Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.03.2023 | Марина Войтенко
Государство и бизнес: долгосрочная повестка
Выступая на съезде РСПП (16 марта) Президент РФ Владимир Путин особо подчеркнул, что «российская экономика обретает принципиально иное качество, начинает развиваться по новой модели». При этом главный критерий для оценки этой динамики — «объем принятых инвестиционных решений и привлеченное финансирование». На качественно новый уровень должна выйти эффективность управления и в госструктурах, и в бизнесе. Рассчитывать же на господдержку могут в первую очередь те компании, которые имеют стратегический взгляд в будущее, сопряженный с высокой социальной и экологической ответственностью. Сам бизнес, особенно крупный, склонен услышать в этом сигнале стремление госвласти к обновлению отношений с предпринимательским классом. Как оценивать движение «по маршруту» тоже понятно — по повышению комфортности регулятивных условий деловой активности при последовательном преодолении все еще сохраняющихся сдержек и ограничений.
Срез текущих проблем в отношениях бизнеса и государства наглядно представлен в результатах опроса, проведенного Институтом экономики роста им. П. А. Столыпина. В целом положительно оценивают свой опыт взаимодействия с государством менее половины опрошенных: позитивным назвали свой опыт 32% респондентов, 15% — поровну позитивным и негативным. 34% предпринимателей сочли свой опыт общения с госорганами нейтральным, а 19% — негативным.
Чаще всего предприниматели жаловались на:
· формальное толкование законов и требований (33%);
· придирки и необоснованные требования (32%);
· волокиту (31%); сложность и затратность процедур (26%);
· недобросовестное отношение чиновников к своим обязанностям (23%);
· коррупционные притязания представителей государства (21%).
Половина опрошенных (50,5%) считают, что с государством стало работать проще. Вместе с тем 83% уверены, что процедуры и практики взаимодействия нужно улучшать. 41% сочли необходимым «повышение компетенций и качества работы сотрудников госорганов», 35% — усиление борьбы с коррупцией.
По данным опроса Института экономики роста, больше довольных отношениями с государством у крупного бизнеса: 39% назвали опыт позитивным, 28% — поровну позитивным и негативным. Крупный бизнес взаимодействует с госорганами чаще: 32% ответили, что сталкиваются с ними более шести раз в год. О некоторых сдвигах в качестве взаимодействия с государством свидетельствуют и данные опроса РСПП: в 2022 году выросла доля предпринимателей, считающих, что власть относится к бизнесу как к младшему партнеру, — с 23 до 35%. Вместе с тем доля тех, кто считает, что власть относится к бизнесу «как к кошельку», сократилась с 41 до 27%.
При этом у компаний растет востребованность в конкретных решениях регуляторов, касающихся запуска уже продекларированных мер, стимулирующих инвестактивность. Оно и понятно: по большинству экспертных прогнозов, инвестиции-2023 вероятно покажут динамику хуже, чем в 2022 году. Одна из причин — не заработавший в полную силу механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). В конце прошлого года он, как известно, был трансформирован. Основной смысл сохранился — включение в соглашения гарантий неизменности регуляторных условий. Одновременно были повышены требования по объему инвестиций; разрешено заемное финансирование; ужесточен контроль за вложениями, благодаря подключению компаний к налоговому мониторингу, а регионы получили право давать отрицательные заключения на проекты.
Заключение СЗПК в перезапущенном формате замедлилось. С конца 2022 года на начало марта 2023-го по новым правилам подписано лишь семь соглашений на 562 млрд рублей, тогда как в 2020-2021 годах за тот же период подписано 25 соглашений на 895 млрд рублей. Всего же за все четыре месяца работы первой версии СЗПК было заключено 36 соглашений на 1,2 трлн рублей. По мнению экспертов Sherpa Group, замедление процесса может быть связано с более глубокой и долгой проверкой проектов со стороны ВЭБ.РФ, последствиями инвестпаузы, обусловленной более осторожным выбором инициатив для реализации и публичной, и частной стороной, а также более долгим поиском импортозамещающего оборудования, если оно необходимо.
В среднем новые соглашения почти на 90% масштабнее старых — 68 млрд рублей на один проект против 36 млрд рублей в прежней версии, подсчитали в Sherpa Group. Новые соглашения заключали в основном для капиталоемких проектов в химической и горнодобывающей промышленности, тогда как два года назад почти 25% всех проектов относились к сельскому хозяйству и пищевой промышленности. Впрочем, крупные проекты более уязвимы к санкциям, показал анализ старых СЗПК. К марту 2023 года удалось запустить более мелкие и быстрореализуемые проекты по 11 соглашениям на 83,3 млрд рублей. К относительно успешным эксперты причислили 26 проектов на 804,6 млрд рублей — объекты по ним введены в эксплуатацию, близки к ней или строятся без очевидных проблем. Однако, по оценке Sherpa Group, десять проектов на 428,4 млрд рублей — в зоне риска реализации и пересмотра условий из-за санкций, приведших к ухудшению логистики и снижению спроса. Из них наиболее проблемные — пять проектов на 306,4 млрд рублей.
С начала текущего года принцип неизменности регуляторных условий СЗПК столкнулся с идеей windfall tax. Причем ясности по деталям дополнительного разового налогового платежа до сих пор нет. По замыслу Минфина, заплатят все, кроме предприятий нефтегазового сектора, угольной отрасли и малого и среднего предпринимательства (МСП). При этом и ставку, и объем сбора и сроки поступления в бюджет можно будет определить только к началу апреля, когда будут сданы декларации по налогу на прибыль-2022 (25 марта). В подвешенном состоянии остается и вопрос вычета инвестиций из налоговой базы windfall tax. Пока предложено исключить из нее лишь налоговую базу по проектам СЗПК. У РСПП есть альтернативные предложения по дифференциации платежа в зависимости от объема сверхприбыли и по инвестиционному дисконту. Владимир Путин высказался за дополнительный анализ всех вариантов перед финальным решением.
Для устойчивой динамики инвестиций принципиальна комфортность денежно-кредитных условий. В настоящее время они в целом остаются нейтральными. 17 марта Совет директоров Банка России сохранил ключевую ставку на уровне 7,50% годовых и, по сути, подтвердил февральский сигнал участникам рынков: текущий баланс рисков для инфляции существенно не изменился, вероятность подъема ставки по-прежнему выше, чем у ее снижения.
В феврале годовой темп роста потребительских цен уменьшился до 11,0% (после роста на 11,8% в январе), по состоянию на 13 марта замедлился до 7,65% (при недельном шаге в 0,02%). Согласно опросу «инФОМ» (регулярно проводится по заказу ЦБ РФ), инфляционные ожидания граждан в марте снизились до 10,7% с 12,2% в феврале (в январе составляли 11,6%), оценки наблюдаемого роста цен также опустились до 14,3%, потеряв к февралю 0,7 п.п. В ближайшие месяцы, прогнозируют центральные банкиры, показатель годовой инфляции временно опустится ниже 4% под влиянием эффекта высокой базы прошлого года. Вместе с тем устойчивое инфляционное давление будет постепенно увеличиваться. Прогноз-2023 по росту ИПЦ оставлен без изменений — 5-7% г/г. Тем не менее риски выхода за его пределы остаются значимыми.
Кроме высоких и незаякоренных инфляционных ожиданий, особенно чувствительных к курсовым колебаниям, в ЦБ РФ отмечают влияние геополитической напряженности на условия внешней торговли, способные привести в обстоятельствах усиления санкционного давления к удорожанию импорта (особенно инвестиционного!) и увеличению ограничений на стороне предложения в российской экономике. Проинфляционные эффекты может иметь ухудшение перспектив роста мировой экономики на фоне усилившейся нестабильности на финансовых рынках развитых стран.
Увеличение проинфляционных рисков может быть обусловлено дополнительным расширением бюджетного дефицита, состоянием рынка труда (нехватка рабочей силы способна вызвать во многих отраслях отставание роста производительности труда от повышения реальных зарплат), а также снижением мотиваций населения к сбережениям по мере восстановления потребительского спроса при отстающем расширении предложения.
Примечательно, что «консерватизм» оценок ЦБ РФ сопровождается его же констатацией усиливающейся деловой активности и постепенного расширения спроса. В этом также сигнал бизнесу, который может быть упрочен ожидаемым в ближайшие месяцы закреплением по меньшей мере поквартальных темпов роста в области положительных значений, что способно привести к изменению макроэкономического контекста монетарной политики. Председатель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, например, не исключает, что ЦБ РФ может на следующем заседании Совета директоров по ключевой ставке 28 апреля снизить ее на 25 б.п.
16 марта на первой после пандемии закрытой встрече Президента РФ и членов правительства с бюро РСПП были подробно обсуждены вопросы деофшоризации и снижения силового давления на бизнес. Судя по откликам участников, продвижение было серьезным. Совместное погружение в «тонкие детали» чувствительных вопросов — обязательное условие настройки сторон на долгосрочную повестку взаимодействия. Новая модель развития экономики предполагает и новое качество в отношениях бизнеса и государства — их доверительное и, по сути, стратегическое партнерство. Заявление о намерениях на сей счет власть сделала. На очереди практические действия.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.