Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

14.03.2024 | Марина Войтенко

Фискальная модернизация – стартовые подходы

Марина ВойтенкоВ послании Президента РФ Федеральному собранию предложено перейти к более справедливому распределению налогового бремени как между гражданами, так и в бизнес-среде. В связи с этим предстоит модернизировать фискальную систему таким образом, чтобы обеспечить необходимые ресурсы для достижения целей-2030 реализации общенациональных задач и программ регионов, сокращения социального неравенства и разрывов в уровнях развития субъектов РФ. Правительству и парламенту поручено подготовить конкретные предложения в ближайшее время и после обсуждения, зафиксировать их законодательно до 2030 года. В Минфине заявили, что проработка новаций идет полным ходом, но говорить об их конкретике пока преждевременно. Тем не менее во фракциях в Госдуме РФ уже изучают версии прогрессивной шкалы НДФЛ, а эксперты и бизнес активно дискутируют вероятные направления предстоящих корректировок налоговых условий.

Ожидания формируются на фоне текущей динамики основных бюджетных параметров. В январе-феврале федеральный бюджет исполнен с дефицитом (по предварительной оценке) 1,474 трлн рублей, или 0,8% ВВП, что в 1,6 раза ниже, чем в аналогичный период прошлого года – 2,379 трлн рублей или 1,4% ВВП.

Доходы бюджета в январе-феврале текущего года составили 5,025 трлн рублей, что на 59% больше показателя в январе-феврале 2023 года (3,164 трлн рублей). Ненефтегазовые доходы составили 3,405 трлн рублей, увеличившись на 55% по сравнению с пониженным уровнем поступлений в прошлом году.

Значимый вклад в рост ненефтегазовых доходов также оказали поступления неналоговых доходов единовременного характера - в том числе платежи от аукционов о закреплении квот на добычу водных биоресурсов, отмечает Минфин.

В целом объем поступлений ненефтегазовых доходов по итогам января-февраля 2024 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете. Нефтегазовые доходы составили 1,621 трлн рублей, превысив показатели аналогичного периода-2023 на 71%, преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть, а также единовременного поступления доплаты по НДПИ на нефть за четвертый квартал прошлого года, связанной с изменением законодательства в части возмещения акциза на нефтяное сырье.

Расходы федерального бюджета в январе-феврале 2024 года составили 6,499 трлн рублей, превысив уровень предыдущего года (5,543 трлн рублей) на 17%. Несколько более ускоренное их финансирование в феврале 2024 года в том числе связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам.

Напомним, что в законе о бюджете заложен дефицит-2024 в 1,6 трлн рублей или 0,9% ВВП. Между тем эксперты ждут его превышения. В Институте исследований и экспертизы ВЭБ полагают (оценка была сделана до оглашения президентского послания – прим. авт.), что он может составить в текущем году 2,1 трлн рублей, в 2025-ом – 2,2 трлн рублей (вместо 0,8 трлн рублей), в 2026 году – 2,3 трлн рублей (вместо 1,5 трлн рублей). При этом сбываемости планов поступлений нефтегазовых доходов может помешать ослабление внешнего спроса вследствие слабого глобального роста, продолжения мирового геополитического кризиса и наращивания санкционного давления.

К запланированным же госрасходам в 36,6 трлн рублей могут добавиться дополнительные в связи с реализацией инициатив, предусмотренных посланием Президента РФ. Это, естественно, ставит вопрос об их источниках, в том числе в связи с поручением Владимира Путина готовить проект бюджета на очередную трехлетку одновременно с разверсткой всех основных расходов и инвестиций на шестилетний период до 2030 года.

Отсюда и потребность в фискальной модернизации, в рамках которой будет осуществляться дифференциация ставки НДФЛ и налога на прибыль вместе с перенастройкой всей системы действующих налоговых льгот и новых предложений по этому поводу. Результаты проработки этих вопросов могут быть отражены в параметрах среднесрочного финансового планирования уже текущей осенью. Точка отсчета – поступления в бюджетную систему РФ, в 2023 году они составили 46,8 трлн рублей – рост на 11% г/г или на 4,8 трлн рублей.

В консолидированный бюджет Российской Федерации, который образуют федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ, в 2023 году поступило 36,2 трлн рублей, что на 8%, или 2,6 трлн рублей, больше, чем в 2022-ом.

Поступления федерального бюджета составили 19,6 трлн рублей, что на 1%, или на 209 млрд рублей больше. В консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило 16,5 трлн рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 17%, или 2,4 трлн рублей.

Из них ненефтегазовых доходов поступило 28,3 трлн рублей. Это на 16%, или на 3,8 трлн рублей, больше уровня прошлого года, что указывает на восстановление деловой активности в отраслях экономики, напрямую не связанных с внешней торговлей.

Почти 70% всех поступлений в бюджетную систему формируют четыре источника: налог на прибыль – 17% (7,9 трлн рублей, рост на 25% г/г), НДС – 15% (7,2 трлн рублей, рост на 16% г/г), НДФЛ – 14% (6,5 трлн рублей, рост на 14% г/г), страховые взносы – 23% (10,6 трлн рублей, увеличение на 26% г/г). В текущем году ожидается продолжение повышательного тренда. СМИ уже отметились публикациями о том, что ФНС и Таможенной службе поручено увеличить сборы на 0,5 трлн рублей только за счет администрирования всех поступлений. При этом актуализируется поиск дополнительных источников для роста бюджетных доходов. Наиболее «раскрученные» к настоящему времени его направление – переход к прогрессивной шкале НДФЛ.

С 1992 года по 2001-й, напомним, она уже действовала в России. Минимальная ставка насчитывала 12%, максимальная – 35%. Опыт оказался не слишком удачным, подтолкнув развитие схем налоговых оптимизаций и усилив отток капитала. Последующее введение плоской шкалы (она сохранялась в течение 20 лет – прим. авт.) уже в первый год повысило поступления на 70%. С 2021 года применяют уже две ставки – 13% и 15% для годовых доходов от 5 млн рублей (от 417 тыс. рублей в месяц). Поступления от повышенной ставки (в 2021 году 82,7 млрд рублей, в 2022-ом – 149 млрд рублей, в 2023 году – 160 млрд рублей) идут в федеральный бюджет и расходуются целевым образом на лечение редких детских заболеваний. Обсуждение большей дифференциации ставок НДФЛ, способное привести на сей раз к реальным результатам, в самом начале.

Есть внесенный в Госдуму еще осенью прошлого года депутатами ЛДПР законопроект о прогрессивной шкале.

Согласно предусмотренным в нем поправкам в Налоговый кодекс РФ, ставка с доходов физлиц устанавливается от 0% до 35% в зависимости от величины дохода. При доходе менее или равном 360 тыс. рублей за налоговый период ставка остается 0%. Ставка в 13% фиксируется при доходах от 360 тыс. до 5 млн рублей. При доходе от 5 до 10 млн рублей налог будет взиматься в размере 603,2 тыс. рублей и 15% от суммы, превышающей 5 млн рублей. Доход от 10 до 50 млн рублей предложено облагать налогом в 1 млн 353,2 тыс. рублей, а также 25% налогом от суммы, превышающей 10 млн рублей. Доход в 50 до 100 млн рублей облагается налогом в 11 млн 353,2 тыс. рублей, при том, что 30% взимаются от суммы дохода свыше 50 млн рублей. Наконец, ставка в 35% устанавливается при доходе свыше 100 млн рублей, а также взимается налог в размере 26 млн 353,2 тыс. рублей.

Имеются и другие варианты с разными версиями прогрессий (например, с максимальной ставкой в 25%, более низким, чем действующий сейчас в 13%, стартовым уровнем, а также фиксированным необлагаемым минимумом).

Какая из них может быть взята за основу – неочевидно. Предстоит большой объем счетной работы, в которой необходимо учесть влияние новой шкалы на доходную часть бюджетов регионов и муниципалитетов, оценить целесообразность сохранения «окрашенной» федеральной части налога, вклад планируемых льгот в финансовые возможности многодетных семей (пока они, прежде всего, компенсируют неиндексации налоговых вычетов с 2016 года). Немаловажны вопросы о сохранении единой ставки доходов от оплаты труда, предпринимательской деятельности и собственности граждан в рамках прогрессии, судьба нынешней 30%-й ставки на доход от ряда операций с ценными бумагами и 35%-й от так называемой «материальной выгоды».

Больше ясности с рисками, среди которых не слишком выраженный эффект для снижения социального неравенства (в США, например, при прогрессивной шкале коэффициент Джини мало отличается от российского значения – прим. авт.), а также вероятность возложения основной тяжести налогового бремени на средний класс – повышенный 15%-й НДФЛ уплачивает в настоящее время примерно 1% населения.

Второе активно обсуждаемое направление модернизации фискальной системы – дифференциация ставки налога на прибыль в зависимости от инвестактивности компаний. В настоящее время она составляет 20%, 17% уплачивается в региональный бюджет, 3% – в федеральный. Бизнес-организации (например, РСПП) согласны даже на повышение ставки, но при соблюдении двух условий:

· отказа от практики разовых взносов (windfall tax, курсовые пошлины и т.п.);

· установление обратной прогрессии налоговых вычетов в зависимости от объема и направленности капвложений.

Растущее значение налога на прибыль как источника поступлений в доходную часть бюджетов обусловлено динамикой-2023. По оценке ФНС, прошлогодний объем выплат составил 7,9 трлн рублей, что на четверть больше, чем годом ранее. В федеральный бюджет поступило 1,9 трлн рублей (+15% или 249 млрд рублей), в консолидированные бюджеты субъектов РФ – 6 трлн рублей (+28% или 1,3 трлн рублей). Основа для этого – увеличение сальдированного финансового результата предприятий в прошлом году на 35,2% до 33,306 трлн рублей и прибыли банков до 3,3 трлн рублей.

Главный принцип модернизации этого налога – льготы в обмен на инвестиции. Но есть и немало вопросов. Как будут увязаны уровни налоговых вычетов с объемом вложений и их направлениями? Пока понятно, что на дисконты к ставке могут, скорее всего, рассчитывать вложения в проекты технологического суверенитета. А как быть, например, особенно в условиях дефицита кадров, с затратами на переподготовку, повышение квалификации действующего персонала, образование для вновь привлекаемого, оборудование дистанционных рабочих мест, в том числе пенсионерам? И как при всем этом поощрять другие вложения в повышение производительности труда? В ходе поиска ответов уже напрашивается системная кодификация всех фискальных инвестстимулов – и уже действующих (с учетом их эффективности), и еще только предполагаемых.

Следует также иметь в виду, что здесь же потребуется увязка со стимулами низкоуглеродного развития, экологическими платежами, включая ставки утильсборов и т.п. Отдельный вопрос – судьба платежа с прибыли контролируемых иностранных компаний (с 2021 года всего 5 млн рублей в год) и повышенных ставок налога на недвижимость (2%, если ее стоимость выше 300 млн рублей) и транспортные средства (на автомобили дороже 10 млн рублей). Есть предложение ничего здесь не трогать, но немало сторонников и повышения ставок при увязке с менее резкой прогрессией НДФЛ.

Эффект от фискальной модернизации в экспертном сообществе оценивают по-разному. Одни ожидают замедления деловой активности вследствие общего роста налоговых изъятий. Другие полагают вероятным, напротив, ее усиление за счет инвестиционных стимулов. Третьи (и их больше, чем первых и вторых) уверены – результат перестроечного замысла будет в конечном счете определяться эффективностью перераспределения средств в экономике с поправкой на существенное повышение комфортности условий ведения бизнеса. Однако именно эта «поправочная» часть новой фискальной реальности остается в настоящее время наиболее неопределенной, при том, что на макродинамике она могла бы позитивно отразиться уже во второй половине 2025 года. По сути речь идет о существенном укреплении стимулирующих функций налогово-бюджетной политики, от чего напрямую будет зависеть достижение национальных целей-2030.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net