Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Президентом Словакии избран Петер Пеллегрини, политический союзник премьер-министра Роберта Фицо. Таким образом Фицо полностью доминирует в словацкой политике, что укрепляет его позиции и внутри страны, и в отношениях с Евросоюзом и НАТО.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

19.10.2023 | Марина Войтенко

Глобальное хозяйство – неравномерное замедление

Марина ВойтенкоС 9 по 15 октября в городе Марракеш (Марокко) состоялось осеннее совещание Всемирного банка и Международного валютного фонда. По традиции к нему экспертами МВФ был подготовлен доклад о состоянии мировой экономики (Global Economic Outlook), названный на сей раз «Преодоление глобальных расхождений» (Navigating Global Divergences). В его прогнозной части констатируется, что после прошлогодних 3,5% темп роста общемирового ВВП-2023 составит 3,0%, в 2024-ом замедление продолжится до 2,9%. Такие темпы заметно ниже средних за последние 20 лет – 3,8%, при этом с 2020 года потери на «тормозном пути» в pax econimica достигли $3,7 трлн. На этом фоне усиливаются расхождения в макродинамике ведущих экономик. Баланс же рисков в глобальном хозяйстве смещен в сторону ухудшения. В их ряду все еще высокая инфляция, вновь начавшееся утяжеление глобального долга, раскоординация мер монетарной и бюджетной политик, невыстроенная последовательность необходимых структурных реформ и усиливающийся тренд к фрагментации международных торговых, инвестиционных и технологических потоков, то есть распад на блоки «дружественных» друг другу стран.

Как подчеркивают в МВФ, мировой рост продолжается, но остается медленным и неравномерным. Темп ВВП развитых стран притормозит с 2,6% в 2022 году до 1,5% в 2023-ем и 1,4% в 2024-ом. Наиболее заметным будет «сброс темпа» в зоне евро – с 3,3% до 0,7% и 1,2% соответственно. (Германии, по оценке аналитиков Фонда, удастся преодолеть рецессию-2023 в минус 0,5% после +1,8% годом ранее, и в 2024-ом рост составит 0,7%). В США пик коррекции придется на 2024 год с темпом в 1,5% после 2,1% в 2022-ом и 2023-ем. В Японии текущий год будет отмечен ускорением до 2,0%, но затем динамика вернется к уровню-2022 в 1,0%. Самое резкое торможение произойдет в Соединенном Королевстве – с 4,1% в прошлом году до 0,5% в текущем и 0,6% в следующем.

Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны продемонстрируют ускорение роста – с 4,5% в 2022 году до 5,2% в 2023-ем и 4,8% в 2024-ом. Повышательная динамика обеспечивается, главным образом, экономиками Азии. Лидеры здесь Индия и Китай.

· Темп ВВП Индии оценивается экспертами МВФ как стабильный – после 7,2% в 2022 году по 6,3% в 2023-ем и 2024-ом. В ОЭСР же предполагают снижение с 6,3% в текущем году до 6,0% в следующем. Соседняя Индонезия, напротив, ускорится с 4,9% до 5,2% - прим. авт.

· Сложнее с Китаем, где прогнозируется существенное замедление с 5,0% до 4,2% (оговоримся, что в сравнении с оценками ОЭСР – с 5,1% до 4,6% – и Всемирного банка – с 5,1% до 4,4% – версия МВФ оказывается самой «жесткой» – прим. авт.).

В международном экспертном дискурсе макродинамика в Поднебесной объясняется, прежде всего, тем, что переход к новой модели развития дает сбои. Для сохранения темпов на уровне 5% необходимо усиливать внешнюю экспансию, то уже сложно из-за конкуренции с другими «центрами экономической силы» в Большой Азии (помимо Японии и Южной Кореи это Индия, Индонезия, Вьетнам и др.) и торговых противоречий с США (по оценкам, они снижают потенциальный темп ВВП КНР на 0,3 п.п.).

Темпы в Латинской Америке, а также в Африке в среднем в полтора раза ниже, чем в Азии. В Бразилии, например, ожидается замедление с 2,9% в прошлом году и 3,1% в 2023-ем до 1,5% в 2024-ом. В ЮАР выраженный, но низкий рост – 1,9%, 0,9% и 1,8% соответственно. Примечательно, что существенное ускорение с 0,8% в текущем году до 4% в следующем в МВФ ожидают от Саудовской Аравии.

Сбываемость прогнозов, отмечают в МВФ, будет определяться реализацией усилившихся рисков. Для противодействия им необходимо укрепление экономической и финансовой стабильности, где приоритетом номер один остается борьба с инфляцией. По версии экспертов МВФ, хотя общий уровень инфляции продолжает снижаться с 9,2% в годовом выражении в 2022 году до 5,9% в 2023-ем и 4,8% в 2024 году, большинство стран, скорее всего, не смогут вернуть ее к целевому показателю до 2025 года.

Напомним, что в сентябре текущего года аналитики Фонда проанализировали истории свыше 100 инфляционных шоков более чем в 50-ти развитых и развивающихся стран с начала 1970-х годов. Примечательны главные выводы:

· Высокая инфляция устойчива – из 111 эпизодов, рассмотренных исследователями, инфляция возвращалась к нормальному уровню в течение пяти лет только в 64 случаях.

· Самая частая причина провалов в борьбе с инфляцией – слишком поспешные выводы о ее преодолении. Зачастую такое происходит из-за недооценки динамики базовой инфляции. Например, когда факторы, лежащие в основе инфляционного шока, отступают (например, цены на энергоносители, достигнув пиков, снижаются), общий уровень инфляции может пойти на спад, но базовая инфляция, исключающая цены на продовольствие и энергию, – оставаться высокой. Так, по результатам исследования аналитиков МВФ оказалось, что в 42 из 47 эпизодов выборки, в которых с инфляцией справиться не удалось, или в 90% таких случаев, общий индекс потребительских цен существенно замедлялся на протяжении первых трех лет после первоначального всплеска, но затем инфляция или «застревала» на относительно высоком уровне (выше, чем до всплеска), или снова ускорялась. Одна из главных причин – непоследовательность действий регуляторов, в первую очередь – слишком раннее смягчение денежно-кредитной политики в ответ на сигналы о замедлении инфляции.

Важно и то, то у стран, добившихся успехов в борьбе с инфляцией, монетарная политика была жестче (сравнении с нынешними уровнями ставок центробанков) и последовательней (в течение не менее пяти лет). При этом поддерживалась стабильность номинальных валютных курсов и замедлялся рост номинальных зарплат. Краткосрочные темпы ВВП были ниже, но компенсировались большим приростом на пятилетнем треке.

С конца 2021 года, как известно, центробанки повысили ключевые ставки в развитых странах в среднем на 400 б.п., в странах с формирующимся рынком – на 650 б.п. Тем не менее в МВФ предупреждают (см. «Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности»): регуляторам придется сохранять жесткую денежно-кредитную политику дольше, чем в настоящее время ожидают рынки. Оптимизм от первых успехов может не оправдаться, если инфляция превысит прогнозы «мягкая посадка» мировой экономики во избежание глобального кризиса окажется под вопросом, что приведет к резкой переоценке активов. Этот риск по меньшей мере не снижается в условиях перехода глобального кредитного цикла в новую фазу, а именно замедления по мере снижения способности заемщиков погашать долги.

По итогам первого полугодия общемировой долг (государств, корпораций, финсектора и домохозяйств), по данным Institute of International Finance, и достиг нового рекорда – $307 трлн, что составляет уже 336% от мирового ВВП. Десять лет назад он был на $100 трлн меньше. В текущем году 80% от общего роста на $10 трлн обеспечено заимствованиями в крупных развитых странах – США, Японии, Великобритании и Франции. IIF также отмечает заметный рост долга в ведущих развивающихся странах мира – Китае, Индии и Бразилии. Эксперты ожидают, что к концу года мировой долг достигнет уже 337% от мирового ВВП.

В Марракеше МВФ представил новые оценки перспектив роста мирового госдолга. По прогнозу Фонда, по итогам 2023 года он составит 93% глобального ВВП, а к концу десятилетия достигнет 100%, прибавляя в среднем по 1% в год. При этом госдолг в крупнейших экономиках мира – США и Китае – останется на восходящей траектории. В Штатах он поднимется со 123,3% ВВП в 2023 году до 137,5% ВВП в 2028-ом. В Поднебесной в этот же период – с 83% ВВП до 104,3% ВВП. Без этих двух экономик ежегодный прирост мирового госдолга будет насчитывать 0,5%.

В будущем одним из главных факторов увеличения госдолга может стать реализация климатической повестки: если не выстраивать международные механизмы торговли выбросами СО2 и соответствующего ценообразования, то нагрузка на бюджет для крупной экономики-эмитента парниковых газов может увеличить госдолг на 45-50% ВВП.

В документах, представленных МВФ в Марракеше, существенное внимание уделено приоритетным задачам экономической политики. Озабоченности по этому поводу прибавилось. В докладе о перспективах развития мировой экономики, например, отмечается, что в прошлом году согласованности в действиях центробанков и министерств финансов было больше. В 2023-ем она уменьшилась. При этом наибольшие опасения вызывает значительное увеличение бюджетного дефицита США, что повышает риск проциклического влияния их финансовой политики в условиях, когда инфляция (3,7% г/г в сентябре) все еще далека от 2%-ой цели.

Отсюда и общая рекомендация – в текущем общемировом экономическом контексте налогово-бюджетной политике в большинстве стран предстоит стать жесте: там, где возможно, желательна консолидация госрасходов (вплоть до отмены энергетических субсидий по мере стабилизации мировых цен, но при сохранении защиты наиболее уязвимых слоев населения), создающая бюджетное пространство для фискального маневра. Принципиально важной остается и госфинансовая поддержка условий устойчивости экономического роста, когда повышение эффективности расходов и налоговых льгот сопровождается ускорением структурных (другое современное их название – трансформационных) реформ.

Как подчеркивают в МВФ, на фоне снижения темпов роста, повышения процентных ставок и сокращения бюджетных возможностей именно структурные реформы приобрели ключевое значение. Причем в каждой экономике для обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивой и повышательной макродинамики важна их тщательно подобранная последовательность. Главными же направлениями остаются: укрепление государственных и рыночных институтов; инвестиции в человеческий капитал (система здравоохранения, качественное образование, обеспечение гендерного равенства); масштабное финансирование, в том числе государственное, проектов развития традиционной и новой инфраструктуры (под последней понимается распространение цифровых технологий с одновременным преодолением неравных условий доступа к ним). Эти реформы первого поколения призваны существенно добавить действенности последующим шагам на структурно-политическом треке, будь то преобразование финансовых рынков или переход к «зеленым» экономикам и энергетике.

Своего рода маркером интенсивности нарастания рисков в глобальном хозяйстве является существенное отставание темпов роста международной торговли от общемирового ВВП. В 2023 году, по оценке МВФ, оно будет трехкратным: 0,9% против 3,0%. Значимый разрыв сохранится и в 2024 году. Отсюда понятен и выраженный акцент совещаний в Марракеше на «повышение коллективной устойчивости» к экономическим стрессам на основе многостороннего международного сотрудничества, противодействующего фрагментации глобального хозяйства. Первоочередные приоритеты здесь: перезапуск деятельности (через необходимые реформы) ВТО, снижение резкой ценовой волатильности на мировых рынках энергоносителей и продовольствия, практические действия по сокращению глобального долга. Всем странам, уверены в МВФ, следует работать над восстановлением доверия к многосторонним механизмам на основе правил, которые повышают прозрачность экономической политики.

В октябрьском прогнозе эксперты МВФ повысили оценки темпов роста российского ВВП-2023 на 0,7 п.п. до 2,2%, но снизили на 0,2 п.п. до 1,1% прогноз-2024. Наблюдаемые тренды и актуальные риски глобального хозяйства, таким образом, сохраняют их принципиальное значение для экономической динамики в РФ. Ее внешние условия в последние месяцы несколько улучшились. Профицит сета текущих операций платежного баланса в сентябре вырос к августу на 68,4%, активное внешнеторговое сальдо – на 19,1%. Тем не менее отставание к уровням-2022 тоже велико – в 4,8 раза и 2,9 раза соответственно. Из этого следует, что главными факторами макроэкономической устойчивости и стабильности остаются внутренние: согласованность монетарной и бюджетной политик; их кумулятивный эффект для повышения комфортности и качества условий ведения бизнеса; целенаправленная и последовательная поддержка структурных трансформаций. Основной результат этой «триады» – преодоление ограничений долгосрочному развитию при одновременном повышении готовности к вероятным новым шокам и кризисным временам в pax economica.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net