Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Президентом Словакии избран Петер Пеллегрини, политический союзник премьер-министра Роберта Фицо. Таким образом Фицо полностью доминирует в словацкой политике, что укрепляет его позиции и внутри страны, и в отношениях с Евросоюзом и НАТО.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Выборы

27.04.2024 | Политком.RU

Президентские выборы в Словакии

Президентские выборы в СловакииПрезидентом Словакии избран Петер Пеллегрини, политический союзник премьер-министра Роберта Фицо. Таким образом Фицо полностью доминирует в словацкой политике, что укрепляет его позиции и внутри страны, и в отношениях с Евросоюзом и НАТО.

Парламентский реванш

30 сентября 2023 года в Словакии прошли парламентские выборы. На них партия «Курс» («Смер») Роберта Фицо взяла реванш за поражение 2020 года, когда она потеряла власть.

Особенностью «Курса» является персоналистский характер и высокая степень эластичности. Партия была создана в 1999 году Фицо, который тогда позиционировал себя как социал-демократ. В 2006 году «Курс» победил на парламентских выборах, и Фицо впервые стал премьером в коалиции с популистами и правой Словацкой национальной партией. Сам «Курс» эволюционировал от декларируемого социал-демократизма к своеобразному синтезу левых идей, популизма и евроскептицизма. При этом членство «Курса» в Партии европейских социалистов, объединяющих социал-демократические политические силы в Европарламенте, было временно приостановлено из-за коалиции с националистами, но затем восстановлено.

На очередных выборах в 2010-м «Курс» снова занял первое место, но не смог сформировать правительственную коалицию, и к власти пришли правоцентристские силы. Однако новая коалиция оказалась неустойчивой, и уже в 2012 году прошли досрочные выборы, на которых Фицо вернулся к власти, сформировав однопартийный кабинет (Словацкая национальная партия тогда в парламент не прошла). В 2016-м поддержка партии упала, но ей удалось сформировать коалицию с участием все тех же националистов (вернувшихся в парламент) и двух миноритарных партий.

Но уж в 2018 году разразился скандал. После громкого убийства журналиста Яна Куцяка, расследовавшего коррупционные дела, и его подруги Фицо под давлением массовых протестов был вынужден уйти в отставку. Но коалиция сохранилась до очередных выборов 2020 года – правительство возглавил Пеллегрини, который тогда входил в состав «Курса».

В 2019 году «Курс» проиграл президентские выборы – главой государства была избрана представительница либеральной партии «Прогрессивная Словакия» Зузана Чапутова, выступавшая под лозунгами политического обновления и борьбы с коррупцией. В 2020 году «Курс» проиграл и парламентские выборы, после чего Пеллегрини вышел из «Курса», основав свою партию «Голос».

Но «Прогрессивная Словакия», добившаяся триумфа в 2019-м, неожиданно не преодолела избирательного барьера. Пришедшая к власти коалиция во главе с популистской политической силой «Обычные люди и друзья» оказалось неустойчивой – повторилась ситуация 2010-2012 годов, когда противники Фицо не смогли сформировать стабильный дееспособный кабинет. Коалиция постоянно находилось под угрозой распада и только с помощью многочисленных компромиссов (в том числе кадровых – в 2021 году с поста премьера был вынужден уйти основатель и лидер «Обычных людей» Игорь Матович) продержалось до конца 2022 года. Новую коалицию сформировать не удалось, и после отставки правительства был сформирован технический кабинет, занявшийся подготовкой досрочных выборов. К этому моменту скандалы вокруг Фицо утихли (тем более, что не удалось доказать его личную причастность к коррупции), а он, будучи в оппозиции, набирал очки за счет критики политики правительства, в том числе в вопросе борьбы с ковидом.

Выборы 2023 года показали, что Словакия по электоральному поведению стала похожа на ряд центральноевропейских стран (например, на Чехию и Венгрию).

Электоральная картина напомнила чешские президентские выборы 2013 года, где за либерала и европейца Карела Шварценберга голосовали крупнейшие города, включая Прагу, а за евроскептика Милоша Земана – остальная Чехия. Можно вспомнить и парламентские выборы 2022 года в Венгрии, где партия Виктора Орбана уверенно победила, даже проиграв в Будапеште. Тот же раскол «центр-периферия» оказался свойственен и Словакии.

На выборах в Словакии в 2020 году главными конкурентами были два ярко выраженных популистских проекта: антикоррупционный популизм Матовича вытеснил по всей стране популизм партии Фицо, замешанной в скандалах. В 2023 году крупнейшие города – Братислава и Кошице – проголосовали за прошедшую на этот раз в парламент «Прогрессивную Словакию», получившую 17% голосов (второе место). А провинция поддержала партии Фицо (23%) и в существенно меньшей степени Пеллегрини (14% - третье место).

«Обычные люди и друзья» пришли к финишу четвертыми, но резко уменьшили свой результат (с 25 до 9%). Избиратели возложили на эту партию ответственность за неудачи правительственной коалиции. А либеральная партия «Свобода и солидарность», бывшая миноритарным участником коалиции, осталась при своих 6% (шестое место). Обычная проблема миноритариев – неспособность реализовать собственную программу и, как следствие, разочарование избирателей. Но в данном случае партия вовремя вышла из коалиции, по сути, обвалив правительство – поэтому ее избиратели сочли, что она осталась верна своим принципам, и снова за нее проголосовали.

Пятое место получило умеренно-консервативное Христианско-демократическое движение (6,8%), в 2020 году не прошедшее в парламент.

Наиболее вероятным сценарием новой коалиции сразу после выборов назывался тройственный альянс -«Курс» Фицо, «Голос» Пеллегрини и старые партнеры Фицо – националисты из Словацкой национальной партии (5%, седьмое место). Формирование правительства превратится в прагматичный торг между двумя бывшими премьерами, который привел к разделу портфелей. Из ключевых портфелей «Курс», кроме должности премьера для Фицо, получил МИД, Минобороны, Минфин, Минюст. «Голосу» достались МВД и Минэкономики. Националисты получили три второстепенных портфеля (культура, спорт, охрана окружающей среды), но из них «идеологический» пост министра культуры является для партии политически важным.

Но ключевым элементом договоренностей была политическая судьба Пеллегрини. Он не только стал председателем Национального совета (парламента) Словакии, но, по договоренности с Фицо его кандидатура была выдвинута на президентских выборах 2024 года. Таким образом в случае победы он становился главой государства, а при поражении оставался спикером.

После сформирования коалиции с националистами членство «Курса» в Европейской партии социалистов было вновь приостановлено. Можно провести аналогию не только с приостановкой членства в 2006 году, но и решением другой панъевропейской политической силы – Европейской народной партии (ЕНП), которая в 2019 году приостановила членство правящей венгерской партии «Фидес» Виктора Орбана (в 2021 году «Фидес» вышла из ЕНП). Сейчас речь идет о более серьезных процессах, чем в нулевые годы – сейчас две основные мейнстримные панъевропейские партии вытесняют венгерских и словацких евроскептиков, которые, в свою очередь, сблизились друг с другом – несмотря на «правизну» Орбана и изначальную «левизну» Фицо.

Президентские выборы: первый тур

По итогам первого тура выборов наибольшее число голосов получили Словакии бывший глава МИДа страны Иван Корчок и Пеллегрини. Корчок выдвигался в качестве независимого кандидата, но в реальности представлял правоцентристскую коалицию партий, являющуюся основной альтернативой правительству Фицо. В ее состав вошли три парламентские партии, «Прогрессивная Словакия», «Свобода и справедливость» и Христианско-демократическое движение.

Фактически выборы уже в первом туре приобрели биполярный характер. Корчок – либерал и еврооптимист, Пеллегрини – «национально ориентированный» левоцентрист и евроскептик. Корчок выступает за максимальную поддержку Украины, Пеллегрини – за переговоры между участниками конфликта. Корчок подавал в отставку в знак протеста против закупки Словакией российской вакцины «Спутник V», но вернулся на пост министра иностранных дел в следующем кабинете, который не нес ответственности за эту акцию.

Перед выборами большинство опросов давали в первом туре некоторое преимущество Пеллегрини, а оставшиеся – минимальное превосходство Корчока. Однако Корчок смог довольно существенно обойти своего конкурента – в соотношении 42,5 к 37% голосов. Он удачно провел избирательную кампанию, в том числе за счет консолидации вокруг него проевропейских сил. Он использовал и опасения немалой части общества, что получив «своего» президента, Фицо будет полностью доминировать в словацкой политике без каких-либо противовесов. Если победа Корчока в Братиславе (и несколько меньшая по масштабам – в Кошице) прогнозировалась заранее, то в первом туре он выступил лучше, чем ожидалось, в глубинке, позиционируя себя как главная альтернатива Фицо, в том числе среди разочарованных сторонников правительственной коалиции.

Явка в первом туре составила 51,9% - чуть больше, чем в первом туре 2019 года (48,7%). Таким образом повышенной мобилизации не произошло – на выборы пришли избиратели, которые привыкли голосовать, тогда как абсентеисты также по привычке остались дома. Сравнительно невысокая явка на словацких президентских выборах в немалой степени связана со сравнительно невысокой ролью президента в политической системе – основными властными прерогативами в рамках «премьер-президентской» республики обладает глава правительства.

Третье место было у бывшего министра юстиции Штефана Харабина, он получил 11,79%. Харабин – консерватор и националист, еще больший евроскептик, чем Пеллегрини. Если Пеллегрини считают «условно пророссийским» кандидатом, то Харабин открыто симпатизирует России, обещал совершить свой первый визит в Москву и вывести Словакию из НАТО. Впрочем, реальных шансов на выход во второй тур у него не было, так что эта программа носила сугубо пропагандистский характер. Так что оставалась интрига – проголосуют ли избиратели Харабина за Пеллегрини (Корчок был им явно чужд) или в большинстве своем проигнорируют второй тур – в последнем случае у Корчока появлялись шансы на победу.

Президентские выборы: второй тур

Второй тур состоялся 6 апреля. Словакия – страна католическая (55,5% граждан во время переписи 2021 года заявили, что исповедуют католицизм, 23% назвали себя атеистами), выборы проходят в субботу, чтобы в воскресенье избиратели пошли в церковь, не обременяя себя политическими заботами. Во втором туре победил Пеллегрини с 53,12% голосов, тогда как Корчок получил лишь 46,88%. Но самым примечательным фактором была явка.

Во втором туре 2019 года на выборы пришли 41,8% избирателей. Это было связано как с обычным для вторых туров отказом от участия немалой части сторонников выбывших кандидатов, так и с представлением о предрешенности результата выборов (Чапутова тогда не только получила 40% в первом туре, но и более чем в два раза обошла кандидата от «Курса»). Во втором туре 2024 года участвовали 61,1% избирателей – на 9 пунктов больше, чем в первом туре. Это был абсолютный рекорд для словацких президентских выборов за последние четверть века – лишь в 1999 году в выборах (как в первом, так и во втором турах) участвовали 73-75%.

В 1999 году состоялись, пожалуй, самые драматичные выборы в современной словацкой истории, на которых потерпел поражение бывший премьер Владимир Мечьяр – главная фигура в политике страны 1990-х годов, лидер с авторитарными тенденциями, который считался основным препятствием для вступления страны в Евросоюз. Именно поражения Мечьяра тогда фактически открыло дорогу Словакии в НАТО и ЕС – в обе организации ее приняли в 2004 году. Так что в 1999-м речь шла о «выборе судьбы», чего не было в 2024-м, когда Словакия при всем евроскептицизме Фицо уже укоренилась и в НАТО, и в ЕС (ни Фицо, ни Пеллегрини не выступают за выход из этих организаций).

Теперь же Фицо (а за ним и Пеллегрини) смог максимально драматизировать сценарий выборов, повысив «цену вопроса» с помощью акцентирования внимания на двух дихотомиях.

Первая – Европа или национальная идея. Здесь Пеллегрини выступал в роли защитника национальных ценностей, причем не только от евробюрократов из Брюсселя, но и от куда более близких к Братиславе проевропейских политиков, находящихся у власти в соседней Чехии. Тема чешского влияния на словацкую политику исторически непроста и стала одной из главных причин «развода» Чехии и Словакии в 1992 году. И сейчас Пеллегрини и Фицо выступают в роли патриотов, защищающих национальную идентичность, хотя и не собирающихся выходить ни из ЕС, ни из НАТО. В рамках «Вышеградской четверки» Словакия дистанцируется от либеральной Праги и явно сближается с евроскептической консервативной Венгрией.

Вторая дихотомия – «война или мир». И здесь Пеллегрини выступил против военной помощи Украине и за скорейшие мирные переговоры. Фицо перед голосованием назвал Корчока «разжигателем войны, который без колебаний поддержит все, что ему скажут на Западе». Характерно, что максимальную поддержку Пеллегрини получил на востоке страны, в районах, граничащих с Украиной. Многие люди там напуганы перспективой военных действий, в том числе после того, как с подачи президента Франции Эммануэля Макрона тема возможного непосредственного участия западных стран в конфликте на Украине стала обсуждаемой. Результаты голосования в приграничных районах за Пеллегрини: Собранце – 77%, Снина – 75%, Михаловце – 70%, Требишов – 68,5%.

Таким образом явка во втором туре президентских выборов приблизилась к парламентским 2023 года, когда она составила 68,4%, что стало успехом Фицо. В свою очередь, мощная мобилизация за Корчока была в Братиславе, где он получил 69% при рекордной 71%-ной явке. Проевропейские модернистские избиратели хотели получить противовес Фицо в виде президента, полномочия которого хотя и ограничены, но все же не являются полностью номинальными (тем более, что он избирается на прямых выборах). Во втором по величине городе, Кошице, Корчок получил 60%. Но резко повысившаяся «провинциальная» явка привела к тому, что в расколе «центр-периферия» победила последняя.

Отметим, что население Словакии составляет 5,4 млн человек, тогда как в Братиславе проживает около 430 тысяч, в Кошице – 230 тысяч. Таким образом если политическим центром страны является столица, то судьбу выборов решают голоса периферии. В 2019 году неприятие правления Фицо привело к тому, что периферия пошла за столицей, тогда как в 2023-2024 году разочарование в альтернативах этому политику и страх перед вовлеченностью в военные действия привели к обратному результату (отметим, что Братислава находится на западе страны, далеко от украинской границы).

Словакия и Европа

Перед парламентскими выборами Фицо обещал отказать Украине в поддержке, сосредоточившись на решении внутренних задач. Уже в начале ноября 2023 года, через несколько дней после формирования кабинета Фицо, правительство Словакии не одобрило отправку Украине военной помощи на более 40 млн евро, которую предложил прошлый кабинет министров (а с начала конфликта на Украине республика отправила Киеву оружие, боеприпасы и технику на 671 млн евро). С тех пор военная помощь прекращена, хотя оказывается гуманитарная, но в крайне ограниченных, символических масштабах.

В конце ноября 2023 года глава МИД республики Юрай Бланар, желая компенсировать неблагоприятный для Словакии эффект в отношениях с Евросоюзом от прекращения военной помощи, заявил, что Словакия сформировала для Украины пакет гуманитарной помощи на 170 тысяч евро, чтобы помочь подготовиться к зиме. В январе 2024 года МВД Словакии сообщило о намерении отправить Украине очередную партию гуманитарной помощи размером 203,5 тысячи евро (обогреватели, одежда, продукты и аптечки).

В апреле 2024 года Фицо заявил, что Словакия заинтересована в хороших отношениях с Россией и выразил надежду на «стандартизацию» отношений с Москвой, хотя и после завершения украинского конфликта. При этом премьер добавил, что Братислава также стремится к нормальным отношениям с Киевом, несмотря на то что выступает против разрешения конфликта военным путем и не поддерживает вступление Украины в НАТО.

Победу Фицо на парламентских выборах предсказуемо приветствовал Виктор Орбан. Успех Пеллегрини также является хорошей новостью для Орбана. При этом в условиях жесткого противостояния с Россией и украинского конфликта в Евросоюзе куда болезненнее, чем ранее относятся к евроскептикам, находящимся у власти и продолжающим подчеркивать свой евроскептицизм (есть и обратные примеры – эволюция Джорджи Мелони после ее прихода на пост премьера Италии). Впрочем, и Венгрия при Орбане маневрирует – например, голосуя, хотя и с оговорками, за все принятые пакеты санкций Евросоюза в отношении России.

За последний по времени пакет санкций проголосовала и Словакия уже при Фицо, хотя премьер и выразил свой скепсис: санкции против РФ, по его мнению, неэффективны, но, по его словам, он не обязательно будет отвергать их все, его позиция будет зависеть исключительно от национальных интересов Словакии. Так что и Словакия маневрирует в своих отношениях с ЕС – тем более, что критикуя бюрократию Евросоюза, Фицо никогда не забывал о финансовой зависимости своей страны от объединенной Европы.

Фото: Фотобанк Фотодженика

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net