Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Колонка экономиста
29.07.2020 | Марина Войтенко
Перезапуск роста – отладка механизмов
Указ Президента РФ о национальных целях развития до 2030 года (опубликован 21 июля) имеет все основания стать указателем стратегии экономической политики на ближайшее десятилетие. При этом оценки комментаторов (порой полярно различающиеся) сходятся в одном: в целеполагании стало заметно меньше декларативной амбициозности с очевидным прибавлением реализма. Причем значимый упор на социальную отдачу роста сопровождается выраженным акцентом на его качестве. Опережение общемировых темпов должно обеспечиваться реальным увеличением на 70% к концу периода инвестиций в основной капитал и экспорта несырьевых неэнергетических товаров, а также «выходом» на число занятых во всех видах бизнеса за пределами крупных корпораций в 25 млн человек. Правительству до 30 октября поручено подготовить предложения о корректировке нацпроектов, одновременно разработав единый план действий по достижению национальных целей на рубежах 2024-2030 годов. Отчет премьера Михаила Мишустина в Госдуме РФ (22 июля), естественно, был воспринят как точка отсчета в движении к конечному результату: получение постоянной прописки в «клубе лидеров» глобального хозяйства на основе цифровой трансформации, перехода к сервисной модели госуправления и перезапуска экономического роста.
Следование этому политико-идеологическому вектору предстоящих перемен в содержании регулятивных практик, естественно, требует тщательной выверки складывающегося баланса возможностей и рисков, наблюдаемых и ожидаемых макротрендов. Минувшая неделя дала тому немало поводов. Так, 24 июля Совет директоров ЦБ РФ в третий раз подряд снизил ключевую ставку до 4,25%, вернувшись, впрочем, стандартному шагу в 0,25 б.п. Целесообразность дальнейших решений такого рода, подчеркнуто в пресс-релизе Центробанка, будет оцениваться на ближайших заседаниях. Главный аргумент в пользу нового исторического минимума ключевой ставки – преобладающее влияние дезинфляционных факторов как в текущем году (по состоянию на 20 июля годовая инфляция достигла около 3,3%), так и по меньшей мере в первой половине 2021-го. На этом горизонте на динамику цен будут продолжать оказывать влияние уже состоявшееся резкое сжатие внутреннего и внешнего спроса, отсутствие де факто давления на рост цен со стороны валютного курса и не в последнюю очередь в целом стабилизировавшиеся инфляционные ожидания населения и бизнеса. Месячные приросты цен с исключением сезонности (наиболее репрезентативный показатель) остаются на пониженном уровне. Увеличение же годовой инфляции происходит, прежде всего, из-за эффекта низкой базы 2019 года.
С учетом этих обстоятельств и перспектив восстановления экономики, которое, по оценке центральных банкиров, займет более полутора лет, денежные власти уточнили прогноз по инфляции: с учетом проводимой монетарной политики в годовом выражении в 2020-ом она составит 3,7-4,2%, в 2021-ом – 3,5-4,0%, в дальнейшем – останется вблизи 4%. На траекторию инфляции, считают в Банке России, существенным образом будет влиять неоднородность и «растянутость» восстановительных процессов. При этом время пребывания дезинфляционных тенденций на «первых ролях» будет определяться скоростью возвращения экономики к своему потенциалу.
Прогноз ЦБ РФ на этот счет, на первый взгляд, не претерпел существенных изменений в сравнении с апрельской версией. Тем не менее, особо отмечает глава Центробанка Эльвира Набиуллина, макроожидания скорректированы с учетом более глубокого спада во втором квартале (по оценке, на 9-10% ВВП, что близко к расчетам МЭР в 9,6%) и более значительного расширения антикризисной господдержки (бюджетный стимул возрос почти вдвое по сравнению с мерами, принятыми на момент составления апрельского прогноза).
Действие этих факторов отразилось в среднесрочном макропрогнозе – снижение ВВП-2020 на 4,5-5,5% в последующем сменяется восстановительным ростом на 3,5-4,5% в 2021-ом и на 2,5-3,5% в 2022 году. Наиболее существенный вклад в глубину падения текущего года внесет слабый внешний спрос (экспорт сократится на 13-15%). Почти синхронное снижение инвестиций и потребления окажется в интервале 6-8%. В 2021-2022 годах динамика развернется, показав рост в 2,5-4,5% и 3,8-5,8% в капвложениях и 4,3-5,3% и 2,0-3,0% у потребительского спроса домохозяйств.
Прогноз платежного баланса Банк России пересмотрел более существенно. В апреле предполагался переход счета текущих операций в отрицательную область. Теперь наиболее вероятным считается небольшой профицит СТО: на уровне $2-3 млрд в 2020-2021 годах и $10 млрд в 2022-ом. Во многом это стало следствием пересмотра вверх нефтеценовых ожиданий: с $27 до $38 за баррель Urals в текущем году и с $35 и $40 до $40 и $45 в 2021-2022 годах. Прогнозируемые темпы прироста импорта, тем не менее, весь период будут примерно в 1,5 раза превышать скорость расширения экспорта.
Улучшение прогноза по состоянию СТО может означать, что центральные банкиры ожидают меньшей волатильности курса рубля, возможно, и некоторое его укрепление (с учетом изменения нефтецен и объема операций в рамках бюджетного правила предлагается менее существенное, чем ранее, снижение международных резервов в 2020-2021 годах).
Вместе с тем, в ЦБ РФ предупреждают: у сделанных прогнозов сохраняются риски, касающиеся как потенциала восстановления производства, так и потребительского и сберегательного поведения населения.
Так, июльский индекс предпринимательской уверенности (рассчитывается Росстатом) в добыче и обработке, хотя и прибавил по 1 п.п. второй месяц подряд, находится в отрицательной зоне (минус 3% и минус 5% соответственно). Улучшения экономической ситуации в своих отраслях в ближайшие шесть месяцев ожидают 20% и 27% опрошенных руководителей предприятий. Не видно пока значимого прогресса и в динамике прибыли компаний (без малого предпринимательства, банков, страховых организаций и госучреждений): в январе-апреле год к году она упала в 2,2 раза, за пять месяцев – в 2,1 раза.
Последние данные Росстата по динамике потребительской уверенности россиян указали на стремительное падение показателя. Причем настораживает не столько его глубина (по итогам второго квартала-2020 до минус 30%), сколько скорость. За всю историю наблюдений были и более низкие обусловленные экономическими кризисами значения – в 1998-99-ом – минус 45%, в 2009-ом – минус 35%. Но снижение тогда происходило поступательно – не более 14-15 п.п. в квартал, теперь – сразу на 19 п.п.
При этом доля респондентов, отрицательно оценивающих предстоящие в ближайшие 12 месяцев изменения в экономике РФ, по данным статведомства, увеличилась с 27% в январе-марте до 45% в апреле-июне. Снижение соответствующего индекса произошло сразу по всем возрастным группам, но наиболее сильным оно оказалось у молодых (16-29 лет) и среднего возраста (30-49 лет) – на 17 п.п. по каждой группе. Показатель старшего поколения (50 лет и более) упал на 13 п.п.
24 июля ЦБ РФ дал еще один принципиальный сигнал участникам рынка, да и всем экономическим субъектам: с 2-3% до 1-2% пересмотрена вниз оценка диапазона нейтральной ключевой ставки в реальном выражении (для ее номинальных значений с учетом 4%-й инфляционной цели он составляет 5-6%). Де факто это означает, что при текущем уровне ставка Банка России уже является стимулирующей, способствующей повышению комфортности денежно-кредитных условий. Этот сдвиг уже отразился в прогнозах прироста кредитного портфеля: в 2020 году ожидается его расширение на 6-9% и по корпоративной, и по розничной составляющей; в 2021-2022 годах – 7-11% по совокупному портфелю, 6-10% – по корпоративному, 10-14% – по розничному. В полной мере, подчеркивают в ЦБ РФ, макроэкономический эффект от стимулирующей ставки проявляется на горизонте 3-6 кварталов. При этом может оставаться пространство для новых снижений ставки (финаналитики полагают, что оно укладывается в 0,25-0,50 б.п. до конца года). Его размерность, однако, существенным образом зависит от траектории бюджетной политики. Госрасходные и фискальные стимулы действуют заметно быстрее, чем монетарные. Но и их риски для финансовой устойчивости, а тем самым и для макростабильности в целом, также реализуются в ускоренном режиме. При ожидаемом дефиците федерального бюджета текущего года около 5% ВВП вопрос о балансе стимулов с передачей ведущей роли денежным властям становится все более актуальным для перспектив восстановления экономики.
Задача центральных банкиров – вернуть средствами ДКП годовую инфляцию к 4-й цели. Задача Минфина – начать последовательное сокращение дефицита, проводя бюджетную консолидацию. Координация действий регуляторов будет определять смысл макроэкономической политики в целом. При этом в банке России и в экспертном сообществе предупреждают: слишком сильная бюджетная консолидация способна усилить дефляционное давление на начинающийся рост.
Финаналитики полагают даже, что во второй половине года Минфин будет несколько придерживать рост расходов, а их темп снизится вдвое до 13% г/г, чтобы избежать их резкого сжатия-2021. Между тем, на минувшей неделе деловые СМИ со ссылкой на письмо министра финансов Антона Силуанова ведомствам-распорядителям бюджетных средств частично раскрыли содержание консолидационных планов:
· предлагается сократить на 10% расходы по более 50-ти незащищенным статьям (исключение составляют социальные обязательства, трансферты внебюджетным фондам и субъектам РФ, обслуживание госдолга, содержание судебной системы);
· на 5% снизить ассигнования на госпрограмму вооружений;
· планируется отказаться от индексации окладов госслужащим в 2021 году и перенести реформу денежного содержания федеральных чиновников за пределы текущей трехлетки.
Суммарное сокращение ассигнований составит: в 2021 году – 1,428 трлн рублей, в 2022-ом – 1,892 трлн, в 2023-м – 1,364 трлн рублей. При этом приоритетными остаются все расходы, связанные с достижением национальных целей-2030. Их защищенность, тем не менее, «условна» пока правительство не определится с корректировкой нацпроектов (в том числе с объемом госинвестиций в инфраструктурные инициативы). В Минфине указывают на неэффективность существующей системы управления ими и предлагают создать единый центр по поддержке принимаемых нацпроектных решений. Естественно, это предполагает определение новой логики «сборки» всего проектного пакета, что еще предстоит сделать, и закрепления ее в параметрах финансового планирования. Развитие человеческого капитала и увеличение социальной отдачи от макродинамики должны обеспечиваться созданием высокопроизводительных рабочих мест на основе инвестиций, открывающих пространство для прогресса производительности труда, технологических прорывов и несырьевого неэнергетического экспорта.
В указе Президента РФ о национальных целях-2030 нет формального упоминания о желаемой размерности экономического роста. Тем не менее, опережение скорости общемирового ВВП на деле означает устойчивый темп в РФ в 3,0-3,5% в год. По сути это – низшая граница, позволяющая надеяться в ходе десятилетия на решение главных структурных проблем. Важнейшее и определяющее условие такой динамики – 5-6% годового прироста вложений в основной капитал, чему должны способствовать позитивная синергия бюджетной и денежно-кредитной политик вкупе с усилиями по формированию новой стимулирующей деловой среды. Причем именно этому слагаемому регулятивных действий предстоит сыграть историческую роль «звена», вытаскивающего всю «цепь» предстоящих решений по перезапуску экономического роста.
Марина Войтенко - экономический обозреватель
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.