Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.10.2024 | Марина Войтенко
Среднесрочные ориентиры в текущем макроконтексте
24 сентября Правительство РФ одобрило проект основных параметров федерального бюджета на 2025-2027 годы и среднесрочный прогноз на этот же период. Оба документа ориентированы на достижение равновесия предложения и спроса, обеспечивающее сбалансированность экономического роста. Темпы ВВП ожидаются в ближайшие три года в 2,5%, 2,6% и 2,8% соответственно (после 3,9% в текущем году). Бюджет, как предполагается, будет умеренно дефицитным – 0,5%, 0,9% и 1,1% ВВП (после 1,1% по итогу-2024) с нулевым структурным первичным балансом. В полном объеме детали госфинплана и макропрогноза будут известны после их внесения кабмином в Госдуму РФ уже в октябре. Вопросов к ним, тем не менее, добавляют наблюдаемые актуальные тенденции в экономике: замедление темпов промвыпуска, отставание сальдированного финрезультата предприятий от уровня прошлого года, динамика инфляционных ожиданий на фоне пока еще слабо выраженного охлаждения потребительского спроса, но значимого укрепления сберегательной активности граждан. Из ответов, в конечном счете, будет складываться представление о качестве макродинамики после выхода из перегрева, а также о продолжительности этого процесса.
По оценке главы Минэкономразвития Максима Решетникова, среднесрочный макропрогноз носит умеренно-консервативный характер, позволяющий сформировать устойчивый бюджет. Суммарный ВВП в 2024-2027 годах вырастет на 13%, темп более чем вдвое выше 5,5% в 2020-2023 годах. В текущем году ВВП в номинальном выражении прогнозируют на уровне 196 трлн рублей, к 2027 году он составит почти 250 трлн рублей. Порядка 30% роста обеспечат инвестиции, около 60% – потребительский спрос. Главную поддержку этому окажут меры экономической политики, направленные, по словам министра, «на расшивку дефицитных ключевых ресурсов»: снижение жесткости рынка труда за счет роста производительности труда выше исторической траектории (в последнее десятилетие он в среднем не превышает 1,2% в год –прим. авт.); повышение инвестактивности; реализация национальных проектов технологического суверенитета; снятие инфраструктурных ограничений (включая увеличение капвложений в развитие энергетической и коммунальной инфраструктуры, в том числе с учетом тарифных решений).
Эксперты, отмечая в целом реалистичность официальных прогнозных ожиданий, тем не менее, констатируют их риски.
Прежде всего, это касается уровня сохраняющегося ценового давления. Достижение инфляционной цели отнесено на 2026 год. В 2025-м же рост цен к концу года прогнозируется в 5,0-5,6%. При этом темпы роста реальных зарплат и реальных располагаемых доходов населения на всем трехлетнем горизонте ожидаются выше в 1,5-2 раза, чем у инвестиций и производительности труда. К тому же и прогноз роста-2024 вложений в основной капитал в 7,8% г/г требует дополнительных разъяснений – каким образом он согласуется с наблюдаемой динамикой сальдированной прибыли российских предприятий (из нее финансируется почти 60% всех инвестиций в нефинансовые активы – прим. авт.). За шесть месяцев текущего года она отстала от уровня-2023 на 5,6%, по итогам января-июля – уже на 6,3% г/г, составив 17,376 трлн рублей.
Динамика капвложений в следующие три года напрямую будет зависеть от эффективности регулятивных стимулов. Но их целостная система еще только складывается. Предполагаемый же объем-2025 федерального инвествычета из налога на прибыль в 200 млрд рублей (при запросе бизнеса минимум в 500 млрд рублей) проблему решает лишь частично.
На основе среднесрочного макропрогноза сформированы параметры трехлетнего бюджета, направленные на обеспечение устойчивости финансовой системы РФ. Причем с 2025 года в полном объеме будут действовать бюджетные правила, позволяющие добиваться первичного структурного нулевого баланса. В 2025 году доходы планируются в 40,296 трлн рублей, расходы – в 41,469 трлн рублей (прирост в годовом выражении – 15% и 9% соответственно). Разница – траты на управление госдолгом.
В проекте бюджета предусмотрено финансовое обеспечение 19 нацпроектов для достижения национальных целей-2030: 5,7 трлн рублей в 2025 году, 6,2 трлн рублей в 2026-м, 6,3 трлн рублей в 2027 году. На весь шестилетний период на нацпроектные мероприятия предусмотрено выделение более 40 трлн рублей – вдвое больше, чем в 2019-2024 годах. К безусловным госрасходным приоритетам новой трехлетки отнесены: социальная поддержка наиболее уязвимых категорий граждан; укрепление безопасности и обороноспособности; обеспечение технологического лидерства и расширение инфраструктуры.
Особое внимание при формировании проекта бюджета уделено финансовому обеспечению мероприятий по достижению технологического лидерства. В бюджет на будущую трехлетку заложено финансирование в совокупном объеме около 6 091,7 млрд рублей, направленное также на исполнение Послания Президента РФ и стимулирование развития приоритетных отраслей. Значительные ресурсы предусмотрены на цели дальнейшего укрепления обороноспособности страны. Это позволит полностью обеспечить задачи специальной военной операции.
Проект федерального бюджета предусматривает безусловное выполнение социальных обязательств. Детский бюджет на горизонте трехлетки превысит 10 трлн рублей, включая адресную поддержку семей с детьми. Речь идет о целостной системе поддержки с охватом всех нуждающихся – от беременности матери до достижения ребенком 17 лет – ею охвачено 10 млн человек. На выплату единого пособия предусмотрено более 4,0 трлн рублей на 2025-2027 годы, около 1,7 трлн рублей будут предоставлены на материнский капитал, более 1,7 трлн рублей – по программе улучшения жилищных условий для семей с детьми. Дополнительные ресурсы выделяются на здравоохранение, создание и обновление образовательной инфраструктуры.
Ряд новаций предусмотрены в сфере межбюджетных отношений. Всего на финансовую поддержку регионов будет направлено 3,2 трлн рублей ежегодно, в том числе на реализацию национальных проектов – около 1 трлн рублей ежегодно. При этом, как и ранее, софинансирование национальных проектов будет осуществляться с более высоким уровнем по сравнению с другими субсидиями. Так, в рамках реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» продолжится предоставление регионам бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе в 2025 году в объеме до 250 млрд рублей и в 2026-2027 годах до 150 млрд рублей ежегодно.
Кроме того, в соответствии с Посланием Президента РФ предусмотрено списание 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам (около 650 млрд рублей в трехлетке, 1,1 трлн рублей за 2025-2029 годы) при условии целевого направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций. После списания задолженности по бюджетным кредитам объем накопленного на начало 2024 года государственного долга регионов к 2030-му сократится на 36% и составит 14% к налоговым и неналоговым доходам бюджетов регионов.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета в предстоящие три года традиционно будут, главным образом, заимствования. Так, валовый объем привлечения средств в 2025 году ожидается в размере 4,8 трлн рублей, в 2026-ом – 5,1 трлн рублей, в 2027 году – 5,3 трлн рублей соответственно. В результате государственный долг вырастет с 15% ВВП в 2023 году до 18% ВВП по итогам 2027 года – останется на экономически безопасном уровне ниже 20% ВВП.
Оптимизму среднесрочных бюджетных и макропрогнозных ориентиров, естественно, предстоит проходить проверку практикой, причем уже до конца текущего года. Судя по наблюдаемым трендам, она будет довольно жесткой. По данным Росстата, индекс промпроизводства в августе вырос на 2,7% г/г после +3,3% г/г в июле (с исключением сезонности на 0,8% м/м). По итогам восьми месяцев общепромышленный рост составил 4,5% г/г. Темп в обработке остался высоким – 4,7% г/г, но замедлился по сравнению с 6,6% г/г в июле. Торможение, впрочем, не выглядит однородным: при некотором замедлении машиностроительного комплекса его темпы все равно остаются двузначными (11,6% г/г после 14,9% г/г), более заметно сбросили скорость металлургия (1,5% г/г после 8,2% г/г) и деревообработка (1,5% г/г после 4,3% г/г). В то же время более высокие темпы по сравнению с июльскими показали пищевая промышленность, химкомплекс и нефтепереработка (они выросли на 1,1% г/г после спада в середине лета на 2,7% г/г). Добывающие отрасли по сути стагнируют – символический рост на 0,1% г/г в августе после июльского сокращения на 2,2% г/г.
Судя по опросам предприятий, их деловая активность постепенно охлаждается. Индекс промышленного оптимизма (рассчитывается ИНП РАН) в сентябре остался на уровне августа-2024, худшем с января-2023. Доля оценок текущего спроса «ниже нормы» достигла 20-месячного максимума – 32%, индекс прогнозов опустился до 25-месячного минимума – уровня августа-2022. При этом респонденты отмечают рост запасов готовой продукции. В ЦМАКП полагают, что до конца года промвыпуск стабилизируется вблизи текущих значений.
Стоит отметить, что в Минэкономразвития прогнозируют рост промпроизводства-2024 на 4%, в том числе на 7% в обработке. Однако уже в 2025 году ожидается сокращение общепромышленного темпа до 2%, а в обрабатывающих отраслях до 2,9%. Такая динамика сопряжена с рисками продолжения отставания предложения от спроса и сохранения, хотя и слабеющих, проинфляционных импульсов.
При этом траектория замедления спроса еще только складывается. Потребительское кредитование, по данным ЦБ РФ, в августе выросло на 1,3% м/м после 1,4% м/м в июле (в годовом выражении, впрочем, оно притормозило до 19,7% г/г с 22,2% г/г). Темпы ипотеки в конце лета составляли 0,9% м/м после 0,7% м/м месяцем ранее (20,8% г/г после 24,4% г/г соответственно). Сбережения в июле-августе прибавили 0,6% м/м и 0,7% м/м, за восемь месяцев их прирост насчитывает 13% или 6 трлн рублей, вдвое превышая результат аналогичного периода-2023.
Индекс потребительских настроений в сентябре практически не изменился (+0,2п.п. м/м), оставаясь вблизи исторических максимумов. Почти без перемен остались оценки респондентами текущего материального положения, его ожиданий, а также благоприятности совершения крупных покупок.
Инфляционные ожидания в сентябре снизились, вернувшись к июльским значениям, но остались на повышенном уровне – 12,5%. Примечательно, что долгосрочные ожидания роста цен на 5 лет вперед в первый осенний месяц увеличились на 2,0 п.п. до 12,4%.
По данным Росстата, инфляция на 25 сентября составила 8,59% г/г. К концу года финаналитики ожидают ее выше верхней планки прогноза ЦБ РФ в 7,0%. В ЦМАКП, например, ее оценку повысили до 8,2-8,5%. В ВТБ уверены, что при таких темпах ключевая ставка может быть увеличена даже до 23%. На макродинамике-2025 это, естественно, может отразиться дополнительным замедлением. При этом бюджетные параметры, предлагаемые кабмином (прежде всего, нулевой первичный структурный баланс), содержат в себе значимый дезинфляционный потенциал. Его оценка – главная интрига заседания Совета директоров ЦБ РФ 25 октября. Окончательный ответ будет зависеть от новых данных статистики и опросных наблюдений. Из этого следует, что более четкая картина мкроожиданий-2025 и в целом на предстоящий трехлетний период сложится лишь в последние недели года. От этого будет зависеть и наиболее вероятная композиция денежно-кредитной и бюджетной политик с их эффектом, поддерживающим рост инвестиций и производительности труда.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.