Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

06.04.2023 | Марина Войтенко

Государство и бизнес: долгосрочная повестка

Марина ВойтенкоВыступая 23 марта с отчетом Правительства РФ перед Госдумой, премьер Михаил Мишустин констатировал возвращение экономики на траекторию роста. При этом расчет делается на то, что период ее адаптации к новым условиям завершится в 2024 году и Россия встанет на путь долгосрочного поступательного развития. Для этого в 2023 году предстоит эффективно решать приоритетные задачи: наращивать взаимодействие с союзниками, расширяя поиск новых партнеров; укреплять технологический суверенитет; обеспечит финансовую безопасность, развивать транспортную инфраструктуру с использованием механизмов опережающего финансирования; добиться повышения благосостояния граждан и позитивных подвижек в демографической ситуации. В Минэкономразвития ожидают в текущем году «видимого роста» выше, чем 0,1% или 0,2%, главными драйверами станут потребительский спрос (на основе повышения реальных зарплат и реальных располагаемых доходов населения) и инвестиции. Эксперты в прогнозах пока заметно сдержаннее, указывая на то, что устойчивость макродинамики будет напрямую зависеть от баланса фундаментальных факторов ее поддержки.

На стороне ожиданий умеренного роста-2023 показатели деловой активности. В марте индекс бизнес-климата (ИБК), рассчитываемый Банком России, продолжил тренд, наблюдаемый с ноября-2022, и поднялся до 6,9 пункта (+1,4 пункта), приблизившись к уровню второго квартала-2021. Примечательно, что ИБК второй месяц подряд увеличивался за счет улучшения текущих условий ведения бизнеса и ожиданий предприятий на ближайшие три месяца.

В целом в производстве они прибавили 2,1 пункта (до 13,8 пункта). Текущие оценки изменения объемов выпуска в большинстве отраслей увеличились, наиболее заметно — в строительстве, транспортировке и хранении, сфере услуг. На 1,3 пункта (до 13,3 пункта) повысились ожидания спроса. Его сжатие продолжило ослабевать в большинстве отраслей за исключением добычи полезных ископаемых и оптовой торговли. Расширение зафиксировано в обработке (в том числе в производстве инвестиционных товаров) и сфере услуг.

Несколько смягчились условия кредитования (показатель все еще остается в области отрицательных значений). По предварительной оценке ЦБ РФ, в марте получит продолжение февральский тренд, когда корпоративный кредитный портфель вырос на 877 млрд рублей м/м (+1,5%). Основной прирост обеспечили кредиты на финансирование текущей деятельности компаниям из транспортной (преимущественно железнодорожной) и нефтегазовой отраслей. Справочно: при этом росли только кредиты в рублях (+1,2 трлн рублей, +2,5%), тогда как валютный портфель снизился (на 363 млрд рублей, или на 3,8%) в значительной степени за счет конвертации валютной задолженности из евро в рубли.

В марте продолжилось замедление роста издержек предприятий. Вместе с тем оживление спроса в ряде ключевых отраслей вызвало ускорение роста отпускных цен. Ценовые ожидания бизнесов повысились на 0,6 пункта.

На возросшую деловую активность указывает обновленный (22 марта) индекс промышленного оптимизма ИЭП им. Е. Т. Гайдара. За месяц индикатор планов выпуска продукции прибавил 8 пунктов, достигнув уровня февраля-2022. Прогнозы спроса увеличились на 3 пункта, по сути, отыграв рекордный обвал прошлого года. Намерение расширять найм сотрудников вернулось на уровень декабря-2022, то есть к максимальному значению показателя за время наблюдений с 2009 года.

В то же время не показали роста инвестиционные планы (они остаются на уровне января-февраля 2022 года). Эксперты ИЭП полагают высоковероятным, что в ближайшие месяцы в условиях дефицита кадров и сохраняющейся неопределенности макроэкономической ситуации компании наращиванию капвложений предпочтут рост зарплат для привлечения рабочей силы. Это может вызвать повторение прошлогоднего инвестрасклада, когда вложения из бюджетов всех уровней и у госкомпаний росли, а у частного бизнеса снижались.

В итоге, например, план-2022 по привлечению внебюджетных средств в нацпроекты был выполнен лишь на 43% (794 млрд рублей из запланированных 1,8 трлн). В Минфине подчеркивают, что проблема приобрела хронический характер, и предлагают утвердить постановлением правительства порядок планирования внебюджетных источников. Эксперты же уверены, что ситуация не изменится принципиально, пока инвесторам не будут понятны перспективы возврата вложений. В ГЧП-проектах такой ясности больше. Но и здесь при их максимальном за последние три года закрытии-2022 в 765 млрд рублей увеличение рынка было обусловлено, прежде всего, ростом госинвестиций: их общий объем в годовом выражении вырос в 1,5 раза, частных вложений — лишь на 13%. При этом аналитики предупреждают, что почти у половины объектов, запланированных к вводу в эксплуатацию до конца 2025 года, фактические капитальные затраты могут превысить плановые на 20-40%.

Опережающие индикаторы в марте указали на потепление потребительских настроений. Соответствующий индекс ЦБ РФ, рассчитываемый на основе опросов «инФОМ», в марте вырос к последнему месяцу зимы на 1,6 пункта, составив 103,8 пункта и обновив максимум с мая-2018. Индекс потребительской уверенности Росстата в первом квартале поднялся на 5 п.п. до -18%.

Впрочем, такая составляющая индекса потребительской уверенности Росстата как индекс происшедших за квартал изменений личного материального положения фактически не изменился, показав рост лишь на 1 п. п. Аналогичная компонента индекса потребительских настроений ЦБ РФ и «инФОМ» продемонстрировала практически схожую динамику. То есть речь идет именно об изменениях настроений, а не реального положения.

О некотором оживлении спроса свидетельствуют и данные «СберИндекса» о тратах граждан в номинальном выражении по картам «Сбера» на товары и услуги. За неделю с 13 по 19 марта они увеличились на 6,8% г/г против роста на 2,7% г/г в предыдущем периоде.

Однако здесь примечательна структура динамики расходов домохозяйств. Так в сегменте продовольственных товаров изменений не произошло (0%), неделей ранее наблюдался рост на 1,6%. В промтоварной рознице падение оборотов замедлилось до -0,3% г/г с -10% г/г в предыдущий период. Сфера услуг при этом демонстрирует стремительное восстановление — +24,2% г/г после +12,2% г/г. Обороты же ресторанов, кафе и баров за неделю с 13 по 19 марта увеличились на 29% г/г. И все это — наглядное свидетельство текущего выравнивания ситуации по сравнению с ажиотажным спросом на товары и его резким падением на услуги в конце февраля-марте прошлого года.

Вместе с тем динамика банковской розницы остается ниже уровней прошлых лет. По оценке ЦБ РФ, в 2019-2021 годах ежемесячный прирост составлял 1,3%. В январе и феврале 2023-го — лишь по 0,5%. При этом количество выдач падает, а средний размер потребительского кредита растет. Так, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в феврале-2023 года банки выдали порядка 880 тыс таких ссуд, что на 29,8% меньше аналогичного показателя-2022. Средний же размер займа вырос на 12% г/г до 294,2 тыс рублей и на 16% м/м (в январе — 253,7 тыс рублей).

В то же время в Банке России обращают внимание и на закрепление с октября-2022 тренда на усиление склонности россиян к сбережениям. Среди респондентов «инФОМ» 57,3% (+1,4 п. п. к февралю) высказывались о желании сохранить, а не тратить свободные средства. Это — максимум с марта-2021. По предварительным же данным ЦБ РФ, средства населения в банках (без учета счетов эскроу) после снижения в январе на 2,7% в марте увеличились на 2,0%. Причем опережающими темпами (+5,7%) росли средства в рублях на текущих счетах, а в числе участников опроса «инФОМ» все большее число (36% в марте) предпочитали для сбережений наличные, что может свидетельствовать о значительном потенциале оживления покупательской активности.

Потребительский спрос, как ожидается, будет поддерживаться ростом реальных заработных плат. Согласно довольно консервативному прогнозу Финансового университета при Правительстве РФ, например, в 2023 году их увеличение может составить примерно 1,5% вследствие дефицита рабочей силы и рекордно низкой безработицы.

Тем не менее на стороне рынка труда немало рисков, в том числе и проинфляционных. Так, по предварительной оценке Росстата, по итогам-2022 при снижении реальных зарплат на 1% номинальные увеличились на 12,6%. Согласно же данным hh.ru, в среднем по стране фактический ежемесячный доход рос быстрее всего у менеджеров среднего звена — на 7%, менеджеров управленческого звена и начинающих специалистов — на 6%. Не случайно основной всплеск потребительской уверенности среди респондентов Росстата в первом квартале наблюдается среди молодых респондентов (16-29 лет) — тут индекс вырос сразу на 10 п.п., до -13%.

Похоже, запросы на увеличение трудового дохода будут увеличиваться. Как показало исследование Работа.ру, за последние три года число недовольных зарплатными предложениями выросло вдвое — до 53%. По причине территориальной удаленности нового места работы от него отказываются 39%, еще 27% соискателей не привлекают новые рабочие задачи.

Вместе с тем среди причин отказа работодателей соискателям на первом месте — несоответствие навыкам и квалификационным требованиям, указанным в вакансии. По оценке hh.ru, в 2022 году на эту мотивацию пришлось 58% общего числа всех причин отказов (+5 п.п. к уровню-2021).

Наиболее распространены отказы по этой причине в сфере добычи сырья (74% отказов), ИТ и телекома (70%), а также ЖКХ (75%). Реже получить отказ по данной причине можно от работодателя в сферах торговли и строительства (по 44%).

Между тем на состояние рынка труда, динамику реальных доходов населения будут оказывать влияние не только повышение доступности образовательных систем переподготовки, получения новых компетенций и т.п., но и другие множественные, в том числе и внешние факторы. Вариаций их сочетания к настоящему времени просматривается несколько. Институт социальной политики НИУ ВШЭ, например, на основе опросов 25 профильных экономистов из различных научных институтов РФ пока определил четыре возможных сценария на период до 2030 года.

Сценарий 1: «Новая вовлечённость», реализация которого возможна в ситуации одновременного ослабления санкций и роста мировой экономики. Реальные доходы населения в рамках этого сценария к 2030 году будут примерно на 2% превышать уровень-2021. Прогноз динамики реальной заработной платы ещё более позитивен — положительный прирост в 2% ожидается уже к 2025 году и на 5% — к 2030-ому. Риски длительного падения трудовых доходов при этом ниже среднего.

Сценарий 2: «Не у дел». Он предполагает рост мировой экономики с одновременным усилением санкций в отношении России, которые приведут к её большей изоляции. В рамках этого сценария велики риски упрощения структуры экономики, снижения производительности труда, сокращения числа рабочих мест. Реальные денежные доходы и реальная заработная плата в перспективе до 2025 года могут снизиться примерно на 7% к уровню 2021 года. «При этом к 2030 году эти показатели стабилизируются и будут сохраняться на уровне 2023-2025 годов», — говорится в докладе.

Сценарий 3: «Склад на пожаре» — предполагает, что санкции в отношении РФ будут ослабевать, но глобальное хозяйство войдет в фазу стагнации или спада. Прогноз реальных денежных доходов во втором и третьем сценариях почти совпадает. Динамика реальной заработной платы следует похожей траектории: сокращается в 2022-2025 годах и немного растёт к 2030 году.

Сценарий 4: «Турбулентное потерянное десятилетие» — наиболее пессимистичный, предполагающий усиление санкционного давления в сочетании с глобальным кризисом и стагнацией в глобальном хозяйстве. В этом случае риск упрощения структуры российской экономики оценивается как наиболее высокий. При этом вероятно возникновение дефицита высококвалифицированных кадров. Перспективы развития предпринимательства и самозанятости оказываются неопределёнными. Что касается реальных доходов населения и реальной заработной платы, то снижение здесь, в отличие от предыдущих сценариев, может происходить вплоть до 2030 года.

Пока же текущая ситуация отличается сочетанием рекордно низкой безработицы и роста спроса на труд.

Текущие индикаторы бизнес-климата лучше, чем в большинстве месячных периодов 2016-2020 годов. Тем не менее налицо и риски. Во-первых, период нахождения инфляции ниже цели в 4% (с 14-го по 20 марта она в годовом выражении снизилась до 5,99% при недельном шаге в 0,10%) не будет продолжительным и во втором полугодии, скорее всего, вернется к уровню выше 5%. На сколько именно — будет зависеть от разогрева потребительского спроса. Во-вторых, даже такое относительно низкое инфляционное давление, по опыту, способно сдерживать инвестиции, необходимые для расширения предложения до уровня действительного спроса. В итоге сохраняется все еще значимая вероятность их несбалансированности и соответственно недореализации потенциала экономического роста. Спрос, опережающий предложение, способен подтолкнуть цены вверх. В свою очередь увеличение производства товаров и услуг, превышающее платежеспособность покупателей, может обернуться стагнацией выпуска. В настоящее время, похоже, складывается такая ситуация, к тому же снижающая стимулы к капвложениям. Обе группы рисков требуют тщательной балансировки потребительского и инвестиционного спроса для взаимоналожения их позитивных эффектов как главных драйверов макродинамики-2023. Правительству и Центробанку предстоит большая координация действий и взаимная настройка регулятивных инструментов стимулирования деловой активности.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net