Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

15.05.2023 | Марина Войтенко

Драйвер с оговорками

Марина ВойтенкоВ базовых вариантах официальных макропрогнозов-2023 ожидаемый рост ВВП на 1,2%, а возможно, и выше в значительной мере должен быть обеспечен расширением потребительского спроса. Итоги первого квартала в принципе указывают на обоснованность предположений. В марте суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению был на 2,2% ниже уровня прошлого года после сокращения на 5,2% г/г в феврале. При этом уровень-2021 превышен на 1,6%. Со снятой сезонностью и в марте, и в феврале зафиксирован рост на 0,5% м/м и 0,4% м/м соответственно у торговой розницы. В годовом выражении ее отставание за два этих месяца сократилось с 9,0% г/г до 5,1% г/г. В области положительных значений находятся показатели общепита и платных услуг населению. Восстановлению потребительской активности способствуют низкая инфляция (2,42% г/г по состоянию на 2 мая) и безработица (3,5% с начала года), рост реальных располагаемых доходов населения (на 0,1% г/г в первом квартале) и реальных зарплат (на 1,7% г/г в феврале-марте). Позитивная динамика потребления налицо. Вместе с тем в ней различимы и «подводные камни».

Один из самых значимых — неоднородность восстановления потребительского спроса. Большинство экспертов отмечают начало реализации отложенных покупок и ускорение адаптации к сжатию ассортимента предложения. Пример тому — динамика продаж новых легковых автомобилей и LCV. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в марте темпы их сокращения резко притормозили — до 10,6% г/г после 62,1% г/г в феврале и 63,1% г/г в январе. Апрель вывел рынок в плюс — +70,6% г/г на фоне низкой базы-2022. Оперативные данные «Автостата» указывают на еще большее оживление спроса в апреле — рост в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

44% всех проданных в прошлом месяце автомобилей пришлось на китайские марки, что составляет 33,2 тыс. единиц. Отечественным брендам принадлежит 35% от общего количества, т.е. 26,7 тыс. машин. Суммарная доля остальных участников рынка («корейцы», «японцы», «европейцы», «американцы») в апреле составила 21%.

Тем не менее еще примечательнее другая особенность рынка. В марте россияне потратили на автомобили с пробегом без малого 0,5 трлн рублей, что примерно на четверть больше, чем в феврале. Их количество выросло на 26% м/м. За месяц куплено почти 500 тыс таких машин, что превышает докризисный уровень-2021. При этом на фоне роста цен обращает на себя внимание падение продаж шин: в первом квартале на 16% в количественном выражении, на 42% — в денежном. Тренд охватывает и другие товарные группы. Резкое подорожание компьютеров, например, привело в январе-марте к сокращению продаж ноутбуков на четверть, ПК — на 6%.

Меняется структура потребительских расходов. Если в период ажиотажного спроса на товары в первом квартале-2022 домохозяйства направляли на их покупку 71,1% своих доходов, то теперь только 66,3%. Доля оплаты услуг, напротив, выросла — с 20,8% до 22,0%.

Это полностью корреспондирует с динамикой:

· объема платных услуг населению, который в марте-2023 увеличился на 4,2% г/г и вырос на 8,4% к марту-2021 (оценка МЭР), что указывает как на стремление россиян к экономии/рациональному расходованию средств, так и на несоответствие предложения спросу адаптация к отсутствию привычных/ранее наиболее востребованных товаров проходит медленно.

· оборота общественного питания +14,9% г/г и +23,0% к аналогичному периоду-2021. И эта траектория взлета наглядное свидетельство поиска позитивных эмоций и/или предлога отвлечься от текущего контента информационного поля.

О стремлении к уходу в зону психологического комфорта свидетельствует и бурный рост услуг фитнес-центров и спортивных клубов — +19,7% г/г, сферы туризма — +25,6% г/г и культуры — +26,3% г/г.

Результаты конъюнктурных опросов вполне четко указывают на оживление покупательской активности. Так, в первом квартале-2023 значение индекса потребительского оптимизма, измеряемого NielsenIQ, выросло до 104 пунктов (+ 4 п.п. к октябрю-декабрю 2022 года). И это позволяет делать осторожные прогнозы относительно восстановления расходов на товары повседневного спроса (FMCG).

Доля позитивных оценок выросла в трех ключевых компонентах индекса — на 6 п.п. в перспективах трудоустройства (61% опрошенных потребителей оценивают их как отличные и хорошие), на 5 п.п. — в материальном положении (61%) и на 3 п.п. — в готовности к покупке новых вещей (46%).

В первом квартале текущего года по сравнению с четвертым кварталом прошлого на одежде стали экономить меньше (67% против 71%), а на развлечениях и питании вне дома — больше (65% и 61% против 64% и 59% соответственно). Вместе с тем, несмотря на готовность тратить деньги, а также уверенность в собственных перспективах, 67% покупателей видят необходимость тщательного управления своим бюджетом, предполагая основными сферами экономии покупку новой одежды и расходы на развлечения и питание вне дома.

Судя по всему, потребители продолжают приспосабливаться к текущей экономической обстановке. Покупательской активности содействует отсутствие спада в реальных располагаемых доходах. К тому же продолжается трансформация структуры спроса, сопровождающаяся перетеканием трафика из премиального сегмента в средний и низкий, а также ростом популярности товаров собственных торговых марок. Тем не менее ощущение неопределенности перспектив остается высоким.

Согласно материалам анкетирования, проведенного ассоциацией Gallup International и холдингом «Ромир» (опрашивал российских респондентов) в 56 странах, самый высокий уровень финансовой неопределенности в обществе оказался в РФ. Участникам опроса был задан вопрос о том, хотели бы они получить дополнительный бонус в виде одного ежемесячного дохода прямо сейчас или в двойном размере через год. Методология исследования предполагает, что чем больше доля тех, кто предпочитает отложенный, но удвоенный выигрыш, тем выше уверенность в стабильности.

В России двукратную выплату предпочли всего 20% респондентов, однократную 32%. Остальные 48% не смогли выбрать один из двух вариантов: такая доля неопределившихся стала максимальной среди всех стран.

Для сравнения: самые большие доли ответов об удвоенном бонусе зафиксированы в Швеции так проголосовали 75% респондентов, в Нидерландах 59%, Японии 56%, Германии 55%, Великобритании 54%.

На этом фоне становится понятно, что в текущих условиях ключевым трендом спроса остается рационализация покупок. И хотя потребители настроены оптимистично, в долгосрочной перспективе предполагая тратить чуть больше средств при улучшении экономической ситуации, в поведении домохозяйств начинает доминировать мотив предосторожности, когда закрываются вклады, а наличные деньги хранят дома или покупают недвижимость либо автотранспортные средства. Этот фактор, однако может сдерживать динамику потребительского спроса.

В свою очередь, снижение склонности к сбережениям может его поддержать, правда, одновременно с усилением проинфляционных рисков (за счет увеличения доли наиболее ликвидной части накоплений граждан в виде средств на текущих счетах и краткосрочных депозитах, которая может быть быстро конвертирована в увеличение текущего потребления и соответственно рост цен — прим. авт.).

Если в первом квартале-2022 доля денежных доходов, направляемых россиянами на банковские вклады, сократилась на 9,5%, а наличных на руках выросла на 3,3%, то в январе-марте текущего года знаки поменялись — плюс 0,4% и минус 2,0% соответственно.

Вместе с тем спрос на долгосрочные банковские вложения продолжает падать. Тенденция наметилась еще в пандемию: согласно данным ЦБ РФ, с тех пор доля долгосрочных вкладов в розничных пассивах кредитных организаций сократилась вдвое — с 40,5% в начале 2020 года до 21,6% на 1 января 2023-го. При этом в 2022 году объем таких вложений россиян сократился на 30,4% или на 3,45 трлн рублей. В основном за счет валютных депозитов (минус 62,4% в рублевом выражении, до 1,18 трлн рублей). Рублевые просели гораздо меньше, но тоже весьма ощутимо — на 24,3%, до 6,74 трлн рублей. И дело здесь, видимо, не только в низких ставках по длинным депозитам — максимальная процентная ставка 10-ти крупнейших банков по вкладам физлиц с февраля-2023 держится чуть выше 7,6% годовых, что явно не покрывает роста потребительских цен на треке более года. Опасения россиян по поводу устойчивости экономической динамики по-прежнему высоки.

Между тем они же приводят к повышению спроса на банковские займы. В целом кредиты физлицам, по данным ЦБ РФ, выросли за март на 1,8% м/м после 1,0% м/м в феврале и 0,5% м/м в январе. Бенефициаром ожидаемо стала ипотека, темпы прироста которой ускорились до 2,1% м/м с 1,5% м/м в феврале, что в целом соответствует среднемесячным темпам за 2021 год (+2,3% м/м). Выдачи рыночной ипотеки выросли на 30% (предварительно до 277 млрд рублей в марте с 213 млрд рублей в феврале), а льготной — на 40% (до 293 млрд рублей с 209 млрд).

При этом в обзоре ЦБ РФ тенденций кредитования обращается внимание на резкое увеличение сроков жилищных кредитов до максимально допустимых 30-ти лет. За 2022 год доля длинной ипотеки удвоилась — если в четвертом квартале-2022 на такие ссуды приходилось 20% выдач, то в октябре-декабре 2023 года уже 40%. Кроме того, в четвертом квартале прошлого года около 41% новой ипотеки было выдано клиентам, которым к моменту расплаты с банками будет больше 65 лет, то есть они уже выйдут на пенсию или будут близки к этому. Годом ранее на таких заемщиков приходилось менее четверти (24%) ипотечных выдач. Аналитики Банка России подчеркивают, что сочетание этих двух факторов — длинных сроков кредитования и возраста основной когорты заемщиков — несет риски, прежде всего, усиления долговой нагрузки граждан.

Перспективу этого нельзя исключить и в связи с ускорением до докризисного уровня необеспеченного потребительского кредитования. В марте, после умеренного роста в январе-феврале (+0,5%), его темпы выросли до 1,4% м/м, что в целом соответствует среднемесячному приросту-2021 (+1,5%) и, несомненно, связано не только с некоторым смягчением требований банков к качеству заемщиков, а, прежде всего, с ростом покупательской активности. Обслуживание кредитов, тем не менее, как показывает опыт, может впоследствии значимо сократить расходы населения на текущее потребление.

Расширение спроса домохозяйств может оказать ощутимую поддержку росту-2023. Ожидания на этот счет, однако, должны учитывать сдерживающие обстоятельства. Оценки экспертов (и даже отчасти ЦБ РФ) по динамике реальных зарплат, реальных располагаемых доходов населения и торговой розницы как минимум в полтора раза ниже, чем у Минэкономразвития. Просматриваются сдержки и на стороне предложения. Апрельский PMI для сферы услуг РФ (по версии S&P Global) сократился с 58,1 до 55,9 пункта, PMI в обработке — с 53,2 до 52,6 пункта. С этим корреспондирует и снижение с 28% до 25,6% индекса ожиданий выпуска на трехмесячном треке (рассчитывается Росстатом на основе баланса позитивных и негативных ответов руководителей предприятий в обрабатывающей промышленности). С учетом определенной искусственности спроса на ипотеку за счет льготных программ и очевидного тренда к рационализации потребительского поведения для выхода на прогнозируемые темпы роста ВВП в текущем году регуляторам, скорее всего, придется приложить больше усилий к стимулированию инвестиционного спроса.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net