Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

16.06.2020 | Марина Войтенко

Мировая рецессия и ростки восстановления

Марина ВойтенкоПо итогам мая деловая активность в pax economica продолжила падение четвертый месяц подряд. В то же время в канун лета глобальные PMI в промышленности и сфере услуг (по версии IHS Markit) поднялись соответственно до 42,4 и 35,2 пункта с апрельских провальных значений в 39,6 (минимального уровня с 2009 года) и 23,7 пункта. Опережающие показатели, однако, по-прежнему свидетельствуют о непрекращающемся спаде, хотя с некоторым оживлением восстановительной конъюнктуры. При этом во Всемирном банке и ОЭСР ухудшили прогнозы-2020 по сокращению глобального ВВП почти на треть, а в ЮНКТАД ожидают снижение мировой торговли на 20% г/г. Макроситуация в России также остается противоречивой.

Пик негативных последствий ограничительных заморозков, по-видимому, пройден в апреле, когда индекс открытости экономики опустился до 67%. По состоянию на 9 апреля, по оценке МЭР, он насчитывал уже 89,6%0. В ДИП ЦБ РФ полагают, что в 2020-ом российский ВВП просядет менее глубоко, чем в странах ОЭСР, где гораздо более развита сфера услуг. Но и последующее восстановление может потребовать больше времени. Между тем, состояние глобального хозяйства и сценарии его изменений крайне важно учитывать в доработке национального плана действий и его последующей реализации.

По прогнозу Всемирного банка (представлен 8 июня) в 2020 году мировую экономику ждет сжатие на 5,2%. «Этот спад станет самым глубоким со времен Второй мировой войны, а сокращение объемов производства на душу населения затронет наибольшую долю стран с 1870 года», – отмечается в докладе ВБ. Восстановление-2021 на 4,2% не компенсирует спада.

В странах с развитой экономикой обвал-2020 достигнет 7%, а отскок-2021 – 3,9%. Сильнее всего кризис затронет Еврозону, экономика которой упадет на 9,1% в 2020-ом, а будущем году сможет наверстать лишь половину спада (+4,5%). В США ВВП снизится на 6,1% с последующим восстановлением на 4,5%

Спад-2020 в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах прогнозируется спад на 2,5%, и это – первая всеобъемлющая рецессия в этой группе стран, как минимум, за шестьдесят лет. Но подъем-2021 окажется опережающим – +4,6%. Причем локомотивом здесь опять оказывается Китай – в текущем году ухода ВВП в отрицательную зону не будет, но темпы роста притормозят до +1%, впечатляющим предполагается рывок-2021 – +6,9%.

Однако этот базовый вариант прогноза, отмечают во Всемирном банке, отличается крайней неопределенностью, поскольку налицо преобладание рисков негативного развития ситуации, включая повышенную продолжительность пандемии, потрясения в финансовой системе и нарушения глобальных торгово-сбытовых связей. Аналитики ВБ полагают: если события будут развиваться по пессимистическому сценарию, то в текущем году мировую экономику может ожидать сжатие на целых 8%, а затем в 2021-ом году – вялый восстановительный рост немногим более чем на 1%. Эксперты в целом откликнулись на прогноз ВБ так: это не апокалипсис, но адекватная иллюстрация к высокой степени неопределенности по поводу даже ближайших перспектив глобального хозяйства.

Эти настроения поддерживает и представленный (10 июня) в двух сценариях прогноз Организации экономического сотрудничества и развития. Первый предполагает одну волну распространения COVID-19. В этом случае потери мирового ВВП-2020 составят 6% с последующим восстановлением на 5,2% в будущем году. В случае второй волны эпидемии сжатие в 2020-ом достигнет 7,6%, подъем-2021 – всего 2,8%. Региональные «качели» между сценариями аналогичны, хотя и понятно, что цифровые параметры прогноза очень приблизительны.

Много больше определенности в комментарии аналитиков ОЭСР: «Эти сценарии ни в коем случае не являются исчерпывающими, но они помогают сформировать поле возможностей и уточнить политику для того, чтобы пробраться через эти неизведанные края. Оба сценария отрезвляют, поскольку экономическая активность не восстанавливается и не может вернуться к нормальной жизни в этих обстоятельствах. К концу 2021 года потери доходов превысят показатели любой предыдущей рецессии за последние 100 лет без учета военного времени, что будет иметь тяжелые и долгосрочные последствия для людей, фирм и правительств».

У участников рынков оптимизма больше. Ко второй декаде июня мировые торговые площадки продемонстрировали V-образное восстановление. Так, американский рынок акций от минимумов 23 марта, достигнутых в результате рекордного по своей скорости перехода от бычьего к медвежьему тренду, вырос примерно на 40%. К значениям конца февраля-начала марта вернулись индексы многих мировых площадок. В целом капитализация глобального рыка акций, претерпев с начала коронакризиса значительные потери, за последние два месяца выросла, по оценкам, примерно на $15 трлн, что практически сопоставимо с объемом стимулирующих мер регуляторов в ведущих экономиках (около $18 трлн).

Существенную поддержку рынкам оказывают и активное закрытие коротких позиций, и рост объемов обратного выкупа акций, особенно в технологическом секторе, внесшем наибольший вклад в динамику фондовых индексов. По наблюдениям финаналитиков, набирают обороты и подешевевшие за время бумаги пострадавших в карантинный период компаний, имеющих шансы на продолжение деятельности. Но здесь, естественно, все будет зависеть от трендов в экономиках, то есть в случае развития событий по пессимистическому сценарию коррекция неизбежна. И это означает, что расхождение траекторий динамики финансовых рынков и реальных секторов в глобальном хозяйстве по-прежнему остается в числе наиболее существенных мировых макрорисков-2020.

Прогнозы международных организаций относительно перспектив экономики РФ в текущем году не слишком оптимистичны: у Всемирного банка – падение на 6%, у ОЭСР – на 8-10% (в зависимости от сценария). Размерность отскока-2021 варьируется в пределах 4-6%. Реальные результаты, впрочем, могут быть скорректированы многими обстоятельствами.

В мае экономическая активность в России начала восстанавливаться. Однако процесс этот, считают эксперты, скорее всего, будет небыстрым, неравномерным и продолжительным. Как подчеркивают аналитики ДИП ЦБ РФ, в конце весны ослабление первичных эффектов, связанных с ограничительными мерами (хотя ряд из них продолжают действовать) стало компенсироваться увеличением влияния вторичных последствий, обусловленных распространением шоков спроса и предложения на смежные, взаимозависимые отрасли по производственным, сбытовым и соответственно платежным цепочкам. Не исключено, что вторичные эффекты в ближайшие месяцы будут действовать по нарастающей.

Сокращение занятости и доходов населения, снижая потребительский спрос, будут сдерживать выпуск промежуточной продукции и услуг. Одновременно на структуре потребления будут сказываться предпочтения (в том числе и сберегательные), сложившиеся в ходе самоизоляции и прочих ограничений. Структурные изменения такого рода (в том числе устойчивое снижение спроса на продукцию ряда отраслей) – дополнительное основание неравномерности восстановления с логичным продолжением в корректировках инвестиционных планов к их большей умеренности.

Сдерживать скорость восстановления экономики к докризисному уровню будет и фактор слабого внешнего спроса. При этом его компенсация ростом нефтецен (во многом вследствие новой сделки ОПЕК+) вполне может быть уравновешена (с точки зрения мультипликативного макроэффекта) последствиями значительного сокращения добычи нефти.

Тем не менее, начавшиеся восстановительные процессы в экономике – это уже реальность. Свидетельство тому – зафиксированное в начале июня расширение доступности для бизнесов мер антикризисной господдержки. По итогам опросного мониторинга (8 июня), проведенного офисом бизнес-омбудсмена, доля респондентов, считающих, что условия предоставления не позволяют ее получить, снизилась с 15,9% до 6,4%. Выборка же тех, кто смог воспользоваться мерами поддержки увеличилась с 35,4% до 57,3%. Наиболее востребованы прямые субсидии малым и средним предприятиям (МСП) на выплату зарплаты и освобождение от уплаты налогов за второй квартал 2020 года. В отношении ожидаемых новых решений в числе приоритетных – снятие ограничений на перенос убытков для 2020 года, уточнение критериев для выдачи льготных кредитов предприятиям на пополнение оборотных средств и поддержка поставщиков системообразующих компаний.

Реализация антикризисных пакетов (фискальные послабления и резкое увеличение госрасходов) уже нашла отражение в состоянии баланса федерального бюджета: по итогам января-мая его дефицит составил 409 млрд рублей (в том числе отдельно в мае – 656 млрд рублей). Вероятный объем по году в целом оценивается Минфином в 4-6% ВВП. При этом общий дефицит консолидированного бюджета РФ (с учетом регионов и муниципальных образований) может достичь 8,5% ВВП. Наблюдатели, тем не менее, отмечают «условность» этих предположений, поскольку объем необходимых затрат на реализацию нацплана восстановления экономики все еще остается неясным.

Сумму настроений бизнеса и экспертов в отношении этого принципиально важного документа можно определить как «напряженное ожидание», что и каким образом из заявленных в проекте замыслов будет реализовываться, начиная с июля-2020. Опросы, проведенные офисом бизнес-омбудсмена, показывают: 28% респондентов считают обозначенные меры недостаточными, 35% – оторванными от реальной жизни. При этом только 18% отнеслись к действиям правительства отрицательно, но 41% посчитали, что оно и экономика продолжают существовать как бы в разных реальностях. Немало скепсиса в экспертном сообществе: рост выше темпов потенциального выпуска в 1,5-2,0% – иллюзия без четкого курса на смену экономической модели, для чего необходимо обновление деловой среды вкупе с созданием бизнес-климата, стимулирующего инвестиционную активность. Но именно этого ясно выраженного акцента пока не хватает восстановительным усилиям. Впрочем, критерием истины остается реальная регулятивная практика, когда логика последовательных антикризисных действий с опорой на укрепляющееся доверие бизнеса перерастает в политику активного экономического роста.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net