Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Президентом Словакии избран Петер Пеллегрини, политический союзник премьер-министра Роберта Фицо. Таким образом Фицо полностью доминирует в словацкой политике, что укрепляет его позиции и внутри страны, и в отношениях с Евросоюзом и НАТО.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

14.12.2023 | Марина Войтенко

Регулятивная повестка – обновления контекста

Марина ВойтенкоНа излете первой декады декабря внимание привлекли несколько новых макрооценок. Как ожидается, рост ВВП-2024 может составить 3,5%, дефицит бюджета за одиннадцать месяцев достиг 0,5% ВВП (после 0,7% в январе-октябре), инфляция же в годовом выражении впервые с апреля отметилась снижением на 0,02% до 7,52%. Тем не менее в четвертом квартале одновременно обнаружились признаки охлаждения спроса и замедления деловой активности. Среднесрочные прогнозы также отнюдь не теплеют. Аналитики рейтингового агентства АКРА, например, уверены, что на горизонте до 2026 года темп общеэкономического роста будет находиться на уровне 1-2%. Причем выход за эти пределы при уже максимальной загрузке производственных мощностей и рабочей силы в дальнейшем возможен лишь за счет повышения производительности труда, качества человеческого капитала и межотраслевой эффективности использования факторов производства. По сути речь идет о существенном обновлении макроэкономического контекста, что потребует дополнительных акцентов в регулятивных практиках.

В числе главных макроитогов-2023 большинство экспертов уверенно констатируют существенное усиление жесткости рынка труда: в экономике начался дефицит рабочей силы. По оценке консалтинговой компании «Яков и партнеры» с 2018 года по настоящее время число вакансий, публикуемых работодателями, выросло в 1,8 раза. После прошлогоднего краткосрочного падения спроса на труд он восстановился в первом полугодии-2023, а в августе и вовсе стал рекордным – было размещено 1,2 млн вакансий.

В SuperJob посчитали, что в 2023 году число вакансий выросло на 57%, количество резюме претендентов, напротив, сократилось на 2%. При этом конкурс на вакансию за год снизился сразу на 34%. О кадровом голоде в ходе опросов портала заявляют 85% респондентов, о его отсутствии – только 11%. Наибольшее число вакансий приходится на промышленные предприятия, за год их число выросло на 122%. В строительной сфере прирост составил 31%, в транспортно-логистической – 35%. Для гостиничного бизнеса и общественного питания этот показатель вырос на 36%, для розничной торговли – на 24%. Сервисы доставки увеличили число вакансий на 107%.

В «Яков и партнеры» отмечают высокие темпы роста количества вакансий в последние пять лет практически во всех регионах. По сравнению с базовым уровнем 2018 года особенно быстро это происходило в Центральном (108%), Уральском (96%) и Дальневосточном (9%) федеральных округах. Средний срок закрытия вакансий поднялся с двух до трех месяцев. Медианная предлагаемая зарплата на фоне роста числа вакансий увеличилась в два раза, что существенно больше, чем рост ВВП, инфляции и индекса цен производителей промышленных товаров (ИЦП) за тот же рассматриваемый период.

В регионах, показавших самый активный рост предлагаемой зарплаты, он составил 85-114%, в то время как в Москве – всего 51%. Поэтому разница в размере предлагаемых зарплат между Москвой и регионами сократилась с 58-188% до 25-105%. Тем не менее абсолютный уровень предлагаемых зарплат в столице остается выше, чем в остальных федеральных округах: у Москвы пока сохраняется возможность «перетягивать» кадры из регионов, предлагая более высокий уровень оплаты труда.

Среди отраслевых групп вакансий больше всего заработная плата выросла в строительстве и промышленности – на 160% и 114% соответственно. Судя по количеству размещенных вакансий, эти же группы показали самый большой рост спроса на рабочую силу – на 137% и 109%. В этих же отраслях наблюдается самая высокая конкуренция за людей с опытом работы, что привело к рекордному увеличению предлагаемых зарплат – в 2,5 и 3 раза соответственно. Причем предлагаемые зарплаты для специалистов с опытом от трех лет выросли на 25% сильнее, чем для специалистов без опыта.

Примечательно, что наблюдаемая динамика зарплат сказалась на сокращении числа бедных. Согласно расчетам Росстата, в январе-сентябре 2023 года численность населения с денежными доходами ниже границы бедности сократилась по сравнению с тем же периодом-2022 на 1,2 млн человек (с 17,2 млн человек до 16,0 млн человек) или на 0,7 п.п. (с 11,8% до 11,1%). В том числе в третьем квартале уровень бедности снизился на 0,3 п.п или на 0,5 млн человек – до 14,8 млн человек, или 10,2% жителей страны. При этом влияние роста зарплат на сокращение числа бедных, по экспертным оценкам, втрое превысило эффект от соцвыплат.

Однако на уровне распределения доходов по десятипроцентным (децильным) группам снижение бедности практически не сказалось. Так, если в третьем квартале-2022 года на долю 10% наименее обеспеченных (9,9 тыс. рублей в месяц) приходилось 2% всего объема денежных доходов, то, несмотря на рост их доходов на 18,2% г/г, к концу третьего квартала-2023 показатель не изменился. В то же время для 10% населения с наибольшими доходами (от 149 тыс. рублей в месяц) он вырос на 0,3 п. п.

По оценкам экспертов Института Гайдара (ИЭП), основанным на опросах промпредприятий, в течение последнего года отечественная промышленность справлялась с дефицитом кадров, прибегая к нескольким стратегиям с комбинацией различных мер. Среди них:

· Повышение зарплат уже трудоустроенным на предприятии работникам – 79% респондентов.

· Переобучение/повышение квалификации уже имеющихся в штате рабочих – 75%.

· Установление тесных контактов со средними специальными учебными заведениями – 71%.

· Автоматизация, комплексная механизация, роботизация и другие технологии оказались актуальными для 60% предприятий. Но лишь 42% предприятий отметили, что они борются с кадровым кризисом через внедрение технологий, способствующих сбережению труда именно трудосберегающих технологий в существующих производственных процессах.

При этом только 31% работодателей проявили практический интерес в поиске квалифицированных работников в регионах с избытком трудовых ресурсов и их переселение ближе к предприятию, готовому нести подобные расходы. О найме же зарубежных трудовых мигрантов сообщили лишь 10% промпредприятий.

По оценкам экспертов консалтинговой компании «Яков и партнеры», дефицит на рынке труда к 2030 году имеет высокую вероятность усилиться и достичь 2-4 млн человек. Сильнее всего он способен отразиться на обработке (0,8-1,1 млн), транспорте (0,3-0,5 млн) и торговле (0,3-0,5 млн человек). Нехватка специалистов средней квалификации может составить 1,1-1,2 млн человек, высшей – 0,7-1,4 млн. Существенны и макрориски: замедление потенциального роста ВВП с текущего уровня на 1-2% в год, длительное превышение инфляционной цели в 4%, снижение рентабельности бизнеса на 5%. Вызов для экономики очевиден, но ответ на него только начинает складываться.

В числе возможных мер: дополнительные предложения работодателей для сотрудников, соответствие системы образования потребностям рынка труда, развитие совместных программ бизнеса и государства по подготовке и переобучению кадров и их трудоустройству, репатриация релокантов и привлечение квалифицированных мигрантов и, конечно же, всемерное стимулирование повышения производительности труда.

По оценке Минэкономразвития, нацпроект по повышению производительности труда за шесть лет снизил потребность экономики в кадрах на 100 тыс. человек (участниками проекта стали 5,5 тыс. компаний с 1,5 млн занятых; прибыль 4,5 тыс. предприятий, где завершились проектные меры, выросла на 318 млрд рублей – почти в 10 раз выше выделенного бюджета). Как ожидается его продление в текущей конфигурации способно снизить кадровый дефицит к 2030 году на 10%.

При всей важности и актуальности «точечных мер» по внедрению практик бережливого производства и оптимизации процессов (в этом как раз и заключается содержание нацпроекта, завершающегося в 2024 году) еще более востребованы системные решения, формирующие общеэкономический контекст повышения производительности труда. При этом следует иметь в виду, что даже ее прирост вдвое к среднему темпу за последние 10 лет сокращает потенциальный кадровый дефицит-2030 лишь наполовину.

О других корреспондирующих направлениях позволяют судить результаты опроса топ-менеджеров (проводился в октябре среди 1001 респондента компанией «Технологии доверия» (ранее PwC Россия – прим. авт.) совместно с НАФИ о главных препятствиях для ведения успешного бизнеса в РФ. Чаще всего участники называли:

· бюрократию — 49%;

· дефицит профессиональных кадров — 40%;

· дефицит финансовых ресурсов/вложений — 31%;

· несовершенство законодательства — 30%;

· международные санкции против России — 25%;

· недостаточную поддержку со стороны государства — 21%;

· устаревший/неэффективный стиль управления — 17%;

· большую роль личных связей и знакомств — 16%;

· отсутствие надежных поставщиков и партнеров — 16%.

Речь по сути идет о «реперных точках» для перезагрузки регулятивной повестки.

Для снижения давления кадрового дефицита на макродинамику важнейшим направлением остается повышение производительности труда на основе трудосберегающих инвестиций. Ожидания-2024 на этот счет неоднозначны: ощутимого прибавления капвложений может и не случиться вследствие стабилизации роста прибыли предприятий, повышения ставок по кредитам, ужесточения монетарных условий, признаков аппетита бизнесов к увеличению доходов от средств, размещаемых в фининструменты. На это накладывается и сдержанность правительства в наращивании бюджетного стимула. По оценке Минэкономразвития, в 2024 году он может составить лишь 1,4% ВВП после 2,1% ВВП в 2023-ем. Обновление регулятивного контекста макроэкономики этим, однако, не исчерпывается.

Судя по дискуссиям на инвестфоруме «Россия зовет!», меньший бюджетный стимул (с низким дефицитом и притормаживанием темпов госдолга) способен стать своего рода страховкой от дополнительного резкого ужесточения денежно-кредитной политики. При этом координация действий правительства и ЦБ РФ должна выйти на новый уровень. Контуры ее постепенно проясняются: менее широкое применение льготных программ бюджетного субсидирования процентных ставок (при расширении гарантий со стороны ВЭБ.РФ); упор на эффективность фискальных бенефиций и стабильность налоговой системы в течение 5-7 лет; постепенная либерализация валютного контроля в том числе для привлечения инвестиций, прежде всего, из дружественных стран.

Детализация такой регулятивной повестки впереди. Причем решающее условие для ее прояснения – постоянный обмен мнениями с взаимным уточнением позиций между государством и предпринимательским классом о том, как сделать условия ведения бизнеса более комфортными для расширения предложения и инвестиций. Регулятивная повестка начинает на деле разворачиваться к этим задачам. Однако и инерция у нее все еще тоже весьма солидна, а ее преодоление остается принципиальным ориентиром для оценки успешности трансформации российской экономической структуры.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net