Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

20.07.2023 | Марина Войтенко

Третья форма денег – ключ на старт

Марина Войтенко11 июля Госдума РФ приняла в третьем чтении закон о внедрении в России цифрового рубля (ЦР) Центрального банка и создании его операционной платформы. Совет Федерации рассмотрит закон 19 июля. Как ожидается (после подписания Президентом РФ) его основные положения вступят в силу 1 августа 2023 года. С конца лета ЦБ РФ намерен начать пилот с обращением ЦР с 13-ю банками, которые прошли все технические стадии подготовки «промышленной версии» проекта. 

Планируется, что пилот будет проходить в 2023-2024 годах сначала с ограниченным количеством операций и клиентов[1]. Речь идет об открытии/закрытии цифровых кошельков, их пополнении, переводах между физическими лицами, а также об оплате реальными ЦР товаров и услуг по QR-коду (токену). Тестировать эти режимы будут 30 торгово-сервисных предприятий в 11 городах, которые заранее были выбраны банками и ЦБ РФ. В ходе пилотирования к 2025 году должна сложиться «дорожная карта» полномасштабного запуска цифровых денежных сервисов. Предполагается, что все граждане получат возможность пользоваться ЦР на горизонте 2025-2027 годов.

Согласно принятому закону, цифровой рубль – третья форма национальной валюты, выпускаемая в дополнение к уже существующим наличным и безналичным средствам, с такими же обеспечением и курсом.

Закон вводит в правовую плоскость основные понятия, необходимые для внедрения цифрового рубля, в том числе определяет правовой статус цифрового рубля и операций с ним, взаимоотношения оператора платформы цифрового рубля — Банка России, ее участников (финансовых посредников) и пользователей (граждан и компаний).

Операции на платформе цифрового рубля будут проходить по правилам, которые утвердит Совет директоров Банка России. Также он определит тарифы на операции с третьей формой национальной валюты и сроки, в которые банки должны будут обеспечить клиентам возможность проведения таких операций. Планируется, что для граждан переводы и платежи в цифровых рублях будут бесплатными, а тарифы для бизнеса за прием оплаты цифровыми рублями составят 0,3% от платежа.

На законодательном уровне закрепляются обязательства Банка России как оператора платформы цифрового рубля перед пользователями. Это означает, что Банк России несет ответственность за открытие цифровых кошельков, проведение операций с цифровыми рублями и ряд других функций регулятора.

Важно, что документ устанавливает для операций и счетов цифрового рубля действующие требования по соблюдению банковской тайны.

Цифровой рубль создается прежде всего, как еще одно средство для платежей и переводов. Поэтому в законе закреплено, что в цифровых рублях нельзя будет открыть вклад и получить кредит, а проценты на остатки средств в цифровых кошельках начисляться не будут. Это поддержит развитие конкуренции и инноваций на финансовом рынке.

Кроме того, в законе закладывается основа для совершенствования платформы цифрового рубля, в том числе в области трансграничного взаимодействия.

ЦБ РФ реализует розничную модель национальной цифровой валюты, когда клиент может открыть кошелек в ЦР через мобильное приложение любого из своих банков и там же инициировать переводы, а ЦБ РФ, получая запросы, будет проводить их на своей платформе. В оптовой модели, напомним, цифровая валюта выпускается лишь для межбанковских расчетов – прим. авт.

Платформа российской цифровой валюты создана на гибридной архитектуре, где использованы централизованные IT-решения и блокчейн. Принципиально также, что в отличие от криптовалют и стейблкойнов, где эмитент либо непрозрачен, либо вовсе отсутствует цифровой рубль, – это обязательство Банка России. Немаловажно и то, что регулятор создает бэк-офис – операционное подразделение, которое будет не только обрабатывать и мониторить проведение транзакций, но и разрешать споры и претензии по ним на платформе ЦР.

По общему мнению регулятора, участников рынка и экспертов, необходимость введения ЦР обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, это стремительный рост безналичных расчетов в рознице. По данным ЦБ РФ, по итогам первого квартала-2023 их доля составила 81,2%, к концу года показатель может подняться до 83-84%. Впрочем, у таких расчетов есть ограничения в виде банковских комиссий и лимитов. Их нет в расчетах наличными, но этот способ с годами все менее популярен, в том числе в связи с вопросами безопасности. В ЦР как раз и сочетаются такая же независимость, как в использовании наличных, и удобство, как в случае безналичных платежей и расчетов.

Во-вторых, новые перспективы в развитии трансграничных платежей в нацвалютах в условиях санкционного давления.

В-третьих, расширение возможностей обеспечения целевого характера платежей. Иногда это называют «окрашиванием денег». Такая практика законодательно предусмотрена для определения целевых безналичных платежей через систему специальных кодов, например, в гособоронзаказе. Эти же нормы в ЦБ РФ намерены применять к цифровым транзакциям на основе смарт-контрактов, где может быть заложено исключительно целевое расходование средств (для граждан это может быть оплата коммунальных услуг в условленное число каждого месяца, подписка на музыку, онлайн кинотеатры и т.п.).

В Банке России подчеркивают основные принципы введения третьей формы национальной валюты:

· ускорение платежей;

· простота использования;

· безопасность;

· снижение стоимости платежных услуг и денежных переводов;

· стимулирование роста конкуренции среди финансовых организаций и появление инноваций в сфере различных платежей;

· стимул к развитию цифровой экономики;

· повышение устойчивости финансовой системы страны, макроэкономической и финансовой стабильности;

· включение в экономическую систему покупателей и продавцов из отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территорий;

· снижение рисков перераспределения средств в иностранные цифровые валюты;

· введение альтернативы криптовалютам, у которых отсутствует единый эмитент, а также гарантии защиты прав пользователей.

Принципиальная черта ЦР – свобода выбора для клиента, который может использовать любую форму платежей и расчетов, которая ему удобна и выгодна. Лимит по переводу физлицами «безнала» в «цифру» на первых порах будет насчитывать 300 тысяч рублей, что позволит прогнозировать банкам, какая доля ликвидности может перетекать в ЦР. Существенно, что ЦБ РФ намерен не торопиться в движении по проекту, действуя поэтапно и последовательно тестируя предлагаемые сервисы. Их вероятное расширение на основе смарт-контрактов, «программирующих» целевые платежи в «цифре» (со временем это могут быть и потоки, проходящие через бюджетную систему – прим. авт.) будут осуществляться на основе запросов по итогам обратной связи от граждан, бизнесов и банков.

Приступая к практической реализации проекта внедрения цифровой валюты, российские денежные власти находятся, по сути, в русле общемирового тренда. В текущем месяце аналитики Банка международных расчетов (BIS) представили итоги опросов регуляторов из 84 юрисдикций (Россия в исследование не вошла) об их представлениях о перспективах национальных цифровых валют (CBDC).

На охваченные опросом юрисдикции приходится 82% мирового населения и 94% мирового ВВП, среди них 28 развитых экономик и 58 развивающихся

Доля центральных банков, которые проводят какую-либо связанную с CBDC работу, выросла до 93% – для сравнения, в 2017 году таковых было 65%. При этом доля регуляторов, которые уже ведут эксперименты с этой технологией или даже работают над пилотным проектом цифровой валюты, превысила половину выборки (безусловный лидер здесь – Китай – прим. авт.).

На 2023 год в четырех юрисдикциях (Багамских Островов, Восточно-Карибских государств, Ямайки и Нигерии) уже выпустили розничные цифровые валюты. Некоторые регуляторы опубликовали результаты экспериментов с цифровыми валютами, включая, например, шведский Риксбанк, Резервный банк Австралии, Денежно-кредитное управление Сингапура совместно с ФРБ Нью-Йорка.

Активнее, судя по результатам опроса, в развитие CBDC вовлечены центробанки на развивающихся рынках: доля стран, которые строят пилотные платформы для розничных (29%) или оптовых (16%) CBDC, в полтора раза превышает аналогичные показатели для развитых экономик (18% и 10% соответственно).

По итогам исследования BIS оказалось:

· почти четверть опрошенных центробанков разрабатывают пилоты розничных проектов – в два раза больше, чем для оптовой версии CBDC;

· оптовые цифровые валюты рассматриваются в первую очередь как способ развития трансграничных платежей. Пример подобного проекта – Project Dunbar, совместное детище Резервного банка Австралии, Центробанка Малайзии, Денежно-кредитного управления Сингапура, Резервного банка ЮАР и BIS Innovation Hub: идея Project Dunbar именно в том, чтобы, объединив на одной платформе цифровые валюты нескольких центробанков, упростить и ускорить трансграничные платежи, снизив связанные с ними транзакционные издержки.

Доля центробанков, которые с высокой вероятностью запустят розничную CBDC на горизонте ближайших трех лет, за год выросла с 15% до 18%. Доля центробанков, планирующих выпуск оптовых цифровых валют в краткосрочном периоде, увеличилась вдвое: с 8% до 16%. Исходя из этих данных, BIS прогнозирует, что к 2030 году в мире будет как минимум 15 розничных и 9 оптовых CBDC. Если же исходить из средней вероятности, то к концу текущего десятилетия своя цифровая валюта будет более чем у каждого второго центрального банка.

Порядка 60% центробанков отметили, что их работу над CBDC ускорило развитие криптоактивов и стейблкоинов – тем более что рынки этих активов в 2022 году характеризовались повышенной турбулентностью. Параллельно центробанки и международные регуляторы заняты созданием стандартов и разработкой принципов мониторинга этой индустрии.

Вместе с тем в BIS подчеркивают: вопрос регулирования самих CBDC тоже не решен – четверть регуляторов пока не имеют необходимой для выпуска и обращения цифровой валюты законодательной базы, еще 40% не уверены в ее достаточности. Около 8% юрисдикций в данный момент меняют законы, чтобы использование CBDC стало возможным, – например, Еврокомиссия в конце июня-2023 предложила регуляторную базу для цифрового евро.

Национальные цифровые валюты – это, по сути, новый исторический этап в развитии денежной системы, в ходе которого в ней будут происходить существенные сдвиги. «Они изменят то, как мы думаем о деньгах и то, как происходят транзакции», – подчеркивается в годовом отчете Банка международных расчетов. Перемены будут происходить через интеграцию CBDC с цифровыми депозитами коммерческих банков и прочими токенизированными (то есть программируемыми на целевые платежи) активами, при этом «валютная цифра» центробанков в новой финансовой архитектуре будет играть ту же роль, что и резервы в ныне существующей системе. На Финансовом конгрессе ЦБ РФ в Санкт-Петербурге в июле-2023 участники рынка оценивали долю платежей на основе цифрового рубля в 10-20% к концу десятилетия. Понимание воплощения такой перспективы в реальность, тем не менее, требует поправки на фундаментальные принципы центральных банкиров: «поспешай по обстоятельствам, укрепляя доверие» и «улучшая старое, порождай новое».

Марина Войтенко — экономический обозреватель

[1] Банк России опубликовал проект положения о платформе цифрового рубля, согласно которому физлица и индивидуальные предприниматели (ИП) для открытия счетов и проведения операций на платформе должны быть зарегистрированы в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Кроме того, физлица и ИП должны будут получить ключ простой электронной подписи при личной явке. Платформа цифрового рубля будет работать круглосуточно, в том числе в выходные и праздничные дни.

Опубликованный проект документа также содержит перечень операций с цифровыми рублями, порядок закрытия кошельков и механизм рассмотрения запросов и претензий пользователей платформы.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net