Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.03.2021 | Марина Войтенко
Господдержка бизнеса – требуется продолжение
26 февраля Росстат представил итоги очередного обследования деловой активности 3,7 тыс предприятий в добывающей и обрабатывающей промышленности. Индекс предпринимательской уверенности в последний месяц зимы продолжил январский повышательный тренд. Тогда в сравнении с декабрем-2020 рост показателя был зафиксирован в добыче впервые с августа, в обработке – с июля. Теперь в добычных отраслях он поднялся с минус 2,7% до минус 0,3%, в обрабатывающих – с минус 1,7% до минус 1,0%. Баланс оценок спроса, впрочем, почти не изменился (-20% после -22% у первой группы, -33% после -32% у второй). Оптимистов, ожидающих роста выпуска в ближайшие три месяца, в обеих выборках стало больше на 1-2 п.п., чем предполагающих снижение, – до 14 п.п. и 22 п.п. соответственно. При этом на шестимесячном горизонте уверенности несколько меньше – здесь положительный баланс составил 11 п.п. и 20 п.п. Среди причин такой сдержанности на первое место респонденты поставили сохраняющуюся неопределенность общеэкономической ситуации и перспектив ее быстрых изменений.
О неоднородности восстановления деловой активности и многообразии настроений в предпринимательской среде свидетельствуют и результаты февральского опроса руководителей и собственников 5,3 тыс российских компаний, проведенного офисом бизнес-омбудсмена. В 2020 году не заметили сокращения спроса лишь 20% респондентов, у свыше 40% он упал в полтора раза и более. Примерно у 60% компаний выручка в первый год пандемии снизилась более чем на 30%, около 45% урезали фонд оплаты труда.
Пессимизма хватает и в начале текущего года. Треть опрошенных (33,1%) фиксируют продолжение сжатия оборота, в основе чего слабый спрос (его уровень ниже марта-2020 отмечают 60% респондентов, причем 53,8% связывают это с сохраняющимися ограничительными мерами). У 27,1% он удерживается на прошлогоднем уровне. О начавшемся постепенном восстановлении потерь-2020 говорят 19,1%. В то же время 9,7% копаний, согласно результатам опроса, готовятся к закрытию. (Справочно: по данным бизнес-омбудсмена, в 2020 году деятельность прекратили 3,1% компаний-респондентов).
В тройку основных проблем бизнеса также вошли невозможность платить налог на имущество и оплачивать аренду, а также нехватка средств на выплату зарплат сотрудникам и страховых взносов с фонда оплаты труда (ФОТ). В обоих случаях об этом говорят около четверти опрошенных. Значительная часть бизнеса (22,3%) жалуется на неплатежи от контрагентов за уже поставленные товары и оказанные услуги. Также весьма распространенной оказалась нехватка средств на коммунальные платежи и сложности с бесперебойной поставкой материалов и товаров на предприятия (об этом говорит примерно каждый пятый владелец или руководитель компании) – отмечается в пресс-релизе по результатам опроса.
Отношение к господдержке-2020 тоже далеко от однозначности. Ее привязка к бизнесу из официального списка пострадавших отраслей привела к тому, что соответствующими мерами смогли воспользоваться только 42,3% предпринимателей. Четверть компаний на это даже не претендовали, еще 31,8% пытались получить, но не смогли. Налоговые и кредитные отсрочки вкупе с реструктуризацией долгов использовали 36,7% опрошенных компаний. Из них половина отметили недостаточность этих мер, а 42,9% указали на потребность в новых реструктуризациях. (7,7% подчеркнули, что без них они будут вынуждены закрыть бизнес).
Самая популярная мера – кредитование под 2% на сохранение занятости и возобновление деятельности (21,4%). На втором месте отсрочка по всем видам налогов (за исключением НДС) (19,6%). На третьем - продление сроков уплаты страховых взносов (16,6%).
Из тех предпринимателей, которые воспользовались мерами поддержки в форме прямых дотаций (федеральных или региональных), кредита под 2% или регионального кредита, 59,7% смогли сохранить численность персонала в 2020 году. 9,6% опрошенных неправильно поняли условия получения данной поддержки. У 30,7% предпринимателей так и не восстановились обороты бизнеса, в связи с этим им не удалось выполнить обязательства по сохранению численности персонала (по крайней мере, по состоянию на начало февраля), – констатируется в пресс-релизе офиса бизнес-обудсмена.
Следует заметить, что результаты опроса заметно расходятся с данными, представляемыми МЭР: на конец 2020 года льготные кредиты «ФОТ 2.0» получили свыше 220 тыс предприятий, из них условия по сохранению занятости выполняют 98%, что позволяет рассчитывать им на списание 420 млрд рублей взятых займов. В МЭР трактуют результаты опроса как оценочные и продолжают ориентироваться на оперативную информацию от банков.
Как бы ни было, но востребованность программы привела к ее перезапуску правительством на новых условиях: льготная ставка повышается на 1 п.п. до 3% (банкам будут дотироваться с гарантиями ВЭБ.РФ 6 п.п. конечной ставки), в течение первого полугодия основной долг и проценты по кредиту выплачиваться не будут, во втором их погашение может происходить равными долями; заявки на кредитование по программе «ФОТ 3.0» банки будут принимать с 9 марта по 1 июля. По оценке премьера Михаила Мишустина, воспользоваться новыми возможностями смогут 75 тыс компаний и предпринимателей из наиболее пострадавших отраслей (общепита, сферы услуг, спорта, развлечений и турбизнеса) с 1,5 млн занятых. Текущая реакция бизнеса позитивна. Но не без оговорок: одни ждут четких разъяснений о возможностях списания кредитов при выполнении условий программы, другие – ее распространения на все отрасли (в том числе под обязательства трудоустройства безработных и создания новых рабочих мест).
В кабмине прорабатываются и другие меры поддержки малого и среднего предпринимательства. Так, в Госдуму РФ внесен законопроект о банковских гарантиях при закупках госкомпаниями у МСП. Инициатива значимая. В 2020 году объем таких закупок вырос на 5,3% до 3,9 трлн рублей. Однако проблема в том, что до сих пор заказчики могли произвольно определять «удобные» им банки для выдачи гарантий, что нередко вело к дополнительным обременениям у исполнителей. Теперь предусматривается, что субъекты МСП при участии в закупках госкомпаний смогут предоставлять банковские гарантии, выданные любым банком, включенным в перечень финансовых организаций, имеющих право предоставлять гарантии по обеспечению заявок и исполнению контрактов в рамках госзакупок. В настоящее время в этот перечень включено 194 банка.
В регулятивной повестке правительства все большее внимание уделяется и мерам системного характера. Одна из них – управление рисками банкротств. По оценке Центра стратегических разработок, с начала года они в целом снизились почти вдвое: в настоящее время возбуждение соответствующих процедур в ближайшие два-три месяца не исключают 11% компаний (в 2020 году таких «инициаторов» было 1,7% – прим.авт.). Напомним, что мораторий на банкротства не действует с начала января. Между тем, обещанное новое законодательство зависло в согласованиях. К тому же, по наблюдениям деловых СМИ, текст законопроекта в ряде существенных деталей заметно «разошелся» с презентацией первого вице-премьера Андрея Белоусова на недавнем совещании у Президента РФ (10 февраля).
Помимо бизнес-объединений с критикой проекта выступило Государственно-правовое управление Президента РФ: в заключении подчеркнуто, что документ нуждается в доработке, так как «характеризуется низким уровнем юридической подготовки, изобилует внутренними противоречиями, содержание многих положений в принципе невозможно уяснить». Один из примеров такого рода – положение проекта о праве суда самостоятельно без учета мнения кредиторов вводить процедуру реструктуризации долгов, что возлагает на суд «несвойственные функции экономической экспертизы». Подобные новации лишь усиливают неопределенность по срокам принятия и введения в действие обновленного законодательства о банкротстве.
Несостоятельность экономических субъектов – логичное следствие конкуренции. По оценкам ЦСР, четверть компаний отмечает ее усиление на фоне событий 2020 года. В отраслях же, где имеется доминирующий игрок с долей рынка более 50%, удельный вес предприятий, испытывающих его давление, насчитывает не менее 40%. Такая ситуация резко усиливает востребованность бизнесом эффективных мер по поддержке конкуренции. В связи с этим растут ожидания от переформатирования деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС) при ее новом главе Максиме Шаскольском. Они связаны с намерениями:
· не считать абсолютным приоритетом карательные действия за нарушения, а внедрять вместо этого в частном бизнесе системы антимонопольного комплаенса по аналогии с налоговым мониторингом ФНС (механизм уже заработал и применяется в РУСАЛе, СИБУР Холдинге, «Уралкалие» и др.);
· сосредоточиться на установлении долгосрочных тарифов на услуги естественных монополий (решение об этом в электроэнергетике с 2023 года уже принято) и механизмов регуляторных контрактов (компании берут обязательства по развитию инфраструктуры, а регионы – по установлению долгосрочных тарифов и их индексации).
Логичным итогом таких перемен стало бы расширение горизонтов инвестиционных планов и большая устойчивость их исполнения.
Уровень деловой активности-2021, как показывают опросы, по-прежнему основательно сдерживается неопределенностью в том, какие, когда и кому будут оказаны новые меры господдержки. Отдельные решения уже анонсированы. Однако требуется их сведение в целостную систему, где наряду с помощью наиболее пострадавшим в ходе коронакризиса, пожалуй, еще важнее стимулы самым эффективным и конкурентоспособным. По данным ЦСР, 43% компаний в восстановительный период планируют выйти на новые рынки, хотя бы в пределах России. Подобная стратегия не была в числе приоритетов ни после кризиса 2008-2009 годов, ни после 2014-2015 годов. Такой разворот достоин того, чтобы найти отражение в действиях регуляторов.
Марина Войтенко - экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.