Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

16.06.2023 | Марина Войтенко

Малый и средний бизнес — обновление стратегии развития

Марина Войтенко29 мая состоялось заседанием Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Итогом стало принципиальное одобрение концепции донастройки поддержки МСП до 2030 года. Ее обновленная стратегия для получения максимального экономического эффекта с учетом ограниченности финансовых ресурсов предполагает сконцентрировать стимулирующие меры по нескольким целевым группам: помощь недавно созданным фирмам, растущим микропредприятиям, малому и среднему бизнесу в приоритетных отраслях и компаниям, «переросшим» критерии МСП, но еще не освоившим статус крупных предприятий. При этом важно унифицировать меры господдержки в рамках и соответствующего нацпроекта, и программ для МСП, реализуемых многими министерствами и ведомствами. Актуальность задачи определяется тем, что при росте числе субъектов МСП и количества занятых в секторе его доля в ВВП с 1990-х годов остается стабильно маловыразительной — 20%. Между тем, как подчеркивает премьер Михаил Мишустин, именно этот бизнес «будет являться катализатором, драйвером развития России, ее суверенитета как экономического, так и промышленного, и финансового». Потенциал МСП, по оценкам, способен увеличить его вклад в ВВП как минимум вдвое.

Всего в Едином реестре субъектов МСП по состоянию на 10 мая зарегистрировано 6,25 млн субъектов. Из них 6 млн — это микропредприятия (в том числе 1,4 млн вновь созданные и действующие менее года), 211 тыс. малых предприятий, 18 тыс. средних. Общая численность занятых — около 28 млн человек, включая почти 4 млн индивидуальных предпринимателей (ИП), и 7,5 млн самозанятых, 0,6 млн человек сотрудников ИП и 2,3 млн занятых в штате юридических лиц. По оценке, самозанятые и ИП вносят незначительный вклад в макроэкономические показатели, но обеспечивают решение важных социальных задач по самотрудоустройству и повышению доходов населения. ИП с сотрудниками и юрлица — это уже продуктивные субъекты МСП, обеспечивающие эффективную занятость и вклад в общеэкономический рост. 35% этой выборки сосредоточены в сфере торговли, 10% — в транспортировке и хранении, 8% — в профессиональной, научной и технической деятельности, 7% — в обрабатывающих производствах.

В 2022 году субъекты МСП получили 1,2 трлн рублей льготных кредитов (в первом квартале-2023 еще около 260 млрд рублей — прим. авт.), с 20% до 25% повышена их квота по закупкам госкомпаний (выбранный объем превысил 7 трлн рублей). Ощутимо снизилась административная нагрузка, проверки МСП составили лишь треть из достигнутого в прошлом году исторического минимума в 340 тысяч для всех видов бизнесов в РФ. С 2019 года для производственных МСП создано около 40 промышленных парков. В 2022 году заработала упрощенная автоматизированная налоговая система для компаний и МП с численностью занятых до 5 человек и годовым доходом до 60 млн рублей. Кроме того, организации общественного питания освобождаются от НДС, если сумма дохода не превышает 2 млрд рублей. Они же при занятости менее полутора тысяч человек платят страховые взносы не 30%, а 15%.

Действующие меры господдержки сказываются на деловой активности МСП. В апреле индекс RSBI (определяется совместным исследованием Промстройбанка, «Опоры России» и НАФИ) вырос до максимального значения с лета-2021, достигнув 54,1 пункта после 53,5 пункта в марте. Увереннее всех чувствует себя средний бизнес, его индекс составил 60,9 пункта, однако впервые с 2020 года в позитивную область вошел и микробизнес — 51,1 пункта.

Повышательная динамика обеспечена в первую очередь инвестиционной активностью компаний сектора. О расширении бизнеса сообщила пятая часть опрошенных предприятий, еще 28% планируют нарастить инвестиции в ближайшее время. О сокращении капвложений сообщили 8%, еще 4% намерены снизить их в будущем. И это — минимальные значения с февраля-2022.

О росте инвестактивности свидетельствует и кадровая политика компаний: 12% МСП нанимали новых сотрудников, еще 27% заявили о готовности увеличить штат в ближайшее время. Вместе с тем доступность заемного финансирования несколько снизилась, что обусловлено эффектом высокой базы (эта компонента индекса ставила рекорды на протяжении всего 2022 года).

Драйвером инвестиций остаются надежды на будущий рост выручки — на него рассчитывает треть респондентов. Ситуация с продажами у части бизнеса улучшилась (о росте выручки сообщили 35% против 32% в марте), но ухудшение по-прежнему фиксируется чаще (40% в апреле и 47% в марте). В результате эта компонента остается в отрицательной зоне (46,2 пункта).

В рамках одобренной правительством обновленной стратегии развития МСП определены четыре приоритетных направления его качественного роста. Первое из них — начинающие предприниматели. Принципиальная задача — помочь им пережить первые два года деятельности, поскольку, согласно статистике, в этот срок закрываются 51% вновь возникающих МСП. Как правило, причинами являются нехватка опыта ведения бизнеса и неверный расчет необходимых ресурсов, в первую очередь финансовых. В связи с этим предложено сфокусировать поддержку этой группы на повышении предпринимательских компетенций на базе центров «Мой бизнес» и цифровой платформы «МСП.РФ», а также предоставлении специальных мер финансовой поддержки: поручительствах гарантийных организаций, грантах и льготных микрозаймах.

Второй приоритет — это растущий малый и средний бизнес. По оценке Минэкономразвития, большинство микропредприятий (годовая выручка 120 млн рублей, среднестатистическая численность работников 15 человек) не могут перешагнуть в категорию малых, это удается лишь 3%. Основным барьером развития в этих случаях является кратное увеличение административной нагрузки при переходе в более крупный формат: они лишаются права использовать патентную систему налогообложения, применять упрощенный порядок оформления трудовых отношений, на них распространяется обязанность по сдаче бухгалтерской и статистической отчетности.

Чтобы стимулировать переход из микробизнеса в малый, предлагается снизить административную нагрузку для субъектов МСП с показателями, близкими к пороговым значениям, и «донастроить» налоговые режимы.

Третья целевая группа господдержки — это растущие МСП из приоритетных отраслей. К этой категории могут относиться как индивидуальные предприниматели с наемными работниками, так и юридические лица (малые и средние предприятия), работающие более пяти лет в обрабатывающих производствах, научной и профессиональной деятельности, IT, туризме. Характерными чертами таких предприятий являются более высокая выживаемость и способность к акселерации, рост выручки и числа сотрудников даже в условиях шоков. Основной барьер для них — ограниченный доступ к льготному финансированию.

Как подчеркивают в Минэкономразвития, доля таких компаний в секторе МСП должна расти и именно на них целесообразно концентрировать самые ресурсоемкие меры господдержки, прежде всего совмещающие льготное кредитование в рамках национального проекта со стимулирующими программами Банка России (уже выдано 500 таких кредитов на сумму в 55 млрд рублей по ставке от 2,5% до 4% — прим. авт.); офсетные контракты (создание производств под гарантированный спрос со стороны государства); зонтичные поручительства (госзаказчиков перед банками); софинансирование создания производственной инфраструктуры; содействие запуску биржевых инструментов.

Наконец, четвертый приоритет — категория компаний МСП+, то есть тех, которые выросли из критериев отнесения к малому и среднему бизнесу, продолжают развиваться, но не чувствуют себя уверенно в рыночном сегменте крупных предприятий, поскольку лишаются доступа ко многим мерам регулятивной поддержки. Такое «переходное состояние», как показывает практика, дестимулирует их рост. По оценке Минэкономразвития, под эту новую категорию подпадают около 350 компаний. Их критерии:

· доход до 4 млрд рублей;

· максимум 1,5 тыс. сотрудников;

· ранее были включены в реестр МСП;

· работают в сферах: инновационная и научно-техническая деятельность, обрабатывающие производства, IT, гостиничный бизнес, туризм, общественное питание, бытовые услуги, логистика.

В правительстве предполагают предусмотреть для МСП+ возможность расширения переходного налогового режима и разработать специальные стимулирующие инструменты: льготные кредиты, поручительства и гарантии.

Принципиальными задачами донастройки поддержки развития МСП остаются тиражирование успешных практик регионов по созданию промышленных кластеров (таких как текстильный в Иваново, IT-кластер в Башкортостане, приборостроительный в Екатеринбурге, деревообрабатывающий в Коми и др.) и интеграция в модернизируемое регулятивное пространство новых регионов РФ (в них, по оценкам, насчитывается 70 тыс субъектов малого и среднего бизнеса).

Доля МСП в ВВП, по общемировому опыту, — очень важный критерий развитости структуры экономики и ее органического роста в условиях расширяющейся конкуренции. В Китае она составляет почти 70%, в США — около 60%, странах Евросоюза — 60-70% (при этом в МСП занята без малого половина трудоспособного населения ЕС), в Японии — 55%. Даже в ЮАР и Вьетнаме примерно по 40%. Россия отстает существенно. Без системной перезагрузки регулятивных стимулов труднодостижимой выглядит и цель нацпроекта по развитию малых и средних бизнесов — повысить их вклад в ВВП в 2024 году до 32,5%. Обновление соответствующей стратегии призвано начать менять сложившееся положение дел незамедлительно.

Предстоит уже в текущем году выстроить систему сквозной поддержки МСП с тем, чтобы его субъекты не только постоянно множились, но бесшовно и безболезненно переходили из категории в категорию: из микробизнеса в малый, из малого в средний, становясь далее крупными национальными компаниями. Этот процесс «непрерывного перехода» также должен быть положен в основу оценки эффективности поддержки МСП федеральными и региональными властями. Потенциал у этого сектора экономики действительно есть. Судя по соцопросам, треть россиян 18-64 лет планируют начать собственный бизнес в ближайшие три года.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net