Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

22.07.2021 | Политком.RU

Россия: позиционирование на международной арене

ФлагФормируется новая модель позиционирования России на международной арене. Она характеризуется стремлением договориться с Западом по отдельным темам на приличных условиях при продолжении его восприятия как геополитического противника. Последнее время важной темой в контексте отношений России и Запада стала тема климата, о сотрудничестве по которой Владимир Путин и Джо Байден договорились в рамках российско-американского саммита в Женеве.

В середине июля Москву посетил спецпредставитель президента США по климату Джон Керри. Он провел переговоры с главой МИДа Сергеем Лавровым, спецпредставителем президента по климату Русланом Эдельгериевым и спецпредставителем президента по связям с международными организациями Анатолием Чубайсом. Представители обеих стран подчеркивали важность климатической повестки в отношениях между странами. Так, открывая переговоры, глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркнул, что считает визит делегации во главе с Джоном Керри в Москву очень своевременным. Он рассказал, что Россия планирует активно сотрудничать по климатическим вопросам на международных площадках, в первую очередь с участниками конвенции ООН по изменению климата. При этом он рассчитывает на тесное взаимодействие с США, особенно в переговорном процессе. Джон Керри в своем приветственном слове подчеркнул, что США довольны готовностью Москвы «предпринимать дополнительные шаги», напомнил о последствия глобального потепления и подчеркнул важность коллективных усилий для предотвращения изменения климата. Лавров и Керри подчеркнули важность предстоящей встречи в Глазго в конце ноября - начале ноября текущего года.

Кроме личных встреч с представителями президента и главой МИДа, Керри провел телефонный разговор с президентом Владимиром Путиным. По сообщению Кремля, Путин подчеркнул большое значение достижения целей Парижского соглашения и деполитизированный диалог в этом направлении. Госдеп США заявил, что российский президент согласился с необходимостью удвоить международные усилия по борьбе с изменениями климата и подтвердил намерение России сократить свои собственные выбросы парниковых газов. Подчеркнута важность совместной работы США и России по климатическим вопросам.

Несмотря на стремление договориться о «красных линиях» и наладить диалог по климату, Запад продолжает восприниматься как геополитический противник. Об этом свидетельствует пополнение списка иностранных агентов и нежелательных организаций в рамках общего давления на СМИ и борьбы с внутренним врагом. Нежелательной на территории России признана деятельность интернет-издания «Проект» (признана нежелательной организацией в РФ), поскольку, по мнению Генпрокуратуры, она «представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности». В список иностранных агентов внесены основатель и главный редактор Роман Баданин (внесен в список физических лиц-иноагентов) и ряд других журналистов «Проекта» - Петр Меняхин (внесен в список физических лиц-иноагентов), Ольга Чуракова (внесен в список физических лиц-иноагентов), Мария Железнова (внесен в список физических лиц-иноагентов), Юлия Лукьянова (внесен в список физических лиц-иноагентов). Попали в реестр иноагентов главред «Открытых медиа» Юлия Ярош (внесен в список физических лиц-иноагентов) и журналист Максим Гликин (внесен в список физических лиц-иноагентов), а также журналист «Радио Свобода» (признано в РФ СМИ-иноагентом) Елизавета Маетная (внесен в список физических лиц-иноагентов)». Для либерального журналистского сообщества эти события стали неким шоком, сравнимым с арестом Ивана Голунова. Однако активной кампании поддержки не было, сопоставимой с ситуацией вокруг Голунова, не было – из-за безнадежности протестов. Власть воспринимает СМИ и журналистов, публикующих критические материалы в отношении ее представителей, как следствие внешнего фактора, то есть влияния Запада. И по возможности старается работать над его минимизацией.

Таким образом попытки выстраивания отношений с США не только не сопровождаются внутренней либерализацией, а, напротив, происходят новые ужесточения. Представляется, что Россия за последние годы прошла серьезную трансформацию стратегии позиционирования на международной арене. Первая модель «Антанта» - символ группы лидеров стран с конкурентной демократией, решавших судьбы мира. Россия позиционировала себя как европейскую страну со своими национальными особенностями. Основные характеристики:

· Высокая ценность полноправного участия в «клубе избранных» (G8).

· Участие в антитеррористической коалиции, содействие США в проведении афганской операции.

· «Личностная» политика - выстроенные отношения с лидерами трех государств-партнеров по G8 (Шредером, Шираком, Берлускони).

· Приоритет инвестиционной привлекательности страны.

· Позиционирование России как страны, идущей к той же цели, что и Запад, но своим путем («суверенная демократия»).

Первый кризис этой модели случился во время войны в Ираке, но был смягчен партнерством с Германией и Францией. Системный кризис наступил уже на фоне Мюнхенской речи 2007 года. После нее - долгая инерция, не прерванная даже войной на Южном Кавказе и сопровождавшаяся медведевской «перезагрузкой». Окончательный отказ – после ливийской операции Запада и последовавшей за ней российской властной рокировки, и фактического упразднения правящей диархии.

Вторая модель «Ялта» - символ раздела мира в рамках «реалполитик» между странами с разным внутренним устройством. Основные характеристики:

· Ставка на интеграцию на постсоветском пространстве – восстановления утраченной общности на новых основаниях.

· Позиционирование России как евроазиатской страны.

· Отсутствие позитивной повестки в отношениях с США и Европой. Восприятие Запада как слабеющего и неэффективного.

· Завершение «личностной» политики, официализация отношений.

· Западные инвестиции рассматриваются двойственно – и как ресурс, и как угроза безопасности в связи с санкциями.

· Ценностное отталкивание от Запада в рамках консервативной волны (законы о запрете иностранного усыновления, пропаганды ЛГБТ и др.) и разрыв с ним в феврале 2014 года.

· Разочарование в G8 – исключение в 2014-м прошло малозамеченным на фоне эйфории от присоединения Крыма. Осторожное сближение с Китаем («поворот на Восток») – и быстро появившиеся разочарования, связанные с тем, что Пекин всегда ведет самостоятельную игру.

Главный постсоветский вопрос – украинский. Устойчивое восприятие Украины как несостоявшегося государство, которое либо можно легко вернуть через отношения с коррумпированными элитами (фактор Януковича), либо обречено на развал после Майдана. Кризис модели был связан с тем, что с Западом договориться с позиции силы не удалось, Украина не развалилась, в Беларуси закачался режим Лукашенко, а члены Евразийского союза (не исключая и Беларусь) блокируют политическую интеграцию. Произошло снижение интереса к внешнеполитической тематике у населения России, сформировался общественный запрос на достойные договоренности с Западом

Третья (современная) модель «Утес» («Стоит как утес государство Советов» - из «Гимна партии большевиков» 1938 года) - стремление договориться с Западом на приличных условиях при продолжении его восприятия как геополитического противника. Основные характеристики:

· Желание прочертить «красные линии» (в том числе в украинском вопросе) и при этом найти общую повестку, не связанную с ценностями (климат, по которому на прошлой неделе шли переговоры с Керри). При этом ужесточение внутриполитического курса после белорусских событий (трактуемых как следствие влияния Запада и заигрывания Лукашенко с национальной интеллигенцией) и победы Байдена в США.

· Приоритет внутренней безопасности, беспрецедентно массированное охранительное законотворчество (вплоть до появления института «электоральных лишенцев») и соответствующая правоприменительная практика (в этом контексте вполне объяснимо и появление иноагентов-журналистов).

· Усиление апелляции к прошлому, стремление не только найти в нем легитимность, но и защитить от ревизии российский исторический нарратив (соединение имперско-православной и советской – в первую очередь, связанной с Великой Отечественной войной - традиций).

· Восприятие России как центра притяжения для сторонников традиционных морально-нравственных ценностей.

Модель «Утес» не выглядит на сегодняшний момент полностью сложившейся как из-за малого количества времени и внутренней противоречивости (диалог с США на фоне внутренних ужесточений – стремление не повторить опыт горбачевской перестройки), так и в связи с ее явной неидеальностью и вынужденным характером. Ее эволюция может зависеть от наличия и характера договоренностей с Западом, а также уровня внутриполитической стабильности.

Фото: Depositphotos.com

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net