Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

23.11.2023 | Марина Войтенко

Бюджетный импульс экономическому росту

Марина Войтенко15 ноября Росстат опубликовал предварительную оценку роста ВВП в третьем квартале – 5,5% г/г после увеличения на 4,9% г/г во втором и снижения на 1,8% г/г в первом квартале. Результат оказался выше ожиданий Минэкономразвития (5,2%) и Банка России (5,1%). В соответствие с новыми данными правительственные экономисты повысили расчет темпа ВВП за 9 месяцев до 2,9%. С учетом этого годовой итог-2023 с высокой вероятностью превысит 3%. В ВЭБ РФ, например, не исключают роста показателя в текущем году на 3,2-3,3%. По мнению финаналитиков существенную роль в обеспечении такой динамики играют активные бюджетные стимулы. Их продолжение в условиях жесткой монетарной политики и не снижающегося санкционного давления заложено в принятой 17 ноября Госдумой РФ новой госфинансовой трехлетке на 2024-2026 годы. Несмотря на многочисленные вызовы, исполнение ее параметров способно обеспечить последовательное продвижение РФ по повышательной траектории социально-экономического развития.

Напомним основные проекции трехлетнего бюджета, не изменившиеся после первого чтения:

· Доходы: в 2024 году составят 35 трлн 065,3 млрд рублей (19,5% ВВП), в 2025-ом – 33 трлн 552,4 млрд рублей (17,6% ВВП) и в 2026 году – 34 трлн 051,0 млрд рублей (16,8% ВВП), в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в 2024 году – 1 трлн 821,1 млрд рублей (1% ВВП), в 2025-ом – 1 трлн 835,7 млрд (1% ВВП), в 2026-ом – 1 трлн 844,8 млрд рублей (0,9% ВВП).

· Расходы: в 2024 году запланированы на уровне 36 трлн 660,7 млрд рублей (20,4% ВВП), в 2025-ом – 34 трлн 382,8 млрд (18,0% ВВП), в 2026-ом – 35 трлн 587,4 млрд рублей (17,6% ВВП).

· Дефицит федерального бюджета: в 2024 году составит 1 трлн 595,4 млрд рублей (0,9% ВВП), в 2025-ом – 830,5 млрд рублей (0,4% ВВП), в 2026-ом – 1 трлн 536,4 млрд рублей (0,8% ВВП).

Для сбалансированности бюджета в 2024 году будут использованы средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере 1,3 трлн рублей из планируемого объема в 12 трлн 177,8 млрд рублей (6,8% ВВП). В последующие два года ФНБ, согласно прогнозу, составит 5,9% и 6,4% ВВП – 11 трлн 190,7 млрд и 13 трлн 002,8 млрд рублей соответственно. Помимо ФНБ основными источниками финансирования дефицита в новой трехлетке будут госзаимствования РФ.

Верхний предел государственного внутреннего долга: на 01.01.2025 – 26 трлн 637,5 млрд рублей; на 01.01.2026 – 30 трлн 159,3 млрд рублей; на 01.01.2027 – 34 трлн 356,5 млрд рублей

Верхний предел государственного внешнего долга: на 01.01.2025 – $64 млрд (57,6 млрд евро); на 01.01.2026 – $63,1 млрд (56,3 млрд евро); на 01.01.2027 – $61,2 млрд (54,6 млрд евро).

Резервный фонд Правительства РФ в 202 году планируется в объеме 100 млрд рублей, в 2025 и 2026 годах – по 80 млрд рублей. При этом предусматривается возможность его увеличения за счет поступления отдельных ненефтегазовых доходов.

В ближайшие три года сохраняется преемственность активного стимулирования социально-экономического развития (в январе-октябре 2023-го госрасходы уже выросли на 11,7% г/г – прим. авт.). По оценке ЦБ РФ, в 2024-2026 годах бюджетный стимул может увеличиться на 1,3-1,7 п.п. ВВП: на 0,6-0,8 п.п. – вследствие изменений размерности базовых нефтегазовых доходов, на 0,7-0,9 п.п. – на основе решений о дополнительных ненефтегазовых поступлениях, включая гибкие экспортные пошлины, привязанные к курсу рубля.

Ко второму чтению проекта бюджета, напомним, поступило 920 поправок (большей частью правительственных). 768 из них приняты, 132 отклонены, остальные сняты. В целом на три года поправками в открытой и закрытой частях бюджета перераспределено 6,7 трлн рублей. При этом, по оценке главы думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, в открытой части найдены средства на новые расходы на сумму 3,3 трлн рублей, в том числе на 2 трлн рублей увеличиваются траты на социальную политику. Это позволит провести индексации на уровень инфляции пенсий, пособий, материнского капитала (его получат в 2024 году 1,3 млн семей), а также пособий по безработице, что будет сделано впервые. Индексация МРОТ-2024 на 18,5% обеспечит рост зарплат почти 5 млн человек и в целом рост зарплат в бюджетной сфере.

В рамках второго чтения распределены 264 из 274 трансфертов регионам (97% всех субсидий, дотаций, субвенций и иных форм поддержки) – 3,2 трлн рублей, в том числе по 9 млрд рублей ежегодно 38 военным городкам, по 10 млрд каждый год на допфинансирование наименее бюджетообеспеченных субъектов РФ. Кроме того, в соответствии с поручением Президента РФ на три бюджетных года предусмотрено финансирование в объеме 72,9 млрд рублей на развитие Калининградской области, наиболее сильно испытавшей на себе давление западных санкций. На 2024 год среди новых регионов дополнительно распределены особые субсидии в 33,8 млрд рублей. Также в 2024 году добавлена новая расходная статья – 70 млрд рублей имущественного взноса в ППК «Фонд развития территорий» для обеспечения мероприятий по переселению жителей «отдельных субъектов РФ».

По итогам второго чтения на 138 млрд рублей увеличено финансирование ключевых направлений социальной политики, развития промышленности, обеспечения технологического суверенитета, образования и науки, агрокомплекса. На развитие сельских территорий будет направлено 88,6 млрд рублей, до 18,6 млрд повышены расходы на финансирование программ профессионального обучения участников СВО и членов их семей, женщин в декрете или с детьми до семи лет, пенсионеров и молодых специалистов.

В числе других значимых дополнительных расходов: докапитализация на 21,3 млрд рублей Фонда развития промышленности, субсидирование льготных автокредитов (увеличение на 15 млрд до 65,1 млрд рублей), новые субсидии в 21 млрд рублей лизинговым компаниям, имущественный взнос на 7,8 млрд рублей в «ДОМ.РФ», на 9 млрд рублей в «Роскосмос» и на 6,5 млрд рублей в уставной капитал «РЖД». Почти втрое, по предложению депутатов, до 15,3 млрд рублей увеличена субсидия АНО «Агентство по технологическому развитию» на поддержку проектов, предусматривающих разработку документации для комплектующих изделий, необходимых для промышленности.

Вместе с третьим чтением бюджета депутаты приняли постановление Государственной Думы, где обозначили направления, которые должны быть профинансированы в 2024 году в приоритетном порядке в случае возникновения дополнительных доходов бюджета. В том числе, это вопросы формирования комфортной городской среды, комплексного развития сельских территорий и агроэкспорта, а также развития образовательных организаций в странах СНГ, действующих на основе межправительственных соглашений.

Кабмину также предложено «в возможно короткий срок» распределить зарезервированные бюджетные ассигнования на федеральный проект по борьбе с сахарным диабетом; модернизацию коммунальной инфраструктуры; субсидии льготникам на покупку и установку газоиспользующего оборудования, проведение работ при социальной газификации (догазификации); развитие жилищной, энергетической и социальной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований и населенных пунктов Арктической зоны РФ, в которых дислоцированы воинские формирования.

Кроме того, правительству рекомендуется в 2024 году «обеспечить безусловное выполнение» поручений президента РФ по оценке рисков увеличения расходов региональных бюджетов в 2024-2026 годах на реализацию его указов по повышению оплаты труда бюджетников, а также по выделению дополнительных средств регионам на компенсацию удорожания строительных работ и материалов для завершения строительства запланированных капитальных объектов.

Госдума предлагает правительству вести мониторинг состояния бюджетов субъектов РФ и «при необходимости принять дополнительные меры по их поддержке». А комитет Госдумы по бюджету и налогам совместно с кабмином должен будет «проработать вопросы сбалансированности региональных бюджетов с учетом окончания срока льготного погашения задолженности по бюджетным кредитам в 2024 году, в том числе по снижению долговой нагрузки» субъектов РФ.

По мнению экспертов, имеется высокая вероятность последующих корректировок принятого бюджета. В числе возможных оснований уже называются ухудшение состояния федеральной дорожной сети (за последние три года показатель «нормативного» состояния таких дорог снизился с 85% до 73% – прим. авт.); негативные демографические перспективы (по «среднему» прогнозу, РФ к 2050 году может потерять 6% населения – прим. авт.); необходимость преодоления структурных ограничений экономическому росту, что предполагает дополнительные госрасходы на профобразование и переобучение кадров и системные фискальные стимулы инвестициям в производственные активы и человеческий капитал, а также увеличение капвложений из федерального и региональных бюджетов.

В ближайшее время (по меньшей мере в 2024 году) важно учитывать и то, что возможен очередной виток ужесточения денежно-кредитной политики Банком России. Напомним, что по состоянию на 15 ноября рост цен достиг 7,16% г/г и вполне может к концу декабря выйти за прогнозный интервал-2023 ЦБ РФ в 7,0-7,5%.

Между тем инфляционные ожидания населения в ноябре составили 12,2%, прибавив к октябрю 1 п.п. Оценки наблюдаемой инфляции также выросли с 13,9% до 15,1%. В этих обстоятельствах финаналитики не исключают, то в декабре Центробанк может повысить ключевую ставку до 16% и даже выше, что вызывает необходимость пересмотра размеров процентных субсидий по всем льготным кредитным программам и расходов по обслуживанию внутреннего госдолга. Возможно, за счет обсуждаемой в настоящее время дифференциации ставок по льготной ипотеке в зависимости от уровня зарплат в том или ином регионе удастся общие допзатраты несколько снизить, но убедительные расчеты на сей счет пока отсутствуют.

Риск роста субсидирования льготных ставок связан и с динамикой курса рубля. В настоящее время он уверенно сдвигается в коридор 80-90 руб./$, но из-за замедления глобального хозяйства и соответственно снижения внешнего спроса на российский экспорт может закрепиться в более слабом его значении – 85-95 руб./$, что растянет цикл возвращения инфляции в 4%-й цели и сохранит монетарную жесткость более продолжительное время.

Принятый Госдумой РФ бюджет ориентирован на рост ВВП в 2024-2025 годах на 2,3%, в 2026-ом – на 2,2%. Альтернативные оценки в ЦБ РФ и экспертном сообществе в среднем ниже на всем треке на 0,5-0,8 п.п., а самые оптимистические для темпов роста следующего года насчитывают 1,6-1,8%. Главные сдерживающие факторы сконцентрированы на стороне предложения – дефицит свободной рабочей силы, ограниченные логистические возможности и недостаточные стимулы инвестактивности, основательно сужающие потенциал повышения совокупной факторной производительности (по оценкам, РФ в мировом рейтинге по этому показателю «пропустила» вперед себя чуть более 50 стран). Бюджетные корректировки-2024 в этих обстоятельствах практически неизбежны. Однако общеэкономическая эффективность этих стимулов будет определяться, прежде всего, их вкладом в структурную трансформацию экономики – «расшивку» узких мест и межсекторальное перераспределение ресурсов с сосредоточением в наиболее производительных или имеющих преференции в доступе к госфинансам сферах.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net