Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Колонка экономиста
01.10.2021 | Марина Войтенко
Макропрогноз и средства финобеспечения
21 сентября правительство одобрило параметры бюджета на 2022-2024 годы и положенные в его основу среднесрочные оценки ожидаемой макродинамики. Околонулевой баланс госказны в текущем году и весьма вероятный рост ВВП-2021 на 4,2% в предстоящей трехлетке сменятся профицитом бюджета в 2022-2023 годах в 1,1% и 0,3% ВВП соответственно и незначительным дефицитом-2024 (315,4 млрд рублей или 0,2% ВВП), темпы же экономического роста в течение всего периода предполагаются около 3,0%. После среднегодовых темпов последнего десятилетия в 1,0% ускорение выглядит довольно убедительным свидетельством серьезности намерений по запуску новой модели развития. Тем более что восстановление российского хозяйства состоялось в принципе в его допандемийной структуре со всей «классикой» ограничений потенциальному выпуску. Между тем вопросов о содержании регулятивных мер, способных обеспечить выход за его пределы в 1,5-2,5% меньше не становится. Актуальности добавляют и новые официальные итоги августа, указывающие на явное похолодание общеэкономической конъюнктуры.
В последний месяц лета рост промпроизводства в РФ, по данным Росстата, замедлился до 4,7% г/г после 7,2% в июле, при этом аналогичный уровень-2019 был превышен лишь на 0,5%. При этом обрабатывающая промышленность, по оценке МЭР, к августу-2019 прибавила 3,9%, а в годовом выражении – 3,1%.
Внутригодовая же динамика промвыпуска в целом стала уверенно отрицательной. Если в июне (-0,3% м/м со снятой сезонностью) и июле (-0,1% м/м) ситуацию можно было характеризовать как стагнация, то августовский результат (-0,8% м/м) – уже явно падение. Этот тренд подтверждают и расчеты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) – по оценке экспертов, за последние три месяца промвыпуск снизился на 1,6%.
Годовые и помесячные сравнения по секторам наглядно свидетельствуют и о неоднородности восстановительных процессов, что обусловлено как разовыми факторами, так и продолжением действия существенных эпидемиологических ограничений и их последствий. Наглядный пример тому – масштабное падение в августе к июлю легковых (по данным Росстата, минус 19,8% м/м и минус 2,4% г/г) и грузовых (минус 24,3% м/м и минус 8,7% г/г) автомобилей, которое во многом было обусловлено дефицитом полупроводников в автопроме.
Не добавляют оптимизма растущие издержки промпредприятий. Помесячная ценовая динамика вроде бы начала притормаживать – в августе цены производителей, по данным Росстата, выросли на 1,5% м/м после 2,6% м/м в июле и 2,9% м/м в июне. Но в годовом выражении в последний месяц лета они подскочили на 28,6%. В обрабатывающих производствах рост цен замедлился до 0,6% м/м после 2,3% м/м месяцем ранее, с начала года повышение составило 21,4%. Однако, как свидетельствуют сентябрьские итоги исследований Банком России ценовых ожиданий компаний на ближайшие три месяца, в обработке они остаются рекордно высокими, предвещая дальнейшее повышательное давление на отпускные цены и понижательное на потребительский и инвестиционный спрос. Не случайно инфляционные ожидания населения продолжают пребывать на многолетних максимумах – в сентябре-2021 у респондентов «инФОМ», по результатам опросов для ЦБ РФ, на ближайшие 12 месяцев на уровне 15,6%. Для сравнения средние значения показателя за 2018 год – 9,8%, 2019-й – 9,9%, 2020-й – 9,6%, а в докризисном марте-2020 – 8,3%.
Устойчивый экономический рост – ключевое условие достижения наццелей-2030. При целевых ежегодных темпах в 3% объем ВВП-2024 должен достичь 151,5 трлн рублей, почти в полтора раза превысив показатель 2020 года. До половины этого прироста, полагают в правительстве, вклад потребительского спроса, обеспечиваемого увеличением доходов населения. Прогнозные ориентиры на этот счет выглядят следующим образом:
После восстановительного отскока-2021 на 6,9% оборот торговой розницы выйдет на стабильную, но умеренную траекторию: 2,8% в 2022 году, по 2,9% в 2023 и 2024 годах. Сходная картина у динамики платных услуг населению: 16,7% в текущем году, затем 3,8% в 2022-ом и по 3,1% в следующие два года.
При этом, как ожидается, реальная заработная плата будет расти: на 2,4% в 2022 году, по 2,5% в 2023-2024 годах (в 2021-ом прогнозируется увеличение на 3,1%). Такими же видят в кабмине и погодовые темпы реальных располагаемых доходов населения (в текущем году предполагается, что они прибавят 3,0%). Численность занятых в экономике, согласно среднесрочному макропрогнозу, повысится с 71,7 млн человек в 2021 году до 72,4 млн человек. Уровень безработицы в 4,6% останется стабильным на всем трехлетнем треке.
По оценке МЭР, напомним, число рабочих мест с зарплатами ниже МРОТ насчитывает около 9 млн или 17,5% от общей численности официальных рабочих мест. Неформальная занятость составляет около 18 млн человек. В связи с этим существенная задача прогнозного периода – переход от кратковременных мер поддержки занятости к долгосрочным с упором на борьбу с застойной безработицей. Среди намеченных мер: сокращение низкооплачиваемых и неэффективных рабочих мест; содействие переподготовкам, переквалификациям и дополнительному образованию; уравнивание МРОТ и прожиточного минимума с трендом их повышения до уровня медеанной заработной платы.
Устойчивость будущего экономического роста напрямую связана с запуском нового инвестиционного цикла. Ожидаемое ускорение, полагают в правительстве, определяется этим фактором не менее чем на треть. Отсюда и ожидания динамики вложений в основной капитал: 2021 год – 4,5%; 2022-й – 4,8%, 2023-й – 5,1%, 2024 год – 5,3%. В основе – стимулы, заложенные в законодательство о соглашениях по защите и поощрению капиталовложений с частным бизнесом, и внедряемая практика региональных инвестстандартов. Вместе с тем, роль государства тоже весома. Это – бюджетные инвестиции, средства Фонда национального благосостояния, деятельность институтов развития и новые возможности для регионов (бюджетные инфраструктурные кредиты – 500 млрд рублей до 2023 года, а также 628 млрд рублей для 43 субъектов РФ, которые они могут направить на свое развитие, не возвращая в Центр средства, высвобождаемые после реструктуризаций ранее полученных кредитов Минфина).
Оставшиеся 20% вклада в превышение ростом ВВП потенциального выпуска – доля экспорта (прежде всего, несырьевого неэнергетического) и регулятивных мер, снижающих непроизводительные издержки бизнеса и добавляющих эффективности госприсутствию в экономике (регуляторная гильотина, реформа контрольно-надзорной деятельности, социальное казначейство и т.п.).
Сбываемость макропрогноза основывается в первую очередь на устойчивости бюджетной конструкции на ближайшую трехлетку.
Доходы бюджета в 2022 году прогнозируются на уровне 25 трлн 021 млрд 900 млн рублей, расходы – 23 трлн 610 млрд 200 млн рублей, в 2023 году – 25 трлн 540 млрд 200 млн рублей и 25 трлн 105 млрд 500 млн рублей, в 2024 году – 25 трлн 831 млрд рублей и 26 трлн 147 млрд 100 млн рублей соответственно.
Ненефтегазовые доходы планируются в объеме 15,479 трлн рублей, 16,346 трлн рублей и 17,267 трлн рублей соответственно. Нефтегазовые составят 9,542 трлн рублей, 9,194 трлн рублей и 8,564 трлн рублей. Базовые нефтегазовые доходы, рассчитанные на основании базовой цены на нефть ($44,2 за баррель, $45 за баррель и $45,9 за баррель), составят 6,145 трлн рублей, 6,484 трлн рублей и 6,468 трлн рублей.
Размещение ОФЗ в 2022 году планируется в объеме 3,176 трлн рублей, в 2023 году – 3,3 трлн рублей, в 2024 году – 3,99 трлн рублей, погашение составит 1,06 трлн рублей, 771,9 млрд рублей и 1,45 трлн рублей соответственно. Внутренний долг по итогам 2021 года составит 17,285 трлн рублей, в 2022 года – 20,73 трлн рублей, в 2023 году – 23,3 трлн рублей, в 2024 году- 25,9 трлн рублей.
Объем внешних заимствований, размещений евробондов запланирован до $3 млрд ежегодно. В итогеобщий госдолг увеличится с 17,8% ВВП в 2021 году до 20,8% ВВП в 2024-ом.
Согласно пояснительной записке к проекту бюджета на трехлетку, объем ФНБ на конец 2021 года составит 13,9 трлн рублей, на конец 2022-го – 16,48 трлн рублей, 2023-го – 20,1 трлн рублей, 2024 года - 23,27 трлн рублей (без учета инвестиций в проекты).
Расходы бюджета на трехлетку на решение задач, определенных в нацпроектах и посланиях президента, увеличиваются на 67% и составят 11,5 трлн рублей. При этом сохраняется их выраженная социальная направленность: например, на материнский капитал за три года будут направлены 1,6 трлн рублей; среднегодовой размер пенсии для неработающих пенсионеров поднимется с 18 521 рубля в 2022 году до 20409 рублей в 2024-ом.
В Минфине не исключают, что до внесения проекта бюджета в Госдуму РФ (до 1 октября) потребуется его некоторая донастройка: в доходной части – по повышению НДПИ (возвращение к действующему уровню при резком падении цен на металлы и минудобрения), в расходной – по некоторому увеличению финансовой поддержки регионов.
По мнению экспертов, предложенные правительством параметры среднесрочного прогноза и трехлетнего бюджета в принципе могут рассматриваться как «дорожные указатели» движения к новой модели развития. Важность задач, однако, требует и повышенного внимания к рискам. Так, уже в 2022 году просматривается проблема трудной совместимости одновременного достижения 3%-го роста ВВП и 4%-й инфляционной цели. Решение тоже понятно – компенсация денежно-кредитной жесткости Центробанка немонетарными стимулами деловой активности. С этой точки зрения проектируемая финансовая трехлетка – вполне добротный «протокол о намерениях». Но и он потребует существенных дополнений мерами структурной политики. Без них путь к повышению потенциального выпуска на 1 п.п. будет оставаться не четко проложенным маршрутом, а по-прежнему штрихпунктирной линией, причем рекомендательного характера.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.