Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

11.10.2021 | Политком.RU

Современная Россия: битва за историю

КнигиПолитический дискурс любой страны историчен — политики для легитимации своих действий апеллируют к опыту великих предков. Перед инаугурацией каждого американского президента есть маленькая интрига — кого новоизбранный лидер страны упомянет в своей речи.

Джо Байден процитировал Авраама Линкольна, что имело сразу два смысла. Первый — лежащий на поверхности — президент, освободивший рабов, что важно для афроамериканской общины. Второй — президент-республиканец. Демократ Байден, привыкший к двухпартийной политике, подорванной острым противостоянием левых и правых, декларировал стремление объединить страну — и именно в контексте единства процитировал своего великого предшественника.

Единственным президентом США последних десятилетий, воздержавшимся от цитирования в инаугурационной речи, был эгоцентричный Дональд Трамп — этому, впрочем, никто не удивился. Но и Трамп в ходе своего президентства неоднократно обращался к истории, не только пытаясь защитить памятники конфедератам, но и подписав перед отставкой указ о создании Национального парка американских героев, в котором должны были разместить 244 статуи – от Джорджа Вашингтона до Элвиса Пресли и от Дуайта Эйзенхауэра до Стивена Джобса. Парк Трампа должен был противостоять иконоборчеству BLM, но составленный по его поручению список вызвал массу вопросов со стороны историков. Байден предсказуемо свернул проект.

В России к истории на высшем уровне обращались в то время, когда Америка только переживала становление как государство. В 1786-м, за год до принятия американской Конституции, Екатерина II пишет пьесы «Из жизни Рюрика» и «Начальное управление Олега». «Колико княжеский престол ни лестен, но окружен всегда многоразличными заботами», - вкладывала Екатерина в уста Олегу свои собственные мысли, изложенные весьма тяжеловесным языком — для государыни нравоучение было важнее стиля.

Непрерывность истории

Сейчас к истории обращается Владимир Путин — причем многократно и нередко безотносительно текущей политики. Украинскую статью можно еще объяснить демонстрацией укорененности геополитических интересов России, стремлением убедить в своей правоте украинский народ поверх политического класса и еще раз предупредить США о красных линиях. Но причем здесь Северная война, которую Путин назвал Семилетней, что позволило прославиться поправившему его воркутинскому школьнику Никанору Толстых? Или тем более история о том, как скончался митрополит Филипп — был убит Малютой Скуратовым, который не мог действовать без приказа Ивана Грозного, или как-то иначе.

Конечно, связь с политикой есть и здесь — и немалая. Для Путина принципиально важен принцип непрерывности истории, который в прошлом году был закреплен в Конституции, в которой теперь говорится о том, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность развития российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Преемственность заключается в государственничестве, в восприятии строителей державы как положительных исторических деятелей прошлого, а вольных или невольных разрушителей — как отрицательных.

На первый взгляд, такой подход является простым продолжением сталинского — напомним, что перед войной и во время нее Сталин подчеркивал преемственность Советского государства с тщательно отобранными персоналиями досоветской истории, где присутствовали Александр Невский и Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов, Ушаков и Нахимов, а из царей — Иван Грозный и Петр Первый (хотя и с некоторыми оговорками — в советской стране орденов в честь монархов быть не могло, а Александр Невский воспринимался как народный герой в исполнении артиста Черкасова). Путин только что открыл сооруженный за несколько месяцев мемориальный комплекс, посвященный тому же Александру Невскому — также как символ не только государственности, но и преемственности (у нескольких персонажей есть портретное сходство с бойцами Шестой роты псковских десантников, погибшими на второй чеченской войне). Упоминание о Северной войне может быть связано с интересом к деятельности Петра как победителя шведов, не только прорубившего окно в Европу, но и одолевшего Карла XII, одного из ведущих европейских полководцев. А Мазепа для Путина, в полном соответствии с имперской и советской историографией — только мятежник, не поддержанный народом.

Но при более внимательном рассмотрении очевидны и существенные отличия от сталинского подхода.

Проблема восприятия фигуры Ивана Грозного для человека, идентифицирующего себя с православием, связана в немалой степени с гибелью митрополита Филиппа, причисленному церковью к лику святых. Для Сталина такой проблемы не было — для него убийство «сторонника боярской реакции» вовсе не являлось грехом. Путин же интересуется альтернативной теорией, обеляющей царя как хотя и сурового правителя, но не пересекшего совсем уж недопустимой для верующего человека грани.

Впрочем, важнее другое. Сталин был человеком революции — и пытался соединить несоединимое, имперскую и революционную традиции, государей и их верных слуг — с крестьянскими и казачьими бунтарями. Суворов в ряду положительных персонажей соседствовал с Пугачевым, Петр Первый — с Булавиным, Минин и Пожарский — с Болотниковым. Пушкин прочно связывался с декабристами, а Ленин считался гением всех времен и народов, сравнимым разве что со Сталиным.

Путин — антиреволюционер, поэтому вся революционная традиция отнесена к антигосударственной (достаточно посмотреть современные российские исторические фильмы, снятые под эгидой госканалов — «Союз спасения», «Троцкий», «Демон революции»). Зато очевиден последовательный акцент на совершенно чуждых Сталину образах Столыпина (в бытность Путина премьер-министром ему был поставлен памятник у Дома правительства, причем глава правительства перевел на этот проект месячную зарплату), святого Владимира, монумент которому был воздвигнут у Кремля, как знак того, что традицию Крестителя продолжает Россия, а никак не современная Украина. А в последнее время — Александра III как символа консервативной политики, технологической модернизации и самодостаточности России (о союзе с республиканской Францией сейчас упоминают нечасто, зато фраза о двух союзниках России — армии и флоте — цитируется многократно). В 2017 и 2021 годах Путин открыл два памятника этому императору — в Ливадии и Гатчине.

Обращают на себя внимание путинские характеристики Александра. В 2017 году он отмечал, что император

всегда глубоко чувствовал огромную личную ответственность за судьбу страны: сражался за Россию на ратном поле, а став главой государства, делал все для развития и укрепления державы, для того, чтобы сберечь ее от потрясений, внутренних и внешних угроз. Современники называли его царем-миротворцем, но, как отмечал Сергей Юльевич Витте, он дал России эти 13 лет мира не уступками, а справедливой и непоколебимой твердостью. Александр III отстаивал интересы страны прямо и открыто, и такая политика обеспечила рост влияния России, повышение ее авторитета в мире… Открывались заводы и фабрики, создавались новые отрасли промышленности, расширялась сеть железных дорог. Именно по указу императора началось строительство Великого сибирского пути — Транссиба, который вот уже более века является достоянием России… При этом он считал, что сильное, суверенное, самостоятельное государство должно опираться не только на экономическую и военную мощь, но и на традиции; что великому народу важно сохранять самобытность, а движение вперед невозможно без уважения к своей истории, культуре и духовным ценностям.

В 2021 году Путин отметил, что

эпоха Александра III дает нам пример естественного, гармоничного сочетания масштабных технологических, промышленных, государственных преобразований и верности национальным традициям и культуре, своим самобытным истокам. Хочу подчеркнуть, и сегодня — в бурном, динамичном XXI веке, — когда изменения затрагивают все сферы жизни, нам важно сохранять историческое, культурное, духовное наследие России. Ценности, которые объединяют наш народ.

Таким образом Александр III для Путина — это государь, сочетавший технологическую модернизацию с поддержанием внутренней стабильности (в отличие от Столыпина, его образ не связан с понятием реформ, даже консервативных — напротив, его политический курс обозначался критиками как «контрреформы»), с проведением твердой внешней политики и с опорой на традиции. Впрочем, сами традиции в современной России понимаются несколько иначе.

Фактор советского времени

При всей антиреволюционности Путина в непрерывную историю России включается и советское время. В этом принципиальное отличие российского официального исторического подхода как от ортодоксально монархического (с восприятием большевиков только как узурпаторов), так и от возобладавшего в Центральной Европе, где советский период истории также воспринимается как аномалия. В России тоже были такие попытки, связанные с позиционированием «новой России» как молодой страны, появившейся на свет в 1991 году и воспринявшей лучшие традиции империи. В 1990-е годы была популярна формулировка «возрождение России», подразумевавшая как раз аномальность советского периода. Еще в новогоднем поздравлении перед наступавшим 2011 годом Дмитрий Медведев, упомянув о том, что «у нас богатая и древняя история» (характерна апелляция к древности, то есть к заведомо досоветским временам), тут же неожиданно подчеркнул: «И в то же время Россия — молодая страна. Напомню, что в наступающем году ей исполнится только двадцать лет».

Однако попытки исключить советский период натолкнулись на системную проблему — главным событием не только российской, но и мировой истории россияне считают Великую Отечественную войну. Путин здесь не исключение — и его подход жестко оппонирует доминирующему в Евросоюзе, где Вторая мировая все более выглядит противостоянием между тоталитаризмом и демократией, а Сталин сближается с Гитлером. В России такое отождествление не просто считается недопустимым, но и противоречит только что принятому закону, а восприятие истории все более конфликтно по отношению к Западу, как, впрочем, и современная политика. Политический разрыв 2014 года предшествовал жесткому размежеванию в исторической сфере.

В российском подходе к истории есть «трудные места». Как относиться к государственнику Сталину, который является корпоративным героем для КПРФ, а на нынешнем государственном уровне воспринимается куда более противоречиво, в том числе и в связи с неприемлемостью «вождя народов» для православной церкви – он уничтожил намного больше святых, чем было канонизировано на Руси ко времени правления Ивана Грозного включительно. Или к Ельцину, который для тех же коммунистов и державников — один из главных разрушителей страны, а для Путина — непосредственный предшественник, передавший ему власть. Очередная — и самая масштабная — попытка вернуть на Лубянку «Железного Феликса» показала раскол в лоялистском лагере по вопросу отношения не только к Дзержинскому, но и созданной им чекистской системе.

Смена поколений

Но главная проблема даже не в конкретных фигурах, а в еще более серьезном процессе, на купирование которого во многом направлена российская политика памяти.

В начале нынешнего года организаторы Российского фестиваля кино и интернет-контента «Герои большой страны» совместно с проектом «Мотивирующие цифровые уроки» спросили школьников (всего более 6 тысяч учеников 6—11-х классов) о том, кого они считают своими героями. Выяснилось, что больше четверти опрошенных назвали своих родных, а на втором месте с 10% оказались персонажи зарубежного кино — в том числе Железный человек, Человек-паук и Наруто. Участников Великой Отечественной войны и современных военных назвали лишь чуть больше 5% опрошенных, маршала Жукова — 1%, Зою Космодемьянскую — менее 1%. Совсем недавно резонансным стало интервью, которое Ксения Собчак взяла у Насти Ивлеевой — в его ходе выяснилось, что кумир немалой части современной молодежи (4,5 млн подписчиков на YouTube, почти 19 млн подписчиков в Instagram) не имеет представления о настоящей фамилии Сталина и в каких веках правил Петр Первый — то есть не ответила на вопросы, элементарные для человека, закончившего советскую десятилетку.

Смена поколений ощущается не только в отношении к историческим событиям и персонажам — точнее говоря, в равнодушии к ним. Многие представления, казавшиеся незыблемыми, быстро устаревают, причем не только в исторической, но и в смежных сферах.

В конце 2020 года онлайн-сервис по поиску работы SuperJob выяснил, что любимым новогодним фильмом россиян является «Ирония судьбы, или С легким паром!». Разумеется, в этом нет никакой сенсации, но важны цифры. В 2010 году его назвали 42% респондентов, в 2020-м — только 26%. А на втором месте с небольшим отрывом (20%) — «Один дома». Более молодые поколения предпочитают голливудский фильм их детства, казалось бы, вечной советской классике.

Проводя свою политику памяти, Путин противостоит не только Западу, но и падению интереса к истории в самой России, восприятию молодыми поколениями ценностей современного глобального мира, способному привести к размыванию нормативных для него государственных устоев. Поэтому устанавливаются памятники, снимаются фильмы, проводятся другие мероприятия. Идет битва за историю, в которой основное соревнование происходит не столько с Западом, сколько с временем.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net