Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

17.12.2021 | Марина Войтенко

Российский экспорт – тренды и перспективы

Марина Войтенко9 декабря ЦБ РФ опубликовал статистику платежного баланса за январь-ноябрь текущего года. Профицит счета текущих операций (СТО) составил, по предварительной оценке, $111,4 млрд, в 3,5 раза превысив уровень-2020 ($32,2 млрд). Определяющим в достижении рекордной планки стало почти двукратное увеличение положительного сальдо торгового баланса – до $162,8 млрд с $82,9 млрд годом ранее. Благоприятная ценовая конъюнктура мировых рынков позволила значительно прирастить экспорт (по прогнозам, по итогам года он способен взять «высоту» в $0,5 трлн) при некотором замедлении темпов роста импорта. Результаты впечатляют, но одновременно вызывают вопросы к их среднесрочной устойчивости в плане поддержки общеэкономического роста. Энергопереход к углеродной нейтральности как фундаментальный драйвер структурной трансформации глобального хозяйства неизбежно затронет позиции РФ как экспортера сырьевых, прежде всего, энергетических ресурсов. Этот вызов, естественно, требует интенсивного поиска ответа настройкой имеющихся и проектированием новых регулятивных механизмов.

Примечательная дискуссия на сей счет состоялась на минувшей неделе (10 декабря) в ходе международного экспортного форума «Сделано в России». По мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, российская экономика не сможет выйти на целевые ежегодные темпы роста в 3% и больше только за счет внутреннего спроса, для этого необходим еще и прирост внешней торговли в год на 5% при увеличении экспорта несырьевых товаров и услуг на 15%.

Продвижение «на маршруте» уже ощутимо. По оценке Российского экспортного центра (РЭЦ), несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) в январе-октябре 2021 года достиг $153 млрд, на 40% превзойдя тоже рекордный показатель полного 2020 года. По итогу-2021 объем может составить $180-185 млрд (около 30% всего экспорта РФ). За 10 месяцев загранпоставки химсектора выросли почти на 50%, лесопереработки – на 42%, машиностроения – на 30%, агрокомплекса – на 22%, фармацевтической промышленности – в 2,5 раза (в том числе один только экспорт антиковидных вакцин принес уже более 1,2 млрд).

Несырьевые неэнергетические экспортные подвижки налицо. Но их необходимо закрепить и продолжить. Алексей Кудрин, к примеру, уверен, что целью должно стать как минимум удвоение объема ННЭ, ожидаемого в 2021 году. Это – более амбициозное продвижение, чем пока предполагается в наццелях-2030 (на 70% по сравнению с 2020 годом до $270 млрд – прим. авт.). Но и вызов экспорту со стороны энергоперехода лишь только начинает осознаваться в полном его объеме. По версии председателя Счетной палаты, решающие условия для ответа – стабильный рубль (точнее – коридор его «плавания», комфортный для принятия экспортерами и импортерами инвестиционных решений) и еще «четыре кита»: макроэкономическая стабильность и неизменность правил игры, тарифная политика и тарифные соглашения, диверсификация экономики, господдержка экспорта.

Сходный перечень предлагает и первый вице-премьер Андрей Белоусов: снижение неопределенности, использование новых цифровых возможностей, перенос регулятивных акцентов на поддержание инвестиционной деятельности, создание опорных зон на мировом рынке, содействие экспорту малого бизнеса.

Как известно, внешнеторговые потоки высокочувствительны к колебаниям валютного курса. Участники рынка в своих расчетах, как правило, исходят из того, что при Urals «по 70 и выше» фундаментальный курс рубля не может быть ниже 70-71 руб/$. Отклонения же вызываются притоком/оттоком «горячих денег» (инвестициями в российские активы в ценных бумагах), тесно скоррелированным с усилением/ослаблением геополитической напряженности. С учетом этих обстоятельств макроэкономический опрос профессиональных прогнозистов, проведенный Банком России (1-7 декабря), выявил, что в 2021-2024 годах средний интервал курсовых колебаний может составить 72,1-73,5 руб/$. Нелишне заметить, что в январе-ноябре 2021 года реальный эффективный курс рубля укрепился на 8,3%, в середине осени, правда, потерял 0,1% (к корзине валют). Жизнь, впрочем, может внести коррективы в текущий курсовой прогноз в связи с продолжающимся усилением ценового давления в мировой экономике.

Свежее напоминание об этом: инфляция в ноябре в годовом выражении ускорилась в США до 6,8% после 6,2% месяцем ранее. Ужесточение монетарной политики Федрезерва (уже в текущем декабре через ускорение свертывания программы выкупа UST и ипотечных бондов, а затем переход к циклу повышения базовой ставки, возможно, во втором квартале-2022) рассматривается финаналитиками и участниками рынков по сути как безальтернативное. По прошлому опыту, однако, это способно поддержать доллар, подтолкнув его контрагентов в торгуемых валютных парах к ослаблению.

Самортизировать влияние этого фактора на курс рубля способна политика денежных властей РФ, последовательно приближающая темп ценовой динамики к инфляционной цели. Между тем в следующем году эта задача может осложниться, как считает Андрей Белоусов, высокой вероятностью «третьей волны» роста цен, особенно во втором полугодии, связанной «опять с продовольствием».

По данным Росстата, потребительские цены с 29 ноября по 6 декабря увеличились на 0,07% после 0,46% неделей ранее, что замедлило годовой инфляционный темп с 8,38% до 8,28%. Эксперты сделали осторожное предположение, что рост цен в настоящее время проходит годовой пик и выходит «на плато». При этом консенсус-прогноз инфляции-2021 насчитывает 8,3% г/г. В ноябре она составила 8,4% г/г, причем продовольственная – 12,0%, плодоовощная – 19,38%. Суммарный вклад внешних факторов (оценка АКРА) в общую годовую инфляцию составляет 1,4-2,0 п.п. за счет роста мировых цен на продовольствие, пиковых котировок энергоносителей и удобрений, перебоев в цепочках поставок и дефицита чипов.

ЦБ РФ уже подтвердил продолжение курса на ужесточение денежно-кредитных условий (по итогам заседания его Совета директоров 17 декабря ключевая ставка, как ожидается, будет повышена до 8,00-8,50%). Оно и понятно – контроль за инфляцией, как подчеркивает глава Банка России Эльвира Набиуллина, – «это дверь, открывающая приток длинных денег в экономику». Однако действий одного лишь Центробанка для этого, то есть инвестиций, в том числе в развитие экспортных секторов, недостаточно. Нужна поддержка со стороны правительства.

В связи с этим внимание экспертов привлекла опубликованная на минувшей неделе на сайте ЦБ РФ аналитическая записка его департамента исследований и прогнозирования с характерным названием «Регулирование цен: когда нужно остановиться?». Ответ, который напрашивается по прочтении, – самое время.

Примечательны и выводы аналитиков ЦБ РФ:

В средне- и долгосрочной перспективе прямое вмешательство государства в процесс ценообразования создает дисбалансы и может повлечь за собой существенные негативные последствия. Они проявляются главным образом в сокращении инвестиций в производство и выпуск товаров, цены на которые регулируются, то есть в торможении роста регулируемых секторов экономики. Одновременно усиливаются риски возникновения дефицита и роста объемов теневой торговли и увеличиваются издержки государства по борьбе с ней.

В свою очередь косвенные механизмы регулирования цен (например, через экспортные пошлины) требуют постоянной тонкой настройки для баланса между краткосрочными проинфляционными рисками и средне- и долгосрочными рисками снижения или замедления роста инвестиций и производства, в том числе из-за уступки части экспортных рынков иностранным конкурентам, которые оказываются в выигрыше.

С социальной точки зрения адресная материальная помощь наименее обеспеченным слоям населения выступает более предпочтительной и эффективной альтернативой регулированию потребительских цен.

В такой логике зона ответственности правительства в борьбе с инфляцией – стимулирование расширения предложения. Причем значимость такого рода действий, похоже, существенно возрастает в условиях так называемой «гроуфляции» (growthflation), когда инфляционное давление в мировой экономике накладывается на ее рост выше 4%, что превышает значение среднего темпа по меньшей мере за последнее десятилетие. Аналитики «ВТБ Капитал» полагают, что всплеск мировой инфляции в 2021 году и его продолжение в 2022-ом могут стать предвестником запуска классического экономического цикла, когда сильный потребительский спрос вместе с давлением заработных плат на издержки потребует новых инвестиций для наращивания выпуска. При этом немалая часть спроса практически во всех экономиках будет закрываться импортом. У экспортеров, таким образом, открываются новые возможности.

Выступая на форуме «Сделано в России», премьер Михаил Мишустин подчеркнул готовность использовать их в полной мере. Актуальная ближайшая задача – «преодолеть дисбаланс», когда на экспорт ориентированы менее 1% российских компаний. Для этого будет создаваться единая система стимулирования: повышение доступности инструментов финансовой поддержки, формирование «экосреды» для экспортеров, упрощение административных процедур. Можно предположить, что обозначенные намерения с высокой вероятностью в соответствие с поручением Президента РФ войдут в состав дополнительных мер по увеличению потенциальных темпов роста российской экономики.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net