Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.07.2020 | Марина Войтенко
Перезапуск роста – отладка механизмов
Указ Президента РФ о национальных целях развития до 2030 года (опубликован 21 июля) имеет все основания стать указателем стратегии экономической политики на ближайшее десятилетие. При этом оценки комментаторов (порой полярно различающиеся) сходятся в одном: в целеполагании стало заметно меньше декларативной амбициозности с очевидным прибавлением реализма. Причем значимый упор на социальную отдачу роста сопровождается выраженным акцентом на его качестве. Опережение общемировых темпов должно обеспечиваться реальным увеличением на 70% к концу периода инвестиций в основной капитал и экспорта несырьевых неэнергетических товаров, а также «выходом» на число занятых во всех видах бизнеса за пределами крупных корпораций в 25 млн человек. Правительству до 30 октября поручено подготовить предложения о корректировке нацпроектов, одновременно разработав единый план действий по достижению национальных целей на рубежах 2024-2030 годов. Отчет премьера Михаила Мишустина в Госдуме РФ (22 июля), естественно, был воспринят как точка отсчета в движении к конечному результату: получение постоянной прописки в «клубе лидеров» глобального хозяйства на основе цифровой трансформации, перехода к сервисной модели госуправления и перезапуска экономического роста.
Следование этому политико-идеологическому вектору предстоящих перемен в содержании регулятивных практик, естественно, требует тщательной выверки складывающегося баланса возможностей и рисков, наблюдаемых и ожидаемых макротрендов. Минувшая неделя дала тому немало поводов. Так, 24 июля Совет директоров ЦБ РФ в третий раз подряд снизил ключевую ставку до 4,25%, вернувшись, впрочем, стандартному шагу в 0,25 б.п. Целесообразность дальнейших решений такого рода, подчеркнуто в пресс-релизе Центробанка, будет оцениваться на ближайших заседаниях. Главный аргумент в пользу нового исторического минимума ключевой ставки – преобладающее влияние дезинфляционных факторов как в текущем году (по состоянию на 20 июля годовая инфляция достигла около 3,3%), так и по меньшей мере в первой половине 2021-го. На этом горизонте на динамику цен будут продолжать оказывать влияние уже состоявшееся резкое сжатие внутреннего и внешнего спроса, отсутствие де факто давления на рост цен со стороны валютного курса и не в последнюю очередь в целом стабилизировавшиеся инфляционные ожидания населения и бизнеса. Месячные приросты цен с исключением сезонности (наиболее репрезентативный показатель) остаются на пониженном уровне. Увеличение же годовой инфляции происходит, прежде всего, из-за эффекта низкой базы 2019 года.
С учетом этих обстоятельств и перспектив восстановления экономики, которое, по оценке центральных банкиров, займет более полутора лет, денежные власти уточнили прогноз по инфляции: с учетом проводимой монетарной политики в годовом выражении в 2020-ом она составит 3,7-4,2%, в 2021-ом – 3,5-4,0%, в дальнейшем – останется вблизи 4%. На траекторию инфляции, считают в Банке России, существенным образом будет влиять неоднородность и «растянутость» восстановительных процессов. При этом время пребывания дезинфляционных тенденций на «первых ролях» будет определяться скоростью возвращения экономики к своему потенциалу.
Прогноз ЦБ РФ на этот счет, на первый взгляд, не претерпел существенных изменений в сравнении с апрельской версией. Тем не менее, особо отмечает глава Центробанка Эльвира Набиуллина, макроожидания скорректированы с учетом более глубокого спада во втором квартале (по оценке, на 9-10% ВВП, что близко к расчетам МЭР в 9,6%) и более значительного расширения антикризисной господдержки (бюджетный стимул возрос почти вдвое по сравнению с мерами, принятыми на момент составления апрельского прогноза).
Действие этих факторов отразилось в среднесрочном макропрогнозе – снижение ВВП-2020 на 4,5-5,5% в последующем сменяется восстановительным ростом на 3,5-4,5% в 2021-ом и на 2,5-3,5% в 2022 году. Наиболее существенный вклад в глубину падения текущего года внесет слабый внешний спрос (экспорт сократится на 13-15%). Почти синхронное снижение инвестиций и потребления окажется в интервале 6-8%. В 2021-2022 годах динамика развернется, показав рост в 2,5-4,5% и 3,8-5,8% в капвложениях и 4,3-5,3% и 2,0-3,0% у потребительского спроса домохозяйств.
Прогноз платежного баланса Банк России пересмотрел более существенно. В апреле предполагался переход счета текущих операций в отрицательную область. Теперь наиболее вероятным считается небольшой профицит СТО: на уровне $2-3 млрд в 2020-2021 годах и $10 млрд в 2022-ом. Во многом это стало следствием пересмотра вверх нефтеценовых ожиданий: с $27 до $38 за баррель Urals в текущем году и с $35 и $40 до $40 и $45 в 2021-2022 годах. Прогнозируемые темпы прироста импорта, тем не менее, весь период будут примерно в 1,5 раза превышать скорость расширения экспорта.
Улучшение прогноза по состоянию СТО может означать, что центральные банкиры ожидают меньшей волатильности курса рубля, возможно, и некоторое его укрепление (с учетом изменения нефтецен и объема операций в рамках бюджетного правила предлагается менее существенное, чем ранее, снижение международных резервов в 2020-2021 годах).
Вместе с тем, в ЦБ РФ предупреждают: у сделанных прогнозов сохраняются риски, касающиеся как потенциала восстановления производства, так и потребительского и сберегательного поведения населения.
Так, июльский индекс предпринимательской уверенности (рассчитывается Росстатом) в добыче и обработке, хотя и прибавил по 1 п.п. второй месяц подряд, находится в отрицательной зоне (минус 3% и минус 5% соответственно). Улучшения экономической ситуации в своих отраслях в ближайшие шесть месяцев ожидают 20% и 27% опрошенных руководителей предприятий. Не видно пока значимого прогресса и в динамике прибыли компаний (без малого предпринимательства, банков, страховых организаций и госучреждений): в январе-апреле год к году она упала в 2,2 раза, за пять месяцев – в 2,1 раза.
Последние данные Росстата по динамике потребительской уверенности россиян указали на стремительное падение показателя. Причем настораживает не столько его глубина (по итогам второго квартала-2020 до минус 30%), сколько скорость. За всю историю наблюдений были и более низкие обусловленные экономическими кризисами значения – в 1998-99-ом – минус 45%, в 2009-ом – минус 35%. Но снижение тогда происходило поступательно – не более 14-15 п.п. в квартал, теперь – сразу на 19 п.п.
При этом доля респондентов, отрицательно оценивающих предстоящие в ближайшие 12 месяцев изменения в экономике РФ, по данным статведомства, увеличилась с 27% в январе-марте до 45% в апреле-июне. Снижение соответствующего индекса произошло сразу по всем возрастным группам, но наиболее сильным оно оказалось у молодых (16-29 лет) и среднего возраста (30-49 лет) – на 17 п.п. по каждой группе. Показатель старшего поколения (50 лет и более) упал на 13 п.п.
24 июля ЦБ РФ дал еще один принципиальный сигнал участникам рынка, да и всем экономическим субъектам: с 2-3% до 1-2% пересмотрена вниз оценка диапазона нейтральной ключевой ставки в реальном выражении (для ее номинальных значений с учетом 4%-й инфляционной цели он составляет 5-6%). Де факто это означает, что при текущем уровне ставка Банка России уже является стимулирующей, способствующей повышению комфортности денежно-кредитных условий. Этот сдвиг уже отразился в прогнозах прироста кредитного портфеля: в 2020 году ожидается его расширение на 6-9% и по корпоративной, и по розничной составляющей; в 2021-2022 годах – 7-11% по совокупному портфелю, 6-10% – по корпоративному, 10-14% – по розничному. В полной мере, подчеркивают в ЦБ РФ, макроэкономический эффект от стимулирующей ставки проявляется на горизонте 3-6 кварталов. При этом может оставаться пространство для новых снижений ставки (финаналитики полагают, что оно укладывается в 0,25-0,50 б.п. до конца года). Его размерность, однако, существенным образом зависит от траектории бюджетной политики. Госрасходные и фискальные стимулы действуют заметно быстрее, чем монетарные. Но и их риски для финансовой устойчивости, а тем самым и для макростабильности в целом, также реализуются в ускоренном режиме. При ожидаемом дефиците федерального бюджета текущего года около 5% ВВП вопрос о балансе стимулов с передачей ведущей роли денежным властям становится все более актуальным для перспектив восстановления экономики.
Задача центральных банкиров – вернуть средствами ДКП годовую инфляцию к 4-й цели. Задача Минфина – начать последовательное сокращение дефицита, проводя бюджетную консолидацию. Координация действий регуляторов будет определять смысл макроэкономической политики в целом. При этом в банке России и в экспертном сообществе предупреждают: слишком сильная бюджетная консолидация способна усилить дефляционное давление на начинающийся рост.
Финаналитики полагают даже, что во второй половине года Минфин будет несколько придерживать рост расходов, а их темп снизится вдвое до 13% г/г, чтобы избежать их резкого сжатия-2021. Между тем, на минувшей неделе деловые СМИ со ссылкой на письмо министра финансов Антона Силуанова ведомствам-распорядителям бюджетных средств частично раскрыли содержание консолидационных планов:
· предлагается сократить на 10% расходы по более 50-ти незащищенным статьям (исключение составляют социальные обязательства, трансферты внебюджетным фондам и субъектам РФ, обслуживание госдолга, содержание судебной системы);
· на 5% снизить ассигнования на госпрограмму вооружений;
· планируется отказаться от индексации окладов госслужащим в 2021 году и перенести реформу денежного содержания федеральных чиновников за пределы текущей трехлетки.
Суммарное сокращение ассигнований составит: в 2021 году – 1,428 трлн рублей, в 2022-ом – 1,892 трлн, в 2023-м – 1,364 трлн рублей. При этом приоритетными остаются все расходы, связанные с достижением национальных целей-2030. Их защищенность, тем не менее, «условна» пока правительство не определится с корректировкой нацпроектов (в том числе с объемом госинвестиций в инфраструктурные инициативы). В Минфине указывают на неэффективность существующей системы управления ими и предлагают создать единый центр по поддержке принимаемых нацпроектных решений. Естественно, это предполагает определение новой логики «сборки» всего проектного пакета, что еще предстоит сделать, и закрепления ее в параметрах финансового планирования. Развитие человеческого капитала и увеличение социальной отдачи от макродинамики должны обеспечиваться созданием высокопроизводительных рабочих мест на основе инвестиций, открывающих пространство для прогресса производительности труда, технологических прорывов и несырьевого неэнергетического экспорта.
В указе Президента РФ о национальных целях-2030 нет формального упоминания о желаемой размерности экономического роста. Тем не менее, опережение скорости общемирового ВВП на деле означает устойчивый темп в РФ в 3,0-3,5% в год. По сути это – низшая граница, позволяющая надеяться в ходе десятилетия на решение главных структурных проблем. Важнейшее и определяющее условие такой динамики – 5-6% годового прироста вложений в основной капитал, чему должны способствовать позитивная синергия бюджетной и денежно-кредитной политик вкупе с усилиями по формированию новой стимулирующей деловой среды. Причем именно этому слагаемому регулятивных действий предстоит сыграть историческую роль «звена», вытаскивающего всю «цепь» предстоящих решений по перезапуску экономического роста.
Марина Войтенко - экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.