Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

17.12.2020 | Марина Войтенко

Инвестиционная повестка – ключ к росту-2021

Марина Войтенко9 декабря аналитики ДИП ЦБ РФ констатировали: судя по оперативным данным, в ноябре российская экономика показала околонулевую динамику по отношению к октябрю. До конца года (учитывая эффект базы четвертого квартала-2019) снижение ВВП вероятно усилится в сравнении с траекторией июля-сентября. С такой оценкой, по сути, согласны и в МЭР, определяя текущую макроситуацию как неустойчивое равновесие с равновероятным результирующим трендом – вверх или вниз. Наглядное проявление этого – ускорение инфляции в ноябре до 4,4% год к году (после 4,0% в октябре и 3,7% в сентябре в годовом выражении). Центральные банкиры полагают, что ценовой скачек будет краткосрочным – годовой рост-2020 окажется около 4,5%, а инфляционный пик в феврале-2021 не превысит 5%, причем с марта начнется приближение к 4%-ому таргету. Оперативные меры по стабилизации цен на продовольствие, принятые правительством после острой реакции Президента РФ Владимира Путина, несколько сместили фокус внимания с других обстоятельств и намерений регуляторов. Их значение для перспектив экономического роста в РФ от этого, однако, отнюдь не уменьшились.

Эксперты отмечают: на всплеске инфляции не могло не сказаться наращивание финансирования госрасходов. По предварительной оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в январе-ноябре составил 2,51 трлн рублей. При этом именно в ноябре он достиг рекордного месячного уровня в 814,98 млрд рублей. Не исключено, что фактор бюджетной эмиссии будет усиливать свое действие: предельно допустимый объем расходов госказны в текущем году превышает 23 трлн рублей, за одиннадцать месяцев профинансировано 19,04 трлн. Столь солидный бюджетный «навес», естественно, будет влиять на проинфляционный фон. По опыту прошлых лет, следует ожидать формирования «остатка» неиспользованных расходных назначений, переходящих на следующий год.

Определить его объем в настоящее время затруднительно. Тем не менее, вполне понятны принципы подхода, способного повлиять на решение. Во-первых, речь идет о том, чтобы не создавать дополнительного импульса усилению инфляционного давления, особенно в первом квартале-2021. Во-вторых, необходимо максимально растянуть во времени действие бюджетного стимула росту-2021. В Минфине оценивают, что он составит в следующем году не менее 1 п.п. ВВП. Вместе с тем, эксперты предупреждают, что запланированная нормализация госрасходов (ее нередко называют бюджетной консолидацией – прим.авт.) может отнять от темпов роста от 1 п.п. (оценка аналитиков Oxford Economics) до 2 п.п. (расчеты Альфа-банка с учетом полного эффекта бюджетного мультипликатора).

В ЦБ РФ воздерживаются от количественных определений такого рода, но тоже обращают внимание на то, что, хотя положительное влияние бюджета на рост ВВП сохранится, его демпфирующий эффект снизится. Начиная со второго квартала-2021, подчеркивают в ДИП ЦБ РФ, консолидация расходов и постепенное возвращение к бюджетному правилу будут оказывать сдерживающее влияние на рост ВВП. Проинфляционное давление госзатрат, впрочем, тоже уменьшается.

Напомним, что у самого Центробанка пространство для продолжения монетарного стимулирования остается ограниченным. По мнению главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, «цикл смягчения ДКП уже близок к своей низшей точке». Финаналитики полагают, что до нее осталось максимум 0,5-0,75 п.п., причем при восстановлении сниженного инфляционного темпа около таргета. В этих регулятивных рамках основные стимулы экономическому росту объективно могут складываться на стороне решений, направленных на запуск нового инвестиционного цикла. На минувшей неделе из кабмина и Центрального банка последовал ряд значимых сигналов по этому поводу.

Глава МЭР Максим Решетников направил письмо президенту РСПП Александру Шохину, в котором предложил предметное обсуждение с бизнесом набора регулятивных инициатив по поддержке и поощрению инвестактивности. Резоны министра, выражающие общую позицию правительства, понятны – среди наццелей-2030 определено увеличение вложений в основной капитал на 70% выше уровня-2020. По итогам-2019 инвестиции насчитывали 19,3 трлн рублей, в текущем году в действующих ценах ожидаются 19,1 трлн рублей (в ценах прошлого года – и вовсе 18,03 трлн). Целевой объем-2030 складывается в 31,7 трлн рублей. Его достижение, констатируют в МЭР, «требует не только активизации действующих инструментов …, но и формирования комплекса новых мер по привлечению частного капитала при реализации новых инвестиционных проектов на территории РФ».

В первую очередь это касается расширения практики соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). В дополнение к уже подготовленному законопроекту предлагается распространить «стабилизационную оговорку» на ставки по НДПИ на уровне 2020 года на весь срок СЗПК в отношении отдельных твердых полезных ископаемых для проектов, реализуемых на новых месторождениях и на действующих месторождениях, где степень выработанности превышает 1%, а также для компаний, реализующих СЗПК-проект, который одновременно является предметом специального инвестиционного контракта, заключенного до 31 декабря 2020 года. Также предлагается стабилизация условий налогообложения по обратным акцизам на этан, сжиженный углеводородный газ и нафту.

Наряду с этим в числе предложений – внедрение ваиантов СЗПК для стимулирования реализации проектов в приоритетных направлениях экспорта, инфраструктуры, цифровой экономики и технологического развития и возможность предусмотреть для них расширение перечня возмещаемых за счет налогов затрат.

«Дополнительно в целях сохранения инвестиционных программ компаний, инвестирующих в СЗПК-проекты в сфере нефтегазохимии, планируется предусмотреть налоговый вычет по НДПИ на углеводороды, в объеме не более 50% капиталовложений фактически осуществленных материнской компанией», – говорится в письме главы Минэкономразвития.

Еще одно важное предложение (эксперты предвидят по его поводу немалые споры с Минфином – прим. авт.) – формировать региональные бюджеты развития для финансирования объектов инфраструктуры в рамках новых инвестпроектов за счет налогов, «расщепляемых» между бюджетом РФ и ее субъектов.

В намерениях МЭР самое серьезное внимание уделено мерам, призванным стимулировать «генерацию длинных денег». Ряд из них прямо касается мотиваций физлиц к долгосрочным вложениям в финансовые инструменты. Задача эта, заметим, становится все более актуальной с учетом того, что к концу третьего квартала-2020 общая стоимость ценных бумаг в собственности граждан достигла 4,7 трлн рублей (10% рост квартал к кварталу, 45% – увеличение год к году).

Министерство предлагает при инвестировании в акции сроком более 3 лет облагать дивиденды НДФЛ по ставке 8%, более 5 лет – по ставке 3%, более 7 лет – по нулевой ставке. Для вложений от 100 млн рублей в акции могут быть предусмотрены иные условия, говорится в письме. К тому же предлагается исключить двойное налогообложение при выплате пайщику дохода из инвестиционного фонда, сформированного дивидендами, с которых ранее был удержан налог.

Еще одна инициатива – освобождение от обязанности по уплате НДФЛ либо налога на прибыль по купонному доходу инвесторов, которые приобретают облигации, выпускаемые в целях финансирования проекта, реализуемого в рамках концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнёрстве, СЗПК.

Применительно к налогу на прибыль речь де-факто идет о поощрении форм коллективного инвестирования граждан (на чем, кстати, настаивают и в Банке России). Средний размер ИИС в настоящее время насчитывает меньше 100 тыс рублей, поэтому логично формирование пулов частных инвесторов, интересы которых могут быть представлены специализированным финансовым институтом. Льготы по налогообложению его прибыли – прямой бонус физлицам-участникам.

В части реформы индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) министерство предлагает сократить срок владения ценными бумагами для получения права на инвестиционный налоговый вычет по НДФЛ и налогу на прибыль организаций с 3 лет до 1 года, а также снять ограничения на размеры взносов до 1 млн рублей.

Также Минэкономразвития предлагает отменить НДС при продаже банками физическим лицам инвестиционных драгоценных металлов и отменить НДФЛ с курсовой разницы, образующейся при переоценке валютных финансовых инструментов (акций, долей, облигаций и так далее).

Намерения МЭР охватывают и перспективные направления развития рынка ценных бумаг. В частности, предлагается корректировка законодательных ограничений по размещению привилегированных акций, включение в ломбардный список ЦБ РФ проектных, «бессрочных» и «зеленых» облигаций (это означает, что банки под их залог могут получить ликвидность от регулятора), расширение лимитов инвестирования в такие долговые бумаги для негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В Банке России к этим инициативам относятся с пониманием. Но подчеркивают необходимость придания устойчивого юридического характера гарантиям по этим видам корпоративных бондов (с определением возможной роли государства), выработки единого стандарта раскрытия информации о проектах, заявляемых эмитентами, а также реформы листинга облигаций.

Ряд предложений касается применения цифровых финансовых активов (ЦФА). Уже в близком времени предусматривается снятие ограничения в 1 млрд рублей на объем средств, который в течение одного года можно привлекать через инвестиционную (краудфандинговую) платформу для проектов в рамках концессионных соглашений и СЗПК. В случае запуска «цифрового рубля» предусматривается его целевая «проектная» эмиссия с зачислением на эскроу-счета и перечислением инвестору после завершения проекта. Как представляется, эта новация станет одной из наиболее дискуссионных.

Однако наибольшие вопросы вызывает принцип доступа бизнеса к продекларированным стимулам и преференциям. Позиция МЭР: в конкурентной борьбе инвесторов должен побеждать наиболее эффективный проект. Ответ бизнес-объединений: по каким критериям (понятным и прозрачным) будет проводиться такая оценка? Выработка общей согласованной позиции, очевидно, предполагает и более тесные взаимные коммуникации регуляторов и предпринимательского сообщества, и их институциональное оформление.

Наметки правительства по инвестиционной повестке ближайших лет в принципе не выглядят оторванными от жизни. Однако принципиально важна общая и фундаментальная предпосылка – жизнеспособность инвесторов, потенциально готовых к исполнению новых проектов. В связи с этим примечательно решение правительства (информация о нем появилась 8 декабря) продлить на 2021 год программу адресной поддержки системообразующих предприятий. В их перечне в настоящее время 1392 компании. К ним добавятся еще те, что занимаются научными исследованиями и организацией мероприятий и выставок. В числе опций господдержки: субсидии на возмещение производственных затрат, отсрочки по уплате налогов и авансовых платежей, гарантии по кредитам или облигационным займам.

Инфляционный всплеск конца года в своей основе имеет резкое сжатие товарного предложения на нескольких рынках. Можно пенять на активность экспортеров семян подсолнечника, сахара и зерна. Но гарантия неповторения текущего ценового взлета – увеличение выпуска, что невозможно без новых инвестиций. Улучшение Росстатом оценки снижения ВВП в третьем квартале с 3,6% до 3,4%, возможно, позволит итогам года «вписаться» в официальный прогноз спада-2020 в 3,9%. Однако не уменьшит риск замедления роста экономики, начиная с 2022 года, если не заниматься предметно структурными изменениями, движущая сила которых – опять-таки вложения в основной капитал. Под этим углом зрения предложения МЭР, о чем шла речь выше, в случае материализации из «протокола о намерениях» в реальные действия по долгосрочной инвестиционной повестке, вполне способны стать ключом-2021 к ускорению макродинамики в последующие годы.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net