Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.07.2024 | Марина Войтенко
Рост промвыпуска – особенности контекста
По данным Росстата, рост производства в мае ускорился до 5,3% г/г после 3,9% г/г в апреле, оказавшись сильнее ожиданий макроаналитиков (по опросу «Интерфакса») в 2,9% г/г. За пять месяцев текущего года промвыпуск прибавил 5,2% г/г. Впечатляет и майская динамика с исключением сезонного и календарного факторов – +2,0% м/м после -0,1% м/м в апреле. В добывающем секторе в последний месяц весны производство снизилось на 0,3% г/г (в апреле – на 1,7% г/г), но в целом с начала года показало рост на 0,2%. В обработке эти же показатели в годовом выражении оказались существенно выше – 9,1%, 8,3% и 8,8% соответственно. В 2024 году Минэкономразвития прогнозирует увеличение промвыпуска на 2,5% г/г, в том числе в обрабатывающих отраслях на уровне 4%. Ожидания у экспертов в среднем в 1,5 раза выше. Тем не менее повышательная траектория может оказаться и более пологой в силу непростых макроэкономических обстоятельств и сохраняющейся неопределенности будущих регулятивных стимулов.
В комментариях деловых СМИ отмечается, что майский скачок промышленности в немалой степени обусловлен динамикой отраслей, связанных с ОПК. Так, производство готовых металлических изделий в мае выросло на 55,9% г/г после 24,5% г/г месяцем ранее; выпуск компьютеров, электронных и оптических изделий – на 27,5% г/г, производство прочих транспортных средств, включая авиационную технику, судостроение, – на 20,9% г/г.
Значимый прирост промвыпуска, однако, показывают и другие отрасли: пищепром – 7,9% г/г, химпром – 5,1% г/г, производство текстильных изделий – 9,0% г/г, лекарственных средств и препаратов – 11,4%. Заметим, что в отличие от Росстата эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) оценивают сезонно и календарно очищенный майский рост промвыпуска несколько скромнее – 1,4% м/м. Основной вклад внесли: производство металлоизделий – 0,56 п.п.; увеличение добычи полезных ископаемых – 0,38 п.п.; продолжающийся второй месяц кряду восстановительный рост в нефтепереработке – 0,21 п.п. Рост производства, впрочем, не носит фронтального характера. Среди сокративших его объем в мае, например, оказались: производство машин и оборудования; деревопереработка, автопром, пошив одежды и добыча угля.
Траектория динамики промышленности во втором полугодии будет существенным образом определяться общим макроэкономическим контекстом. Причем конъюнктурные опросы продолжают указывать на его неоднозначность. В ИНП РАН в июне зафиксировали снижение оптимизма до уровня 17-месячного минимума, при этом индекс прогнозов остался на майских значениях, худших с 2023 года. Ожидания роста спроса, выпуска и занятости снизились, хотя их выборка осталась все же несколько выше предположении о значимом сокращении. При этом намерения привлекать новых сотрудников стабилизировались пятый месяц подряд в узком интервале плюс 11-14 пунктов, впрочем, при меньшей готовности повышать зарплаты.
Заметим, что их рост, согласно, например, данным июньского мониторинга предприятий на основе опросов ЦБ РФ, остается одним из главных факторов роста издержек наряду с повышением цен на сырье, комплектующие и материалы, моторное топливо и, конечно, машины и оборудование. На этом фоне, что не удивительно, в Центробанке констатируют повышение ценовых ожиданий промышленников (чему способствует также и снижение оценок текущего и будущего спроса на горизонте трех месяцев – прим. авт.). Средний ожидаемый темп прироста цен в ближайшие три месяца в июне-2024 составил в пересчете на год 5,4% (+0,5 п.п. м/м; + 2,0 п.п. г/г).
Сохраняющееся инфляционное давление (эксперты в среднем ожидают, что годовой темп роста цен в декабре-2024 не опустится ниже 5,5%, но и не превысит 6,2% – прим. авт.) вызывает все больше вопросов относительно траектории вложений в основной капитал. В первом квартале их темп составил 14,8% г/г. При этом 42,3% всего объема в 4,85 трлн рублей пришлись на долю промышленности: 22,5% – добычи; 19,8% – обработки. Во втором квартале, судя по предварительным оценкам, темпы замедлились. В Минэкономразвития отмечают сокращение импорта инвестиционных товаров. В ЦБ РФ констатируют снижение входящих финансовых потоков в отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос. В мае их прирост по отношению к среднему значению первого квартала притормозил до +0,5% с +6,8% в апреле.
Прогноз-2024 динамики инвестиций к Минэкономразвития выглядит очень умеренно – всего 2,3% г/г. Оценки экспертов выше – до 3,7-4,5%. Важнейшим условием выхода на эту планку, а возможно, и выше является растущий объем сальдированного финансового результата компаний (из него в первом квартале финансировалось 62% всех капвложений). В январе-апреле он увеличился на 113,8% (справочно: в январе-феврале – на 116,1% г/г). Заметим, что на траектории показателя сказывается эффект низкой базы. В 2023 году в эти месяцы нарастало отставание к 2022-му – с 80,5% г/г до 75,6% г/г. В апреле, кстати, сальдированный финансовый результат поднялся на 17,8% г/г. Тем не менее обращает на себя внимание поотраслевая неоднородность динамики прибыли: за четыре месяца с начала года в добыче она увеличилась в 1,58 раза, в обработке – лишь на 4,6%. Именно для этой группы отраслей модернизация налога на прибыль имеет принципиальное значение, а будущая динамика капвложений существенным образом будет зависеть от детализации федерального инвествычета и других стабильных и понятных регулятивных стимулов.
Как показала дискуссия (24 июня) на заседании экспертного совета комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, по всем этим вопросам сохраняется несовпадение подходов бизнеса и профильных министерств. Поводом стал подготовленный Минэкономразвития проект постановления правительства о порядке применения федерального вычета по налогу на прибыль.
Как известно, в общих чертах механизм федерального вычета на инвестиции был прописан в масштабных поправках в Налоговый кодекс, внесенных правительством в Госдуму в начале июня. Согласно им, размер вычета не может превышать 50% расходов на основные средства/нематериальные активы. Возвращаться инвестору может не более 5 п.п. федеральной части налога на прибыль (из 8% в 2025–2030 годах, 7% после). Вычет уменьшает непосредственно сумму налога (не налоговую базу). Решение об использовании вычета организации должны отражать в учетной политике, а иностранным компаниям, участникам соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), кредитным организациям и производителям подакцизных товаров льгота будет недоступна.
Согласно предложениям Минэкономразвития, основные параметры нового механизма сводятся к следующему:
· Вычет будет доступен только «проектам технологического суверенитета». Размер федерального вычета в текущий налоговый период составит не более 25% от суммы инвестиционных расходов. Таким образом, проектом постановления в два раза снижается предельный размер компенсации относительно проекта федерального закона.
· Сумма налога на прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет, может быть снижена до нуля благодаря вычету. Минэкономразвития предлагает обеспечить возможность компенсации бизнесу всех 8-ми или 7-ми п.п. уплачиваемого в федеральный бюджет налога на прибыль. Таким образом МЭР предлагает скорректировать налоговый законопроект, текущая редакция которого предполагает возможность возврата не более 5-ти п.п. налога на прибыль.
· Выбрать вычет, превышающий сумму налога к уплате, можно в течение пяти лет.
· Минимальный срок использования основных средств, на которые получен вычет, – пять лет. Пи этом если срок фактического использования окажется меньше пяти лет в результате продажи или выбытия, компании необходимо будет доплатить в бюджет налог (с учетом пеней), не уплаченный в связи с применением вычета в отношении указанного объекта основных средств, следует из документа.
· Отказаться от права применения вычета можно будет только через три года. Чтобы начать использование вычета, компании необходимо внести соответствующие изменения в учетную политику. Возможность применять вычет станет доступна с начала налогового периода, следующего за календарным годом, в котором было принято решение.
Возражения бизнеса ожидаемо касаются ограничения применения инвествычета лишь проектам технологического суверенитета и структурной адаптации. По мнению главы РСПП Александра Шохина, это важный, но крайне узкий перечень. Не согласны бизнес-объединения и с 25%-й планкой по объему инвестиций, в том числе в связи неясностью как применять ускоренную амортизацию к 75%-м, остающимся «за бортом» льготы. В «Деловой России» считают, что гораздо больший эффект даст универсализация вычета с его применением для максимально большого числа отраслей, а для участников СЗПК к вложениям, не касающимся предмета соглашений. В РСПП также увидели риски приостановки инвестпроектов на сумму до 1 трлн рублей на горизонте 2030 года в связи с повышением НДПИ и акцизов на газ, предложив в качестве компромисса как минимум стабильность налоговой нагрузки для уже начатых проектов.
Сближение позиций остается возможным, но процесс складывается непросто. В Минфине в принципе согласились с распространением федерального инвествычета на перечень стратегических отраслей экономики, которые нужно определить совместно с бизнесом. Будет продолжена работа над устранением неясности по вопросам амортизации. В то же время правительственные финансисты не готовы обсуждать поэтапную отмену 50%-го ограничения на перенос убытков прошлых лет, так как это снизит «существенный ресурс» для региональных бюджетов. По сути на осень перенесено и отражение базовых принципов федерального инвествычета в Налоговом кодексе, а всей конкретике (по аналогии со специальными инвестиционными контрактами) в законе «О промышленной политике». Что же в итоге будет учтено из состоявшейся дискуссии ко второму чтению налогового пакета покажет голосование по нему, ожидаемое 4 июля.
В публичном обороте уже появились первые экспертные оценки макроэкономических последствий фискальной модернизации. В ЦМАКП полагают, что она приведет к совокупному приросту ВВП в 2025-2027 годах на 1 п.п. (по 0,35 п.п. в год), дополнительному увеличению реальных зарплат на 1,6 п.п., реальных располагаемых доходов населения на 0,1 п.п. и потребления на 0,2 п.п. При этом накопленное уменьшение темпа прироста инвестиций в этот период составит 1,2 п.п. (примерно по 0,4 п.п. в год), при том, что госрасходы на инфраструктуру компенсируют три четверти выбытия частных инвестиций.
Общая предпосылка такого сценария – полное возвращение в экономику через бюджетные траты средств, полученных от повышения налогов. Если этого добиться не удастся, то накопленное торможение инвестиций будет более выраженным, что скажется соответственно и на динамике промвыпуска. Кроме того, принципиальными для его стабильного развития остаются приближение инфляции к цели, позволяющее ослабить монетарную жесткость (ее следствием стало, например, снижение корпоративного кредитования с 1,9% м/м в апреле до 1,7% м/м в мае) и контроль за бюджетным дефицитом. Ключевой проблемой остается и адекватный ответ регуляторов на запрос бизнеса по поводу мер, снижающих дефицит кадров и стимулирующих инвестактивность. Он только складывается, хотя уже ясно, что немалая часть пожеланий предпринимательского класса в своей реализации переходит на следующие годы.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.