Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

06.08.2021 | Марина Войтенко

Макросветофор – цвет «желтый, мерцающий»

Марина ВойтенкоВ июне-2021 ВВП РФ, по оценке Минэкономразвития, достиг допандемийного уровня (с исключением сезонности +0,1% к четвертому кварталу-2019). Ко второму кварталу-2019 итог еще лучше – плюс 1,5%, а за первое полугодие рост и вовсе составил 4,6% г/г. С точки зрения формальной статистической логики, экономика восстановилась, выпуск ключевых несырьевых отраслей (обрабатывающая промышленность, агросектор, строительство) уверенно превышает доковидные рубежи (в июне в среднем на 5%). Исключение составляет лишь добыча полезных ископаемых, с сезонной очисткой она остается на 2% ниже. Незначительное отставание (около 0,5%) показывает и совокупный потребительский спрос. Потенциал восстановительного роста, таким образом отнюдь не исчерпан. Но регуляторам расслабляться явно преждевременно. Макродинамика остается неоднородной, к тому же на первый план выдвигаются задачи стратегического характера – обеспечения устойчивости будущему росту темпами в 3% и выше.

На наблюдаемых макротрендах уже сказывается постепенное исчерпание эффекта низкой базы прошлого года. По данным Росстата, увеличение выпуска по базовым идам деятельности в июне замедлилось до 12% г/г после 14,6% г/г в мае (в целом же за первое полугодие прирост насчитывает 6,7% г/г). При этом у стройкомплекса и грузооборота наблюдается восходящий тренд, агросектор показывает стабильный темп (в мае и июне по 0,1% г/г), а, вот, промпроизводство вызывает вопросы: в июне его прирост сократился до 10,4% г/г после 12,3% г/г в мае, с исключением сезонного и календарного факторов оно и вовсе ушло в отрицательную область до минус 0,4% м/м после +1,3% м/м в мае. Эксперты склонны объяснять это усилением спросовых ограничений из-за резкого скачка цен производителей. Встречаются уже и экстремальные оценки о том, что обработка начинает «вползать» в стагнацию.

Июльские индексы предпринимательской уверенности (рассчитываются Росстатом) и в обработке, и в добыче оказались чуть лучше, чем в июне, пошли вверх прогнозы руководителей компаний относительно перспектив увеличения найма и повышения (индексации) зарплат. Между тем, уровень загрузки производственных мощностей в последние месяцы практически не меняется, колеблясь в пределах 59-61%, отставая от доковидного уровня в добывающих отраслях на 8-10 п.п., в обрабатывающих – на 3-5 п.п. Потенциал роста остается значительным, но его раскрытие, похоже, наталкивается на невыразительную динамику потребительского спроса.

По оценке Минэкономразвития, в июне восстановление суммарного оборота торговой розницы, общепита и платных услуг населению несколько замедлилось: отставание от доковидного уровня составило 0,5% после 0,2% в мае. При этом налицо помеясячное снижение потребительских расходов населения – с исключением сезонности на 0,2% м/м в июне и после роста на 0,3% в мае.

В апреле увеличение розничного торгового оборота насчитывало 35,1% г/г, в мае – 27,2%, в июне – 10,9% г/г. Причем, по оценке Минэкономразвития, в первый летний месяц розница впервые с начала года опустилась чуть ниже допандемийного уровня. Объем платных услуг не дотягивает до него 0,6%, оборот предприятий общественного питания – 6,8%. По мнению экспертов, во втором полугодии все эти разрывы, скорее всего, будут закрыты, а прирост торговой розницы (консенсус-прогноз «Интерфакса») достигнет по году в целом 6,8%.

Вместе с тем пока не вполне очевиден баланс главных факторов, определяющих динамику потребления домохозяйств. Во-первых, необходимо восстановление реальной зарплаты – за январь-май она увеличилась на 3,0% (в том числе к маю-2020 на 3,3%), тем не менее в мае текущего года по отношению к апрелю ее уровень снизился на 1,7%. Во-вторых, принципиально важны положительные темпы реальных располагаемых доходов населения. По оценке Росстата, их снижение к уровню-2019 сократилось с 1,8% в первом квартале-2021 до 0,9% во втором.

Наблюдатели склонны объяснять это (при неустойчивой динамике реальной зарплаты, сокращении социальных трансфертов и слабом восстановлении предпринимательских доходов) увеличением так называемых ненаблюдаемых доходов (от деятельности в неформальном секторе) и поступлений от финансовых инвестиций. Гипотеза, конечно, требует проверки, прежде всего, статистикой по реальным располагаемым доходам в ближайшие месяцы.

В-третьих, следует иметь в виду, что текущий прирост реальных расходов населения обеспечивается в первую очередь не доходами граждан, а потребительским кредитованием (по оценке аналитиков «Райффайзенбанка», их соотношение во втором квартале-2021 составило 1:2). Но именно рисками пузырей в банковской рознице озабочен Центробанк. Повышение ключевой ставки до 6,5%, по его замыслу, должно несколько снизить потребительский раж, усилив склонность к сбережению.

К балансу перечисленных факторов, итог которого в настоящее время остается достаточно неопределенным, стоит добавить ситуацию на рынке труда. Пик уверенного восстановления занятости (в июне оно продолжилось десятый месяц подряд, и безработица, по методологии МОТ, опустилась до 4,8%), по-видимому, пройден – количество вакансий примерно равно числу лиц, официально зарегистрированных безработными. Это признак того, что темпы сокращения незанятости будут заметно умереннее, как соответственно и вклад этого фактора в расширение конечного спроса.

Повышенного внимание требует и состояние инвестиционного спроса. В Минэкономразвития отмечают сохранение позитивных тенденций. Импорт инвестиционных товаров по итогам января-мая 2021 года вырос на 19,6% относительно аналогичного периода-2019. Производство стройматериалов в июне превысило уровень первого летнего месяца позапрошлого года на 7,4%. На оживление инвестактивности указывает динамика объема строительных работ: в январе-июне они увеличились на 6,4% г/г (в том числе на 29,7% г/г – вводы жилья, на 0,2% к первому полугодию-2019).

О существенном потенциале роста вложений в основной капитал свидетельствует траектория сальдированной прибыли предприятий. В январе-мае они получили 9,466 трлн рублей – по сравнению с аналогичным периодом-2020 рост в 3 раза. Впрочем, и здесь начинает сказываться исчерпание эффекта низкой базы – в январе-апреле прирост показателя в годовом выражении был выше – 3,3 раза.

Неоднозначными остаются оценки вклада в восстановительный рост внешнеэкономических факторов. Благоприятная конъюнктура мировых рынков позволила существенно нарастить профициты счета текущих операций платежного баланса и внешней торговли (за полугодие в 1,7 раза и 25% соответственно). Тренды вполне комфортные для курса рубля, который в свою очередь поддерживает инвестимпорт. В то же время, по версии Минэкономразвития, чистый экспорт вносит отрицательный вклад в ВВП (объемы импорта расширяются со скоростью большей, чем у поставок за рубеж). Подобный статпарадокс, естественно, заставляет внимательно оценивать перспективы глобального хозяйства. Дополнительный повод тому дают июльские корректировки прогнозов Международного валютного фонда (МВФ).

Аналитики Фонда оставили ожидания роста глобального ВВП в 2021 году на уровне 6,0%, но повысили на 2022-й с 4,4% до 4,9% (объем международной торговли прибавит 9,7% и 7,0% соответственно). Главный вывод: восстановление мировой экономики продолжается, но с изменением его структуры и расширением разрыва между странами с развитой экономикой и многими государствами с формирующимися рынками и развивающимися странами. Прибавка на следующий год в 0,5% касается первой группы (обусловлена, прежде всего, уже заявленными бюджетными стимулами общим размером в $4,6 трлн), в emerging markets прогнозируется замедление на 0,4 п.п. (в том числе для Китая на 0.3 п.п. до 8,1%, Индии – сразу на 3 п.п. до 9,5%, АСЕАН – на 6 п.п. до 4,3%). В 2021-ом развитые экономики вырастут на 5,6%, развивающиеся – на 6,3%, в 2022 году темп сократится до 4,4% и 5,2% соответственно. При этом в следующем году, скорее всего, сохранятся разрывы между обеими группами экономик по потерям доходов на душу населения по сравнению с рассчитанными до пандемии трендами на 2020-2022 годы. В развитых странах они в годовом выражении насчитывают 2,8%, в развивающихся – 6,3%.

Притормаживание темпов-2022, вполне логичное после отскока в текущем году, по версии МВФ коснется практически всех крупных экономик (пожалуй, лишь за исключением АСЕАН, Саудовской Аравии и ряда африканских стран). Тем не менее. подчеркивают в Фонде, в целом для прогноза сохраняются понижательные риски: неравномерность вакцинаций и неравнодоступность соответствующих препаратов; неопределенность по ожидаемой продолжительности наблюдаемого инфляционного давления (локальный всплеск или среднесрочный тренд?); высокая (и увеличивающаяся) долговая нагрузка; ограниченноу пространства стимулирующих действий регуляторов в бюджетной и монетарной сферах.

К началу августа цветовой сигнал, указывающий на текущее состояние (качество) макротрендов в РФ и их ожидаемые траектории стал «желтым, мерцающим». По аналогии с правилами дорожного движения (особенно на перекрестках) это означает повышенное внимание к складывающейся ситуации и тщательное управление ее рисками. Его главные слагаемые: возвращение к инфляционной цели; налогово-бюджетные стимулы, исключающие перегрев экономики; перезапуск условий ведения бизнеса в целях создания стабильных и уверенных мотиваций к инвестициям; последовательное преодоление 10%-го разрыва в реальных располагаемых доходах от уровня-2013; структурные меры в рамках углеродно-климатической повестки. Напоминание о необходимости таких действий – две июльские новости от МВФ. Согласно его оценкам, ВВП РФ в 2021 году увеличится на 4.4% (3,8% в предыдущей версии), но в 2022-ом замедлится до 3,1% (ранее предполагалось продолжение темпа-2021 в 3,8%). И это – еще оптимистический прогноз.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net