Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

18.07.2024 | Марина Войтенко

Инвестстимулы – реальность и замысел

Марина ВойтенкоВ конце минувшей недели Президент РФ Владимир Путин подписал ряд законов, вводящих с 2025 года изменения в налоговую систему (прежде всего, переход к дифференцированной шкале НДФЛ в зависимости от размера и вида дохода, изменения ставок по рентным платежам, повышение с 20% до 25% налога на прибыль организаций, установление для муниципальных образований права вводить туристический налог), конкретизирующих Бюджетный кодекс, а также индексирующих акцизы и госпошлины и смягчающих условия по НДС для бизнесов, применяющих упрощенную систему налогообложения, и регулирующих последствия добровольного отказа от дробления компаний. Фискальная модернизация, таким образом, получила законодательное закрепление. Оставшиеся частные решения парламентарии, как ожидается, примут до конца текущего месяца.

Согласно прогнозам, повышение налогов может оказаться нейтральным для инфляции при позитивном вкладе в рост ВВП (до 1% в 2025-2027 годах) при условии, что все допдоходы в бюджет вернутся в экономику через госинвестиции, поддержку потребительского спроса кэшбеком по НДФЛ для малообеспеченных семей с детьми, повышение эффективности трат из казны в целом. Для частных инвестиций принципиальным остается повышение ставок налога на прибыль (в том числе до 5% в IT-секторе) и установление федерального вычета из него. Определение конкретных параметров последнего, впрочем, еще впереди.

Вычет не может превышать 50% от суммы расходов на первоначальную стоимость основного средства или амортизируемого нематериального актива. В законе прописаны категории налогоплательщиков, которые не имеют права применять федеральный инвестиционный налоговый вычет: иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ; участники СЗПК; банки; организации, осуществляющие производство подакцизных товаров. В законе также приводится закрытый перечень подакцизных товаров, при производстве которых нельзя будет использовать федеральный налоговый вычет. Под вычет не попадет: производство этилового спирта, спиртосодержащей продукции, лекарственных средств, спиртосодержащая продукция бытовой химии и парфюмерии, некоторые типы алкогольной продукции, табачная продукция, жидкости для электронных систем доставки никотина, производство сахаросодержащих напитков.

При продаже или ином выбытии основных средств или нематериальных активов ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию нужно будет восстановить налог, который не был уплачен из-за вычета. Исключение - случаи, когда выбытие объекта осуществлено после истечения срока его полезного использования.

Категории объектов основных средств и нематериальных активов, к которым применяется федеральный инвестиционный налоговый вычет, порядок и условия применения федерального инвестиционного налогового вычета, порядок определения величины федерального инвестиционного налогового вычета установит правительство.

Инвестактивность и все связанные с ней обстоятельства привлекают все больше внимания аналитиков, которые отмечают, что в высоких темпах роста капиталовложений (в первом квартале текущего года 9,8% г/г – прим. авт.) необходимо учитывать номинальный характер динамики, во многом обусловленный повышением цен на машины, оборудование и комплектующие. При этом ценовые ожидания предприятий растут уже третий месяц подряд, что оборачивается по сути стагнацией реальных вложений в основной капитал.

Вопросы вызывают направления и объем инвестиций в высокие технологии, обещающие прорыв в повышении производительности труда. Как правило такие проекты довольно затратны, а их окупаемость в немалой степени зависит от увеличения продаж на внешних рынках, что сталкивается с трудностями в текущих геополитических условиях. В правительстве серьезные надежды в плане роста инвестиций в принципе обосновано связывают с нацпроектами технологического суверенитета. В ЦБ РФ с этим согласны, но отмечают узость их перечня и невыстроенность системы регулятивных мер господдержки.

Премьер Михаил Мишустин 9 июля на форуме «Иннопром-2024» заявил о готовности кабмина работать над повышением доступности кредита в приоритетных отраслях в условиях ужесточения денежно-кредитной политики параллельно с допфинансированием действующих программ поддержки промышленности. Так, Фонд развития промышленности (предоставляет целевые займы под 3-5% годовых – прим. авт.) до 2030 года будет докапитализирован на 300 млрд рублей, что вдвое увеличит общий размер его лимитов. Льготные кредиты доступны в рамках заработавшего в прошлом году механизма кластерной инвестиционной платформы. Субсидирование процентных ставок уже позволило открыть банковское финансирование на 800 млрд рублей, используемое на инвестиционные цели. К 2030 году этот объем, как ожидается увеличится до 10 трлн рублей. В планах допфинансирование промышленной ипотеки, реализация инвестиций в рамках Фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ (объем проектов насчитывает более 2 трлн рублей), а также расширение действия государственно-частного партнерства на промышленный сектор (законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме) в целях «активного привлечения бизнеса к участию в проектах по созданию отечественных аналогов иностранных решений и запуску новых производств» (конструкторская документация уже готова для нескольких сотен критически важных комплектующих – прим. авт.).

Вместе с тем даже уже действующие меры государственного стимулирования инвестиций вызывают все больше вопросов об их достаточности и эффективности. 11 июля Счетная палата (СП) представила отчет именно об этом. Было проанализировано применение четырех инструментов: соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), специального инвестиционного контракта (СПИК), офсетного контракта (ОК) и инвестиционного налогового вычета (ИНВ). «Наличие большого количества инструментов (мер) поддержки, разработанных правительством и федеральными органами исполнительной власти, не приводит к их массовому внедрению в регионах, а ряд инструментов вовсе не реализуется в отдельных субъектах Российской Федерации», – отмечается в отчете СП.

В ходе анализа аудиторы установили, что инструменты поддержки капвложений используются лишь в 56 регионах, а в 29 субъектах «зафиксировано отсутствие реализации вышеуказанных инструментов». Большинство реализуемых мер поддержки сконцентрированы в 12 регионах – 235 из 378, или 62%.

Самой широко применяемой льготой является инвестиционный налоговый вычет, им воспользовались 224 предприятия во всех регионах страны. Остальные меры поддержки инвестактивности реализованы не во всех регионах, подчеркивают аудиторы. Всего за весь срок реализации по состоянию на осень 2023 года было заключено 78 СПИК, 61 СЗПК и 17 ОК. Эти данные подтверждаются и проведенными Счетной палатой интервью с представителями бизнеса: «Наиболее востребованным инструментом является ИНВ, а к СЗПК, СПИК и ОК зафиксирован низкий интерес предприятий».

Среди федеральных округов по количеству реализуемых инструментов лидирует Центральный федеральный округ. Это обусловлено концентрацией производительных сил основных видов экономической деятельности, поясняет Счетная палата. Меньше всего инструментов поддержки капвложений задействует бизнес в Северо-Кавказском федеральном округе.

В отраслевом разрезе в наибольшей степени охвачены государственной поддержкой стимулирования инвестиций обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, а также транспортировка и хранение. На их долю в общей сложности приходится 326 проектов поддержки инвестиций из 378, реализуемых по всей стране.

Аудиторы также обращают внимание на то, что почти 72% всех инвестиционных проектов в рамках рассматриваемых четырех инструментов реализуются на предприятиях обрабатывающей отрасли, составляющих около 0,11% общего количества организаций в обработке, что «указывает на низкую степень вовлеченности предприятий в использование инструментов стимулирования инвестиций».

В отчете СП подчеркивается, что количественный анализ показал статистически незначительное влияние рассмотренных мер господдержки на инвестактивность предприятий. Глубинное интервью с бизнесом выявило факты, когда расходы компаний на юридические и консалтинговые услуги для предоставления господдержки превышают размер полученных преференций.

По итогам анализа Счетная палата рекомендовала провести до 1 ноября 2024 года инвентаризацию мер стимулирования инвестиционной активности и по ее результатам проработать вопрос о создании единого реестра указанных мер во всех видах экономической деятельности, закрепить за определенным ФОИВ функцию мониторинга инвестиционной деятельности, провести сверку данных по видам экономической деятельности, заявленных предприятиями, в целях оценки потребности в господдержке. Также предложено проработать вопрос о создании единого информационно-сервисного цифрового ресурса по поддержке инвестиционных проектов бизнеса.

К настоящему времени все еще нет решений по детализации параметров федерального инвествычета из налога на прибыль кроме того, что они будут определяться гибким механизмом соответствующего правительственного постановления. В первой версии его проекта обсуждавшейся накануне рассмотрения в Госдуме пакета налоговых инициатив Минэкономразвития предлагало установить ставку вычета в 25% от суммы инвестиций общим объемом 300 млрд рублей в год, ограничив его применение только проектами технологического суверенитета. Бизнес выразил активное несогласие. По сообщениям деловых СМИ, в новой итерации при том же годовом объеме вычета предложены три варианта расширения адресности, но с более низкой ставкой.

Например, 15%, если он будет применяться только в обработке для частных инвестиций в 1,96 трлн рублей. Или 17% для вложений в объеме 1,76 трлн рублей в обрабатывающей промышленности (за исключением производства кокса и нефтепродуктов), гостиничном хозяйстве, общепите и НИР. Есть и третий вариант со ставкой в 9% при прогнозном объеме капвложений в 3,29 трлн рублей, где к обрабатывающему сектору добавлены добыча полезных ископаемых, кондиционирование воздуха, гостиницы, общепит, а также деятельность профессиональная, научная и техническая. В Минэкономразвития как к базовому вроде бы склоняются ко второму варианту.

Неопределенность выбора по ходу продолжающейся дискуссии с бизнес-ассоциациями, между тем, сохраняется. Причем на фоне первой с начала года корректировки экспертных прогнозов роста ВВП-2024 вниз на 0,1-0,2 п.п. и снижения ожиданий-2025 по его темпам в сравнении с текущим годом в 1,5-2 раза. Динамика инвестиций и эффективность их господдержки, однако, по-прежнему являются решающим условием стабильного развития экономики. Остается надеяться – осенью вопросов по поводу инвестстимулов станет несколько меньше.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net