Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

15.08.2024 | Марина Войтенко

Расширение предложения – актуализация стимулов

Марина Войтенко8 августа Банк России сообщил, что динамика финансовых потоков в июле указывает на возможное начало снижения деловой активности. Объем входящих платежей относительно среднего уровня второго квартала сократился на 1,2%. Причем такое положение наблюдалось во всех укрупненных группах отраслей, кроме тех, что ориентированы на потребительский спрос (здесь отмечен рост на 0,4%). Одновременно Росстат представил оценку роста ВВП РФ во втором квартале: он увеличился на 4,0% г/г после 5,4% г/г в январе-марте. Данные совпали с расчетами Минэкономразвития, но оказались ниже, чем в версии центральных банкиров (4,4% г/г), ожидающих дальнейшего замедления в третьем квартале до 3,2% г/г и в четвертом до 2-3% г/г. наблюдаемое замедление макродинамики пока выглядит неопределенно-неоднородным: налицо расхождение траекторий PMI в обработке и сфере услуг, ожиданий по июльским темпам роста промвыпуска и торговой розницы при сокращающихся реальных потребительских расходах. Это актуализирует востребованность регулятивных мер, поддерживающих деловую, прежде всего, инвестиционную активность. При этом выбор конкретных решений становится более сложным.

Причины – во все еще сохраняющейся неопределенности относительно того, что прежде всего отражают признаки замедления макродинамики – начало охлаждения внутреннего спроса или же усиление жесткости ограничений в возможности наращивания выпуска. В резюме обсуждения ключевой ставки, опубликованном ЦБ РФ, по этому поводу прямо говорится: «Если замедление экономической активности происходит из-за охлаждения внутреннего спроса, то в дальнейшем положительный разрыв выпуска будет сокращаться, и экономика начнет возвращаться на траекторию сбалансированного роста, а устойчивое инфляционное давление – снижаться».

Однако «при наметившемся замедлении экономического роста инфляционное давление в последние месяцы по целому ряду показателей нарастало. Это может означать, что экономика испытывает все более острые ограничения со стороны факторов производства: трудовых ресурсов, производственных мощностей, в том числе из-за дополнительных усилий и времени, необходимых для их обновления и расширения в условиях санкций. В такой ситуации расширение спроса не приведет к увеличению выпуска, но создаст устойчивое дополнительное инфляционное давление, а положительный разрыв выпуска без дополнительного ужесточения денежно-кредитных условий будет увеличиваться».

Иными словами, баланс рисков остается смещенным в сторону проинфляционных. В их числе:

· Усиление ограничений на стороне предложения.

· Ухудшение условий внешней торговли под влиянием геополитической ситуации и ослабления конъюнктуры на мировых товарных рынках. Например, снижение экспорта при одновременном сохранении высокого спроса на импорт может создать риски для динамики курса рубля и инфляции.

· Высокие и незаякоренные инфляционные ожидания, чувствительные к временным эпизодам роста цен на отдельные товары или услуги, что может усиливать вторичные эффекты в динамике инфляции.

· Расширение бюджетного дефицита, а также возникновение вторичных эффектов, связанных со структурой дополнительных доходов и расходов бюджета.

По данным Росстата, в июле-2024 потребительские цены в РФ выросли на 1,14% после +0,64% в июне, +0,74% в мае, +0,50% в апреле, +0,39% в марте, +0,68% в феврале и +0,86% в январе. Ускорение было ожидаемым – с 1 июля 2024 года была произведена индексация тарифов на услуги ЖКХ. Консенсус-прогноз опрошенных «Интерфаксом» экономистов предполагал темп в 1,1%.

В годовом выражении в июле темп инфляции достиг 9,13% г/г после 8,59% г/г на конец июня, 8,30% г/г на конец мая, 7,84% г/г на конец апреля, 7,72% г/г на конец марта, 7,69% г/г на конец февраля, 7,44% г/г на конец января и 7,42% г/г на конец декабря 2023 года.

В Банке России ожидают замедления динамики инфляции в третьем квартале-2024 до 7,8% г/г (то есть возвращения на уровень первого квартала в 7,7% г/г), а в октябре-декабре – до 6,5-7,0% г/г. В пользу прогноза говорит ценовая динамика с 30 июля по 5 августа: индекс потребительских цен в целом за неделю не изменился – 0,00%, в сегменте продтоваров – минус 0,02% (в основном за счет сезонного снижения цен на плоды и овощи на 0,97%), промтоваров – рост составил 0,22%, в услугах – сокращение на 0,52% (за счет снижения на 7,0% цен на внутренние авиарейсы и на 0,18% на услуги санаториев, цены на другие услуги поднялись на 0,12%).

Выводы о радикальном переломе тренда делать, однако, было бы преждевременно. Так, продажи новых автомобилей в средине лета, по данным «Автостата», выросли на 42,4% г/г (+9,5% м/м к июню), чему способствовали ожидания повышения ключевой ставки Банка России и новости об увеличении утильсбора с 1 октября. По этой же причине не трудно предположить, что в августе спрос останется как минимум на июльском уровне, а цены на машины продолжат рост.

Кроме того, как предполагает зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин, основной эффект от ужесточения денежно-кредитной политики проявится во втором полугодии. Причем, если будут сомнения в том, что инфляция замедляется, ставку повысят до 20%.

Один из принципиальных признаков замедления – траектория кредитной активности. По сравнению со второй половиной 2023 года в первые шесть месяцев текущего она замедлилась, но тормозной путь был слабовыраженным. По данным Банка России, по итогам первого полугодия-2024 объем кредитов населению в целом вырос на 10% (на 3,4 трлн рублей), достигнув 37 трлн рублей. В аналогичный период-2023 объем взятых россиянами ссуд увеличился на 9,5%, или на 2,6 трлн рублей. Более выраженное торможение наблюдается в корпоративном кредитовании – в июне 1,2% м/м после 1,7% м/м в мае и 1,9% м/м в апреле.

Опросы предприятий указывают на ужесточение денежно-кредитных условий в июле и ожидания его продолжения в ближайшие месяцы. По мнению экспертов ЦМАКП, реализовывается риск дефицита ликвидности и нарастания неплатежей, что может привести к нехватке оборотного капитала и снижению выпуска. В связи с этим регуляторам стоило бы проработать контрдействия по поддержке финансирования оборотных средств (субсидирование процентов, гарантии и т.п.) для тех субъектов экономики, у которых темп роста задолженности превышает динамику выручки при снижении рентабельности. Большая часть кандидатов в настоящее время сконцентрированы в электронике и оптике, производстве электрооборудования, текстильных, пластмассовых и резиновых изделий, ремонте машин и оборудования и полиграфии. Постановка вопроса о дополнительных мерах регулятивной поддержки нефинансовых предприятий – следствие необходимости решать более масштабную и глубокую проблему: предложение расширяется медленнее, чем притормаживает потребительский спрос, что в условиях повышения налога на прибыль и рентных платежей усиливает востребованность регулятивных стимулов. При этом для государства все очевиднее становится безальтернативность роста их эффективности.

Возможности этого, естественно, определяются состоянием федерального бюджета. По предварительной оценке Минфина, в январе-июле 2024 года он исполнен с дефицитом 1,362 трлн рублей или 0,7% ВВП.

Доходы бюджета составили 19 трлн 747 млрд рублей (рост к прошлому году на 35,9%), расходы - 21 трлн 109 млрд рублей (+23,3%).

Предварительные данные по исполнению бюджета впоследствии обычно уточняются Казначейством, однако цифры за январь-июнь ведомство пока не публиковало. Если опираться на нескорректированные данные Минфина за первое полугодие (доходы – 17 трлн 93 млрд рублей, расходы – 18 трлн 22 млрд рублей, дефицит 929 млрд рублей, или 0,5% ВВП), то июль, в отличие от июня, был для федерального бюджета дефицитным: доходы составили 2 трлн 654 млрд рублей, расходы – 3 трлн 87 млрд рублей.

При этом следует учитывать, что расхождения между предварительной и уточненной оценками могут оказаться значимыми. Так, в январе-мае дефицит изначально оценивался в 983 млрд рублей, а по уточненной информации Казначейства составил 730,4 млрд рублей.

Поправками в закон о бюджете текущего года, которые были приняты в июле, дефицит бюджета на 2024 года предусмотрен в размере 2,12 трлн рублей, или 1,1% ВВП. Доходы запланированы в сумме 35 трлн 63 млрд руб., расходы – 37 трлн 183 млрд руб.

В январе-июле прошлого года дефицит федерального бюджета составил около 2,6 трлн рублей.

Напомним, что в базовом сценарии ЦБ РФ развития макродинамики ожидается постепенная нормализация бюджетной политики с возвратом к формированию расходов в соответствии с долгосрочными параметрами бюджетного правила в 2025 году и полным покрытием расходов, связанных с реализацией Послания-2024 Президента РФ Федеральному собранию. При этом, однако, предстоит учесть перезапуск мер господдержки «экономики предложения».

В настоящее время их целостная система еще не сложилась, но, судя по объему обсуждаемых опций, работа на этом направлении идет весьма интенсивно. Вот лишь несколько новостных поводов, возникших с начала августа:

· В сентябре Минфин намерен обсудить с бизнесом параметры федерального инвествычета по налогу на прибыль, определив его общий предельный объем и пройдя через развилку в его попроектном распределении – либо более широкий круг охваченных отраслей, но меньший размер в каждом конкретном кейсе, либо концентрация только на избранных стратегических приоритетах, но с большей величиной стимулов для компаний. Достигнутая определенность позволит актуализировать и все другие ныне действующие меры поддержки инвестиций (включая соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которых с 2020 года было заключено 99, а с начала 2024-го только 10, хотя и при растущем к ним интересе).

· Минфином подготовлен законопроект о продлении до 1 января 2033 года действия инвестиционной надбавки в рамках механизма топливного демпфера (при «обратном» акцизе на нефть), которую могут получать НПЗ, заключившие с Минэнерго инвестсоглашения о вводе новых установок углубленной переработки.

· Президент РФ Владимир Путин подписал закон об оптимизации положений закупочного законодательства, регламентирующий вопросы импортозамещения. Кабмину установлено право предоставлять преференции при госзакупках российских товаров (а также из стран ЕАЭС), если на торгах они конкурируют с иностранцами.

· Комиссия Госсовета по промышленности предложила дать возможность участвовать в программе промышленной ипотеки (льготных займах на строительство, реконструкцию и покупку промышленных помещений) управляющим компаниям особых экономических зон и индустриальных парков. Другое предложение Комиссии касается расширения возможностей использования высвобождаемых средств в результате списания регионам бюджетных кредитов (примерно 1 трлн рублей) на поддержку высокотехнологичных проектов.

· 8 августа в Минфине сообщили о подготовке налоговых стимулов для работодателей при подключении их сотрудников к программе долгосрочных сбережений.

· В Минэкономразвития заявили, что господдержка сектора МСП в рамках соответствующей федеральной программы будет переформатирована и сконцентрирована преимущественно на секторах, обеспечивающих развитие «экономики предложения»: обрабатывающей промышленности, туризме и агропроизводстве.

Начавшаяся оптимизация регулятивных стимулов способна добавить «энергетики» структурной трансформации российской экономики, ведущей в конечном счете к повышению совокупной факторной производительности и потенциального темпа роста ВВП.

Выход из наблюдаемого перегрева общеэкономической конъюнктуры, при котором сохраняется риск «соскальзывания» в стагфляцию, преодоление которой сопряжено с высокой вероятностью рецессии, согласно прогнозам, будет сопровождаться значимым замедлением темпов роста в 2025 году примерно вдвое по сравнению с интервалом ожиданий текущего года в 3-4%. Вместе с тем переформатирование и оптимизация регулятивных стимулов прежде всего на стороне предложения способны обеспечить устойчивость темпов увеличения ВВП. В ЦБ РФ считают, что на долгосрочном треке они могут составить 1,5-2,5%, по версии Минэкономразвития границы этого диапазона выше на 0,5-1,0 п.п. Ожидается, что на этот рубеж экономика способна выйти к 2027 году, что будет означать закрепление макродинамики на траектории сбалансированного роста. Конкретный набор, необходимых для этого регулятивных стимулов сложится в ходе определения параметров новой финансовой трехлетки и будет корректироваться в дальнейшем по мере приближения инфляции к цели и перемен в интенсивности и качестве инвестактивности.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net