Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.12.2021 | Марина Войтенко
Макродинамика в зеркале спроса
По оценке Минэкономразвития (опубликована 1 декабря), в октябре ВВП РФ продолжил рост – плюс 4,9% г/г (после 4,3% г/г в третьем квартале), по итогам десяти месяцев – 4,6% г/г. При этом выпуск по базовым видам деятельности ускорился до 6,5% г/г после 4,6% г/г месяцем ранее. Существенный вклад внемли добычные отрасли (в немалой степени за счет фактора растущих мировых цен), грузоперевозки, розничная и оптовая торговля. Завершение года, однако, будет сопровождаться исчерпанием эффекта базы-2020. Это, как ожидается отразится на замедлении квартального показателя общеэкономического роста до 3,0% г/г, что будет означать переход продолжающейся положительной макродинамики к более умеренной скорости. На признаки того, что новая «нормальность» вступает в свои права, указывает наблюдаемое состояние инвестиционного и потребительского спроса при неоднородности трендов деловой активности.
В ноябре-2021 PMI в обработке (по версии IHS Markit) прибавил к октябрьским 51,6 пункта одну десятую. 51,7 пункта – максимальное значение индекса за последние шесть месяцев. С формальной точки зрения увеличение активности бизнеса налицо. В то же время маловыразительный прирост интерпретируется аналитиками как свидетельство не снижающихся спросовых ограничений. В сфере услуг они более наглядны. Ноябрьский PMI здесь опустился до 47,1 пункта с 48,8 пункта месяцем ранее. Введение новых антиковидных мер наложилось опять-таки на довольно слабый спрос. Совокупный индекс объемов производства (обработка + услуги) в итоге в ноябре опустился до 48,4 пункта после 49,5 пункта в октябре, вновь оказавшись ниже отметки 50 пунктов, отделяющей рост деловой активности от снижения. Комментаторы, конечно, отмечают необходимость учитывать стандартную статистическую погрешность, которая может достигать до 3 пунктов в обе стороны. Тем не менее оспаривать фиксируемый тренд тоже затруднительно.
1 декабря Росстат опубликовал данные о динамике инвестиций по итогам третьего квартала и за девять месяцев текущего года: рост составил 7,8% г/г и 7,6% г/г соответственно. На первый взгляд, темп вполне приличный, однако в нем кроется немалый эффект низкой базы-2020. Более показательно сравнение с доковидным 2019 годом, где прирост заметно скромнее – по оценке Минэкономразвития, 2,4%. С исключением же сезонного фактора вложения в основной капитал в последние три года по сути находятся на плато.
Статистика фиксирует некоторые позитивные подвижки-2021 в видовой структуре капвложений: сокращение доли зданий и сооружений с 43,1% до 42,6%; увеличение «веса» машин, оборудования и транспортных средств с 37,4% до 38,4%. В том числе незначительное увеличение отмечено у доли вложений в ИКТ-оборудование (с 4,0% до 4,2%) и более выраженное у затрат на объекты интеллектуальной собственности (с 4,7% до 5,6%).
В структуре источников финансирования существенных сдвигов не произошло: доля собственных средств несколько снизилась – с 59,9% до 59,4%, привлеченных – увеличилась с 40,1% до 40,6%. При этом сокращение доли бюджетных ресурсов с 15,6% до 15,1% и средств населения, привлеченных для долевого строительства с 3,7% до 2,3% было компенсировано увеличением на 0,1 п.п. доли кредитов банков, заемных средств других организаций – с 3,8% до 5,1%, а также за счет размещений облигаций.
Перспективы инвестактивности, по оценкам экспертов, остаются в зоне неопределенности. Во-первых, рост капвложений в третьем квартале показал темп заметно ниже, чем в апреле-июне (111,0%). При этом в течение всего периода снижался индекс предложения инвестиционных товаров (импорт и выпуск на внутренний рынок машин, оборудования и базовых стройматериалов). В строительстве же темп прироста с июля по октябрь сократился со 109,3% г/г до 100,0% г/г. Во-вторых, весьма сдержанными выглядят мотивации бизнеса к вложениям в основной капитал: 74% респондентов опросов руководителей предприятий Института Гайдара оценили фактический объем инвестиций в третьем квартале как «нормальный».
Такой результат не может не настораживать. Финансовый потенциал для вложений в основной капитал, безусловно, есть. Предприятия РФ в январе-сентябре 2021 года получили сальдированный результат (прибыль минус убыток) в 19,56 трлн рублей (рост в годовом выражении в 2,8 раза). Мотор инвестиционного роста, между тем, не заводится, что существенно увеличивает риск возрастающего давления инфляции издержек. Темп инвестиций, очищенный от сезонного фактора и эффекта базы-2020, остается почти вдвое ниже 5%, необходимых для 3%-го роста ВВП, прогнозируемого правительством в 2022-2024 годах.
Инвестиции в конечном счете предопределяют темп будущего расширения предложения, однако устойчивые сигналы к этому должны идти и со стороны потребительского спроса. Между тем его текущее состояние вполне адекватно описывается констатацией Минэкономразвития: стабилизация роста после всплеска в августе-сентябре, что в переводе с макроэкономического арго означает замедление.
Действительно, суммарный оборот торговой розницы, общественного питания (рестораны, кафе и бары) и платных услуг населению в конце лета – начале осени прибавляли в среднем по 0,9% м/м, в октябре – уже только 0,3% м/м. По данным СберИндекса, в номинальном выражении темп роста потребительского спроса в октябре притормозил до 13,7% г/г после 15,4% г/г в сентябре.
Росстат также фиксирует сброс скорости розничной торговли и в сопоставимых ценах – 4,1% г/г в октябре после 5,6% г/г месяцем ранее. При этом расчеты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) с устранением сезонного фактора обнаруживают по сути стагнацию приростов показателя: июль – 100,3% месяц к месяцу, август – 99,9% м/м, сентябрь – 100,1% м/м, октябрь – 100,2% м/м.
На динамике спроса, подчеркивают эксперты, сказывается инфляция (по состоянию на 29 ноября – 8,38% в годовом выражении после 8,05% неделей ранее) и стабилизация занятости (безработица в сентябре-октябре составляла 4,3%, достигнув исторического минимума).
Собственные ощущения россиянами темпов роста потребительских остаются повышенными. По результатам ноябрьского опроса «инФОМ» для ЦБ РФ, оценки наблюдаемой и ожидаемой гражданами в ближайший год инфляции снизились на 0,1 п.п. по сравнению с октябрем, но остались на многолетних максимумах – 16,2% и 13,5% соответственно.
Аналитики Банка России отмечают, что обеспокоенность респондентов ростом цен на большинство часто покупаемых товаров возросла. Заметно чаще, чем в октябре, опрошенные высказывали озабоченность удорожанием продуктов питания животного происхождения (яйца, сыр и колбасы, мясо, молоко). И тому есть все основания: к концу прошлого года, по данным Росстата, яйца подорожали на 10,07%, говядина – на 13,80%, свинина – на 15,19%, куры – на 27,57% и т.п.
При таких высоких значениях некоторое замедление продовольственной инфляции (за исключением овощей и фруктов ее темпы за неделю, завершившуюся 29 ноября, снизились, согласно расчетам МЭР, до 0,32% после 0,35% в предыдущем периоде) вряд ли окажет понижательное влияние на личностное восприятие россиянами цен на товары повседневного спроса в магазинах. Во всяком случае включенный россиянами режим экономии в наибольшей степени проявляется как раз в этом сегменте торговой розницы. Так, в сопоставимых ценах в январе-сентябре в годовом выражении продажи мяса и продуктов из него увеличились лишь на 0,3%, сыров – на 0,1%, свежих фруктов – на 2,7%, а круп, макаронных изделий и овощей вовсе снизились – на 4,9%, 4,5% и 1,4% соответственно. В то же время покупки одежды увеличились на 26,7% г/г, обуви – на 22,6% г/г, компьютеров – на 18,9%, мобильных телефонов – на 27,9%. И это – наглядное свидетельство попыток хеджирования бюджетов домохозяйств от повышательной ценовой динамики.
Реальная заработная плата в сентябре, согласно данным Росстата, выросла на 2,0% г/г. По оценке Минэкономразвития, в третьем квартале-2021 показатель превысил уровень июля-сентября 2019 года на 3,8%. При этом размер реальных пенсий сократился в октябре на 2,4% г/г, к уровню предыдущего месяца – на 1,1% – сказался эффект высокой базы начала осени, когда были произведены единовременные выплаты пенсионерам по 10 тыс. рублей.
Реальные же располагаемые доходы населения в целом, по предварительным данным Росстата, за девять месяцев-2021 увеличились на 4,1% г/г. Вместе с тем, по оценке Минэкономразвития, за январь-октябрь 2021 года показатель превысил уровень-2019 только на 0,5%.
Во многом потребительские расходы граждан на протяжении всего 2021 года были поддержаны банковским кредитованием. Лидирует здесь ипотека – по предварительным данным Банка России, в октябре ее прирост составил 2,3% после 2,1% в сентябре и 1,8% в августе. При этом рост в основном происходит за счет рыночного сегмента – выдачи в рамках каждой из основных государственных программ – семейной и льготной (под 7%) – стабилизировались в объеме 40 млрд рублей.
Повышение спроса на рыночные ипотечные продукты обусловлено, прежде всего, продвижением банками собственных программ. Пока они не торопятся резко повышать стоимость кредита вслед за ключевой ставкой ЦБ и ориентируются на клиентов с высокими значениями Персонального кредитного рейтинга. Льготные же госпрограммы под 7% с размером ипотечного займа до 3 млн рублей начинают испытывать серьезные ограничения.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в октябре 2021 года средний размер выданных ипотечных кредитов в РФ вырос в помесячном сравнении на 4,9% и составил 3,5 млн. рублей (в сентябре 2021 года – 3,3 млн рублей). При этом количество регионов со средним размером ипотечного кредита более 3 млн рублей увеличилось более чем вдвое с начала второго полугодия-2021 (с 23-ти до 50-ти). Если за 2020 год средний чек ипотеки в Москве вырос на 18,5%, а в регионах на 10,9%, то в 2021 году тенденция противоположная: за 10 месяцев рост в Москве составил 24,3%, а в других субъектах РФ – 27,5%.
При этом рост потребительского кредитования в октябре, по предварительным данным Банка России, существенно замедлился (до 1,4 с 1,7% в сентябре), что, скорее всего, отражает постепенное удорожание стоимости кредитов на фоне повышения ключевой ставки и ужесточением макропруденциального надзора со стороны регулятора.
Вместе с тем, по данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), за 10 месяцев текущего года россияне взяли 15,8 млн кредитов наличными, что на 36% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе в октябре их было выдано на 22% больше, чем в середине осени-2020. На этом фоне озабоченность регулятора перспективами банковской розницы не выглядит случайной. Так, в опубликованном Банком России в конце ноября «Обзоре финансовой стабильности» за второй-третий кварталы 2021 года в числе актуальных «текущих уязвимостей» финансовой системы прямо указывается на «риск долговой нагрузки населения и риски розничного кредитования». Признавая значимый потенциал его реализации, аналитики ЦБ РФ поместили его в промежуточную «оранжевую» зону.
На этом фоне вполне ожидаемым оказывается снижение индекса потребительских настроений участников опросов «инФОМ» – за ноябрь он просел на 4,3 пункта к октябрю, а среди респондентов Фонда «Общественное мнение» каждый четвёртый (25%) через 3-5 лет ждёт улучшений в уровне жизни в стране в целом, и ровно столько же сограждан полагают, что станет хуже, а каждый третий уверен – ничего не изменится. Однако при этом 39% надеются, что в течение ближайших трёх-пяти лет их личный уровень жизни поднимется.
Темпы восстановления спроса домохозяйств не ускоряются. Несмотря на, пусть и небольшое, но все-таки превышение реальными денежными доходами россиян допандемийного уровня, потребительские настроения остаются в целом неизменными и довольно напряженными. Судя по всему, бизнес и общество продолжают жить под давлением экономических и социальных проблем, порожденных пандемией COVID-19, а динамика настроений повторяет в целом колебания волн распространения вирусной инфекции в стране. Между тем, потенциал развития той же ипотеки в России может увеличиться лишь при условии устойчивого ускорения роста экономики и доходов населения. Дисбаланс предложения, не поспевающего даже за замедляющимся конечным спросом, по-прежнему остается существенным вызовом для макродинамики в РФ. Ответ – в донастройке всех инструментов экономической политики на допстимулы деловой активности. Однако в настоящее время он не выглядит убедительно очевидным.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.