Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

11.10.2021 | Политком.RU

Современная Россия: битва за историю

КнигиПолитический дискурс любой страны историчен — политики для легитимации своих действий апеллируют к опыту великих предков. Перед инаугурацией каждого американского президента есть маленькая интрига — кого новоизбранный лидер страны упомянет в своей речи.

Джо Байден процитировал Авраама Линкольна, что имело сразу два смысла. Первый — лежащий на поверхности — президент, освободивший рабов, что важно для афроамериканской общины. Второй — президент-республиканец. Демократ Байден, привыкший к двухпартийной политике, подорванной острым противостоянием левых и правых, декларировал стремление объединить страну — и именно в контексте единства процитировал своего великого предшественника.

Единственным президентом США последних десятилетий, воздержавшимся от цитирования в инаугурационной речи, был эгоцентричный Дональд Трамп — этому, впрочем, никто не удивился. Но и Трамп в ходе своего президентства неоднократно обращался к истории, не только пытаясь защитить памятники конфедератам, но и подписав перед отставкой указ о создании Национального парка американских героев, в котором должны были разместить 244 статуи – от Джорджа Вашингтона до Элвиса Пресли и от Дуайта Эйзенхауэра до Стивена Джобса. Парк Трампа должен был противостоять иконоборчеству BLM, но составленный по его поручению список вызвал массу вопросов со стороны историков. Байден предсказуемо свернул проект.

В России к истории на высшем уровне обращались в то время, когда Америка только переживала становление как государство. В 1786-м, за год до принятия американской Конституции, Екатерина II пишет пьесы «Из жизни Рюрика» и «Начальное управление Олега». «Колико княжеский престол ни лестен, но окружен всегда многоразличными заботами», - вкладывала Екатерина в уста Олегу свои собственные мысли, изложенные весьма тяжеловесным языком — для государыни нравоучение было важнее стиля.

Непрерывность истории

Сейчас к истории обращается Владимир Путин — причем многократно и нередко безотносительно текущей политики. Украинскую статью можно еще объяснить демонстрацией укорененности геополитических интересов России, стремлением убедить в своей правоте украинский народ поверх политического класса и еще раз предупредить США о красных линиях. Но причем здесь Северная война, которую Путин назвал Семилетней, что позволило прославиться поправившему его воркутинскому школьнику Никанору Толстых? Или тем более история о том, как скончался митрополит Филипп — был убит Малютой Скуратовым, который не мог действовать без приказа Ивана Грозного, или как-то иначе.

Конечно, связь с политикой есть и здесь — и немалая. Для Путина принципиально важен принцип непрерывности истории, который в прошлом году был закреплен в Конституции, в которой теперь говорится о том, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность развития российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Преемственность заключается в государственничестве, в восприятии строителей державы как положительных исторических деятелей прошлого, а вольных или невольных разрушителей — как отрицательных.

На первый взгляд, такой подход является простым продолжением сталинского — напомним, что перед войной и во время нее Сталин подчеркивал преемственность Советского государства с тщательно отобранными персоналиями досоветской истории, где присутствовали Александр Невский и Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов, Ушаков и Нахимов, а из царей — Иван Грозный и Петр Первый (хотя и с некоторыми оговорками — в советской стране орденов в честь монархов быть не могло, а Александр Невский воспринимался как народный герой в исполнении артиста Черкасова). Путин только что открыл сооруженный за несколько месяцев мемориальный комплекс, посвященный тому же Александру Невскому — также как символ не только государственности, но и преемственности (у нескольких персонажей есть портретное сходство с бойцами Шестой роты псковских десантников, погибшими на второй чеченской войне). Упоминание о Северной войне может быть связано с интересом к деятельности Петра как победителя шведов, не только прорубившего окно в Европу, но и одолевшего Карла XII, одного из ведущих европейских полководцев. А Мазепа для Путина, в полном соответствии с имперской и советской историографией — только мятежник, не поддержанный народом.

Но при более внимательном рассмотрении очевидны и существенные отличия от сталинского подхода.

Проблема восприятия фигуры Ивана Грозного для человека, идентифицирующего себя с православием, связана в немалой степени с гибелью митрополита Филиппа, причисленному церковью к лику святых. Для Сталина такой проблемы не было — для него убийство «сторонника боярской реакции» вовсе не являлось грехом. Путин же интересуется альтернативной теорией, обеляющей царя как хотя и сурового правителя, но не пересекшего совсем уж недопустимой для верующего человека грани.

Впрочем, важнее другое. Сталин был человеком революции — и пытался соединить несоединимое, имперскую и революционную традиции, государей и их верных слуг — с крестьянскими и казачьими бунтарями. Суворов в ряду положительных персонажей соседствовал с Пугачевым, Петр Первый — с Булавиным, Минин и Пожарский — с Болотниковым. Пушкин прочно связывался с декабристами, а Ленин считался гением всех времен и народов, сравнимым разве что со Сталиным.

Путин — антиреволюционер, поэтому вся революционная традиция отнесена к антигосударственной (достаточно посмотреть современные российские исторические фильмы, снятые под эгидой госканалов — «Союз спасения», «Троцкий», «Демон революции»). Зато очевиден последовательный акцент на совершенно чуждых Сталину образах Столыпина (в бытность Путина премьер-министром ему был поставлен памятник у Дома правительства, причем глава правительства перевел на этот проект месячную зарплату), святого Владимира, монумент которому был воздвигнут у Кремля, как знак того, что традицию Крестителя продолжает Россия, а никак не современная Украина. А в последнее время — Александра III как символа консервативной политики, технологической модернизации и самодостаточности России (о союзе с республиканской Францией сейчас упоминают нечасто, зато фраза о двух союзниках России — армии и флоте — цитируется многократно). В 2017 и 2021 годах Путин открыл два памятника этому императору — в Ливадии и Гатчине.

Обращают на себя внимание путинские характеристики Александра. В 2017 году он отмечал, что император

всегда глубоко чувствовал огромную личную ответственность за судьбу страны: сражался за Россию на ратном поле, а став главой государства, делал все для развития и укрепления державы, для того, чтобы сберечь ее от потрясений, внутренних и внешних угроз. Современники называли его царем-миротворцем, но, как отмечал Сергей Юльевич Витте, он дал России эти 13 лет мира не уступками, а справедливой и непоколебимой твердостью. Александр III отстаивал интересы страны прямо и открыто, и такая политика обеспечила рост влияния России, повышение ее авторитета в мире… Открывались заводы и фабрики, создавались новые отрасли промышленности, расширялась сеть железных дорог. Именно по указу императора началось строительство Великого сибирского пути — Транссиба, который вот уже более века является достоянием России… При этом он считал, что сильное, суверенное, самостоятельное государство должно опираться не только на экономическую и военную мощь, но и на традиции; что великому народу важно сохранять самобытность, а движение вперед невозможно без уважения к своей истории, культуре и духовным ценностям.

В 2021 году Путин отметил, что

эпоха Александра III дает нам пример естественного, гармоничного сочетания масштабных технологических, промышленных, государственных преобразований и верности национальным традициям и культуре, своим самобытным истокам. Хочу подчеркнуть, и сегодня — в бурном, динамичном XXI веке, — когда изменения затрагивают все сферы жизни, нам важно сохранять историческое, культурное, духовное наследие России. Ценности, которые объединяют наш народ.

Таким образом Александр III для Путина — это государь, сочетавший технологическую модернизацию с поддержанием внутренней стабильности (в отличие от Столыпина, его образ не связан с понятием реформ, даже консервативных — напротив, его политический курс обозначался критиками как «контрреформы»), с проведением твердой внешней политики и с опорой на традиции. Впрочем, сами традиции в современной России понимаются несколько иначе.

Фактор советского времени

При всей антиреволюционности Путина в непрерывную историю России включается и советское время. В этом принципиальное отличие российского официального исторического подхода как от ортодоксально монархического (с восприятием большевиков только как узурпаторов), так и от возобладавшего в Центральной Европе, где советский период истории также воспринимается как аномалия. В России тоже были такие попытки, связанные с позиционированием «новой России» как молодой страны, появившейся на свет в 1991 году и воспринявшей лучшие традиции империи. В 1990-е годы была популярна формулировка «возрождение России», подразумевавшая как раз аномальность советского периода. Еще в новогоднем поздравлении перед наступавшим 2011 годом Дмитрий Медведев, упомянув о том, что «у нас богатая и древняя история» (характерна апелляция к древности, то есть к заведомо досоветским временам), тут же неожиданно подчеркнул: «И в то же время Россия — молодая страна. Напомню, что в наступающем году ей исполнится только двадцать лет».

Однако попытки исключить советский период натолкнулись на системную проблему — главным событием не только российской, но и мировой истории россияне считают Великую Отечественную войну. Путин здесь не исключение — и его подход жестко оппонирует доминирующему в Евросоюзе, где Вторая мировая все более выглядит противостоянием между тоталитаризмом и демократией, а Сталин сближается с Гитлером. В России такое отождествление не просто считается недопустимым, но и противоречит только что принятому закону, а восприятие истории все более конфликтно по отношению к Западу, как, впрочем, и современная политика. Политический разрыв 2014 года предшествовал жесткому размежеванию в исторической сфере.

В российском подходе к истории есть «трудные места». Как относиться к государственнику Сталину, который является корпоративным героем для КПРФ, а на нынешнем государственном уровне воспринимается куда более противоречиво, в том числе и в связи с неприемлемостью «вождя народов» для православной церкви – он уничтожил намного больше святых, чем было канонизировано на Руси ко времени правления Ивана Грозного включительно. Или к Ельцину, который для тех же коммунистов и державников — один из главных разрушителей страны, а для Путина — непосредственный предшественник, передавший ему власть. Очередная — и самая масштабная — попытка вернуть на Лубянку «Железного Феликса» показала раскол в лоялистском лагере по вопросу отношения не только к Дзержинскому, но и созданной им чекистской системе.

Смена поколений

Но главная проблема даже не в конкретных фигурах, а в еще более серьезном процессе, на купирование которого во многом направлена российская политика памяти.

В начале нынешнего года организаторы Российского фестиваля кино и интернет-контента «Герои большой страны» совместно с проектом «Мотивирующие цифровые уроки» спросили школьников (всего более 6 тысяч учеников 6—11-х классов) о том, кого они считают своими героями. Выяснилось, что больше четверти опрошенных назвали своих родных, а на втором месте с 10% оказались персонажи зарубежного кино — в том числе Железный человек, Человек-паук и Наруто. Участников Великой Отечественной войны и современных военных назвали лишь чуть больше 5% опрошенных, маршала Жукова — 1%, Зою Космодемьянскую — менее 1%. Совсем недавно резонансным стало интервью, которое Ксения Собчак взяла у Насти Ивлеевой — в его ходе выяснилось, что кумир немалой части современной молодежи (4,5 млн подписчиков на YouTube, почти 19 млн подписчиков в Instagram) не имеет представления о настоящей фамилии Сталина и в каких веках правил Петр Первый — то есть не ответила на вопросы, элементарные для человека, закончившего советскую десятилетку.

Смена поколений ощущается не только в отношении к историческим событиям и персонажам — точнее говоря, в равнодушии к ним. Многие представления, казавшиеся незыблемыми, быстро устаревают, причем не только в исторической, но и в смежных сферах.

В конце 2020 года онлайн-сервис по поиску работы SuperJob выяснил, что любимым новогодним фильмом россиян является «Ирония судьбы, или С легким паром!». Разумеется, в этом нет никакой сенсации, но важны цифры. В 2010 году его назвали 42% респондентов, в 2020-м — только 26%. А на втором месте с небольшим отрывом (20%) — «Один дома». Более молодые поколения предпочитают голливудский фильм их детства, казалось бы, вечной советской классике.

Проводя свою политику памяти, Путин противостоит не только Западу, но и падению интереса к истории в самой России, восприятию молодыми поколениями ценностей современного глобального мира, способному привести к размыванию нормативных для него государственных устоев. Поэтому устанавливаются памятники, снимаются фильмы, проводятся другие мероприятия. Идет битва за историю, в которой основное соревнование происходит не столько с Западом, сколько с временем.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net