Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.08.2020 | Марина Войтенко
Спад в апреле-июне – неоднозначное «обмеление»
11 августа Росстат представил предварительную оценку снижения ВВП РФ во втором квартале на 8,5%. Результат оказался лучше ожиданий МЭР, Банка России и независимых экспертов и не превзошел глубину падения предыдущих кризисов. В статведомстве, однако, отмечают: в основу положены оперативные данные о динамике производства крупных и средних предприятий нефинансового сектора экономики. Последующая корректировка на объем выпуска малого бизнеса, наиболее пострадавшего в ходе локдауна, может заметно изменить первоначальную картину. Тем не менее, восстановительные процессы – это объективная реальность. В июле-2020 сводный опережающий индекс (СОИ, рассчитывается Центром развития НИУ ВШЭ) хотя и остался в отрицательной зоне (-1,5%), но явно указывает на позитивные перемены: в апреле он насчитывал минус 15,7%, в мае – минус 11,3%, в июне – минус 5,6%. Динамика отраслевых финансовых потоков, отслеживаемая Банком России, в начале августа также показала оживление деловой активности (в том числе в связи с «разморозкой» внешнего спроса на продукцию отдельных отраслей). Между тем, вопросов по поводу устойчивости наблюдаемых трендов и необходимых для более быстрого возвращения на докризисные рубежи мер господдержки меньше не становится.
Оперативные данные ЦБ РФ по динамике отраслевых финансовых потоков фиксирует оживление экономической активности в начале августа - отклонение средних дневных объемов входящих платежей от «нормального» уровня сократилось до минус 5,9% с минус 7,7% неделей ранее (27–31 июля), а без учета добычи, производства нефтепродуктов и деятельности органов государственного управления показатель практически вернулся к «нормальному» уровню (-0,7%) после -11,0% соответственно.
Напомним, неделей ранее в ЦБ сделали вывод об исчерпании эффекта реализации отложенного спроса. Так, c 27 по 31 июля отклонение входящих платежей от расчетной нормы «нормального» уровня прошлого года без учета добычи полезных ископаемых и деятельности органов государственного управления увеличилось до минус 11% после минус 4% на предыдущей неделе, в том числе в потребительском секторе отклонение составило минус 8,1% после минус 2,4%, в отраслях, ориентированных на инвестиционный спрос – минус 9,6% после минус 2,2%.
В начале августа в половине (43 из 86) отраслей было зафиксировано превышение входящих потоков над «нормальным» уровнем, что является максимальным показателем за время наблюдений с марта-2020 (без учета неполных рабочих недель). Например, он резко «выскочил» в положительную область в группе компаний, ориентированных на потребительский спрос – плюс 7,4% с 3 по 7 августа после минус 8,1% c 27 по 31 июля.
Вместе с тем, дальнейшая динамика «нормальной» потребительской активности представляется экспертами довольно слабой. Так, согласно прогнозу информационно-аналитического агентства Infoline, впервые с начала двухтысячных годов оборот российского ритейла может сократиться в зависимости от сценария на 0,7-2%, в том числе непродовольственного – 3,7-5%. В целом потери рынка составят 670 млрд рублей.
Примечательно и то, что улучшение динамики входящих платежей комментаторы объясняют погашением компаниями отложенных «эпидемиологических» долгов, когда часть компаний либо «придерживала» предназначенные для контрагентов средства на своих счетах, либо их не имела в силу недополучения (по тем же карантинным причинам) от партнеров. Иными словами, нынешнее оживление входящих денежных потоков является свидетельством, прежде всего, восстановления платежных цепочек, а не значимой активизации спроса. Видимо, даже при отсутствии крупных потрясений в ближайшие месяц-два можно будет наблюдать высокую волатильность финпотоков, чему будут способствовать динамика доходов и нормы сбережений домохозяйств и сокращение корпоративных прибылей.
По результатам исследования международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, без учета малых и средних предприятий совокупная прибыль российского бизнеса в марте-мае сократилась на 67% – минимума за 16 лет. Для сравнения: считавшийся до этого худшим аналогичный показатель-2017 – минус 28%. Расчеты FinExpertiza корреспондируют и с данными Росстата, согласно которым за пять месяцев текущего года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций) в действующих ценах снизился на 48,4% к уровню-2019.
Между тем, в начале августа начали появляться признаки восстановления внешнего спроса на продукцию отдельных отраслей. По данным ЦБ РФ, отклонение входящих платежей «от «нормального» уровня в группе отраслей, ориентированных на экспорт, составило – 7,9%, тогда как средний уровень в июне-июле был около -20%». Однако вряд ли стоит надеяться на быстрое восстановление внешнеэкономических операций. Банк России ожидает в 2020 году падения экспорта на 13-15%, до $286 млрд, а импорта – на 18,8-21,8%, до $228 млрд.
По оценке ЦБ РФ, в январе-июле профицит счета текущих операций (СТО) сократился до $24,6 млрд, что почти вдвое ниже уровня того же периода прошлого года ($46,9 млрд).
При этом сальдо финансовых операций частного сектора (отток капитала), напротив, увеличилось на 53% г/г (с $22,8 млрд до $34,9 млрд). Примечателен и комментарий Центробанка по этому поводу: «В отличие от ситуации годом ранее, когда определяющую роль в формировании показателя сыграли операции банков, в оцениваемом периоде ключевым стало примерно равное по объему увеличение внешних активов прочих секторов и снижение обязательств банков перед нерезидентами». По мнению ряда финаналитиков, это по большей части связано не с ввезенной в РФ экспортной выручкой, а с выводом средств вследствие низких ставок на локальном рынке. И это – весомый аргумент для Банка России в пользу сдержанности в отношении дальнейшего снижения ключевой ставки от текущего уровня в 4,25% годовых.
Сокращение же величины сальдо СТО было обусловлено, прежде всего, сжатием положительного сальдо торгового баланса на 45,6% г/г (с $97,4 млрд до $53,0 млрд) «в результате более существенного уменьшения экспорта товаров по сравнению с их импортом на фоне неблагоприятной международной конъюнктуры основных товаров российского экспорта».
Статистику ЦБ РФ подтверждают и данные Федеральной таможенной службы, сократившей в январе-июле перечисления в бюджет на 25,7% г/г. При этом от майского «дна» (минус 43,3%) импортно-экспортные операции стали отталкиваться еще в июне (минус 36,9%). Но июльское снижение поступлений в бюджет все равно осталось высоким – минус 28,7%. Так что макроэффект от внешнеэкономических сдвигов, который мог бы ускорить положительную поступательную общеэкономическую динамику, практически не ощутим.
Меньшая глубина спада во втором квартале и по году в целом в сравнении с ожиданиями, по мнению экспертов, может повлечь за собой некоторое сокращение объемов антикризисной господдержки-2020. Основания такому предположению комментаторы усматривают в ближайших планах Минфина и состоянии федерального бюджета. В январе-июле он исполнен с дефицитом в 1,52 трлн рублей. Доходы составили 10,4 трлн рублей (50,5% к общему утвержденному объему на год), расходы – 11,92 трлн рублей (60,6% или 54,4% к сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений). Львиная доля дефицита пришлась на июнь и июль – 549,4 и 699,2 млрд рублей соответственно. При этом его значительное увеличение обусловлено, прежде всего, активным наращиванием госрасходов (более чем на 30% г/г, в то время как в последние три года их темп едва превышал 5%) при ожидаемом «проседании» доходов-2020 (оценка финаналитиков) на 9-12% г/г.
Перспектива дальнейшего роста, однако, остается неопределенной. Минфин еще месяц назад не исключал, что расходы федерального бюджета в текущем году могут достигнуть 23 трлн рублей. На минувшей неделе прогноз стал более умеренным – 21,9 трлн рублей (по факту сумма может оказаться еще меньшей). Подобная переоценка, естественно, располагает к предположению, что размер бюджетного дефицита в итоге также может оказаться ниже ожиданий. Напомним, что еще в июне его предельная величина определялась Минфином в 5 трлн рублей (около 5% ВВП). Новых официальных проектировок пока нет. Эксперты, тем не менее, полагают, что бюджетный небаланс в текущем году может сократиться до около 4 трлн рублей (3,5-4,0% ВВП).
Для финансирования дефицита, констатирует министр финансов Антон Силуанов, пришлось пойти на некоторое увеличение госдолга. Согласно данным Минфина, в январе-июле фактическая эмиссия гособлигаций составила почти 1,846 трлн рублей, чистое привлечение – чуть более 1,321 трлн рублей. В целом федеральный госдолг достиг 14,77 трлн рублей, сохраняясь на безопасном уровне менее 20% ВВП и оставаясь одним из самых низких в мире с довольно высокими показателями обеспечения (объем депозитов правительства насчитывает 13,217 трлн рублей, включая средства ФНБ в размере 12,958 трлн рублей или 11,4% ВВП – прим. авт.). Уровень госдолга в настоящее время далек от критических значений. Тем не менее, в нынешних обстоятельствах его дальнейший быстрый рост означал бы дополнительное отвлечение из экономики значительных средств, необходимых для ее восстановления. Отсюда и тяготение Минфина к большей сдержанности в отношении масштабов дефицита госказны с намерением свести его к 1% ВВП к 2022 году, благодаря бюджетной консолидации. Сокращение госрасходов уже в 2021 году предполагается на 1,4 трлн рублей (1,2-1,3% ВВП). Меньшие же траты текущего года в принципе должны сделать более плавным неизбежное сжатие бюджетного стимула экономическому росту в ближайшие полтора года.
У этого намерения, однако, есть и оборотная сторона. Ужесточение бюджетной политики, включая планы по точечному увеличению налоговой нагрузки, может запустить механизм формирования долгосрочных негативных ожиданий бизнеса и населения, которые способны сказаться далеко не лучшим образом на темпах макродинамики.
Процесс этот, тем не менее, (по меньшей мере пока!) не представляется необратимым. На величине ставок по корпоративным кредитам (на срок более года они снизились в июне более чем на 1 п.п.) начинает сказываться смягчение денежно-кредитной политики. К тому же ЦБ РФ продлил до конца 2020 года ряд послаблений банкам по формированию обязательных резервов (в полном объеме они должны быть созданы к 1 июля 2021 года). Еще важнее для поиска оптимального баланса антикризисных стимулов является очевидный запрос бизнеса на обновление всего массива норм и правил, влияющих на мотивации к повышению деловой активности. «Обмеление» спада второго квартала до 8,5% (оговоримся еще раз, что скорректированная оценка может оказаться и хуже), как ни парадоксально, добавляет неопределенности в отношении содержания экономической политики на среднесрочном треке. Прояснение «регулятивной облачности», которой окутаны в настоящее время перспективы перемен в деловой среде становится, таким образом, принципиальным условием постковидного восстановления.
Марина Войтенко - экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.