Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.02.2021 | Марина Войтенко
Деловая активность – испытание инфляцией
Общеэкономическая конъюнктура в январе-2021, по оценкам, оставалась в целом на уровне четвертого квартала-2020, но оказалась все-таки несколько более оживленной, чем в декабре. Индекс PMI в обработке поднялся с 49,7 пункта до 50,9 пункта, впервые за пять месяцев указав на улучшение ситуации в промышленности. PMI в сфере услуг вырос еще больше – с 48 до 52,7 пункта. Совокупный индекс (обрабатывающие отрасли + услуги) также повысился до 52,3 пункта, обозначив начало разворота к восходящей макродинамике. Этот же тренд отразился на позитивных изменениях индексов предпринимательской уверенности, рассчитываемых Росстатом, и продолжающемся увеличении объемов отраслевых финансовых потоков. Возобновление восстановительных процессов в экономике, однако, сдерживается значительным инфляционным давлением. В ЦБ РФ ожидают, что его пик будет пройден в конце зимы – начале весны, после чего начнется, хотя и относительно медленное, но последовательное расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса. Существенное влияние при этом окажут скорость и массовость антиковидной вакцинации и содержание регулятивных стимулов.
В январе-2021, по данным Росстата, месячный темп роста потребительской инфляции снизился до 0,67% с 0,83% в декабре-2020, но в годовом выражении ускорился до 5,19% с декабрьских 4,91%. В лидерах увеличения цен по-прежнему остаются продовольственные товары (+7,03% г/г, в том числе плодоовощная продукция – +16,33% г/г), но скорость их подорожания заметно снизилась – с 1,5% за месяц в декабре до 1%, что заметно скромнее общемирового тренда (индекс цен на продовольственные товары FAO ООН вырос на 4,3% м/м в долларовом эквиваленте, достигнув максимального с 2014 года уровня).
Цены на непродовольственные товары увеличивались несколько меньшими темпами, но их рост ощутим – +5,1 в годовом выражении, что пока по большей части обусловлено переносом эффекта валютного курса из-за ослабления рубля в четвертом квартале. Относительное его укрепление в январе позитивно сказалось на инфляционных ожиданиях россиян – по итогам очередного проса инФОМ (11-21 января), ощущаемый уровень роста цен повысился на 0,8 п.п. к декабрю до 12,8%, но оценка ожидаемого на ближайшие 12 месяцев ощутимо снизилась – с 11,5% до 10,5%.
Судя по всему, свою роль сыграла реализация правительством ряда мер, направленных на сдерживание роста цен на социально значимые товары первой необходимости. Так, заключение соглашений с торговыми сетями и производителями продтоваров, в которых задействованы около 8 тыс компаний, сказалось на снижении цен на сахар на 7% от декабрьского пика и стабилизации стоимости подсолнечного масла. Причем, как отметил глава МЭР Максим Решетников в ходе брифинга 4 февраля, постоянный мониторинг правительством ситуации дает основания предположить, что продление этих соглашений за пределы их срока действия (1 апреля) вряд ли потребуется.
С точки зрения сдерживания инфляции в приоритете остаются меры не административного, а экономического характера, например, такие как:
· механизм зернового демпфера, предусматривающий установление на долгосрочной основе плавающей экспортной пошлины на зерно, размер которой будет определяться ценами контрактов поставки за рубеж.
Предлагаемую формулу расчёта размера экспортной пошлины министр экономразвития представил так: при мировой цене до $200 за тонну пошлина взиматься не будет, при цене, превышающей $200 долларов за тонну пшеницы она составит 70% от превышения этой базовой цены.
Одновременно предусматривается возврат средств, полученных от повышенной экспортной пошлины, в сельское хозяйство в виде субсидий и льготных кредитов (с привязкой к объему площадей) агропроизводителям. По оценке главы МЭР, такой алгоритм действия зернового демпфера, с одной стороны, позволит предотвратить перенос колебаний цен внешнего рынка на внутренний, с другой – послужит источником дополнительных инвестиций в отечественный агросектор.
· судя по всему, возрождается идея широкого использования для продвижения местных товаров розничных рынков и ярмарок. Об этом, например, в начале февраля в ходе поездки в Элисту говорил премьер Михаил Мишустин во время встречи с представителями малого и среднего предпринимательства. Там же прозвучал призыв к руководителям российских регионов активнее способствовать вхождению местных производителей в крупные торговые сети.
· активно обсуждаются различные методы «продовольственной помощи» наименее обеспеченным группам населения. Консенсус здесь еще предстоит найти, но некоторая общность подходов различных экспертных мнений уже обозначилась. Так, в ходе круглого стола в Общественной палате ее представителями в качестве возможного направления была предложена выдача специальных бонусных карт нуждающимся семьям, на которые ежемесячно начисляются либо бонусы, либо определенная сумма денег для приобретения продуктов первой необходимости отечественного производства. Схожая позиция в Счетной палате, предлагающей продовольственный сертификат как возможность комбинирования различных видов помощи.
Между тем, риски удорожания товаров продолжают нарастать. В первую очередь это касается ситуации на мировых рынках, осложненной прерыванием цепочек поставок и производства из-за ковидных ограничений и трансформацией структуры спроса по тем же причинам.
Так, по информации Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в конце января крупные торговые сети еще не испытывали сложностей с перевозками товаров морем из-за роста мировых ставок на фрахт и дефицита контейнеров. Однако уже в начале февраля эксперты и участники рынка заговорили о высокой вероятности удорожания импортных бытовой техники, товаров для дома, электроники, одежды и обуви во втором квартале. В первую очередь это касается недорогой продукции, доля расходов на транспортировку в цене которой весьма высока. По оценке Центра стратегических разработок, товарный импорт, доставляемый в контейнерах и морским путем, может подорожать в среднем 15%.
Повышательное, пусть и временное, давление на потребительские цены могут оказать и некоторые регулятивные новации. Так, для российских участников внешнеэкономической деятельности проблемы в виде простоев, задержек и несостыковок между реальным пунктом доставки и пунктом оформления и т.д., ведущих к увеличению накладных расходов поставщиков, получателей товаров и транспортных компаний, вызвали изменения с 1 февраля порядка оформления таможенных деклараций в РФ. Систему управления рисками регуляторам еще предстоит отладить. Как долго это продлиться, предсказать невозможно. Но уже сейчас понятно, что все убытки участники рынка учтут в отпускных ценах товара. В принципе это касается и повышения утильсбора на автомобили, спец- и сельхозтехнику, а также возможных (как это уже было с лекарствами) сбоев и неразберихи при введении обязательной маркировки на одежду, воду и молочные изделия, повышающей издержки производителей и ритейлеров.
Пока же в Банке России ожидают, что локального пика рост потребительских цен достигнет в феврале, а в марте начнет замедляться. В Росстате полагают: пик уже пройден. Тем не менее, по прогнозу ЦБ РФ, инфляция в 2021 году составит 3,5-4%, консенсус-прогноз финаналитиков, опрошенных в начале февраля «Интерфаксом» – 3,8%.
Между тем, приближение инфляции к 4%-ой цели будет непосредственно сказываться на динамике реальных располагаемых доходов населения. По итогам 2020-го они упали на 3,5%, при этом накопленное отставание от уровня-2013 вновь превысило 10%. Так что существенное снижение инфляционного давления по-прежнему остается важнейшим условием, необходимым для разворота тренда, но далеко недостаточным для его устойчивого продолжения. Эксперты на сей счет по сути едины в оценках: для поступательного повышения реальных располагаемых доходов населения на 1-2% в год темп прироста ВВП должен составлять не менее 3%. Этот ориентир в текущем году все еще остается под вопросом.
1 февраля Росстат опубликовал первую оценку производства и использования ВВП в 2020 году: его объем в текущих ценах насчитывает 106,606 трлн рублей; индекс физического объема относительно 2019 года – 96,9%. Примечательно, что в постоянных ценах 100% к уровню-2019 показали обрабатывающие производства, агросектор и строительство. На 0,2% и 0,3% увеличились валовая добавленная стоимость в области информации и связи, а также здравоохранении и социальных услугах, на 2,5% – в госуправлении, на 7,9% – в финансовой деятельности и страховании. Положительная динамика здесь – прямое следствие (статистическое отражение) антикризисной господдержки. Все прочие виды экономической деятельности испытали существенный спад: добычные отрасли – на 10,2%, оптовая и розничная торговля – на 2,9%, транспортирование и хранение – на 10,3%, чистые налоги на продукты – 5,5% и т.п.
Примечательны изменения в структуре использования ВВП. Расходы на конечное потребление увеличились с 69,5% в 2019-ом до 71,5%. При этом доля домохозяйств снизилась с 50,8% до 50,0%; госуправления, напротив, выросла с 18,3% до 21,0% (что опять-таки отражает антикризисные меры и поддержку здравоохранению). Валовое накопление основного капитала прибавило 0,4 п.п. – до 21,6%. Вклад чистого экспорта сократился в полтора раза – до 4,8%.
В структуре ВВП по источникам доходов на 3,2% до 49,5% повысилась доля оплаты труда за счет снижения долей чистых налогов на производство и импорт на 0,5% до 10,8% и валовой прибыли в экономике на 2,7% до 39,7% (что означает потенциальное сокращение будущих инвестиций). Сдвиги в структуре ВВП вполне адекватно отражают адаптацию экономики, государства и населения к обстоятельствам коронакризиса. При этом о его реальной цене целесообразно судить по динамике важнейших элементов использования ВВП: расходы на конечное потребление домохозяйств провалились за год на 8,6%, инвестиции – на 6,2%. Полностью компенсировать эти потери в текущем году маловероятно.
В ДИП ЦБ РФ ожидают, что инвестактивность в 2021-2022 годах, несмотря на мягкую денежно-кредитную политику (ДКП) и бюджетные стимулы, будет оставаться сдержанной. Это связано, прежде всего, с неопределенностью сроков спада пандемии и нормализации экономической ситуации, прямо влияющей на решения по новым капвложениям. При этом увеличиваются лаги между возобновлением инвестирования и уже состоявшимся сокращением/приостановкой соответствующих программ у системообразующих предприятий при сохраняющихся ограничениях в доступе малых и средних (МСП) к банковскому финансированию вложений в основной капитал.
Важно также учитывать изменения в структуре потребления. Действие ограничительных мер, как известно, привело к частичному замещению потребления услуг товарами. Ожидаемое восстановление сферы услуг, тем не менее, может оказаться более длительным, чему будут способствовать сформировавшиеся в ходе пандемии «навыки экономии» и «склонность к сбережениям». При этом от сокращения спроса на услуги, сопутствующие офисные работы (городской транспорт, аренда помещений, общепит и т.п.), отмечают аналитики ЦБ РФ, при сохранении удаленной занятости выиграют связь и коммуникации, онлайн-торговля и т.п. Неустоявшаяся структура потребления, а, следовательно, и запаздывающая подстройка к ней факторов производства могут вызвать временно снижение потенциального выпуска. Этот эффект, скорее всего, проявится именно в 2021 году. Причем его влияние на ценовую динамику требует дополнительного изучения.
Текущий прогноз Центробанка по росту-2021 – интервал 3-4%. Корректировка ожидается по итогам заседания Совета директоров ЦБ РФ 12 февраля. Эксперты, тем не менее, уже отозвались на оценку Росстатом спада-2020 снижением собственных ожиданий. Консенсус-прогноз «Интерфакса» пересмотрен с 3,0% до 2,8%. И это, пожалуй, наиболее оптимистическая версия. Другие (например, ИЭП им. Е.Т.Гайдара, Альфа-банк, ИНП РАН, Oxford Economics и проч.) располагаются в диапазоне 2,0-2,5% с тяготением к нижней границе, что по сути означает продолжение стагнации. Характерная особенность пересмотра прогнозов заключается еще и в том, что темпы-2022 ожидаются меньшими, чем в текущем году.
В этих обстоятельствах уровень макродинамики существенным образом будет зависеть от регулятивных усилий. Планируемого Минфином вклада бюджетной поддержки в прирост ВВП в объеме 1% может оказаться недостаточно. Обеспокоенность по этому поводу уже выразили аналитики международного рейтингового агентства Fitch, подтвердившего 6 февраля суверенный рейтинг РФ и его стабильный прогноз. В российском экспертном сообществе убежденность в необходимости дополнительных стимулов еще больше. Правительство анонсировало два «пакета» мер, касающихся сокращения безработицы до планки-2019 и новых программ льготного кредитования МСП (в ЦБ РФ на этот счет даже утвердили «дорожную карту», где все принципиальные решения отнесены на второй квартал). Детали, впрочем, остаются непроясненными. При этом в полной мере сохраняется принципиальная значимость базовой предпосылки такого рода действий: снижение инфляции позволяет продолжать мягкую денежно-кредитную политику с относительно низкими кредитными ставками и удерживать стоимость госзаимствований на приемлемом уровне. Для повышения деловой активности с опорой на господдержку, ориентированную, прежде всего, на изменения в экономической структуре, ослабление ценового давления также является фундаментальным основанием.
Марина Войтенко - экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.