Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

04.07.2024 | Марина Войтенко

Рост промвыпуска – особенности контекста

Марина ВойтенкоПо данным Росстата, рост производства в мае ускорился до 5,3% г/г после 3,9% г/г в апреле, оказавшись сильнее ожиданий макроаналитиков (по опросу «Интерфакса») в 2,9% г/г. За пять месяцев текущего года промвыпуск прибавил 5,2% г/г. Впечатляет и майская динамика с исключением сезонного и календарного факторов – +2,0% м/м после -0,1% м/м в апреле. В добывающем секторе в последний месяц весны производство снизилось на 0,3% г/г (в апреле – на 1,7% г/г), но в целом с начала года показало рост на 0,2%. В обработке эти же показатели в годовом выражении оказались существенно выше – 9,1%, 8,3% и 8,8% соответственно. В 2024 году Минэкономразвития прогнозирует увеличение промвыпуска на 2,5% г/г, в том числе в обрабатывающих отраслях на уровне 4%. Ожидания у экспертов в среднем в 1,5 раза выше. Тем не менее повышательная траектория может оказаться и более пологой в силу непростых макроэкономических обстоятельств и сохраняющейся неопределенности будущих регулятивных стимулов.

В комментариях деловых СМИ отмечается, что майский скачок промышленности в немалой степени обусловлен динамикой отраслей, связанных с ОПК. Так, производство готовых металлических изделий в мае выросло на 55,9% г/г после 24,5% г/г месяцем ранее; выпуск компьютеров, электронных и оптических изделий – на 27,5% г/г, производство прочих транспортных средств, включая авиационную технику, судостроение, – на 20,9% г/г.

Значимый прирост промвыпуска, однако, показывают и другие отрасли: пищепром – 7,9% г/г, химпром – 5,1% г/г, производство текстильных изделий – 9,0% г/г, лекарственных средств и препаратов – 11,4%. Заметим, что в отличие от Росстата эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) оценивают сезонно и календарно очищенный майский рост промвыпуска несколько скромнее – 1,4% м/м. Основной вклад внесли: производство металлоизделий – 0,56 п.п.; увеличение добычи полезных ископаемых – 0,38 п.п.; продолжающийся второй месяц кряду восстановительный рост в нефтепереработке – 0,21 п.п. Рост производства, впрочем, не носит фронтального характера. Среди сокративших его объем в мае, например, оказались: производство машин и оборудования; деревопереработка, автопром, пошив одежды и добыча угля.

Траектория динамики промышленности во втором полугодии будет существенным образом определяться общим макроэкономическим контекстом. Причем конъюнктурные опросы продолжают указывать на его неоднозначность. В ИНП РАН в июне зафиксировали снижение оптимизма до уровня 17-месячного минимума, при этом индекс прогнозов остался на майских значениях, худших с 2023 года. Ожидания роста спроса, выпуска и занятости снизились, хотя их выборка осталась все же несколько выше предположении о значимом сокращении. При этом намерения привлекать новых сотрудников стабилизировались пятый месяц подряд в узком интервале плюс 11-14 пунктов, впрочем, при меньшей готовности повышать зарплаты.

Заметим, что их рост, согласно, например, данным июньского мониторинга предприятий на основе опросов ЦБ РФ, остается одним из главных факторов роста издержек наряду с повышением цен на сырье, комплектующие и материалы, моторное топливо и, конечно, машины и оборудование. На этом фоне, что не удивительно, в Центробанке констатируют повышение ценовых ожиданий промышленников (чему способствует также и снижение оценок текущего и будущего спроса на горизонте трех месяцев – прим. авт.). Средний ожидаемый темп прироста цен в ближайшие три месяца в июне-2024 составил в пересчете на год 5,4% (+0,5 п.п. м/м; + 2,0 п.п. г/г).

Сохраняющееся инфляционное давление (эксперты в среднем ожидают, что годовой темп роста цен в декабре-2024 не опустится ниже 5,5%, но и не превысит 6,2% – прим. авт.) вызывает все больше вопросов относительно траектории вложений в основной капитал. В первом квартале их темп составил 14,8% г/г. При этом 42,3% всего объема в 4,85 трлн рублей пришлись на долю промышленности: 22,5% – добычи; 19,8% – обработки. Во втором квартале, судя по предварительным оценкам, темпы замедлились. В Минэкономразвития отмечают сокращение импорта инвестиционных товаров. В ЦБ РФ констатируют снижение входящих финансовых потоков в отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос. В мае их прирост по отношению к среднему значению первого квартала притормозил до +0,5% с +6,8% в апреле.

Прогноз-2024 динамики инвестиций к Минэкономразвития выглядит очень умеренно – всего 2,3% г/г. Оценки экспертов выше – до 3,7-4,5%. Важнейшим условием выхода на эту планку, а возможно, и выше является растущий объем сальдированного финансового результата компаний (из него в первом квартале финансировалось 62% всех капвложений). В январе-апреле он увеличился на 113,8% (справочно: в январе-феврале – на 116,1% г/г). Заметим, что на траектории показателя сказывается эффект низкой базы. В 2023 году в эти месяцы нарастало отставание к 2022-му – с 80,5% г/г до 75,6% г/г. В апреле, кстати, сальдированный финансовый результат поднялся на 17,8% г/г. Тем не менее обращает на себя внимание поотраслевая неоднородность динамики прибыли: за четыре месяца с начала года в добыче она увеличилась в 1,58 раза, в обработке – лишь на 4,6%. Именно для этой группы отраслей модернизация налога на прибыль имеет принципиальное значение, а будущая динамика капвложений существенным образом будет зависеть от детализации федерального инвествычета и других стабильных и понятных регулятивных стимулов.

Как показала дискуссия (24 июня) на заседании экспертного совета комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, по всем этим вопросам сохраняется несовпадение подходов бизнеса и профильных министерств. Поводом стал подготовленный Минэкономразвития проект постановления правительства о порядке применения федерального вычета по налогу на прибыль.

Как известно, в общих чертах механизм федерального вычета на инвестиции был прописан в масштабных поправках в Налоговый кодекс, внесенных правительством в Госдуму в начале июня. Согласно им, размер вычета не может превышать 50% расходов на основные средства/нематериальные активы. Возвращаться инвестору может не более 5 п.п. федеральной части налога на прибыль (из 8% в 2025–2030 годах, 7% после). Вычет уменьшает непосредственно сумму налога (не налоговую базу). Решение об использовании вычета организации должны отражать в учетной политике, а иностранным компаниям, участникам соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), кредитным организациям и производителям подакцизных товаров льгота будет недоступна.

Согласно предложениям Минэкономразвития, основные параметры нового механизма сводятся к следующему:

· Вычет будет доступен только «проектам технологического суверенитета». Размер федерального вычета в текущий налоговый период составит не более 25% от суммы инвестиционных расходов. Таким образом, проектом постановления в два раза снижается предельный размер компенсации относительно проекта федерального закона.

· Сумма налога на прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет, может быть снижена до нуля благодаря вычету. Минэкономразвития предлагает обеспечить возможность компенсации бизнесу всех 8-ми или 7-ми п.п. уплачиваемого в федеральный бюджет налога на прибыль. Таким образом МЭР предлагает скорректировать налоговый законопроект, текущая редакция которого предполагает возможность возврата не более 5-ти п.п. налога на прибыль.

· Выбрать вычет, превышающий сумму налога к уплате, можно в течение пяти лет.

· Минимальный срок использования основных средств, на которые получен вычет, – пять лет. Пи этом если срок фактического использования окажется меньше пяти лет в результате продажи или выбытия, компании необходимо будет доплатить в бюджет налог (с учетом пеней), не уплаченный в связи с применением вычета в отношении указанного объекта основных средств, следует из документа.

· Отказаться от права применения вычета можно будет только через три года. Чтобы начать использование вычета, компании необходимо внести соответствующие изменения в учетную политику. Возможность применять вычет станет доступна с начала налогового периода, следующего за календарным годом, в котором было принято решение.

Возражения бизнеса ожидаемо касаются ограничения применения инвествычета лишь проектам технологического суверенитета и структурной адаптации. По мнению главы РСПП Александра Шохина, это важный, но крайне узкий перечень. Не согласны бизнес-объединения и с 25%-й планкой по объему инвестиций, в том числе в связи неясностью как применять ускоренную амортизацию к 75%-м, остающимся «за бортом» льготы. В «Деловой России» считают, что гораздо больший эффект даст универсализация вычета с его применением для максимально большого числа отраслей, а для участников СЗПК к вложениям, не касающимся предмета соглашений. В РСПП также увидели риски приостановки инвестпроектов на сумму до 1 трлн рублей на горизонте 2030 года в связи с повышением НДПИ и акцизов на газ, предложив в качестве компромисса как минимум стабильность налоговой нагрузки для уже начатых проектов.

Сближение позиций остается возможным, но процесс складывается непросто. В Минфине в принципе согласились с распространением федерального инвествычета на перечень стратегических отраслей экономики, которые нужно определить совместно с бизнесом. Будет продолжена работа над устранением неясности по вопросам амортизации. В то же время правительственные финансисты не готовы обсуждать поэтапную отмену 50%-го ограничения на перенос убытков прошлых лет, так как это снизит «существенный ресурс» для региональных бюджетов. По сути на осень перенесено и отражение базовых принципов федерального инвествычета в Налоговом кодексе, а всей конкретике (по аналогии со специальными инвестиционными контрактами) в законе «О промышленной политике». Что же в итоге будет учтено из состоявшейся дискуссии ко второму чтению налогового пакета покажет голосование по нему, ожидаемое 4 июля.

В публичном обороте уже появились первые экспертные оценки макроэкономических последствий фискальной модернизации. В ЦМАКП полагают, что она приведет к совокупному приросту ВВП в 2025-2027 годах на 1 п.п. (по 0,35 п.п. в год), дополнительному увеличению реальных зарплат на 1,6 п.п., реальных располагаемых доходов населения на 0,1 п.п. и потребления на 0,2 п.п. При этом накопленное уменьшение темпа прироста инвестиций в этот период составит 1,2 п.п. (примерно по 0,4 п.п. в год), при том, что госрасходы на инфраструктуру компенсируют три четверти выбытия частных инвестиций.

Общая предпосылка такого сценария – полное возвращение в экономику через бюджетные траты средств, полученных от повышения налогов. Если этого добиться не удастся, то накопленное торможение инвестиций будет более выраженным, что скажется соответственно и на динамике промвыпуска. Кроме того, принципиальными для его стабильного развития остаются приближение инфляции к цели, позволяющее ослабить монетарную жесткость (ее следствием стало, например, снижение корпоративного кредитования с 1,9% м/м в апреле до 1,7% м/м в мае) и контроль за бюджетным дефицитом. Ключевой проблемой остается и адекватный ответ регуляторов на запрос бизнеса по поводу мер, снижающих дефицит кадров и стимулирующих инвестактивность. Он только складывается, хотя уже ясно, что немалая часть пожеланий предпринимательского класса в своей реализации переходит на следующие годы.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net