Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.10.2020 | Марина Войтенко
Коммуникации имеют значение
23 сентября правительство одобрило финальную версию общенационального плана восстановления. Его проект, как известно, был обсужден еще летом. Затем дорабатывался и одновременно исполнялся, не будучи окончательно формализованным. В итоге, по оценке главы МЭР Максима Решетникова, из свыше 500 изначально заложенных в документе конкретных мероприятий в рамках антикризисной поддержки реализовано уже более половины. Оставшиеся вместе с необходимыми дополнениями сведены в 30 направлений. Движение по этим маршрутам должно вернуть экономику к допандемическим показателям в третьем квартале-2021 и обеспечить рост ВВП в будущем году на 3,3%. Конкретный состав планируемых регулятивных действий, впрочем, пока остается «за кадром». Согласно утечкам из официальных источников, их публичное представление может случиться в конце месяца, что было бы своевременно и полезно для коммуникаций кабинета министров и российского бизнеса вместе с прояснением немалого числа вопросов к содержанию экономической политики как в условиях ожидаемого ослабления бюджетного стимула-2021, так и в последующие годы в рамках Единого плана по достижению национальных целей-2030.
Наблюдаемая макроэкономическая картина в целом остается неоднозначной. Данные мониторинга ЦБ РФ отраслевых финансовых потоков указывают на продолжение восстановления деловой активности, но более умеренными тепами, чем в начале сентября.
Отклонение объема входящих платежей от докризисной нормы 14-18 сентября составило минус 7,3% против минус 6% по итогам первой декады месяца. За исключением инвестиций (-2,3% после -4,0%) ухудшение показали все составляющие общего индекса: конечное потребление домохозяйств – +5,1% после +5,9%; промежуточное потребление – минус 11,2% и минус 10,4%; госсектор – минус 5,8% и минус 1,0%; экспортные отрасли в конце августа демонстрировали отклонение в минус 17,6%, во второй декаде текущего месяца – уже -22,4%.
При этом базовым ориентиром-2020 по-прежнему является прогноз МЭР по сокращению ВВП на 3,9%, торговой розницы – на 4,2%, реальных располагаемых доходов населения – на 3,0%, инвестиций – на 6,6%. Однако вероятность его сбываемости уже находится под нарастающим давлением пандемических рисков, усиливающихся в мире, включая и РФ. Рост числа заболевших COVID-19 и рекомендации по возвращению части ограничений (например, в Москве) вызывают озабоченность бизнеса, сумму настроений которого можно определить так: экономика не выдержит повторного локдауна, ужесточение санитарных мер, правил их соблюдения и даже штрафы – эффективнее, чем остановка предприятий.
К этому добавляется запрос на четкие решения по продлению или прекращению действия отдельных антикризисных мер. В связи с этим показательно обращение бизнес-омбудсмена Бориса Титова в правительство о рисках для предпринимателей стать невольными нарушителями условий льготных кредитов под 2% на поддержку занятости. Суть проблемы в том, что на момент выдачи кредитов банкам была недоступна официальная информация о численности сотрудников на 1 июня (база для определения штата для целей льготного кредитования) и они де факто руководствовались данными за апрель. Но именно в апреле и мае могли проходить сокращения, перевод сотрудников на «удаленку», неполный рабочий день, уход в отпуск, на больничный и т.п. В итоге возникает риск того, что предприятия будут вынуждены возвращать деньги кредитным организациям с процентами по полной ставке.
По условиям программы бизнесам, которые сохранят не менее 90% сотрудников, кредит будет списан вместе с процентами – вся сумма будет покрыта госсредствами. Если в штате останется не менее 80%, возврату подлежит половина кредита и процентов. Если же численность занятых удержать не удастся, придется отдавать банкам полную стоимость кредита по обычной ставке, причем не в течение нескольких лет, а тремя траншами.
В офисе бизнес-омбудсмена в сентябре зафиксировали первые обращения предпринимателей по поводу надвигающейся проблемы. Поэтому в качестве превентивной меры и последовало обращение Бориса Титова в кабмин с просьбой об актуализации данных о численности занятых на предприятиях. Возможно, краски о грядущих массовых банкротствах были несколько сгущены. Тем не менее, несовершенство статистики и неопределенность условий уже взятых кредитов подчеркивает и президент «Опоры России» Александр Калинин: «Бизнес встревожен и просит более детально и четко разъяснить постановление правительства о кредитах. В максимальном разъяснении заинтересованы и Минэкономразвития, и банки, и правоохранительные органы, чтобы впоследствии не «тушить пожары».
Чтобы выиграть время для решения вопроса, МЭР предложило продлить истекающий 6 октября мораторий на возбуждение дел о банкротстве в наиболее пострадавших от COVID-19 отраслях еще на три месяца. Проект соответствующего постановления внесен в правительство.
Еще один примечательный «коммуникационный кейс» минувшей недели – встреча первого вице-премьера Андрея Белоусова с членами бюро РСПП в связи с увеличением НДПИ для металлургов и производителей удобрений.
Андрей Белоусов (в беседе с журналистами): «Я был вынужден, к сожалению, напомнить нашему бизнесу, что сейчас особая ситуация, когда они напоминали про неизменность налоговых условий. Федеральный бюджет потратил в этом году около 4 трлн дополнительных денег! Вот я им и говорю – а вы тут из-за каких-то 50-60-ти млрд рублей устраиваете какую-то помойку».
Один из участников встречи: «Нет никакой уверенности, что завтра не придут и не попросят еще 1 трлн рублей. О каком инвестклимате может идти речь в таких условиях? Мы уже давно говорили, что Родине помогать надо. Но за помощью надо приходить, не открывая двери ногой».
Несмотря на эмоции, компромисс, похоже, был все-таки достигнут. Первый вице-премьер признал подход Минфина «слишком прямолинейным». Общий объем дополнительной фискальной нагрузки по НДПИ в 56 млрд рублей пересматриваться не будет. Но создается рабочая группа, в которой представители министерств и отраслей решат, как дифференцировать платежи по компаниям. Исключение будет сделано для новых проектов – коэффициент расчета НДПИ в 3,5 им больше не грозит (соответствующая поправка будет внесена в Налоговый кодекс).
Регулятивные решения, продиктованные «особыми условиями», однако, содержат в себе немалые риски особых последствий. В ходе панельной дискуссии на Тюменском нефтегазовом форуме это, к примеру, наглядно проявилось в «конфликте интересов» у вице-премьера Юрия Борисова. По его собственному признанию, как «член команды правительства» он не может не поддерживать решения по увеличению налогообложения «нефтянки». При этом как куратор ТЭК не может не видеть рисков для будущих инвестиций от нестабильности фискальных условий в отрасли.
Сами «нефтяные генералы» высказывались гораздо определеннее. Глава «Газпромнефти» и одновременно член совета директоров нефтехимической компании «Сибур» Александр Дюков прямо заявил: больше налогов – меньше инвестиций и добычи – меньше объем сырья для нефтегазохимии. Солидарен с ним и глава «Сибура» Дмитрий Конов: «В будущем повышение налогов на нефтяников приведет к сокращению возможностей нефтегазохимии, например, в создании новых материалов». Получается, что структурному маневру в нефтегазовом комплексе с опережающим развитием производств с высокими переделами назначено замедление. На этом фоне понятны опасения бизнеса по поводу новых возможных перераспределений налоговых нагрузок между отраслями за пределами 2021 года.
Нацплан восстановления рассчитан до конца 2021 года. Период 2022-2024 годов – уже в зоне ответственности Единого плана достижения национальных целей-2030. KPI правительства на следующий год – рост ВВП на 3,3%, складывающийся из увеличения потребления домохозяйств, инвестиций и экспорта не менее, чем на 5%. Целевая проекция реализации следующего этапа Единого плана: рост ВВП свыше 3% в год, реальных располагаемых доходов населения – около 2,5%, вложений в основной капитал – более 5%, ненефтегазового экспорта – на 3-4% ежегодно. Выступая 23 сентября в Совете Федерации, первый вице-премьер Андрей Белоусов обозначил и шесть основных направлений движения к этим ориентирам:
· развитие механизма поддержки частных инвестиций на основе соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), включая поддержку инвестпрограмм 9 крупнейших госкомпаний;
· развитие инструментов поддержки самозанятых, индивидуального и малого предпринимательства;
· секторальные меры, реализующие потенциал технологического развития и импортозамещения;
· взаимодействие государства и бизнеса по поддержке и развитию сквозных технологий;
· снятие инфраструктурных ограничений;
· регуляторные реформы, направленные на улучшение делового климата.
Существенным условием успешности следования по этим маршрутам является качество (содержательность и результативность) коммуникаций госрегуляторов и бизнеса. По замыслу кабмина, например, уже в текущем году предполагается заключить не менее 20 СЗПК по проектам на 900 млрд рублей, всего же до 2024 года – около 1 тыс соглашений на 14,1 трлн рублей. Замысел эпического масштаба должен быть обеспечен уже к концу месяца подготовкой всех необходимых нормативно-правовых актов. Как известно, возмещение затрат инвесторов на инфраструктуру в рамках СЗПК теперь предложено осуществлять не за счет прямых субсидий (на них попросту нет денег), а за счет вычетов из будущих налогов, которые начнет генерировать введенный объект. Эксперты не исключают, что такой подход приведет к охлаждению интереса частных компаний к участию в инвестсоглашениях.
Бизнес предлагает не загонять всех в одну схему, а работать дифференцированно, сочетая все возможные и доступные инструменты поддержки. Однако пока, видимо, продолжает наблюдаться синдром «регуляторной прямолинейности». Между тем, нелишне напомнить – предыдущие опыты подобного рода, резко снизив комфортность деловой среды, привели к тому, что среднегодовые темпы прироста инвестиций в 9,7% в 1999-2010 годах (даже с учетом обвала-2009 на 13,5% г/г) в следующем десятилетии сократились до 1,9%. В 2018-ом они, к примеру, насчитывали 5,4%, в 2019-ом – уже только 1,7%. Проблема не в пандемии, а в хроническом дефиците структурных мер, решения по которым возможны лишь в условиях интенсивных коммуникаций государства и бизнеса, приводящих к общему знаменателю взаимные интересы.
26 сентября МЭР опубликовало макропрогноз на ближайшие три года. Помимо уже известного базового варианта с темпом ВВП выше 3% обнародован и так называемый консервативный сценарий – 2,7% в 2021 году, 2,9% и 2,5% в последующие два года. Причина отклонения вниз от базы на 0,5-0,6 п.п. объясняется риском второй волны коронавируса и ухудшением внешних условий на стороне глобального хозяйства. По мнению экспертов, вероятность подобного развития событий будет заметно больше, если не задействовать такой ресурс макродинамики как доверие бизнеса к экономической политике, что вполне способно стать дополнительным фактором роста. Роль в этом коммуникаций регуляторов и регулируемых, к сожалению, все еще остается недооцененной. Между тем, для будущего роста она имеет существенное значение, причем возрастающее.
Марина Войтенко - экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.