Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.03.2024 | Марина Войтенко
Фискальная модернизация – стартовые подходы
В послании Президента РФ Федеральному собранию предложено перейти к более справедливому распределению налогового бремени как между гражданами, так и в бизнес-среде. В связи с этим предстоит модернизировать фискальную систему таким образом, чтобы обеспечить необходимые ресурсы для достижения целей-2030 реализации общенациональных задач и программ регионов, сокращения социального неравенства и разрывов в уровнях развития субъектов РФ. Правительству и парламенту поручено подготовить конкретные предложения в ближайшее время и после обсуждения, зафиксировать их законодательно до 2030 года. В Минфине заявили, что проработка новаций идет полным ходом, но говорить об их конкретике пока преждевременно. Тем не менее во фракциях в Госдуме РФ уже изучают версии прогрессивной шкалы НДФЛ, а эксперты и бизнес активно дискутируют вероятные направления предстоящих корректировок налоговых условий.
Ожидания формируются на фоне текущей динамики основных бюджетных параметров. В январе-феврале федеральный бюджет исполнен с дефицитом (по предварительной оценке) 1,474 трлн рублей, или 0,8% ВВП, что в 1,6 раза ниже, чем в аналогичный период прошлого года – 2,379 трлн рублей или 1,4% ВВП.
Доходы бюджета в январе-феврале текущего года составили 5,025 трлн рублей, что на 59% больше показателя в январе-феврале 2023 года (3,164 трлн рублей). Ненефтегазовые доходы составили 3,405 трлн рублей, увеличившись на 55% по сравнению с пониженным уровнем поступлений в прошлом году.
Значимый вклад в рост ненефтегазовых доходов также оказали поступления неналоговых доходов единовременного характера - в том числе платежи от аукционов о закреплении квот на добычу водных биоресурсов, отмечает Минфин.
В целом объем поступлений ненефтегазовых доходов по итогам января-февраля 2024 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете. Нефтегазовые доходы составили 1,621 трлн рублей, превысив показатели аналогичного периода-2023 на 71%, преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть, а также единовременного поступления доплаты по НДПИ на нефть за четвертый квартал прошлого года, связанной с изменением законодательства в части возмещения акциза на нефтяное сырье.
Расходы федерального бюджета в январе-феврале 2024 года составили 6,499 трлн рублей, превысив уровень предыдущего года (5,543 трлн рублей) на 17%. Несколько более ускоренное их финансирование в феврале 2024 года в том числе связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам.
Напомним, что в законе о бюджете заложен дефицит-2024 в 1,6 трлн рублей или 0,9% ВВП. Между тем эксперты ждут его превышения. В Институте исследований и экспертизы ВЭБ полагают (оценка была сделана до оглашения президентского послания – прим. авт.), что он может составить в текущем году 2,1 трлн рублей, в 2025-ом – 2,2 трлн рублей (вместо 0,8 трлн рублей), в 2026 году – 2,3 трлн рублей (вместо 1,5 трлн рублей). При этом сбываемости планов поступлений нефтегазовых доходов может помешать ослабление внешнего спроса вследствие слабого глобального роста, продолжения мирового геополитического кризиса и наращивания санкционного давления.
К запланированным же госрасходам в 36,6 трлн рублей могут добавиться дополнительные в связи с реализацией инициатив, предусмотренных посланием Президента РФ. Это, естественно, ставит вопрос об их источниках, в том числе в связи с поручением Владимира Путина готовить проект бюджета на очередную трехлетку одновременно с разверсткой всех основных расходов и инвестиций на шестилетний период до 2030 года.
Отсюда и потребность в фискальной модернизации, в рамках которой будет осуществляться дифференциация ставки НДФЛ и налога на прибыль вместе с перенастройкой всей системы действующих налоговых льгот и новых предложений по этому поводу. Результаты проработки этих вопросов могут быть отражены в параметрах среднесрочного финансового планирования уже текущей осенью. Точка отсчета – поступления в бюджетную систему РФ, в 2023 году они составили 46,8 трлн рублей – рост на 11% г/г или на 4,8 трлн рублей.
В консолидированный бюджет Российской Федерации, который образуют федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ, в 2023 году поступило 36,2 трлн рублей, что на 8%, или 2,6 трлн рублей, больше, чем в 2022-ом.
Поступления федерального бюджета составили 19,6 трлн рублей, что на 1%, или на 209 млрд рублей больше. В консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило 16,5 трлн рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 17%, или 2,4 трлн рублей.
Из них ненефтегазовых доходов поступило 28,3 трлн рублей. Это на 16%, или на 3,8 трлн рублей, больше уровня прошлого года, что указывает на восстановление деловой активности в отраслях экономики, напрямую не связанных с внешней торговлей.
Почти 70% всех поступлений в бюджетную систему формируют четыре источника: налог на прибыль – 17% (7,9 трлн рублей, рост на 25% г/г), НДС – 15% (7,2 трлн рублей, рост на 16% г/г), НДФЛ – 14% (6,5 трлн рублей, рост на 14% г/г), страховые взносы – 23% (10,6 трлн рублей, увеличение на 26% г/г). В текущем году ожидается продолжение повышательного тренда. СМИ уже отметились публикациями о том, что ФНС и Таможенной службе поручено увеличить сборы на 0,5 трлн рублей только за счет администрирования всех поступлений. При этом актуализируется поиск дополнительных источников для роста бюджетных доходов. Наиболее «раскрученные» к настоящему времени его направление – переход к прогрессивной шкале НДФЛ.
С 1992 года по 2001-й, напомним, она уже действовала в России. Минимальная ставка насчитывала 12%, максимальная – 35%. Опыт оказался не слишком удачным, подтолкнув развитие схем налоговых оптимизаций и усилив отток капитала. Последующее введение плоской шкалы (она сохранялась в течение 20 лет – прим. авт.) уже в первый год повысило поступления на 70%. С 2021 года применяют уже две ставки – 13% и 15% для годовых доходов от 5 млн рублей (от 417 тыс. рублей в месяц). Поступления от повышенной ставки (в 2021 году 82,7 млрд рублей, в 2022-ом – 149 млрд рублей, в 2023 году – 160 млрд рублей) идут в федеральный бюджет и расходуются целевым образом на лечение редких детских заболеваний. Обсуждение большей дифференциации ставок НДФЛ, способное привести на сей раз к реальным результатам, в самом начале.
Есть внесенный в Госдуму еще осенью прошлого года депутатами ЛДПР законопроект о прогрессивной шкале.
Согласно предусмотренным в нем поправкам в Налоговый кодекс РФ, ставка с доходов физлиц устанавливается от 0% до 35% в зависимости от величины дохода. При доходе менее или равном 360 тыс. рублей за налоговый период ставка остается 0%. Ставка в 13% фиксируется при доходах от 360 тыс. до 5 млн рублей. При доходе от 5 до 10 млн рублей налог будет взиматься в размере 603,2 тыс. рублей и 15% от суммы, превышающей 5 млн рублей. Доход от 10 до 50 млн рублей предложено облагать налогом в 1 млн 353,2 тыс. рублей, а также 25% налогом от суммы, превышающей 10 млн рублей. Доход в 50 до 100 млн рублей облагается налогом в 11 млн 353,2 тыс. рублей, при том, что 30% взимаются от суммы дохода свыше 50 млн рублей. Наконец, ставка в 35% устанавливается при доходе свыше 100 млн рублей, а также взимается налог в размере 26 млн 353,2 тыс. рублей.
Имеются и другие варианты с разными версиями прогрессий (например, с максимальной ставкой в 25%, более низким, чем действующий сейчас в 13%, стартовым уровнем, а также фиксированным необлагаемым минимумом).
Какая из них может быть взята за основу – неочевидно. Предстоит большой объем счетной работы, в которой необходимо учесть влияние новой шкалы на доходную часть бюджетов регионов и муниципалитетов, оценить целесообразность сохранения «окрашенной» федеральной части налога, вклад планируемых льгот в финансовые возможности многодетных семей (пока они, прежде всего, компенсируют неиндексации налоговых вычетов с 2016 года). Немаловажны вопросы о сохранении единой ставки доходов от оплаты труда, предпринимательской деятельности и собственности граждан в рамках прогрессии, судьба нынешней 30%-й ставки на доход от ряда операций с ценными бумагами и 35%-й от так называемой «материальной выгоды».
Больше ясности с рисками, среди которых не слишком выраженный эффект для снижения социального неравенства (в США, например, при прогрессивной шкале коэффициент Джини мало отличается от российского значения – прим. авт.), а также вероятность возложения основной тяжести налогового бремени на средний класс – повышенный 15%-й НДФЛ уплачивает в настоящее время примерно 1% населения.
Второе активно обсуждаемое направление модернизации фискальной системы – дифференциация ставки налога на прибыль в зависимости от инвестактивности компаний. В настоящее время она составляет 20%, 17% уплачивается в региональный бюджет, 3% – в федеральный. Бизнес-организации (например, РСПП) согласны даже на повышение ставки, но при соблюдении двух условий:
· отказа от практики разовых взносов (windfall tax, курсовые пошлины и т.п.);
· установление обратной прогрессии налоговых вычетов в зависимости от объема и направленности капвложений.
Растущее значение налога на прибыль как источника поступлений в доходную часть бюджетов обусловлено динамикой-2023. По оценке ФНС, прошлогодний объем выплат составил 7,9 трлн рублей, что на четверть больше, чем годом ранее. В федеральный бюджет поступило 1,9 трлн рублей (+15% или 249 млрд рублей), в консолидированные бюджеты субъектов РФ – 6 трлн рублей (+28% или 1,3 трлн рублей). Основа для этого – увеличение сальдированного финансового результата предприятий в прошлом году на 35,2% до 33,306 трлн рублей и прибыли банков до 3,3 трлн рублей.
Главный принцип модернизации этого налога – льготы в обмен на инвестиции. Но есть и немало вопросов. Как будут увязаны уровни налоговых вычетов с объемом вложений и их направлениями? Пока понятно, что на дисконты к ставке могут, скорее всего, рассчитывать вложения в проекты технологического суверенитета. А как быть, например, особенно в условиях дефицита кадров, с затратами на переподготовку, повышение квалификации действующего персонала, образование для вновь привлекаемого, оборудование дистанционных рабочих мест, в том числе пенсионерам? И как при всем этом поощрять другие вложения в повышение производительности труда? В ходе поиска ответов уже напрашивается системная кодификация всех фискальных инвестстимулов – и уже действующих (с учетом их эффективности), и еще только предполагаемых.
Следует также иметь в виду, что здесь же потребуется увязка со стимулами низкоуглеродного развития, экологическими платежами, включая ставки утильсборов и т.п. Отдельный вопрос – судьба платежа с прибыли контролируемых иностранных компаний (с 2021 года всего 5 млн рублей в год) и повышенных ставок налога на недвижимость (2%, если ее стоимость выше 300 млн рублей) и транспортные средства (на автомобили дороже 10 млн рублей). Есть предложение ничего здесь не трогать, но немало сторонников и повышения ставок при увязке с менее резкой прогрессией НДФЛ.
Эффект от фискальной модернизации в экспертном сообществе оценивают по-разному. Одни ожидают замедления деловой активности вследствие общего роста налоговых изъятий. Другие полагают вероятным, напротив, ее усиление за счет инвестиционных стимулов. Третьи (и их больше, чем первых и вторых) уверены – результат перестроечного замысла будет в конечном счете определяться эффективностью перераспределения средств в экономике с поправкой на существенное повышение комфортности условий ведения бизнеса. Однако именно эта «поправочная» часть новой фискальной реальности остается в настоящее время наиболее неопределенной, при том, что на макродинамике она могла бы позитивно отразиться уже во второй половине 2025 года. По сути речь идет о существенном укреплении стимулирующих функций налогово-бюджетной политики, от чего напрямую будет зависеть достижение национальных целей-2030.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.