Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

05.11.2020 | Марина Войтенко

Экономика вышла на «плато» …

Марина ВойтенкоПо мнению главы МЭР Максима Решетникова, именно так можно охарактеризовать общую макрокартину, сложившуюся в конце октября. Подведение итогов месяца последует во второй ноябрьской декаде. Тем не менее, ряд показателей уже дают основания для оценки качества наблюдаемой ситуации. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) Росстата не демонстрирует улучшений, оставаясь на уровне сентября. Наверстывание отставания от прошлого года объемов сальдированного финансового результата предприятий происходит одновременно с увеличением числа отчитывающихся об убытках. Слабеющий потребительский спрос и отсутствие признаков оживления инвестактивности подвигли аналитиков ЦБ РФ к выводу о продолжении замедления восстановительных процессов. Эксперты в свою очередь все чаще стали указывать на усиление рисков того, что рст-2021 окажется ниже официальных прогнозных ожиданий с немалой вероятностью возвращения в докризисную околостагнационную колею. В этих обстоятельствах фокус обсуждений наблюдаемых трендов и предположений об их развитии смещается на содержательную непротиворечивость и комплексность предстоящих регулятивных решений.

Общую рамку этому задает проект бюджета на 2021-2023 годы, принятый 28 октября в первом чтении Госдумой РФ. По признанию премьера Михаила Мишустина, новый госфинплан «получился напряженным». В 2021 году (он оценивается как переходный в бюджетной политике) помимо продолжения финансирования отдельных антикризисных программ в нем учтены и ресурсы, необходимые для реализации национальных целей развития. На это ориентированы и меры налоговой политики, и изменение структуры расходов вкупе с повышением их результативности. В дальнейшем цели-2030 становятся однозначно приоритетными в бюджетных проектировках. Более 7 трлн рублей в течение трех лет предусмотрено на реализацию национальных проектов (на участие регионов в них планируется ежегодное предоставление им федеральных трансфертов в размере 700 млрд рублей). Более 3 трлн рублей на три года заложены на исполнение задач, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию. Бюджетный проект гарантирует выполнение государством всех социальных обязательств. Доля соответствующих расходов уже в 2021 году достигнет 35% и в дальнейшем будет оставаться примерно на этом уровне.

На текущей неделе станут известны итоги работы правительства по обновлению («пересборке») нацпроектов и содержание Единого плана достижения национальных целей (срок, определенный поручениями президента, истек 30 октября). Предполагается, что они станут основой для поправок ко второму чтению проекта бюджета (24 ноября), уточняющих параметры финансирования нацпроектов и отдельных госпрограмм.

Михаил Мишустин сообщил, что подготовка Единого плана завершена. Его структура – 5 наццелей и 25 показателей их достижения. По каждому определены целевые значения на ближайшие пять лет, а также конечный результат на 2030 год. На план будет переориентирована бюджетная политика с жесткой увязкой с ним предстоящих госрасходов. Ежегодно (уже в 2021-2023 годах) на реализацию плана предполагается направлять свыше 12 трлн рублей (более 70% необоронных трат госказны). Их выраженный целевой характер – важное подспорье для повышения эффективности госрасходов в рамках четкой логики проектного финансирования.

Замыслам, тем не менее, еще предстоит пройти проверку практикой. Соответствие целей и средств по многим направлениям вызывает вопросы. По оценке министра финансов Антона Силуанова, государство в 2020-2021 годах изыскало дополнительные средства на антикризисные меры и нацплан восстановления в размере около 9% ВВП. Почти половина – около 5 трлн рублей уже потрачены. С учетом расходов еще на 1,5-2,0% ВВП до конца текущего года на 2021-й, по выкладкам экспертов, остается допзатрат на антикризисно-восстановительные цели 2-3% ВВП. По мировым меркам, не слишком выразительно. Министр экономического развития Максим Решетников, правда, заверяет, что по факту расходы-2021 будут не ниже, чем в 2020-ом. Заметим, это возможно лишь при солидном объеме переходящих «остатков» бюджетных средств в сумме не менее 2 трлн рублей.

Такой вполне возможный маневр по поддержке бюджетного стимула экономике, что называется «по валу», однако не снимает вопросы к структуре расходов, где заложено сокращение госинвестиций. Темп их роста замедляется с 9,7% в 2021 году до 3,9% и 1,4% в последующие два года. Одновременно снижается доля производительных расходов (по методике РАНХиГС, это ассигнования на национальную экономику, образование, здравоохранение и НИОКР) в ВВП – за три года на 0,5%. Отсюда и риск запуска «цепной реакции» сжатия частных инвестиций, накладывающийся на текущую финансовую неустойчивость предприятий. По оценке Центра стратегических разработок, в ближайшее время практически каждая пятая российская компания (19%) из-за финансовых проблем будет не в состоянии уплачивать налоги. На этом фоне абсолютно оправданным и своевременным является предложение Президента РФ Владимира Путина (29 октября на форуме «ВТБ капитал» «Россия зовет!») продлить для бизнесов пострадавших отраслей отсрочку по уплате налогов и страховых взносов еще на три месяца. Поможет предпринимателям и уже принятое решение сохранить на весь следующий год мораторий на плановые проверки малого бизнеса (за исключением ФНС и таможенников).

Выступая на форуме «Россия зовет!», глава МЭР Максим Решетников констатировал: «Для выхода российской экономики на темпы роста выше 3% государственных расходов недостаточно. Основой должны быть частные инвестиции и частный капитал». Отсюда и постоянное внимание к отладке механизмов, способных помочь запуску нового инвестиционного цикла. На минувшей неделе продолжением усилий по доводке формата соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) стало решение кабмина о новой опции субъектам РФ: их задолженность по бюджетным кредитам Центра будет списываться при условии направления этих средств на создание инфраструктуры, необходимой для реализации инвестпроектов в регионах. Величина «зачета» должна быть равна объему федеральных налогов, генерируемых вновь создаваемыми бизнесами.

По оценке Минфина, по итогам текущего года дефицит бюджетов субъектов РФ (с учетом помощи из федерального центра) составит около 0,7 трлн рублей при общей величине регионального госдолга более 2,1 трлн рублей. Прогноз на следующий год – 0,5 трлн рублей и 2,6 трлн рублей соответственно. Причем около трети – задолженность по бюджетным кредитам (расчеты АКРА). Новые возможности для ее сокращения, очевидно, будут востребованы регионами. Достаточность включаемых стимулов (СЗПК и др.) для обеспечения устойчивости инвестиционного роста, тем не менее, не выглядит железобетонно убедительной.

На минувшей неделе Счетная палата впервые за всю историю ведомства представила свой прогноз социально-экономического развития РФ на 2020-2023 годы. Как объясняют аудиторы, им нужен собственный «бенчмарк» как аргумент в предметном диалоге с контролируемыми регуляторами по поводу принимаемых и прорабатываемых экономико-политических решений. Представлены два варианта – нейтральный (базовый) и стрессовый (консервативный). Они различаются по исходным условиям.

В первом случае карантинные меры в мире и РФ завершаются к началу 2021 года, к этому же времени начинается массовая вакцинация от COVID-19, мировая экономика в 2021 году растет на 5% и в последующем остается на траектории годовых темпов в среднем в 3,5%, соответственно и нефтецены уже на следующий год выходят на уровень в $50 за баррель, в 2022-2023 годах – на $55. Во втором: выполнение первого условия сдвигается к середине 2021 года, глобальный рост достигает лишь 3% с небольшим превышением в дальнейшем, нефтецены-2021 не поднимаются выше $45 за баррель, но возвращаются к $55 в последующие годы.

В базовом варианте прогноза после спада на 4,2% в текущем году экономика РФ вырастет в 2021-2023 годах на 2,2%, 2,7% и 2,5% соответственно. Темпы инвестиций будут увеличиваться с 2,5% до 4% в год, розничного товарооборота – с 2% до 3%, реальные располагаемые доходы населения, как предполагается, станут прибавлять по 2% ежегодно.

В стресс-сценарии картина заметно бледнее: спад-2020 на 4,8% с последующим слабым ростом на 1,3%, 2,4% и 1,7% в 2021-2023 годах. Годовые темпы увеличения инвестиций и потребления населения отстают от базового варианта на 0,5-1,0 п.п., реальные располагаемые доходы прибавляют ежегодно 1,5-1,7%.

Общий вывод госаудиторов – без активизации частных инвестиций добиться роста в 3% и выше практически нереально. При всей необходимости и принципиальной важности антикризисная господдержка – фактор все-таки преходящий и слабо влияющий на величину долгосрочных темпов ВВП, определяемых ограничениями экономической структуры. Информация же о дополнительных мерах по их преодолению, подчеркивают в Счетной палате, на данный момент отсутствует.

При объяснении причин наблюдаемого замедления экономики уже заметно тяготение ставить во главу угла ухудшение эпидемиологической обстановки и нарастание неопределенности, мешающей принимать регулятивные решения, требующие новых существенных госрасходов. Коронавирусная «оговорка» справедлива, но лишь отчасти. Выход экономики на «плато» по сути означает приближение ее к докризисной траектории потенциального выпуска со всеми его структурными ограничениями, сложившимися задолго до пандемии COVID-19. Эксперты оценивают его как правило в интервале 1,5-2,5%. Причем верхняя граница – это результат благоприятных внешних условий (вклада чистого экспорта в ВВП около 10%). Уповать на него в текущих обстоятельствах, в которых находится глобальное хозяйство, малореалистично. К тому же и средние темпы ВВП РФ в нынешнем десятилетии в 0,9% не дотягивают до потенциала. Диагноз этой «российской болезни» – структурно-политическая недостаточность. Для эффективного лечения к общеподдерживающей бюджетной терапии необходимо добавить вакцинацию через системную перезагрузку инвестиционного климата.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net