Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.07.2024 | Марина Войтенко
Макропрогнозы в интерьере рисков
16 июля Международный валютный фонд представил скорректированный прогноз глобального роста в 2024-2027 годах и обновил оценки наблюдаемых рисков. Ожидания на текущий год в сравнении с апрельской версией не изменились – те же 3,2%. На следующий год стали немного выше – 3,3%. Тем не менее, как подчеркивает глава исследовательского департамента МВФ Пьер Оливье Гуринша, с середины весны-2024 в мировом хозяйстве произошли заметные изменения. Темпы экономического роста в странах с развитой экономикой продолжают сближаться: в США больше признаков охлаждения, в Еврозоне более уверенная макродинамика. Почти половина глобального роста приходится на Индию и Китай. Но перспектива ближайших лет – их замедление, равно как и в Азии в целом. При этом pax economica по-прежнему перегружена рисками: на замедление снижения инфляции и, видимо, более длительный период монетарной жесткости накладывается усиление неопределенности в экономической политике в целом, обусловленной ухудшением состояния государственных финансов (прежде всего, ростом госдолга) и напором протекционизма, запустившим механизм деградации многосторонней международной торговли. В Фонде сохранили прогнозы роста ВВП-2024 в РФ в 3,2%, но, учитывая контекст внешних и внутренних рисков, снизили его на 2025 год по сравнению с апрельской версией на 0,3 п.п. до 1,5%.
На осень в МВФ анонсировали очередной пересмотр прогнозов уже с учетом первого полугодия и начала третьего квартала (текущая версия основана главным образом на трендах первого квартала – прим. авт.). Тем не менее июльская версия весьма важна и актуальна, поскольку ясно отражает неоднородность глобальной макродинамики.
Прогноз роста экономик стран с формирующимся рынком и развивающихся стран в 2024-2025 годах Фонд повысил на 0,1 п.п. до 4,3% ежегодно, развитых – оставил без изменений – 1,7% в текущем году и 1,8% в следующем. Ожидания роста экономики Китая повышены на 0,4 п.п. на каждый год – до 5% и 4,5%. Оценка динамики ВВП Индии улучшена на 2024 год на 0,2 п.п. – до 7%, на 2025-й сохранена на уровне 6,5%. Прогноз для экономики Бразилии на 2024 год снижен на 0,1 п.п. – до 2,1%, на 2025 год – повышен на 0,3 п.п. до 2,4%.
Экономика США, по мнению МВФ, в текущем году вырастет на 2,6% (прежний прогноз – 2,7%), в 2025 году – на 1,9% (прогноз сохранен).
МВФ повысил прогноз роста ВВП стран зоны евро на текущий год на 0,1 п.п. – до 0,9%, в 2025-ом по-прежнему ожидается +1,5%. По ВВП Германии оценка осталась неизменной – рост на 0,2% и 1,3% соответственно. Прогноз роста экономики для Испании на текущий год повышен на 0,5 п.п. до 2,4%, на 2025-й остался без изменений – 2,1%. Для ВВП Франции оценка повышена на 0,2 п.п. до 0,9%, на текущий год и снижена на 0,1 п.п. до 1,3% на следующий. По экономике Италии прогноз на 2024 год остался прежним – 0,7% роста, на 2025 год прогноз повышен на 0,2 п.п., до 0,9%.
В Европейском центральном банке также не видят поводов к существенному ускорению макродинамики. Подъем экономики еврозоны продолжился во втором квартале 2024 года, однако темпы роста, скорее всего, замедлились по сравнению с предыдущим кварталом, заявила президент ЕЦБ Кристин Лагард на пресс-конференции по итогам прошедшего 18 июля заседания регулятора.
По мнению Лагард, в дальнейшем поддержку экономике валютного блока окажут внутренний спрос и ожидаемый подъем экспорта на фоне восстановления мировой экономики. Негативными факторами, тем временем, могут стать геополитические события. В целом баланс рисков для прогноза экономического роста в еврозоне смещен в негативную сторону, добавила глава ЕЦБ.
МВФ также повысил оценку роста ВВП Великобритании на 0,2 п.п. до 0,7% на 2024 год, на 2025-й она осталась на уровне 1,5%. Прогноз по росту ВВП Японии на текущий год снижен с 0,9% до 0,7%, на 2025 год сохранен на уровне 1%.
Неоднородность трендов в различных экономиках нашла свое отражение и в ожиданиях МВФ относительно динамики потребительских цен. Так, прогноз по глобальной инфляции на 2024 год остался прежним – 5,9%, на 2025-й – снижен на 0,1 п.п. до 4,4%. При этом прогнозы по инфляции в странах с развитой экономикой повышены: на 2024 год до 2,7% с 2,6%, на 2025-й – до 2,1% с 2%. Прогноз по странам с формирующимся рынком и развивающимся странам, напротив, снижен на 0,1 п.п. на текущий год – до 8,2% и на 0,2 п.п. на следующий – до 6%. При этом аналитики Фонда отмечают существенные риски, отражающиеся в качественных характеристиках инфляционных процессов.
Представляя доклад Фонда, глава его исследовательского департамента Пьер Оливье Гуринша особо подчеркнул: «Хорошая новость заключается в том, что по мере затухания основных шоков инфляция снизилась без наступления рецессии. Плохая – что во многих странах инфляция цен на энергоносители и продовольствие почти вернулась к допандемическому уровню, а общий уровень инфляции – нет».
По мнению эксперта, одна из причин этого заключается в том, что цены на товары остаются высокими по сравнению с ценами на услуги, что является наследием пандемии, которая на начальном этапе привела к повышению спроса на товары и сокращению их предложения. Это делает услуги сравнительно более дешевыми, увеличивая относительный спрос на них и, следовательно, спрос на рабочую силу, необходимую для их производства. Что в свою очередь оказывает повышательное давление как на цены на услуги, так и на заработную плату. Вместе с тем если инфляция цен на товары не продолжит снижаться, рост цен на услуги и заработной платы может удержать общий уровень инфляции на более высоком уровне, чем хотелось бы. Даже при отсутствии новых потрясений это представляет собой значительный риск для сценария «мягкой посадки».
Прогноз роста объема мировой торговли на 2024-2025 годы, несмотря на сложную геополитические условия, МВФ повысил на 0,1 п.п. до 3,1% и 3,4% соответственно. В Фонде ожидают и роста средней цены нефти в 2024 году на 0,8% по сравнению с ранее предполагавшимся снижением на 2,5%, до $81,26 за баррель (предыдущая оценка – $78,61). Темп ее снижения в 2025 году видится аналитикам Фонда более умеренным, чем ранее – на 6% против апрельской оценки в 6,3% (до $76,38 за баррель против $73,68 за баррель).
Одна из глобальных макроинтриг второго полугодия-2024 – рост ВВП Китая. По итогам первого квартала, когда его темп составил 5,3%, МВФ повысил текущий прогноз, но с оговоркой об ожиданиях замедления в будущем: к 2029 году до 3,3%.
Между тем, по данным Государственного статистического управления КНР, во втором квартале экономика Поднебесной выросла на 4,7%. Заметный вклад в такое замедление внесли усилившийся спад на рынке недвижимости (в июне цены снизились на 4,5% г/г – максимальный темп с июня-2015), ослабление внутреннего спроса (в июне объем розничных продаж вырос на минимальные с конца 2022 года 2,0% г/г после 3,7% г/г в мае, аналитики прогнозировали рост на 3,3% г/г), а также высокий уровень безработицы среди молодежи (с осени-2023 эти данные не публикуются, последняя обнародованная оценка насчитывала около 21% – прим. авт.).
Сдержанность внутреннего спроса отчасти компенсировалась расширением экспорта. Но здесь, однако, тоже есть ограничения. На поставках в РФ все еще сказываются сбои в механизмах платежей и расчетов из-за рисков вторичных санкций. В отношениях с США и Европой противоречия по торгово-политическим вопросам продолжают усиливаться. В результате к середине июля глобальные инвестбанки ухудшили прогнозы ВВП Китая на 2024 год.
Аналитики Goldman Sachs Group Inc. понизили прогнозы роста китайской экономики на текущий год до 4,9% с 5%, Barclays - до 4,8% с 5%, JPMorgan Chase & Co. - до 4,7% с 5,2%. Эксперты MarketWatch также ставят под сомнение способность Пекина достичь целевого показателя роста ВВП в 5% в 2024 году.
Прогноз МВФ роста ВВП-2024 в РФ совпал с результатом макроэкономического опроса Банка России, проведенного 12-16 июля. В сравнении с майской оценкой в 2,9% ожидания выросли до 3,2%. Оценка динамики инфляции в конце года повышена на 1 п.п. до 6,5%, номинальной зарплаты – с 12,8% до 15,6%, реальной – с 5,4% до 7,4%. При этом эксперты единодушно констатируют, что российская экономика продолжает находиться в состоянии перегрева. Его основные признаки: ускорение инфляции и усиление неоднородности динамики макропоказателей в отраслевом разрезе и региональном распределении. Главный же риск – в высокой вероятности резкого спада с последующим переходом в продолжительную стагфляцию.
Впрочем, даже в сценарии «мягкой посадки» при постепенном плавном выходе из перегрева темп роста-2025 снижается почти вдвое до 1,7%, закрепляясь затем на треке 2028-2032 годов, по медианной оценке, на среднегодовом потенциальном уровне в 1,6% (в предыдущей версии итогов опроса – в 1,5% – прим. авт.). При этом ключевая ставка будет оставаться на относительно повышенной планке: медианная оценка ее нейтрального значения (то есть такого, при котором денежно-кредитная политика поддерживает инфляцию около цели и рост ВВП на отметке потенциального выпуска – прим. авт.) – 7,5% при интервале 6,0-8,5%.
Текущая макродинамика в РФ, похоже, указывает на начало движения экономики к выходу из перегретого состояния. Июльский мониторинг предприятий, проведенный Центробанком на основе опросов 14,7 тыс нефинансовых организаций во всех базовых видах деятельности, показал снижение индекса бизнес-климата (ИБК) до 7,7 пункта после 10,6 пункта месяцем ранее.
Динамика ИБК в большей степени определялась снижением оценок текущей ситуации практически во всех отраслях при некоторой коррекции вниз краткосрочных ожиданий компаний. В целом ИБК вернулся к уровню февраля текущего года, однако по-прежнему был выше, чем в среднем в 2023-ем. В числе наиболее актуальных проблем в текущей деятельности многие респонденты отмечали нехватку рабочей силы и сохранение сложностей в расчетах по импорту за поставки сырья, комплектующих и оборудования.
· Оценки текущего выпуска после повышения в предыдущие 5 месяцев снизились в июле практически до уровня февраля-2024. Среди факторов, ограничивающих расширение экономической активности, респонденты в целом отмечали ухудшение конъюнктуры, повышение рисков ведения бизнеса и некоторое усиление негативного влияния динамики валютного курса рубля. Производственные ожидания компаний в целом сохранили позитивный характер, однако в большинстве отраслей также были меньше июньского уровня.
· В июле текущие оценки по спросу на продукцию (услуги) предприятий снизились во всех укрупненных отраслях. В целом их уровень вернулся к значениям второго квартала 2023 года. Повышение оценок спроса по сравнению с июнем отмечалось лишь по предприятиям электроэнергетики и водоснабжения.
· Издержки предприятий в целом по экономике росли четвертый месяц подряд. По сравнению с июнем увеличение издержек наблюдалось во всех основных отраслях экономики, за исключением строительства, сельского хозяйства, торговли и сферы услуг. Среди основных причин роста издержек – увеличение расходов на оплату труда, повышение закупочных цен на сырье, материалы и комплектующие, рост транспортных расходов.
· Оценки изменения инвестиционной активности после достигнутого в первом квартале-2024 исторического максимума (9,3 пункта) во втором снизились до 7,6 пункта, что соответствует среднему уровню-2023. Инвестиционную активность предприятий продолжает ограничивать фактор неопределенности, а также дефицит кадров.
Проблема нехватки работников различной квалификации усилилась. Во втором квартале-2024 у респондентов ЦБ РФ обеспеченность кадрами снизилась до исторического минимума (минус 30,8 пункта). В частности, отмечалась нехватка инженеров, монтажников, ИТ-персонала, складских работников и водителей. Наиболее остро дефицит продолжали испытывать обрабатывающие предприятия, производящие продукцию инвестиционного и потребительского назначения.
Дефицит кадров, подчеркивают в Банке России, – это главный фактор, растягивающий выход из перегрева, поскольку рост зарплат темпами существенно выше производительности труда создает дополнительные проинфляционные риски, когда покупательная способность населения значимо превышает производственные возможности экономики.
Динамическое балансирование предложения и спроса остается важнейшей задачей экономической политики. Особенно на фоне инфляции, ускорившейся в мае-июне. По оценке центральных банкиров, рост цен с сезонной очисткой составил 10,7% м/м и 9,3% м/м соответственно, что превышало вдвое темпы апреля. Годовая инфляция достигла при этом 8,6%. Июльская индексация тарифов ЖКХ вывела ее на годовой пик в 9,25% с некоторым снижением к середине текущего месяца до 9,2% (к его концу вероятно замедление показателя до 9%, а, возможно, и ниже). Между тем рост инфляционных ожиданий россиян в середине лета ускорился до 12,4%, прибавив 0,5 п.п. к июньскому значению. 26 июля ЦБ РФ, согласно медианной оценке финаналитиков, повысит ключевую ставку до 18% и возьмет паузу минимум до конца года. Большая жесткость денежно-кредитных условий необходима, чтобы придать устойчивости дезинфляционным трендам, повышающим при прочих равных условиях мотивации частного бизнеса к инвестициям. Обеспечение этого «прочего равенства», однако, все еще остается в зоне неопределенности. В связи с этим принципиально актуальными (особенно на фоне слабых перспектив внешнего спроса, обрисованных МВФ) остаются: формирование целостной системы регулятивных стимулов для вложений в основной капитал и переподготовку кадров; наращивание объема сбережений в экономике, доступных для трансформации в инвестиции (программа долгосрочных сбережений населения еще только в начале пути); определение направлений и объемов госинвестиций на среднесрочном треке (прежде всего в рамках параметров новой финансовой трехлетки).
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.