Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

04.05.2023 | Марина Войтенко

Рост-2023: pro et contra

Марина ВойтенкоСогласно базовому варианту макропрогноза, обновленному Минэкономразвития, ВВП РФ в 2023 году вырастет на 1,2%, в 2024-ом — на 2%, в 2025-ом — на 2,6%, в 2026 году — на 2,8%. Главный драйвер ткущего года — внутренний спрос, в том числе в условиях реализации программ импортозамещения, позволяющих наращивать производство отечественных товаров и услуг. Предполагается, что торговая розница в текущем году увеличится на 5,3%, реальные зарплаты — на 5,4%, реальные располагаемые доходы населения — на 3,5%, инвестиции — на 0,5%, промпроизводство — на 0,2%. В 2024-2026 годах розница стабилизируется на уровне 3,5%, темп роста реальных располагаемых доходов населения ускорится с 2,8% до 5%, вложений в основной капитал — с 3,2% до 4,5%. Устойчивость повышательной траектории на следующем трехлетнем треке будет напрямую зависеть от успешности старта-2023. Сохранение восходящего тренда в нынешнем году вполне вероятно. Вместе с тем предложенная прогнозная версия вызывает немало вопросов по поводу баланса факторов поддержки ее сбываемости и рисков отклонения вниз от заявленной планки.

Улучшение прогноза Минэкономразвития в немалой степени основано на позитивных макроитогах первого квартала и опережающих показателях апреля. Данные Росстата за январь-март будут опубликованы в конце текущего месяца. Тем не менее добротным ориентиром для понимания вектора изменений деловой активности может служить траектория Индикатора бизнес-климата (ИБК) ЦБ РФ, рассчитываемого на основе опросов более 13 тысяч предприятий различных отраслей.

В середине весны ИБК увеличился до 8,3 пункта после 7,3 пункта в марте и достиг максимума с июня-2013. Причем позитивной динамикой третий месяц подряд отмечены как текущие оценки (по поводу спроса их баланс перешел в положительную область впервые с января-2022), так и ожидания. Однако в отраслевом разрезе динамика была неоднородной.

Дальнейшего улучшения ситуации в условиях сохранения позитивной динамики потребительского спроса ожидают компании сферы услуг, транспортного комплекса и розничной торговли. В то же время в промышленности (за исключением обрабатывающих производств), сельском хозяйстве, а также оптовой торговле и торговле автотранспортными средствами предположения о перспективах были менее позитивными, чем месяцем ранее.

В целом по экономике выросли и ценовые ожидания, но они не превысили среднегодовых значений 2021-2022 годов. Заметный рост был отмечен в обрабатывающих производствах, выпускающих потребительские и инвестиционные товары, в строительстве торговле и сфере услуг.

При этом ожидания по динамике капвложений на второй квартал-2023 указывают на дальнейшее расширение инвестиций. Наиболее заметное их увеличение предполагают промышленные предприятия, сельхозорганизации и предприятия транспортировки и хранения. Смягчения условий кредитования отмечено предприятия в строительстве и агросекторе, прежде всего, за счет реализации льготных программ, а также в оптовой торговле.

Общеэкономическая конъюнктура, между тем, остается неоднородной. «Ложкой дегтя», например, стала динамика индекса деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) RSBI. Совокупный показатель продолжает пребывать в зоне роста — в январе 51,7 пункта, в феврале 53,9 пункта, в марте 53,5 пункта. Тогда как ряд его составляющих ушли на понижательную траекторию.

В первый месяц весны о росте продаж отчитались лишь 11% респондентов — почти втрое меньше ожиданий (32%), при этом в феврале выручка росла у 12% компаний, о сокращении продаж в марте сообщили 47%, тогда как ожидали такого сценария лишь 18%.

На восстановление продаж в ближайшие три месяца рассчитывают уже 35% компаний. Впрочем, и доля пессимистов выросла — до 22%. При этом большинство опрошенных представителей МСП определяют недостаток собственных средств как ключевой барьер для развития, а доля заемного финансирования остается небольшой — за полгода удовлетворенный спрос на кредиты в секторе вырос с 25% до 29%.

По логике прогноза Минэкономразвития, внутренний (прежде всего, потребительский) спрос-2023 будет поддержан ростом реальных заработных плат на 5,4% при инфляции в 5,3% и безработице на уровне 3,5% на всем прогнозном интервале. Заметим, что у экспертов, опрошенных Банком России, оценка-2023 по динамике реальных зарплат заметно меньше — 3,1%. Различаются и ожидания на 2024-2026 годы: в официальной версии министерства около 2,5% в год, у финаналитиков — 1,8-1,9%. Примечательно, что и в том, и в другом вариантах присутствует оговорка о существенном влиянии на зарплатную траекторию дефицита рабочей силы в ряде сегментов рынка труда с риском превышения темпов роста реальных зарплат над скоростью увеличения производительности труда. Их расхождение по противоположным векторам может стать серьезным проинфляционным фактором наряду со стимулирующей спрос бюджетной политикой в сочетании с расширением потребительского кредитования и ослаблением рубля.

В связи с этим примечательны апрельские данные об инфляционных ожиданиях. Годовой индекс потребительских цен Росстата в апреле-2023 опустился ниже 3%. Медианная же оценка респондентами «инФОМ» инфляции в апреле в годовом выражении поднялась до 14,9% с 14,3% в марте. Оценки текущего роста цен в группе респондентов со сбережениями поднялись до 13,2% против мартовских 12,2%, в выборке без сбережений — до 16,3% после 15,7% месяц назад. При этом инфляционные ожидания на годовом треке снизились с 10,7% до 10,4% (у граждан со сбережениями — с 9,9% до 9,6%, без сбережений — с 11,3% до 11,2%), причем потребительские настроения вышли на пятилетний максимум.

Оценки и текущей, и ожидаемой инфляции остаются на повышенном уровне. Отсюда и сохранение ЦБ РФ прогнозного интервала роста-2023 потребительских цен в диапазоне 5-7%. Одновременно центральные банкиры подчеркивают, что состояние рынка труда может довольно продолжительное время генерировать проинфляционные риски, ограничивая скорость структурной трансформации российской экономики. Причина — ужесточение межотраслевой и межрегиональной конкуренции за рабочую силу, помноженной на демографические тренды. Выход в ДИП ЦБ РФ видят в повышении мобильности работников за счет отказа от практики искусственного поддержания занятости в отраслях, столкнувшихся со структурным снижением спроса; создания стимулов и возможностей для переобучения и освоения новых профессий и специальностей и/или актуализации старых; развития рынка арендного жилья.

Рост внутреннего спроса при дефиците рабочей силы и, возможно, производственных мощностей в ряде отраслей должны, по замыслу Минэкономразвития, подтолкнуть расширение инвестиций. Именно это, согласно сценарным условиям официального макропрогноза, можно ожидать в 2024-2026 годах. Текущие же прогнозы инвестактивности выглядят довольно умеренно — +0,5%. С учетом высокой базы прошлого года в 4,6% итог в принципе неплохой. Однако у наблюдателей есть вопросы по поводу рисков. Во-первых, в 2023 году, как показывают бюджетные параметры, снизится объем госрасходного инвестиционного стимула.

По данным «Электронного бюджета», по состоянию на 18 апреля Минфин довел до бюджетополучателей 10,2 трлн рублей из 29,87 трлн рублей, запланированных на весь год (на 5-6% больше, чем в соответствующие периоды 2021 и 2022 годов). В неполном апреле ежедневные расходы насчитывали 118 млрд рублей, в марте — 75 млрд рублей, в январе-феврале — 97-98 млрд рублей. Самые большие приросты у трат по статье «Социальная политика» — с начала года 2,53 трлн рублей и межбюджетным трансфертам — 1,16 трлн рублей (в том числе 130 млрд рублей новым субъектам РФ). В то же время в первом квартале бюджетное финансирование строительства и модернизации магистральной инфраструктуры снизилось в 2,4 раза г/г.

Во-вторых, в зоне неопределенности остаются сроки запуска и реальный эффект от анонсированной кабмином внушительной линейки инструментов стимулирования инвестактивности: соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК); льготные регулятивные режимы для проектов в рамках ОЭЗ, ТОСЭР, промышленных кластеров и т.п.; пакет преференций (включая льготное кредитование) для компаний, реализующих инвестпрограммы в импортозамещении и обеспечении технологического суверенитета; реформа предоставления налоговых инвествычетов и т.п.

В итоге, как считают многие эксперты (например, директор ИНП РАН Александр Широв), риски отрицательной динамики инвестиций в 2023 году остаются значимыми, ключом к росту являются комфортные условия для частных вложений, их эффективность и сопряженность бюджетных инфраструктурных трат с созданием новых производственных мощностей.

Прогноз Минэкономразвития в настоящее время — наиболее оптимистический. Экспертные оценки заметно ниже и нередко находятся (по темпам ВВП) в отрицательной области. Разность между ними — иллюстрация к «пространству рисков» как внешних (например, новых санкций в отношении запретов экспорта в РФ), так и внутренних, связанных с обеспечением системности регулятивной поддержки ожидаемого роста. Наблюдатели склонны рассматривать официальный макропрогноз как целевой сценарий, сбываемость которого решающим образом будет зависеть от содержания экономической политики. Ее логика в принципе и понятна, и реалистична: сначала подкачка спроса, затем запуск инвестиционного драйвера для расширения предложения. Последнее, однако, напрямую завязано на преодоление структурных ограничений потенциального выпуска, остающегося, по оценкам, по-прежнему не выше 1,5% в год. Без активной реализации структурной повестки (в том числе в связи с необходимостью резкого повышения мобильности рабочей силы) выйти за его пределы не получится. Между тем многие акценты в действиях регуляторов до сих пор не вполне ясны. Отсюда и существенный риск макродинамики-2023: запаздывание с необходимыми регулятивными решениями (особенно в том, что касается условий ведения бизнеса) может опустить годовую итоговую планку ниже прогнозной. Впрочем, вероятность ее достижения также все еще не выглядит незначительной.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net