Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

13.02.2023 | Марина Войтенко

Деловая активность на стыке 2022-2023 годов

Марина ВойтенкоПо предварительным данным, ВВП в прошлом году снизился на 2,5-2,7%, (первая официальная оценка будет, возможно, опубликована Росстатом 8 февраля — прим. автора) — примерно вчетверо лучше прогнозов марта-апреля. При этом, констатируют эксперты, адаптация экономики к первичным, краткосрочным эффектам санкционного давления привела к ее относительной стабилизации, правда, сильно неоднородной в отраслевом и секторальном разрезе. Наблюдаемая ситуация, вместе с тем, остается неустойчивой, сильно зависимой от перспектив внутреннего и внешнего спроса, а также преодоления ограничений на стороне предложения. В этих условиях улучшение макродинамики существенным образом будет зависеть от действий госрегуляторов — сочетания антикризисной господдержки с мерами, стимулирующими структурные трансформации российского хозяйства.

1 февраля Росстат опубликовал итоги-2022 по промвыпуску. Они оказались лучше ожиданий. Индекс промвыпуска-2022 составил -0,6% г/г при официальном прогнозе в -1,8%. Декабрьский рост с сезонной очисткой показал, впрочем, довольно слабый темп — +0,1% м/м после +0,8% м/м в ноябре, в том числе околонулевой в обработке и 0,2% в добычных отраслях. Тем не менее годовой спад в обрабатывающей промышленности составил лишь 1,3%.

Основной положительный вклад, отмечают в Минэкономразвития, в динамику обрабатывающих производств по итогам года внёс металлургический комплекс, в том числе рост производства готовых металлических изделий (+1,1% г/г и +7,0% г/г соответственно). Умеренный рост показала пищевая промышленность (+0,5% г/г).

Сдерживающее влияние на динамику промышленного производства в 2022 году оказывали экспортно ориентированные отрасли. Так, химический комплекс продемонстрировал снижение выпуска на 1,5% г/г. Исключением стала фармацевтическая промышленность, рост которой составил 8,6% г/г. В производстве кокса и нефтепродуктов также наблюдался спад 0,4% г/г. Деревообрабатывающий комплекс показал снижение на 3,7% г/г, что частично связано с высокой базой прошлого года.

В прошлом году внешние ограничения оказали наибольшее влияние на динамику машиностроительного комплекса — -8,6% г/г, в том числе в декабре снижение составило 15,4% г/г. Исключением стало производство компьютеров, электроники и оптики, а также производство машин и оборудования, где по итогам года зафиксирован рост на 1,7% г/г и на 1,9% г/г соответственно.

Добывающая промышленность по итогам 2022 года показала умеренный рост на 0,8% г/г. Основной положительный вклад в рост добычных отраслей внесли добыча сырой нефти и природного газа (+0,7% г/г).

Данные промвыпуска в целом показывают: наблюдаемая относительная стабилизация носит выраженный неоднородный характер. В немалой степени это относится и к другим сферам экономической деятельности, что напрямую отражается в динамике счета текущих операций платежного баланса и внешнеторговых показателей. Ожидания глубокого и устойчивого падения экспорта из-за введенных ограничений не реализовались. Тем не менее к концу 2022 года профициты СТО и внешнеторгового баланса вышли на нисходящую траекторию: в четвертом квартале по сравнению с третьим они сократились в 1,5 раза и 1,4 раза соответственно.

По мнению экспертов, наблюдаемая траектория не трагична: оба профицита возвращаются к «норме», аномальных повышений в 2023 году не предвидится, что лишает рубль фундаментальной основы для переукрепления. В МЭР ожидают средний курс доллара США в 2023 году в 70 руб/$ (при диапазоне колебаний в 68-72 рубля). Январский экспертный консенсус-прогноз более сдержан — 72 руб/$.

Стабилизация экономики при неоднородности секторальной и отраслевой динамики отражается в индикаторах деловой активности. В декабре-2022, по данным мониторинга ЦБ РФ отраслевых финансовых потоков, темп входящих платежей показал значительное сезонное ускорение к среднему значению в предыдущем квартале — на 11,2%.

В то же время январский индикатор бизнес-климата ЦБ РФ (он рассчитывается на основе опросов 13,6 тыс компаний и носит опережающий характер) свидетельствует об отсутствии радикальных изменений: значение показателя в +2,4% осталось таким же, что и в декабре. Оценка текущего состояния условий ведения бизнеса несколько снизилась; изменений отпускных цен и издержек производства, напротив, повысилась. При этом текущие характеристики спроса были хуже декабрьских. Однако на ближайшем трехмесячном треке вектор ожиданий — его расширение.

Видимо, с этим связан и зафиксированный, например, в опросах Института Гайдара тренд на пополнение предприятиями запасов готовой продукции. В итоге индекс промышленного оптимизма ИЭП достиг в январе-2023 уровня, уступающего всего 1 пункт лучшему (сентябрьскому) значению прошлого года. Текущие оценки спроса, тем не менее, указывают, скорее, на его стагнацию, впрочем, тоже неоднородную.

Так, PMI в обработке РФ (по версии S&P Global) в январе незначительно снизился с 53 пунктов до 52,6 пункта. PMI в сфере услуг, напротив, ощутимо подрос с 45,9 пункта до 48,7 пункта. В итоге совокупный индекс объемов производства (обработка + услуги) достиг 49,7 пункта и вплотную приблизился к отметке в 50 пунктов, отделяющей спад от роста.

Опросы ЦБ РФ фиксируют наиболее слабые ожидания спроса в отраслях, продукция которых ориентирована на массовое потребление. Помимо сдержанных потребительских настроений (режим экономии, склонность к сбережениям, общая неопределенность) в этом играет роль динамика производства промежуточных и инвестиционных отраслей, где значимы ограничения, связанные с приобретением и обслуживанием традиционного импортного оборудования, и дефицит рабочей силы. Эти обстоятельства могут сдерживать структурные трансформации, при этом нехватка персонала, ведущая к увеличению зарплат, опережающему производительность, является потенциально проинфляционным фактором.

В этом контексте примечательны опросы бизнеса, показывающие его готовность к продолжению антикризисной адаптации при всей сложности ее условий. Январский опрос ИЭП имени Е.Т.Гайдара, например, показал активный процесс замещения импорта из «недружественных» стран (каждый вопрос предполагал несколько ответов).

Так, о переходе на оборудование из Китая заявили 67% респондентов. Продукцией отечественных производителей стали пользоваться 39%, 21% опрошенных нашли аналоги у партнеров из ЕАЭС, 17% — из Турции, 15% продолжают получать подсанкционные станки и машины.

На рынке запчастей 63% респондентов закупают китайскую продукцию, 46% — российские аналоги, 24% — находят необходимое в других странах, 22% — по-прежнему работают с «подсанкционкой».

В сегменте комплектующих на первом месте российские «линейки». Их закупают 54% предприятий, 52% — приобретают в Китае, 23% сохранили связи с партнерами из «недружественных стран».

В свою очередь на основе опросов руководителей предприятий в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН отмечают рост числа компаний, сообщивших о начале перестройки производства (модернизация, ремонты и т.п.) с 14,8% в апреле-мае до 33,1% в ноябре-декабре. Сократилась доля ответов о снижении объемов инвестиционных программ — с 36,9% до 30,7%. Увеличилась доля респондентов, получающих кредиты в банках (правда, главным образом под оборотные средства). Примечательно, что опрос показал повышение обеспокоенности компаний возможным ростом коррупции на фоне санкций (с 23,3% до 31,5% респондентов).

В опросе ИНП РАН подросла и доля тех, кто считает высокий уровень бюрократизма и коррупции в органах власти большой проблемой для бизнеса: такой вариант отметили 20,8% респондентов (в предыдущем опросе — 18%).

Однако стало меньше предпринимателей, жалующихся на «отсутствие нормальных законов, регулирующих экономическую деятельность», — 14,4% против 19,3% годом ранее (по этим пунктам ИНП РАН сопоставляет результаты с опросом ноября-декабря 2021 года). Сократилось и число тех, кто отмечает «бездеятельность органов государственной власти в экономической сфере», — 15,3% против 18% годом ранее.

Вместе с тем не менее показательны итоги опроса (проводился в ноябре-2022 методом анкетирования) рейтингового агентства «Эксперт РА», Института комплексных стратегических исследований и Института экономики роста имени П. А. Столыпина. 48% респондентов в ближайшие один-два года нацелены на сохранение текущих объемов производства, либо просто на удержание бизнеса. Оптимистов, планирующих увеличить выпуск на треть, всего лишь около 12%. При этом только 22,5% респондентов заявили о планах производства более технологичных продуктовых линеек, у 10% опрошенных расходы на НИОКР превышают 2% выручки в год. Компании испытывают сложности с кредитованием: 17% заявили, что для них оно полностью недоступно, 65% озабочены слишком короткими сроками займов, 80% — высокими ставками и залоговыми требованиями.

Настроения предпринимательского класса, фиксируемые опросами, отражая его текущие потребности в изменении условий ведения бизнеса, одновременно являются запросом на адекватные действия регуляторов.

Анализ макротрендов, сложившихся в четвертом квартале в экономике РФ, подвиг аналитиков МВФ к существенному повышению прогноза ВВП-2023. Вместо спада в 2,2% теперь ожидается рост на 0,3%. При этом оценки в Правительстве РФ более скромные — ВВП в текущем году может показать как околонулевой результат, так и снизиться на 1%. Отечественные же эксперты, опрошенные Банком России (с 27-го по 31-е января), остаются на умеренно консервативных позициях: прогноз по спаду-2023 улучшен с 2,4% до 1,5%, в 2024 году предполагается рост на 1,2% (оценка снижена на 0,3 п.п.), в 2025-ом — на 1,5% (без изменений). Однако объем ВВП-2025 все еще будет отставать от уровня-2021 на 1,4%. Оценка долгосрочных темпов роста (то есть потенциального выпуска) по-прежнему не превышает 1,5%. По сути, это признание того, что нынешний кризис носит глубоко структурный характер, а его преодоление означает переход к новой модели развития.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net