Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

31.08.2020 | Марина Войтенко

Августовские напоминания о деловом климате

Марина ВойтенкоСобытийный ряд минувшей недели добавил сдержанных красок к наблюдаемой экономической реальности. По данным Росстата вложения в основной капитал в апреле-июне упали г/г на 7,6% (после роста на 1,2% в январе-марте). О завязавшемся узле проблем для будущего роста на стороне источников инвестиций свидетельствует падение за полугодие в 1,9 раза сальдированного финансового результата компаний (прибыль минус убытки). Счетная палата констатировала существенные недостатки в системе управления ФГУПами и АО с госучастием, не позволяющие адекватно оценить общеэкономическую отдачу и финансовую эффективность этих активов. В свою очередь, глава ФАС Игорь Артемьев на заседании правительства (27 августа) тоже сделал примечательную оценку: планы регуляторов, развернутые в соответствии с историческим Указом Президента РФ Владимира Путина «О развитии конкуренции» (декабрь-2018) исполнены лишь наполовину. Общий знаменатель всех этих новостей – низкое качество условий ведения бизнеса по-прежнему значимо для скорости макродинамики и вряд ли объяснимо одним лишь коронакризисом.

Начавшийся в июне-июле восстановительный рост продолжается, но неравномерно. Так, индекс предпринимательской уверенности Росстата в августе в добычных отраслях составил минус 2% после минус 3%в середине лета, минус 4% в июне и минус 5% в мае. В обработке показатель остался на июльском уровне в минус 5% (после минус 6% в июле и минус 9% в мае). Сезонно очищенные значения индекса подтвердили положительную динамику к июлю: минус 3,1% после минус 5,3% в добыче и минус 5,7% после минус 6,4% в обработке.

Мониторинг финансовых отраслевых потоков ЦБ РФ также указывает на продолжение восстановительных процессов. Отклонение входящих платежей от докризисного уровня по экономике в целом с 17 по 21 августа составило -7,3% против -9,3% неделей ранее. Без учета добычи, производства нефтепродуктов и деятельности органов госуправления динамика выглядит еще убедительней: -4,4% после -5,3%. Вместе с тем, очевидным исключением из процесса нормализации среди укрупненных групп отраслей остается сегмент производства инвестиционных товаров. За последние четыре недели отклонение от «нормы» увеличилось здесь с минус 3,4% (27-31 июля) до минус 8,6% (17-21 августа).

В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования также отмечают: начавшееся в мае восстановление инвестактивности затем приостановилось. В июне предложение инвесттоваров сократилось на 1,6% м/м (после провала на 12,8% в апреле и майского отскока на 6,1%). Общий индекс инвестпредложения в июне отступил до 89,9% после 91,3% в мае. По оценке аналитиков ДиП ЦБ РФ, в июле тренд к ослаблению активности в капвложениях получил продолжение.

Сложившееся положение (с учетом почти двукратного падения прибыли предприятий), понятно, получит отражение в среднесрочных макропрогнозах. Первые «ласточки», впрочем, уже прилетели: 12-20 августа Центр развития НИУ ВШЭ провел очередной опрос профессиональных прогнозистов из 20 российских и зарубежных экспертных организаций. По сравнению с майской версией спад-2020 потерял в оценке 0,1% и ожидается теперь в 4,2%. Рост-2021 может составить 3,1%, после чего российская экономика выйдет на траекторию долгосрочного роста около 2% в год (2022-й – 2,3%, 2023-2024 годы – по 2,2%, 2025-й – 2,1%, 2026-й – 2,0%).

Прогноз, мягко говоря, нес лишком благоприятный и явно предполагающий сохранение по меньшей мере в первой половине десятилетия всех основных структурных ограничений будущему росту. Выйти за эти пределы, считают эксперты, можно и нужно, последовательно реализуя среднесрочную повестку регулятивных реформ, имеющих целью радикальное обновление деловой среды.

Проблема низкой комфортности условий ведения бизнеса, между тем, прямо отражается не только на деловой активности в частно-корпоративном секторе экономики, но и на качестве управления государством своими активами. Представленный на минувшей неделе доклад Счетной палаты стал убедительным и очевидным свидетельством того, что оно остается непрозрачным и неэффективным. Причем настолько, что под большим вопросом оказывается роль и участие госсобственности в реализации нацпроектов и национальных целей-2030.

Главные болевые точки: неполнота учета обществ с госучастием и унитарных предприятий и данных об их деятельности; отсутствие общих подходов к определению размеров дивидендов; слабый контроль за определением уровня вознаграждения руководства. По данным Счетной палаты, сведения о госкомпаниях, имеющиеся в Росимуществе, Росстате и ФНС (ЕГРЮЛ) не совпадают по ФГУПам более чем на 150 организаций, а по АО с госучастием в разы. О результатах финансовой деятельности организаций с госучастием также нет полноценной информации. Минэкономразвития в свои отчеты для правительства включает сведения только о десяти крупнейших АО, а это 1% от их общего количества. В результате более 90% АО находятся в «серой зоне» и их деятельность никак не анализируется.

При этом аудиторы отмечают, что у значительного числа АО, не относящихся к крупнейшим, финрезультаты нестабильны или имеют отрицательную динамику. Росимущество, между тем, не располагает сведениями об итогах финансово-хозяйственной деятельности 606 АО, или 61, 9% от их численности. Отсутствие полной и достоверной информации – прямой путь к необоснованным и ошибочным решениям в управлении госактивами.

Не урегулированы также и вопросы дивидендной политики. Выплаты 19 крупнейших АО в 2017-2019 годах варьировались от 1,7% до 190% чистой прибыли, 97% всего объема дивидендов приходится на 20 АО, свыше 500 компаний в отчетном периоде вообще не перечисляли дивиденды в доходы бюджета.

Ситуация с вознаграждениями менеджменту ФГУПов еще плачевнее. Установленный норматив – 8-микратное соотношение средней зарплаты руководителя, его зама и главбуха к средней зарплате работников. Тем не менее, 10-ти и даже 20-ти кратное превышение – увы, обыденная норма.

Аудиторы предлагают радикальный шаг – передать Росимущество (деятельность которого в Счетной палате оценили как неудовлетворительную) в ведение Минфина. Правительственные финансисты, в свою очередь, подготовили проект постановления правительства по унификации требований годовой отчетности госкомпаний и госкорпораций – обязательному раскрытию будут подлежать сведения о выполнении мероприятий, для реализации которых предоставлены бюджетные средства, в том числе дочерним компаниям.

Нелишне также напомнить о планах министерства финансов в ближайшие три года сократить число унитарных предприятий и АО с госучастием в 1,5 раза. Реакция экспертов на этот счет однозначна: если государство намерено всерьез выводить свои активы из «серой» зоны и готовить их к продаже, то ему нужно всерьез заняться созданием деловой среды, в которой они могут быть востребованы рынком.

По сути ровно такой посыл содержится в анализе ФАС итогов исполнения президентского указа «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Напомним, что его основе был принят национальный план на 2018-2020 годы (его исполнение завершается в декабре), развернутый в 18 отраслевых программах. В числе принятых успешных решений:

· введение общего запрета на создание и деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках;

· подвижки в укреплении конкурентной среды на рынке лекарственных препаратов (пересмотрено в сторону снижения более 1 тыс предельных цен на них, принят закон «Об обращении лекарственных средств» и т.п.);

· отменен внутрисетевой роуминг, что привело к снижению тарифов на услуги связи и экономии у потребителей более чем на 6 млрд рублей;

· создан прозрачный механизм изменения тарифов на электроэнергию для потребителей услуг ЖКХ (начато внедрение практики внедрения эталонных значений затрат);

· в газоснабжении обеспечен переход к рыночному ценообразованию на основе формирования биржевых цен и индификаторов;

· исключено госрегулирование цен, тарифов и сборов на ряд услуг естественных монополий в портах;

· организована биржевая торговля продукцией химпрома и лесом;

· существенно облегчена процедура подключения к электроснабжению (по этой позиции в Doing Business РФ занимает 7-е место в мире).

В то же время, по оценке руководителя ФАС Игоря Артемьева, к настоящему времени не выполнена половина мероприятий национального плана. Причем в их числе такие системообразующие для деловой среды «вещи» как закон о реформировании правового регулирования естественных монополий и закон об основах тарифного регулирования в РФ. Нередко произвольные трактовки содержания того, что должно быть учтено в тарифах, приводя к их необоснованному завышению, по-прежнему остаются значимым фактором торможения деловой активности.

Оптимистические, хотя и вполне обоснованные констатации того, что пик собственно кризисных проблем в экономике уже пройден, а спад-2020 может оказаться менее глубоким, чем представлялось прогнозистам МЭР еще пару месяцев назад (4,8%) по сути лишь добавляют справедливости классическому утверждению: комфортность делового климата по-прежнему имеет решающее значение для экономического роста выше 3%. Оценки независимых экспертов, тем не менее, указывают на серьезные риски остаться на среднесрочном треке на уровне потенциального выпуска около 2%. Заполнить «гэп» – задача структурной политики. Между тем, реальная, а не декларативная приоритетность системных мер на этом поприще все еще не выглядит убедительно очевидной.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net