Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.01.2024 | Марина Войтенко
Демографический вызов – поиск ответов
По данным официальной статистики на 1 января 2023 года в России проживало 146,45 млн человек. Еще в октябре прошлого года Росстат представил средний (базовый) вариант демографического прогноза до конца 2045 года, согласно которому население сократится до 138,8 млн человек. В начале января-2024 опубликованы еще две версии – низкая (консервативная) и высокая (оптимистическая). В первой негативный тренд усиливается: к концу прогнозного периода численность россиян составит 130,6 млн человек. Во второй предполагается перемена вектора – рост с текущего уровня до 150,9 млн человек. Все варианты прогноза – существенный вызов перспективам устойчивого социально-экономического развития, ответ на который – сопряженность усилий по оптимизации стимулов высокой совокупной факторный производительности и социальной политики, формирующей условия, комфортные для увеличения человеческого капитала.
Демографическая ситуация уже сказывается на рынке труда. Дефицит кадров в 2023 году вышел на первое место в числе наиболее острых проблем бизнеса. В среднем, по опросам, он беспокоит 77-85% респондентов. По экспертным оценкам, нехватка рабочей силы к 2030 году может насчитывать 2-4 млн человек (прежде всего, в обработке, транспорте и торговле). По этой причине без повышения производительности труда ежегодные потери ВВП могут составить 1-2% его потенциального темпа.
В десятые годы текущего столетия производительность труда росла в среднем на 1-2% в год, в 2022-ом – снизилась на 3,6%. Для удержания уровня-2021 уже в текущем году нужен темп более 5%. Между тем Минэкономразвития оценивает прирост-2023 в 1,7%, в 2024-2025 годах – по 1,6%. По общемировому опыту, производительность труда напрямую зависит от инвестиционной активности. По итогам-2023 рост капвложений ожидается в правительстве около 10%, близки к этому и предположения экспертов. При инфляции около 4%-го таргета, такая динамика способна обеспечить прирост производительности на 3-4%. Однако следует учитывать и значимые ограничения. Высокое ценовое давление означает, что на объемах инвестиций существенным образом сказывается увеличение стоимости машин и оборудования, особенно в связи с замедлением их импорта и ослаблением курса рубля.
Немаловажны и цели вложений в основной капитал. По оценке первого вице-премьера Андрея Белоусова, лишь 30% их объема-2023 были связаны с расширением выпуска, 70% носили вынужденный характер (поддержание и обновление действующих производственных мощностей, выстраивание новых транспортно-логистических цепочек и т.п.).
В начале второй декады января-2024 ЦБ РФ Представил результаты опросов российских промпредприятий (выборка – 514 компаний всех отраслей без ТЭКа – прим. авт.) относительно их инвестактивности-2023. Выяснилось, что 79% респондентов вкладывали в завершение старых проектов, новые решения принимали 57%. Причем по большей части те, кто активно инвестировал и в предыдущие годы.
В аналитической записке Банка России отмечается:
Каждое второе опрошенное предприятие работало в 2023 году на пределе своих производственных возможностей. При этом у 70% компаний доля современных машин и оборудования не превышала 50%. Вместе с тем наблюдаются существенные межотраслевые различия. Высокая загрузка мощностей и низкая обеспеченность современным оборудованием отмечена в отраслях, которые имели низкую инвестиционную активность в предыдущие годы, а в 2023 году столкнулись с повышенным спросом на свою продукцию.
Высокий внутренний спрос создал возможности для роста инвестиций в промышленности – на это указало подавляющее большинство компаний (81%). Однако, как отмечают сами предприятия, инвестиционная активность сдерживается ограниченной доступностью ресурсов – кадров (у 51% предприятий) и оборудования (у 46% в связи с высокими затратами на его приобретение и у 38% в связи с проблемами поставок по импорту). При высокой загрузке мощностей в отдельных отраслях потенциал дальнейшего расширения производства с целью удовлетворения растущего спроса без дополнительных вложений сильно ограничен.
Кроме того, существенным барьером для инвестиций бизнеса является макроэкономическая неопределенность в стране (отметили 55% респондентов) и геополитическая ситуация в мире (51%). При этом большинство компаний (70%) располагали прибылью, которая может быть значимым источником инвестиционных вложений. Доступность банковских кредитов имеет второстепенное значение для инвестиционной активности (по данным опроса, в 2023 г. кредитами банков воспользовался 21% предприятий и столько же – льготными программами кредитования). К тому же высокая неопределенность сдерживает интерес бизнеса к привлечению долгового финансирования.
По логике ЦБ РФ, главный фактор повышения мотиваций к инвестициям, лежащий в его «зоне ответственности», – последовательное приближение инфляции к цели. У правительства, как подчеркивает Андрей Белоусов, главная задача – выведение на «проектную мощность» уже запущенных регулятивных стимулов. В первую очередь это соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), внедрение в субъектах РФ регионального инвестстандарта, стимулирование проектов технологического суверенитета, а также расширение несырьевого неэнергетического экспорта. Наряду с этим предметом диалога государства и бизнеса в 2024 году должно стать определение принципов корректировки и поддержания долгосрочной стабильности налоговых правил на перспективу после 2026 года.
Не менее важные и ответственные задачи предстоит решать в сфере собственно социально-демографической политики. Один из наиболее острых демографических вызовов – сокращение рождаемости, несмотря на существенные меры ее поддержки. По итогам-2023 Росстат ожидает ее снижения на 4,6%. Негативный тренд, согласно прогнозам, будет продолжаться до 2028 года.
Справочно: коэффициент рождаемости (количество детей в расчете на одну женщину сократился с 1,78 в 2015 году до 1,42 в 2022-ом, в 2023 году ожидается 1,37, в 2024-ом – 1,32. Для простого воспроизводства населения России необходимо 2,15.
В ноябре-2023 в Совете Федерации состоялись парламентские слушания «Актуальные решения по поддержке рождаемости: семейная политика». Главный вывод – акцент в демографической политике должен быть сделан на поддержке семей с высоким потенциалом рождаемости (женщины и мужчины в возрасте 30-40 лет, в том числе те, у кого уже есть дети).
Примечателен и пакет предложений:
· Освобождение многодетных семей от НДФЛ.
· Расширение налоговых вычетов на детей. На сегодня стандартный налоговый вычет, установленный 12 лет назад, 1,4 тыс. рублей на первого и второго ребенка, 3 тыс. рублей на третьего и последующих детей.
· Снятие ограничений по страховому стажу в декрете. Пока это три года по уходу за ребенком, но в совокупности не больше шести лет.
· Для семей с тремя и более детьми продление выплат субсидий на ипотеку в размере 450 тыс. рублей (эта мера действует с 2019 года).
· Для семей с четырьмя и более детьми расширение льготной ипотеки на вторичный рынок жилья и введение регрессивной (в зависимости от количества детей) ставки.
· Строительство качественного жилья в малых городах.
· Внедрение госстандартов многодетно-ориентированных планировочных решений жилых помещений.
· Перевод выплат материнского капитала за третьего и последующих детей на федеральный уровень (сейчас это право предоставлено регионам).
· Внедрение прогрессивной модели материнского капитала на каждого ребенка в соответствии с принципом «больше детей – больше поддержки».
· Внедрение мер поддержки репродуктивного здоровья населения, в частности за счет совершенствования проведения профосмотров и диспансеризаций.
Мотивации к рождению детей упираются в материально-финансовую обеспеченность семей. Текущее положение дел остается здесь далеко не благостным. По оценке главного экономиста ВЭБ.РФ Андрея Клепача, «среди 30% населения, проживающего в беднейших семьях, сосредоточено около половины детей в возрасте до 16 лет. В этой группе находится около 60% до трех лет». На это накладывается неравенство в возможностях в развитии детей в дошкольном возрасте, доступности качественных медицинских и образовательных услуг.
Ситуация отражается в ощущениях населения в отношении социальной справедливости. По данным Института социологии РАН, каждый третий респондент (32,6%) говорит об ухудшении в этой сфере, более половины (56,4%) – об отсутствии изменений.
Трансформировать ситуацию к лучшему, полагает Андрей Клепач, поможет ряд мер (цена для бюджета – около 100 млрд рублей в год). Среди них:
· повышение целевых соотношений со средней заработной платой для таких специалистов, как средний медицинский персонал и педагогические работники, а также мастера среднего профессионального образования – до 150% средней по региону вместо установленных майскими 2012 года указами Президента РФ 100%;
· Для снижения уровня межрегиональной дифференциации введение общероссийского стандарта оплаты труда в качестве базы для расчета целевых соотношений зарплат работников, «участвующих в формировании и развитии человеческого капитала». Пока критерием выполнения майских указов 2012 года является соотношение средних зарплат указанных категорий работников и средней зарплаты в регионе;
· установление стипендий аспирантам и ординаторам в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), а для наиболее талантливых – в размере среднемесячной зарплаты по региону, что должно способствовать вовлечению молодежи в научную деятельность;
· индексация пенсий неработающих и работающих пенсионеров в соответствии с темпом роста средней заработной платы (сейчас пенсии работающим пенсионерам не индексируются);
· продолжение реализации программы льготного ипотечного кредитования и развитие института социального жилья при усилении их адресности;
· внедрение прогрессивной системы выплат материнского капитала, а также предоставление автомобиля семьям при рождении четвертого ребенка.
По оценке Андрея Клепача, эти меры способны к 2035 году увеличить размер реальных доходов населения в 2,5 раза и снизить долю россиян с доходами ниже границы бедности до 3,3% к 2030 году до 1,9% к 2035-му.
Изменится и социальная структура: к 2035 году доля богатых (с доходами от 12 прожиточных минимумов и выше) вырастет с 2% до 6%, среднего класса (доходы от трех до двенадцати прожиточных минимумов) – с 30% до 56%; малоимущих (один-три прожиточных минимума) – снизится с 12% до 3%.
По данным Росстата, в разрезе домохозяйств на самый высокодоходный дециль (10-процентная группа) в 2022 году приходилось 26,7% всего объема денежных доходов в стране, а на беднейшую группу – 2,9% (в 2021-ом – 27,1 и 2,6% соответственно).
При этом коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) в 2022 году опустился до 0,395 (после 0,409 в 2021-ом) до минимального значения с 2000 года (в 2007 году его значение составляло 0,422). И это – прямое указание на ослабление неравенства.
Вместе с тем, согласно расчетам Института социальной политики НИУ ВШЭ, доля среднего класса в России в 2022 году составила 31,7%. Это максимум примерно за десять лет. К примеру, в 2013 году доля среднего класса оценивалась исследователями в 28,3%, в 2015-ом – в 29,4%, в 2018-ом – в 30,3% и в 2020 году – в 30,1%. Однако ядро среднего класса (самая устойчивая его часть) приходилось в 2022 году 9,3% (по другим оценкам – 10-15%), и оно не увеличивалось как минимум с 10-х годов XXI века (немногим выше показатель был только в 2015 году – 9,5%).
Понятно, что сокращение неравенства и расширение среднего класса – критерии эффективности социальной политики, формирующей во многом контекст для условий жизни семей, комфортных для повышения рождаемости.
В 2024 году предстоит активно искать ответы на демографический вызов. Для макроэкономической политики это – последовательное продвижение структурных трансформаций, позволяющих во второй половине десятилетия выйти на темп роста ВВП от 3%, а инвестиций и производительности труда – от 5-6% в год. В социальной политике – нацеленность на решение задач, совпадающих с проведением Года семьи (соответствующий указ Президент РФ подписал 22 ноября 2023 года). Речь может идти об утверждении федерального статуса многодетной семьи, мерах по повышению доступности жилья, качественных образовательных и медицинских услуг, а также по поддержке предпринимателей, поощряющих многодетных сотрудников.
Начало уже положено Владимиром Путиным, предложившем распространить дополнительные материальные выплаты после рождения третьего ребенка на регионы с низкой рождаемостью, а также освободить от уплаты налога на единственное жилье многодетные семьи и предоставлять им льготы по приобретению автомобиля. В первую очередь это должно быть реализовано в регионах Дальнего Востока. Но со временем, возможно, будет распространено и на другие. Очевидно, в текущем году к этим предложениям будут добавляться и новые. Важно, чтобы у них было надежное финансовое обеспечение и их превращение в регулятивные правила и стандарты не откладывалось в «долгий ящик».
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.