Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.07.2023 | Марина Войтенко
Третья форма денег – ключ на старт
11 июля Госдума РФ приняла в третьем чтении закон о внедрении в России цифрового рубля (ЦР) Центрального банка и создании его операционной платформы. Совет Федерации рассмотрит закон 19 июля. Как ожидается (после подписания Президентом РФ) его основные положения вступят в силу 1 августа 2023 года. С конца лета ЦБ РФ намерен начать пилот с обращением ЦР с 13-ю банками, которые прошли все технические стадии подготовки «промышленной версии» проекта.
Планируется, что пилот будет проходить в 2023-2024 годах сначала с ограниченным количеством операций и клиентов[1]. Речь идет об открытии/закрытии цифровых кошельков, их пополнении, переводах между физическими лицами, а также об оплате реальными ЦР товаров и услуг по QR-коду (токену). Тестировать эти режимы будут 30 торгово-сервисных предприятий в 11 городах, которые заранее были выбраны банками и ЦБ РФ. В ходе пилотирования к 2025 году должна сложиться «дорожная карта» полномасштабного запуска цифровых денежных сервисов. Предполагается, что все граждане получат возможность пользоваться ЦР на горизонте 2025-2027 годов.
Согласно принятому закону, цифровой рубль – третья форма национальной валюты, выпускаемая в дополнение к уже существующим наличным и безналичным средствам, с такими же обеспечением и курсом.
Закон вводит в правовую плоскость основные понятия, необходимые для внедрения цифрового рубля, в том числе определяет правовой статус цифрового рубля и операций с ним, взаимоотношения оператора платформы цифрового рубля — Банка России, ее участников (финансовых посредников) и пользователей (граждан и компаний).
Операции на платформе цифрового рубля будут проходить по правилам, которые утвердит Совет директоров Банка России. Также он определит тарифы на операции с третьей формой национальной валюты и сроки, в которые банки должны будут обеспечить клиентам возможность проведения таких операций. Планируется, что для граждан переводы и платежи в цифровых рублях будут бесплатными, а тарифы для бизнеса за прием оплаты цифровыми рублями составят 0,3% от платежа.
На законодательном уровне закрепляются обязательства Банка России как оператора платформы цифрового рубля перед пользователями. Это означает, что Банк России несет ответственность за открытие цифровых кошельков, проведение операций с цифровыми рублями и ряд других функций регулятора.
Важно, что документ устанавливает для операций и счетов цифрового рубля действующие требования по соблюдению банковской тайны.
Цифровой рубль создается прежде всего, как еще одно средство для платежей и переводов. Поэтому в законе закреплено, что в цифровых рублях нельзя будет открыть вклад и получить кредит, а проценты на остатки средств в цифровых кошельках начисляться не будут. Это поддержит развитие конкуренции и инноваций на финансовом рынке.
Кроме того, в законе закладывается основа для совершенствования платформы цифрового рубля, в том числе в области трансграничного взаимодействия.
ЦБ РФ реализует розничную модель национальной цифровой валюты, когда клиент может открыть кошелек в ЦР через мобильное приложение любого из своих банков и там же инициировать переводы, а ЦБ РФ, получая запросы, будет проводить их на своей платформе. В оптовой модели, напомним, цифровая валюта выпускается лишь для межбанковских расчетов – прим. авт.
Платформа российской цифровой валюты создана на гибридной архитектуре, где использованы централизованные IT-решения и блокчейн. Принципиально также, что в отличие от криптовалют и стейблкойнов, где эмитент либо непрозрачен, либо вовсе отсутствует цифровой рубль, – это обязательство Банка России. Немаловажно и то, что регулятор создает бэк-офис – операционное подразделение, которое будет не только обрабатывать и мониторить проведение транзакций, но и разрешать споры и претензии по ним на платформе ЦР.
По общему мнению регулятора, участников рынка и экспертов, необходимость введения ЦР обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, это стремительный рост безналичных расчетов в рознице. По данным ЦБ РФ, по итогам первого квартала-2023 их доля составила 81,2%, к концу года показатель может подняться до 83-84%. Впрочем, у таких расчетов есть ограничения в виде банковских комиссий и лимитов. Их нет в расчетах наличными, но этот способ с годами все менее популярен, в том числе в связи с вопросами безопасности. В ЦР как раз и сочетаются такая же независимость, как в использовании наличных, и удобство, как в случае безналичных платежей и расчетов.
Во-вторых, новые перспективы в развитии трансграничных платежей в нацвалютах в условиях санкционного давления.
В-третьих, расширение возможностей обеспечения целевого характера платежей. Иногда это называют «окрашиванием денег». Такая практика законодательно предусмотрена для определения целевых безналичных платежей через систему специальных кодов, например, в гособоронзаказе. Эти же нормы в ЦБ РФ намерены применять к цифровым транзакциям на основе смарт-контрактов, где может быть заложено исключительно целевое расходование средств (для граждан это может быть оплата коммунальных услуг в условленное число каждого месяца, подписка на музыку, онлайн кинотеатры и т.п.).
В Банке России подчеркивают основные принципы введения третьей формы национальной валюты:
· ускорение платежей;
· простота использования;
· безопасность;
· снижение стоимости платежных услуг и денежных переводов;
· стимулирование роста конкуренции среди финансовых организаций и появление инноваций в сфере различных платежей;
· стимул к развитию цифровой экономики;
· повышение устойчивости финансовой системы страны, макроэкономической и финансовой стабильности;
· включение в экономическую систему покупателей и продавцов из отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территорий;
· снижение рисков перераспределения средств в иностранные цифровые валюты;
· введение альтернативы криптовалютам, у которых отсутствует единый эмитент, а также гарантии защиты прав пользователей.
Принципиальная черта ЦР – свобода выбора для клиента, который может использовать любую форму платежей и расчетов, которая ему удобна и выгодна. Лимит по переводу физлицами «безнала» в «цифру» на первых порах будет насчитывать 300 тысяч рублей, что позволит прогнозировать банкам, какая доля ликвидности может перетекать в ЦР. Существенно, что ЦБ РФ намерен не торопиться в движении по проекту, действуя поэтапно и последовательно тестируя предлагаемые сервисы. Их вероятное расширение на основе смарт-контрактов, «программирующих» целевые платежи в «цифре» (со временем это могут быть и потоки, проходящие через бюджетную систему – прим. авт.) будут осуществляться на основе запросов по итогам обратной связи от граждан, бизнесов и банков.
Приступая к практической реализации проекта внедрения цифровой валюты, российские денежные власти находятся, по сути, в русле общемирового тренда. В текущем месяце аналитики Банка международных расчетов (BIS) представили итоги опросов регуляторов из 84 юрисдикций (Россия в исследование не вошла) об их представлениях о перспективах национальных цифровых валют (CBDC).
На охваченные опросом юрисдикции приходится 82% мирового населения и 94% мирового ВВП, среди них 28 развитых экономик и 58 развивающихся
Доля центральных банков, которые проводят какую-либо связанную с CBDC работу, выросла до 93% – для сравнения, в 2017 году таковых было 65%. При этом доля регуляторов, которые уже ведут эксперименты с этой технологией или даже работают над пилотным проектом цифровой валюты, превысила половину выборки (безусловный лидер здесь – Китай – прим. авт.).
На 2023 год в четырех юрисдикциях (Багамских Островов, Восточно-Карибских государств, Ямайки и Нигерии) уже выпустили розничные цифровые валюты. Некоторые регуляторы опубликовали результаты экспериментов с цифровыми валютами, включая, например, шведский Риксбанк, Резервный банк Австралии, Денежно-кредитное управление Сингапура совместно с ФРБ Нью-Йорка.
Активнее, судя по результатам опроса, в развитие CBDC вовлечены центробанки на развивающихся рынках: доля стран, которые строят пилотные платформы для розничных (29%) или оптовых (16%) CBDC, в полтора раза превышает аналогичные показатели для развитых экономик (18% и 10% соответственно).
По итогам исследования BIS оказалось:
· почти четверть опрошенных центробанков разрабатывают пилоты розничных проектов – в два раза больше, чем для оптовой версии CBDC;
· оптовые цифровые валюты рассматриваются в первую очередь как способ развития трансграничных платежей. Пример подобного проекта – Project Dunbar, совместное детище Резервного банка Австралии, Центробанка Малайзии, Денежно-кредитного управления Сингапура, Резервного банка ЮАР и BIS Innovation Hub: идея Project Dunbar именно в том, чтобы, объединив на одной платформе цифровые валюты нескольких центробанков, упростить и ускорить трансграничные платежи, снизив связанные с ними транзакционные издержки.
Доля центробанков, которые с высокой вероятностью запустят розничную CBDC на горизонте ближайших трех лет, за год выросла с 15% до 18%. Доля центробанков, планирующих выпуск оптовых цифровых валют в краткосрочном периоде, увеличилась вдвое: с 8% до 16%. Исходя из этих данных, BIS прогнозирует, что к 2030 году в мире будет как минимум 15 розничных и 9 оптовых CBDC. Если же исходить из средней вероятности, то к концу текущего десятилетия своя цифровая валюта будет более чем у каждого второго центрального банка.
Порядка 60% центробанков отметили, что их работу над CBDC ускорило развитие криптоактивов и стейблкоинов – тем более что рынки этих активов в 2022 году характеризовались повышенной турбулентностью. Параллельно центробанки и международные регуляторы заняты созданием стандартов и разработкой принципов мониторинга этой индустрии.
Вместе с тем в BIS подчеркивают: вопрос регулирования самих CBDC тоже не решен – четверть регуляторов пока не имеют необходимой для выпуска и обращения цифровой валюты законодательной базы, еще 40% не уверены в ее достаточности. Около 8% юрисдикций в данный момент меняют законы, чтобы использование CBDC стало возможным, – например, Еврокомиссия в конце июня-2023 предложила регуляторную базу для цифрового евро.
Национальные цифровые валюты – это, по сути, новый исторический этап в развитии денежной системы, в ходе которого в ней будут происходить существенные сдвиги. «Они изменят то, как мы думаем о деньгах и то, как происходят транзакции», – подчеркивается в годовом отчете Банка международных расчетов. Перемены будут происходить через интеграцию CBDC с цифровыми депозитами коммерческих банков и прочими токенизированными (то есть программируемыми на целевые платежи) активами, при этом «валютная цифра» центробанков в новой финансовой архитектуре будет играть ту же роль, что и резервы в ныне существующей системе. На Финансовом конгрессе ЦБ РФ в Санкт-Петербурге в июле-2023 участники рынка оценивали долю платежей на основе цифрового рубля в 10-20% к концу десятилетия. Понимание воплощения такой перспективы в реальность, тем не менее, требует поправки на фундаментальные принципы центральных банкиров: «поспешай по обстоятельствам, укрепляя доверие» и «улучшая старое, порождай новое».
Марина Войтенко — экономический обозреватель
[1] Банк России опубликовал проект положения о платформе цифрового рубля, согласно которому физлица и индивидуальные предприниматели (ИП) для открытия счетов и проведения операций на платформе должны быть зарегистрированы в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Кроме того, физлица и ИП должны будут получить ключ простой электронной подписи при личной явке. Платформа цифрового рубля будет работать круглосуточно, в том числе в выходные и праздничные дни.
Опубликованный проект документа также содержит перечень операций с цифровыми рублями, порядок закрытия кошельков и механизм рассмотрения запросов и претензий пользователей платформы.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.