Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

19.08.2021 | Марина Войтенко

Продолжение роста – потенциал финподдержки

Марина ВойтенкоСогласно оценкам МЭР, в июне (с исключением сезонности) экономика в целом достигла допандемийного уровня четвертого квартала-2019. По предварительным расчетам Росстата, в апреле-июне ВВП РФ прибавил 10,3% г/г. Данные ЦБ РФ по финансовым потокам указывают на продолжение наращивания деловой активности. Драйверами выступают отрасли, ориентированные на внешний и промежуточный спрос (последнему способствуют увеличение производства сырьевых товаров и повышение мировых цен на них). Однако в группах отраслей внутреннего спроса (и потребительского, и инвестиционного) наблюдается тренд на снижение показателей. Последний опрос независимых экспертов (27 июля – 9 августа) Центром развития НИУ ВШЭ привел к неоднозначному итогу: наряду с всплеском оптимизма-2021 (консенсус-прогноз на текущий год повышен по сравнению с апрельской версией сразу на 0,9 п.п. до 4,0%) сохраняется явный скепсис относительно темпов следующих лет (в 2022-2027 годах ожидается их сокращение с 2,5% до 1,9%). Достижение официальных целевых 3% и выше при этом продолжает вызывать вопросы к содержанию регулятивных мер, способных обеспечить желаемый результат.

Опубликованные 10 августа ЦБ РФ оценки динамики внешнеэкономических показателей свидетельствуют об их существенном прогрессе.

Профицит счета текущих операций (СТО) платежного баланса в январе-июле увеличился на 94% г/г до $51,7 млрд, превысив также уровень-2019. Активное сальдо внешней торговли составило $81,1 млрд, показав рост н 48% г/г. Стоимостные объемы экспорта опережали соответствующие значения для импорта, при этом его некоторому удешевлению способствовало повышение реального эффективного курса рубля за семь месяцев на 3,6%. Чистый отток капитала насчитывает $34,9 млрд (снижение на 1% г/г).

Собственно июльские итоги тоже вполне убедительны: профицит СТО и внешней торговли – $8,6 млрд и $18,7 млрд, чистый отток капитала – $6,7 млрд. Заметим, что на основе наблюдаемых трендов ФТС РФ прогнозирует в текущем году превышение уровня-2019 внешнеторговым оборотом (за январь-июнь он вырос на 28,4% до $347 млрд). По прогнозу ЦБ РФ, профицит СТО в 2021 году достигнет $88 млрд, активное внешнеторговое сальдо – $151 млрд (при «нефти Urals по 65»). В дальнейшем, однако, при «нефти по 60 и 55» оба показателя сокращаются и в 2023 году ожидаются на уровнях в $47 млрд и $141 млрд. Такая динамика может означать сокращение вклада внешнего спроса в темп ВВП.

Впрочем, текущая ситуация тоже вызывает вопросы. Аналитики констатируют замедление прироста импорта (например, по машиностроительной продукции до 36% в июле после 41% месяцем ранее), логично рассматривая этот факт как отражение того, что восстановительный рост внутреннего конечного спроса близок к завершению. По итогам-2021 импорт, видимо, увеличится не менее чем на четверть в годовом выражении. Но это, похоже, будет пиковым значением.

При умеренной в ближайшем будущем роли внешних факторов в ускорении роста на первый план выходят внутренние драйверы, опирающиеся на соответствующие регулятивные стимулы. По состоянию на 9 августа годовая инфляция вернулась к отметке 6,51% (неделей ранее – 6,46%). Консенсус-прогноз финаналитиков на конец августа – 6,4%, на конец года – 5,9%. В этих условиях ожидать монетарных стимулов со стороны ЦБ РФ нереалистично. Денежно-кредитная политика либо будет ужесточаться, либо в лучшем случае останется нейтральной. При этом темп ВВП за считанные кварталы может снизится до уровня потенциального выпуска (1,5-2,5% в год). Такой риск закономерно укрепляет ожидания усиления стимулирующих эффектов госфинподдержки.

Основание для этого – профицит консолидированного бюджета РФза первое полугодие в размере 1,408 трлн рублей.

Доходы консолидированного бюджета на 1 июля составили 21 трлн 588,2 млрд рублей, расходы – 20 трлн 180,2 млрд рублей.

Федеральный бюджет был исполнен с профицитом 774,7 млрд рублей при доходах 11 трлн 265,8 млрд рублей и расходах 10 трлн 491,1 млрд рублей.

Профицит консолидированных бюджетов регионов в январе-июне сложился на уровне 446,7 млрд рублей при доходах 7 трлн 509,1 млрд рублей и расходах 7 трлн 62,4 млрд рублей.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов исполнены с профицитом 145,3 млрд рублей (доходы - 6 трлн 427,3 млрд рублей, расходы – 6 трлн 282,0 млрд рублей).

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов исполнены с профицитом 41,4 млрд рублей при доходах 1 трлн 278,3 млрд рублей и расходах 1 трлн 236,9 млрд рублей.

В первом полугодии 2020 года консолидированный бюджет РФ был исполнен с дефицитом 849,8 млрд рублей, федеральный бюджет – с дефицитом 823,1 млрд рублей, консолидированные бюджеты субъектов РФ – с дефицитом 213,7 млрд рублей.

В январе-июне 2021 года доходы консолидированного бюджета РФ были выше, чем годом ранее, на 3 трлн 712,2 млрд рублей, расходы – на 1 трлн 454,3 млрд рублей.

Доходы федерального бюджета за первые 6 месяцев т.г. увеличились по сравнению с прошлогодним показателем на 2 трлн 173,9 млрд рублей, расходы – на 576,1 млрд рублей.

В реальном выражении рост федеральных госрасходов за полугодие составил 3,0%. При этом по статье «Национальная экономика» они увеличились на 38,4% г/г (до 1,447 трлн рублей – 42,3% от плана), а соцрасходы снизились на 8,5% (до 2,924 трлн рублей – 52,3% годовых назначений).

По данным ФНС, чистый прирост налогов в консолидированный бюджет РФ за первое полугодие достиг 2,9 трлн рублей (из общей суммы 13,816 трлн рублей). К уровню прошлого года – 29%, к соответствующему периоду-2019 – 15%. По оценке главы ФНС Даниила Егорова, 70% этой дельты обязано восстановительному росту экономики, 20% – изменению ставок акцизов, поступлениям в счет прошлогодних налоговых отсрочек, повышению НДФЛ с 13% до 15% для сверхдоходов, еще 10% – следствие улучшения администрирования (прежде всего, внедрения цифровых сервисов). Прогноз налоговой службы по году в целом – администрируемые ею доходы бюджетов в 25,5 трлн рублей (чистый прирост – 4,5 трлн рублей).

Предварительные итоги июля указывают на высокую вероятность сбываемости этих ожиданий. Профицит федерального бюджета за семь месяцев повысился до 890,298 млрд рублей: при доходах в 13,650 трлн рублей, или 72,7% к общему утвержденному объему на год, и расходах в 12,760 трлн рублей (54,5% к сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений). В середине лета эксперты отметили ускорение госрасходов на 13% м/м (при «норме» помесячных колебаний в ±5%). Особенно резко прибавило исполнение социальных расходов (+36% м/м), что объясняется реализацией последнего пакета мер, предложенных Президентом РФ в апрельском послании Федеральному Собранию (в том числе детских и «школьных» выплат).

Как можно видеть из текущей налогово-бюджетной отчетности, потенциальная возможность дополнительных финансовых стимулов экономической активности существует. В каком объеме, а главное – когда именно она будет реализована – пока неочевидно. Тем не менее ряд мер, скорее всего, будет принят до конца текущего года. Во-первых, при столь масштабных профицитах консолидированного и федерального бюджетов нет необходимости наращивать госзаимствования. Напомним, что их утвержденный годовой лимит насчитывает 2,7 трлн рублей (с начала года Минфин уже занял на рынке 1,5 трлн рублей, увеличив внутренний госдолг до 15,5 трлн рублей). Теперь правительственные финансисты намерены сократить план по выпуску ОФЗ на 875 млрд рублей. Для бизнеса это, по большому счету, солидный стимул – ресурс останется в экономике.

Во-вторых, правительство последовательно придерживается курса на минимизацию неизрасходованных бюджетных назначений, переходящих на следующий год (в 2020-ом, напомним, таковых насчитывалось почти 1 трлн рублей, причем около 300 млрд рублей из них были не законтрактованы).

В-третьих, принимаются меры структурного характера, направленные на повышение эффективности госрасходов и комфортности налогового администрирования, что может создать дополнительные мотивации для расширения деловой активности и потребительского спроса.

С 1 января с.г. заработала новая модель казначейской системы:

· вместо 50 тыс счетов, по которым раньше проходило движение бюджетных средств, в ЦБ РФ создан единый казначейский счет;

· свободная бюджетная ликвидность предоставляется субъектам экономики на основе рыночных биржевых инструментов (бюджетные доходы от таких операций, по оценке Федерального казначейства, до конца года превысят 230 млрд рублей, в том числе около 18 млрд рублей заработают субъекты Федерации);

· последовательно наращивается мощность казначейского сопровождения госконтрактов (в настоящее время оно распространяется на 50 тыс таких сделок на сумму в 11 трлн рублей и охватывает 22 тыс юрлиц);

· на централизованный учет движения бюджетных средств переведено 1700 из 2200 учреждений 50 органов исполнительной власти.

Прямое следствие этих мер – повышение скорости движения бюджетных средств и их адресное, целевое использование.

Ощутимы и новации по линии ФНС: запущен госресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности – бизнес сдает ее теперь только налоговикам; с мая в автоматическом режиме гражданам (для этого им нужно указать лишь выбранный ими банковский счет) начато предоставление всех налоговых вычетов; в планах службы создание ресурса поддержки МСП (он будет охватывать всех участников любых льготированных программ как на федеральном, так и на региональном уровне), что позволит анализировать насколько эффективно оказывается помощь бизнесу. Поставлена также задача создания и внедрения для юрлиц и индивидуальных предпринимателей института единого налогового счета (все налоги, сборы и страховые взносы одним платежом).

Несмотря на первые признаки реализации накопленного потенциала госфинансовой поддержки экономики, включения большей части стимулов, как представляется, следует ожидать все-таки на среднесрочном треке, начиная с 2022 года.

Задача становится все более актуальной в связи с тем, что восстановительный рост уже близок к завершению, а органический, основанный на инвестициях, экспорте и внутреннем спросе еще по сути и не начинался. Время определения и детализации регулятивных мер, необходимых для исполнения целевого сценария развития с темпами ВВП в 3% и выше, тоже практически заканчивается. До 15 сентября кабмин должен внести в Госдуму РФ проект новой бюджетной трехлетки, до 1 октября – утвердить Единый план по достижению наццелей на период до 2030 года с ориентирами-2024 и включением 42 стратегических инициатив (представлены Президенту РФ 19 июля). В ближайшие полтора месяца, таким образом должен быть определен алгоритм устойчивого социально-экономического развития РФ в текущем десятилетии.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net