Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

11.06.2021 | Марина Войтенко

Послекризисная повестка на низком старте

Марина ВойтенкоОпубликованные 4 июня Росстатом итоги апреля-2021 и четырех месяцев с начала года дали немало оснований для умеренного оптимизма. По оценке МЭР, номинальный рост ВВП в середине весны достиг 10,7% г/г. Отставание от доковидного четвертого квартала-2019 составило лишь 0,9%. Достижение докризисного уровня – это реальная перспектива июня-июля. Существенными проблемами остаются безработица и инфляция. Тем не менее собственно восстановительная повестка близка к завершению. На очереди новый этап – регулятивные действия по стимулированию послепандемийного развития. Дискуссии в ходе Петербургского международного экономического форума и выступление на пленарном заседании Президента РФ Владимира Путина ясно показали, что поиск решений для этого идет уже полным ходом. Одновременно все очевидней становится необходимость обновления содержания и усиления интенсивности диалога между государством и бизнесом о механизмах и инструментах повышения деловой и, прежде всего, инвестиционной активности, к чему однозначно располагают и текущая макродинамика, и риски ее притормаживания уже в 2022 году.

В комментарии МЭР к данным Росстата особо подчеркивается, что на годовую динамику основных макропоказателей, начиная с апреля и до конца третьего квартала будет влиять эффект низкой базы, сложившийся под влиянием прошлогодних карантинных ограничений.

В апреле индекс выпуска товаров по основным видам экономической деятельности вырос на 13,8% г/г, промпроизводства – на 7,2%, грузооборота транспорта – на 6,2% (в том числе железнодорожного – на 8,2%), оборот розничной торговли – на 34,7%, объем платных услуг населению – на 52,1% (!).

Для оценки восстановления экономики и ее последующего роста в ближайшие месяцы более показательно сопоставление с так называемым допандемийным уровнем, а именно показателями четвертого квартала-2019 с сезонной очисткой (SA – seasonally adjusted).

На основе таких сравнений в апреле, по оценке МЭР, превышение допандемийных уровней в среднем на 2% SA наблюдалось в базовых несырьевых отраслях экономики – обрабатывающей промышленности, грузообороте транспорта, строительстве, сельском хозяйстве. В отрицательной области относительно допандемийных уровней пока остается добыча полезных ископаемых в условиях действия соглашения ОПЕК+, направленного поддержку цен, при этом выпуск постепенно восстанавливается по мере планового ослабления ограничений на добычу нефти.

На потребительском рынке также сохраняется восстановительная динамика. Оборот розничной торговли, по оценке, в апреле превысил допандемийный уровень на 1,3% SA. Объем платных услуг населению и оборот общественного питания с учетом более значительного влияния карантинных ограничений пока отстают от показателей четвертого квартала-2019 примерно на 6% SA, при этом разрыв достаточно быстро сокращается. В результате совокупный оборот по розничной торговле, услугам и общественному питанию, по оценке, в реальном выражении в апреле был всего на 0,5% SA ниже допандемийного уровня. Поддержку тренду оказывает динамика реальной заработной платы – в январе рост на 0,1% г/г, в феврале – на 2,0%, в марте – на 1,8% г/г.

На развертывание восстановительных процессов в экономике указывает повышение инвестактивности. Вложения в основной капитал (по полному кругу организаций) в первом квартале текущего года выросли на 2,0% г/г (после увеличения на 1,2% г/г в четвертом квартале-2020). По отношению к первому кварталу-2019 объем инвестиций прибавил 5,6%.

Примечательны сдвиги в видовой структуре капвложений. Доля зданий (кроме жилых) и сооружений в сравнении с первым кварталом-2020 уменьшилась с 40,4% до 39,6%, а машин и оборудования и транспортных средств, напротив, увеличилась с 38,3% до 39,6%. При этом налицо позитивный тренд к росту долей вложений в ИКТ-оборудование и объекты интеллектуальной собственности – с 3,5% до 5,7% и с 5,4% до 6,2% соответственно.

Изменения (к большей сбалансированности) произошли и в источниках финансирования: с 65,0% до 63,7% сократилась доля собственных средств организаций, привлеченных – поднялась с 35,0% до 36,3%; несколько снизился – на 0,1 п.п. до 9,6% – удельный вес банковского кредитования, в то же время на 0,8 п.п. до 11,4% прибавили средства бюджетов всех уровней.

Оперативные индикаторы указывают на продолжение роста экономики темпом чуть выше потенциального (то есть более 2% SA). PMI для обработки (по версии IHS Markit) поднялся в мае до 51,9 пункта с 50,4 пункта месяцем ранее. Изменение свидетельствует о довольно скромном улучшении промышленной конъюнктуры (стоит, однако, заметить, что оно стало самым масштабным за последние два года). В сфере услуг темп увеличения деловой активности был более резким – с 55,2 пункта в апреле до 57,5 пункта в последний весенний месяц. Совокупный индекс объемов производства (обработка + услуги) в итоге в мае достиг 56,2 пункта, прибавив за месяц 2,2 пункта.

Индекс предпринимательской уверенности (рассчитываемый Росстатом на основе выборки в 3,9 тыс предприятий) в мае также повысился: в добыче с минус 1,3% до 0%, в обработке – с 0% до плюс 0,3%. С исключением сезонности показатели, впрочем, все еще остаются в отрицательной зоне: минус 0,4% в добывающих отраслях, минус 1,2% в обрабатывающих.

Наблюдаемые тренды отражаются в повышении оценок в отношении темпов роста ВВП РФ в текущем году. Президент Владимир Путин в ходе встречи с представителями международного инвестиционного сообщества на полях ПМЭФ предположил, что рост-2021 окажется около 4%. Сходные ожидания у экспертов ОЭСР – 3,5%, аналитиков российского рейтингового агентства АКРА – 3,4-3,7% (в базовом сценарии – 3,5%), а также у участников макроэкономического опроса (26 профессиональных прогнозистов), проведенного 26 мая – 1 июня 2021 года Банком России, – те же 3,5% (медианная оценка).

Нелишне также заметить, что устойчивая с начала года тенденция к потеплению предположений по темпам роста-2021 дала основания международным рейтинговым агентствам подтвердить оценки для РФ на уровне инвестиционных и стабильность их прогнозов (5 июня вслед за S&P и Fitch это сделали и в Moody’s).

Позитивные ожидания-2021, однако, лишь усиливают внимание к прогнозам последующего замедления российской макродинамики на среднесрочном треке. По оценке ОЭСР в 2022 году ВВП вырастет уже только на 2,8%. В АКРА полагают, что на 3,0%, но затем на пятилетнем горизонте темпы будут постоянно отставать от общемировых и к 2025 году снизятся до 2,0%. Опрос Центробанка также указывает на понижательную траекторию: в 2022-ом – 2,4%, в 2023-ем – 2,2%, в 2024-2028 годах – средние темпы около 2%.

Понятно, что высокая вероятность (при сохранении статус-кво в экономической структуре) в реализации такого неблагостного сценария объективно ставит вопрос о перефокусировке повестки для регуляторов в ближайшие годы на стимулирующие функции государства. Прямые целеуказания на этот счет, а именно на решение структурных проблем экономики – содержание выступления Владимира Путина на ПМЭФ. Перезапуск экономической модели должен происходить на основе наращивания инвестиций в инфраструктуру, территориальное развитие, разработку новых технологий и подготовку кадров.

Отсюда и поручения усилить программы содействия занятости в регионах, запустить на федеральном уровне постоянно действующий механизм поддержки молодежной занятости и предпринимательства. В этом же корень задачи системной помощи регионам в улучшении деловой среды и решении проблем с привлечением инвестиций (от предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов и сокращения в разы числа обязательных норм в строительстве до продления еще на год льготной ипотеки и расширения доступности аналогичной программы для семей с детьми).

Одна из важнейших ожидаемых структурных перемен ближайших лет – усиление конкуренции при росте доли в ВВП, занятости, капвложениях малого и среднего предпринимательства. Владимир Путин обозначил дальнейшие шаги по его поддержке.

· Предоставление институтом развития «Корпорация МСП» поручительств по банковским кредитам. Ожидаемый эффект – дополнительные ресурсы на развитие бизнеса не менее 600 млрд рублей до 2024 года.

· Возмещение компаниям МСП в полном объеме комиссий за использование системы быстрых платежей, если они продают услуги или товары физическим лицам. Стоимость услуг банков в определенной (какой именно – еще предстоит установить) степени будет возмещаться со стороны бюджета.

· Запуск пилотного проекта по освобождению от НДС предприятий общественного питания (при их переходе с упрощенного на общий налоговый режим), если выручка не превышает 2 млрд рублей в год. При этом порог численности персонала для уплаты пониженной ставки страховых взносов в 15% повышается с 250 до 1,5 тыс человек. (Минфин уже начал отбор 500 копаний для проведения эксперимента и анонсировал проработку новых фискальных послаблений для МСП, если их результатом станет расширение налоговой базы и «обеление» зарплат – прим. авт.).

· Снижение для МСП избыточного антимонопольного контроля (планка освобождения от него поднята вдвое до объема годовой выручки в 800 млн рублей, тот же порог будет установлен для сделок по слиянию и поглощению).

· С 15% до 25% будет увеличена доля МСП при закупках крупных компаний, государственных и муниципальных заказчиков. Расчеты при этом сокращаются с 30 до 15 дней, а для малого бизнеса и социально ориентированных НКО – до 7 дней.

Смысл этих инициатив – максимально содействовать созданию новых компаний с потенциалом роста. В любой экономике это – принципиальный критерий интенсивности структурных сдвигов. Ускоряются они и в глобальном хозяйстве в целом, о чем свидетельствует стремительный поворот к «зеленой» повестке. Своевременный и адекватный ответ на этот вызов – гарантия того, что РФ будет оставаться, наращивая позиции, в трендах структурного переустройства pax economica.

· До 1 октября правительству поручено подготовить детальный план действий по достижению амбициозной цели – в следующие 30 лет накопленный объем чистой эмиссии парниковых газов должен быть ниже чем в Европе.

· Одновременно поставлена и более емкая и сложная задача – к июлю 2022 года в полном объеме сформировать «правила игры» для реализации бизнесом климатических проектов (от федеральных законов до ведомственных актов и методик).

По сути речь идет о создании экономики замкнутого цикла с приоритетом на малоотходные высокотехнологичные производства с «низкоуглеродным следом» (от инфраструктуры производства водорода до выпуска разлагаемого пластика) и развитии необходимых финансовых инструментов (к примеру, субсидируемых государством «зеленых облигаций»).

ПМЭФ-2021 обещает стать своего рода точкой отсчета послекризисной регулятивной повестки. По сути она уже находится на низком старте. Как скоро начнется марафонская дистанция ее исполнения, в существенной мере будет определяться содержанием и интенсивностью диалога государства и бизнеса о формировании рыночных конкурентных механизмов преодоления структурных ограничений экономическому росту. На то, что в решении сложных вопросов, возникающих на этом маршруте, предстоит применять новые технологии «развязок», указывает, например, возможный алгоритм действий для демпфирования скачков цен на металлы – долгосрочные контракты с потребителями в строительстве и оборонной промышленности много лучше прямых налоговых изъятий. Компромисс здесь, по-видимому, почти найден. Вместе с тем на очереди многие другие «кейсы»: от стабилизации общей фискальной нагрузки и выстраивания демпфера росту тарифов на электроэнергию до реформирования института банкротства.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net