Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.05.2023 | Марина Войтенко
Дефицит бюджета — предупреждение о рисках
Согласно закону о бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, доходные поступления запланированы в текущем году на уровне 26,13 трлн рублей (17,4% ВВП), расходы — 29,056 трлн рублей (19,4% ВВП), дефицит — 2,925 трлн рублей (2,0% ВВП). В январе-апреле, по предварительной оценке Минфина, бюджет был исполнен с дефицитом в 3,424 трлн рублей, расходы увеличились на 26% г/г до 11,206 трлн рублей, доходы, напротив, упали на 22% г/г до 7,782 трлн рублей. Правительственные финансисты уверены, что ситуация стабилизируется в ближайшие месяцы, и сохраняют плановый ориентир по бюджетному небалансу, допуская небольшие отклонения как в одну, так и в другую сторону. Эксперты, не исключая в принципе такой возможности, тем не менее, задаются вопросами об источниках финансирования дефицита и последствиях для экономики с точки зрения проинфляционного давления, влияния на валютный курс и макроэффекты от бюджетного стимула.
Признаки нормализации в Минфине видят в замедлении месячной динамики госрасходов — 3,9% в апреле и 4,2% в марте после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых трат. При этом повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году — в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы — обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1,496 трлн рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.
О выравнивании ситуации свидетельствует и стабильное финансирование нацпроектов (по состоянию на 1 мая 984,6 млрд рублей или 33,1% годового плана).
Лидером по расходованию средств оказался национальный проект «Культура» — он исполнен на 58,7%. Исполнение расходов по национальному проекту «Наука и университеты» составило 55%, по проекту «Демография» — 44,6%, «Производительность труда» — 39,5%, «Экология» — 35,3%, «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть)» — 30,8%.
За ними следуют нацпроекты «Цифровая экономика Российской Федерации» — 28,4%, «Здравоохранение» — 25,9%, «Образование» — 25,2%, «Туризм и индустрия гостеприимства» — 23,3%, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — 22,7%.
Расходы по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» составили 22,4% от годовых назначений, по «Международная кооперация и экспорт» — 19,8%, а по нацпроекту «Жилье и городская среда» — 19,2%.
По оценке Минфина, улучшается положение дел с поступлениями ненефтегазовых доходов: в январе-апреле они выросли на 5% г/г до 5,5 трлн рублей (в январе-марте фиксировалось снижение на 4% г/г). Это объясняется, как полагают в министерстве, тем, что оборотные налоги и налог на прибыль по динамике после резкого январского сокращения в связи с переходом к системе единого налогового платежа вышли в устойчивую положительную область, в том числе к уровню-2021 (как менее подверженному статистическому эффекту базы). Так, поступление НДС составило 3,439 трлн рублей, что на 11% больше прошлогодних показателей (3,098 трлн рублей), налога на прибыль — 561 млрд рублей (снижение на 19,4% с 695 млрд рублей в январе-апреле 2022 года).
Устойчивости ненефтегазовых доходов, как ожидается, будет способствовать развитие налогового мониторинга (в настоящее время охватывает 445 крупных и средних компаний из 18 отраслей, формирующих до трети всех несырьевых налогов).
Налоговый мониторинг появился в 2016 году. Это форма налогового контроля, которая заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие между компанией и инспекцией. Его суть в том, что организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным своего бухгалтерского и налогового учета.
Изначально налоговый мониторинг был доступен для крупных компаний. Но летом 2021 года были снижены обязательные суммовые критерии для перехода организаций на этот механизм: по доходам и активам — с 3 млрд рублей до 1 млрд рублей, по налогам — с 300 млн рублей до 100 млн рублей (с учетом НДФЛ и страховых взносов). В 2022-ом эти пороговые критерии были отменены для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) и весной 2023 года — для участников промышленных кластеров.
Сложнее складывается ситуация с нефтегазовыми доходами — в январе-апреле они сократились на 52% г/г до 2,282 трлн рублей. Среди причин: высокая база прошлого года, снижение цен на Urals и сокращение объемов экспорта природного газа. В Минфине, тем не менее, подчеркивают, что их динамика постепенно выходит на траекторию, соответствующую базовому уровню (8 трлн рублей в год).
При этом, как отмечает министерство, использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов. Кроме того, как считают в Минфине, уточнение механизма определения налоговой базы «нефтяных» налогов и сокращение соответствующих ценовых дисконтов будут содействовать дальнейшему восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора в течение года, особенно во втором полугодии.
В ЦБ РФ также полагают, что фактическая цена российской нефти превысит прогноз по Urals в $55 за баррель (дисконт к Brent в апреле сократился до $25 за баррель).
Несмотря на это, недобор доходов от экспорта нефти и газа оборачивается ухудшением платежного и торгового балансов РФ. Профицит счета текущих операций (СТО) в январе-апреле 2023 года, по предварительной оценке Банка России, снизился в 4,3 раза до $22,6 млрд по сравнению с $96,5 млрд за аналогичный период-2022. Положительное сальдо внешней торговли за четыре месяца текущего года «просело» в 2,7 раза г/г до $41,5 млрд.
В апреле-2023 профицит СТО, по оценке ЦБ РФ, составил $6,8 млрд против $26,7 млрд в апреле 2022 года (снижение в 3,9 раза), профицит торгового баланса — $12,7 млрд против $30,7 млрд (снижение в 2,4 раза), отрицательное баланса услуг — $1,8 млрд против $1,1 млрд, отрицательное сальдо баланса первичных и вторичных доходов увеличилось на $4,1 млрд (на $2,9 млрд в апреле 2022 года).
Согласно базовому сценарию прогноза Банка России на 2023 год, обновленному в конце апреля, при среднегодовой цене нефти $55 за баррель профицит счета текущих операций по итогам 2023 года ожидается в размере $47 млрд, положительное сальдо внешней торговли товарами — $117 млрд, отрицательное сальдо торговли услугами — $23 млрд, отрицательное сальдо баланса первичных и вторичных доходов — $47 млрд.
Такая динамика будет непосредственно сказываться на размерности бюджетного дефицита, подталкивая к его увеличению, а также на курсе рубля в сторону его плавного ослабления. Майский консенсус-прогноз «Интерфакса», например, исходит из курса доллара США на конец года в 78,1 рубля (по опросу месяц назад — в 76,3 рубля). В числе рисков остается и потенциальное усиление инфляционного давления, когда на эффект переноса более слабого валютного курса во внутренние цены накладываются эмиссионные последствия экспансии бюджетных трат.
Пока влияние дефицита госказны на цены выглядит умеренным. После инфляции по итогам первого квартала в 3,5% г/г в апреле в годовом выражении она снизилась до 2,31%. Тем не менее в Центробанке по результатам апреля-июня прогнозируют ее возвращение на отметку в 3,6% г/г. в целом же в 2023 году она, ожидают в ЦБ РФ, должна вписаться в интервал 4,5-6,5%, если параметры бюджета не отклонятся кардинально от тех, что уже заложены в финансовую трехлетку.
Наиболее существенные риски бюджетного небаланса эксперты, однако, усматривают в сокращении госрасходных стимулов экономике, если финансовые власти будут стремиться удержать его около 2% ВВП. Апрель показал первые признаки притормаживания деловой активности: начали сокращаться PMI в обработке и услугах (по версии S&P Global); снижение показали индексы предпринимательской уверенности Росстата; на 0,3% в сравнении со средним значением предыдущего квартала уменьшился, по оценке ЦБ РФ, общий объем входящих платежей отраслевых финансовых потоков. Наращивание бюджетного стимула, однако, ограничено уже имеющимся уровнем дефицита.
В настоящее время с учетом опыта, например, антиковидной господдержки, небаланс до 3% ВВП в принципе не выглядит критичным. Такой объем можно профинансировать за счет внутренних заимствований и ФНБ. Проблема лишь в том, что ровно такой же ресурс придется вычесть из потенциала роста экономики. Именно поэтому для макродинамики-2023 размерность бюджетного дефицита играет важную роль. При его выходе за плановые значения фактический темп ВВП может оказаться ниже прогнозируемого.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.