Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.12.2021 | Политком.RU
Россия и США: развитие событий
17 декабря российский МИД опубликовал в открытом доступе проекты договора о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности России и стран НАТО. Несколькими днями ранее они были переданы заместителю госсекретаря США Карен Донфрид во время переговоров с заместителем министра иностранных дел России Сергеем Рябковым.
В середине ноября президент РФ Владимир Путин заявил о желании получить гарантии безопасности. Он поручил МИДу подготовить соответствующие предложения. По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, Москве необходимы гарантии о нерасширении альянса на восток. При этом подчеркивалось недоверие к устным заверениям и необходимость фиксации договоренностей на бумаге. Заявления по теме сопровождались массированной информационной кампанией: западные СМИ сообщали о наращивании российских войск и возможном вторжении на Украину.
В декабре прошли переговоры президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена, главной темой которых была Украина. Запросная позиция России не изменилась. США гарантий о нерасширении альянса дать не смогли. Байден анонсировал встречу с участием представителей России, США и «как минимум четверых союзников по НАТО» (Великобритания, Франция, Германия и Италия). Впрочем, из-за резко негативной реакции других участников НАТО, США начали отыгрывать назад. Страны НАТО заинтересованы в формате Россия-НАТО, Россия хотела бы напрямую говорить с США. Российская сторона тоже не стала идти на уступки и отводить войска от украинских границ. Ушаков заявил, что они находятся «на нашей территории и никому не угрожают».
После саммита Россия продолжила наращивать свою дипломатическую активность. Опубликованный проект российско-американского договора предлагает закрепить принцип невозможности развязывания ядерной войны и действовать на основе принципов неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга. Для этого страны должны взять на себя обязательства не проводить мероприятий, затрагивающих безопасность другой стороны.
· Не использовать территорию других государств в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения.
· Взаимный отказ от размещения вооруженных сил и вооружений в том числе в рамках международных организаций, военных союзов или коалиций, в районах, где такое развертывание воспринималось бы другой стороной как угроза своей национальной безопасности.
· Отказ от полетов тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных или неядерных вооружений, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов в районах вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории России или США.
· Отказ от развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования и ядерного оружия вне национальной территории.
· США должны принять обязательства исключить дальнейшее расширение НАТО в восточном направлении, отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в СССР.
Также в преамбуле проекта сказано о соблюдении «принципа невмешательства во внутренние дела, включая отказ от поддержки организаций, групп и отдельных лиц, выступающих за неконституционную смену власти, а также любых действий, имеющих целью изменение политического или социального строя одной из договаривающихся Сторон». Этот тезис направлен против поддержки российской оппозиции со стороны США.
Проект соглашения о мерах обеспечения безопасности России и стран НАТО предполагает возвращение к работе Совета Россия-НАТО и восстановление каналов связи.
· Неразмещение Россией и странами НАТО своих вооруженных сил и вооружения на территории всех других государств Европы в дополнение к силам, которые уже находились на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года.
· Исключить развертывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования в районах, из которых они способны поражать цели на территории других участников.
· Исключить дальнейшее расширение НАТО, в том числе присоединение Украины, а также других государств.
· Страны НАТО должны отказаться от ведения любой военной деятельности на территории Украины, а также других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии.
В публичном пространстве обсуждается, чем являются опубликованные российским МИДом проекты соглашений - ультиматумом или запросной позицией. Заявления замминистра иностранных дел Сергея Рябкова, последовавшие после, свидетельствуют о том, что это скорее запросная позиция, хотя и выраженная в радикальной форме. Он сообщил, что Москва разочарована сигналами, поступающими из Вашингтона и НАТО: «Если бы они по закрытому каналу ответили бы нам «Окей, давайте хотя бы сядем и посмотрим», я думаю, такого не было бы сейчас, когда все переходит в публичную плоскость». Понимают это и в США. Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что Россия еще не выработала решений о дальнейших шагах в отношении Украины. При этом Салливан отмечает, что Россия действительно серьезно нарастила военные силы вблизи Украины, в том числе в Крыму и «других местах» непосредственно на территории Украины.
Bloomberg со ссылкой на чиновников из администрации президента США сообщил, что Белый дом намерен ответить на предложения России по гарантиям безопасности в ближайшее время. Некоторые из них полезны, однако некоторые являются неприемлемыми. При этом США хотели бы увидеть прекращение огня на линии соприкосновения в Донбассе на рождественские праздники и «обмен пленными между Россией и Украиной». Представитель НАТО сообщил РБК, что альянс готов к диалогу с Россией и подтверждает «давно выдвинутое предложение провести в ближайшем будущем встречу Совета Россия-НАТО».
Ситуация непростая, но диалог будет продолжаться. Другие варианты пока кажутся маловероятными. Военное вторжение чревато высокими рисками разного рода. На сценарий-максимум, включающий занятие Киева, Одессы и других городов, не хватит ресурсов. Локальное продвижение по украинской территории (например, с целью «пробить» коридор в Крым) приведет к усилению антироссийских санкций и росту поддержки Украины со стороны Запада, а также к увеличению американского военного присутствия в Польше, странах Балтии и Черноморском регионе. Второй вариант представляет собой максимальную военную интеграцию с Белоруссией после принятия в ней новой Конституции, если из нее пропадет пункт о нейтралитете, и размещение ядерного оружия у границ НАТО. Третий вариант - признание ДНР и ЛНР в существующих границах. Это будет означать фиксацию Россией своего присутствия и конец Минского процесса. С одной стороны, такой вариант не очень выгоден для России, поскольку приводит к потере рычага давления на Украину через Минские соглашения. С другой стороны, подобный шаг будет положительно воспринят антизападными силами в России и не вызовет резкой реакции Запада, который опасается военных действий.
В любом случае поспешные решения приниматься не будут. Пока все участники процесса пытаются выстраивать диалог. Предметом диалога может стать регулирование военной деятельности, включая ракеты и проведение учений. Правовых обязательств и отказа расширяться НАТО на себя брать не будет.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.