,0%) банки представили заявки на 370 млрд рублей субсидий Минфина.

Регулятор внимательно следит и за состоянием самого банковского сектора. С начала года профицит ликвидности кредитных организаций снизился вдвое – с 2,8 трлн рублей до 1,4 трлн рублей. При этом не уменьшается дисбаланс активов и пассивов по срочности: «длинные» кредиты приходится обеспечивать «короткими» привлеченными средствами. Для управления этим риском Банк России принял решение о временном возобновлении долгосрочных операций репо (на 1 месяц и 1 год). Первые аукционы месячного репо планируется провести в конце мая, годового – в конце июня.

Несмотря на принятые антикризисные меры, общеэкономическую ситуацию все еще трудно назвать удовлетворительной. По оценке ФНС, не работают 36% компаний, общая выручка юрлиц просела на 25%. По опросу ЦБ РФ с 11 по 30 апреля доля предприятий, столкнувшихся с отменой или сокращением заказов, осталась близкой к 50%. Около 30% сообщают о дефиците оборотных средств, почти 25% не могут вести бизнес в текущих условиях. При этом 62% уверены, что для полного восстановления после снятия ограничительных мер им потребуется меньше года.

Процесс этот, тем не менее, будет сильно неравномерным. Согласно опросам ЦСР, 14% предприятий и организаций наладят работу на протяжении трех-четырех недель. Через три-шесть месяцев посткоронавирусная реабилитация коснется уже половины, спустя год восстановятся до 80% компаний. Примерно пятой части для этого потребуется более года. В целом же возвращение к «норме» может составить от полутора до двух лет. Для сокращения срока необходимы новые системные регулятивные усилия и стимулы. Пока же, по данным ЦСР, около 60% бизнес-респондентов считают принятые и/или анонсированные меры господдержки недостаточными.

Показательно, что с этим не спорят и в самом правительстве. Министр финансов Антон Силуанов, например, уверен, что «сумма господдержки будет увеличиваться» (См. подробнее его интервью газете «Ведомости» 06 мая 2020). Новые ее направления 11 мая ясно обозначил Президент РФ Владимир Путин. Среди наиболее значимых (с точки зрения необходимых финансовых ресурсов): меры прямой денежной помощи семьям с детьми (коснутся 27 млн детей); новая специальная кредитная программа поддержки занятости, рассчитанная на 7 млн рабочих мест на всех предприятиях в пострадавших отраслях (льготные кредиты под 2% могут быть через год вообще списаны, если будет сохранена занятость на уровне 90% и выше); обнуление фискальных платежей за второй квартал текущего года (кроме НДС) для МСП и ИП в пострадавших отраслях; а также комплекс решений, стимулирующих самозанятость (предоставление «налогового капитала» и «налогового вычета» в размере одного МРОТ всем официально зарегистрировавшимся в этом режиме – 650 ты человек).

Принципиально новые природа и масштаб коронавирусного вызова требуют регулятивных ответов «нового поколения» на уже проявившиеся и возникающие макрошоки. При этом приходится двигаться по тонкой грани между двумя императивами: необходимостью расширения господдержки и обязательностью сохранения стабильности финансовой системы РФ.

Согласно базовому сценарию Минфина, при спаде экономики в текущем году на 5% дефицит бюджета составит около 4% ВВП (оценка ЦБ РФ жестче – 4-5% ВВП – прим. авт.), при этом казна недополучит 4 трлн рублей доходов (в том числе около 1,5 трлн рублей нефтегазовых), а расходы возрастут на 1,07 трлн до 20,7 трлн рублей. Приоритетные направления будут обеспечиваться перераспределением уже утвержденных средств (в основном в рамках нацпроектов). Первый раунд в 250 млрд рублей уже завершен, на очереди следующие 700 млрд. В числе источников финансирования: переходящие остатки прошлого года (около 1,1 трлн рублей); часть прибыли ЦБ РФ от продажи контрольного пакета Сбербанка правительству, зачисленной в бюджет (не менее 1,5 трлн рублей); средства ФНБ (как минимум в объеме выпадающих нефтегазовых доходов) и новые госзаимствования (Минфин намерен в текущем году привлечь с рынка 4-4,5 трлн рублей).

Важно отметить, что в правительстве пока прохладно воспринимают предложения экспертов об изменении или приостановке действия бюджетного правила, считая его решающей гарантией долговременной устойчивости госфинансов. Потенциальное расходование ФНБ замещается приростом госдолга. Однако и в этом случае есть свои ограничения. Во-первых, значительные процентные расходы (при цене размещений 5,5-6,3% обслуживание долга требует более 800 млрд рублей в год). Во-вторых, безоглядное расширение заимствований сокращает на ту же сумму потенциал кредитования экономики (если банки активно покупают ОФЗ, фондируясь у регулятора) и искажает рыночные условия (процентные ставки идут вслед за высокой доходностью гособлигаций).

Начинающийся поэтапный переход экономики из «нерабочего состояния» к восстановлению будет сопряжен с новыми вызовами. Ряд существенных пунктов «повестки ответов» уже очевиден. К еще более актуальному приоритету сохранения занятости (вне корпоративного и бюджетного секторов трудятся 28 млн человек) добавляется необходимость поддержки расширения потребительского спроса. При этом немалых усилий потребуют: стабилизация региональных бюджетов (их совокупный дефицит может достичь 1,5 трлн рублей и более); купирование рисков разрастания неплатежей, провоцирующих разрывы цепочек создания добавленной стоимости; преодоление финансовых ограничений компаний вследствие усиления долговой нагрузки; увязка фискальных льгот с инвестиционными обязательствами и многие другие вопросы. Общим же знаменателем всех этих действий остается перерастание «карантинной макрореальности» в новое качество экономики.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net