Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.10.2024 | Марина Войтенко
Макротренды указывают на риски
На минувшей неделе ЦБ РФ опубликовал традиционный макроэкономический прогноз (проводился 11-15 октября). Аналитики повысили на 0,1 п.п до 3,7%. ожидания роста ВВП-2024, на 0,4 п.п. до 7,7% оценку инфляции по итогам года, на 1 п.п. до 8,3% вероятный темп увеличения реальной заработной платы. Предполагается также, что с октября по декабрь средняя ключевая ставка составит 20% годовых (то есть будет повышена, возможно даже дважды). Ее средние прогнозные значения на 2025-2027 годы также подняты до 18%, 12,5% и 9% соответственно. При этом инфляция в следующем году будет насчитывать 5,3% (+0,5 п.п. против сентябрьской версии) и вернется к целевому значению лишь в 2026-ом. ВВП в 2025-2027 годах будет расти на 1,8-1,9% (этот же темп отвечает медианному значению прогноза на 2028-2032 годы при интервале оценки в 1,2-2,5%). Темпы реальной заработной платы также будут замедляться в ближайшие три года с 3,0% до 2,3%. Среди рисков эксперты называют значимое замедление макродинамики на среднесрочном треке, сохранение в перспективе 4-6 кварталов высокого инфляционного давления при вкладе предложения в торможение экономики выше, чем у спроса, который может быть поддержан в конце 2024 года бюджетным стимулом, большим, чем ожидалось ранее.
К середине октября годовая инфляция в РФ замедлилась до 8,5% (после 8,52% на 7 октября) за счет выхода из расчета очень высоких значений осени-2023. В Центробанке, однако, подчеркивают, что говорить о явных признаках дезинфляционного тренда пока преждевременно. К тому же следует учитывать действие разовых проинфляционных факторов, которые скажутся на ценовой динамике-2025. Так, резкое повышение с 1 октября 2024 года утильсбора на автотранспорт, по оценке ДИП ЦБ РФ, приведет к концу следующего года к накопленному эффекту роста ИПЦ на 0,4-0,6 п.п.. Еще около 0,4 п.п. добавит индексация коммунальных услуг с 1 июля 2025 года, которая составит 11,9% вместо 5,7%, планировавшихся ранее. В условиях незаякоренных и высоких инфляционных ожиданий такого рода решения могут иметь заметные последствия для потребительских цен. В известной степени они сказываются уже в настоящее время.
Согласно результатам опроса «инФОМ» (проводился с 30 сентября по 10 октября 2024 года по заказу Банка Росси), инфляционные ожидания населения России в октябре выросли до 13,4% с 12,5% в сентябре, показав максимальный прирост с декабря 2023 года. Оценка наблюдаемой населением инфляции в октябре выросла до 15,3% с 14,4% в сентябре.
Инфляционные ожидания – один из важных факторов, которые Центробанк учитывает при принятии решения по ключевой ставке. Напомним, в показатель достигал максимального в 2024 году уровня. В декабре-2023 он вырос до 14,2% с 12,2%, в январе 2024 года снизился до 12,7%, в феврале – до 11,9%, в марте – до 11,5%, в апреле–до 11,0%, в мае они возобновили рост, увеличившись до 11,7%, в июне - до 11,9%, в июле - до 12,4%, в августе – до 12,9%, а в сентябре – до 12,5%. Ожидания у респондентов без сбережений в октябре выросли до 15% с 13,3%, со сбережениями – до 12,1% с 11,2%. Оценка наблюдаемой инфляции у участников опроса без сбережений в октябре выросла до 16,6% с 15,6%, со сбережениями – до 13,7% с 12,9%.
Если на повышение инфляционных ожиданий накладывается рост издержек предприятий (что и происходит на деле, то он, как правило, переносится на отпускные и розничные цены. Именно это зафиксировал последний мониторинг предприятий ЦБ РФ (1-11 октября на основе опросов 13,3 тыс нефинансовых субъектов экономики).
· Рост текущих отпускных цен на продукцию (услуги) в октябре ускорился как в целом по экономике, так и по большинству основных видов экономической деятельности. Исключение составили добыча полезных ископаемых, электроэнергетика, водоснабжение, где рост текущих цен по сравнению с сентябрем замедлился. В целом баланс ответов, фиксирующих повышение текущих цен в августе составлял 17,4 пункта, в сентябре – 16,2 пункта, в октябре – уже 18 пунктов.
· Ценовые ожидания бизнеса в целом в октябре вновь несколько выросли по сравнению с предыдущим месяцем. Их уровень оставался повышенным и значительно превосходил значения 2017–2019 гг., когда инфляция была вблизи цели. Ценовые ожидания снизились только у предприятий электроэнергетики и незначительно в строительстве.
· Рост издержек предприятий в целом по экономике в октябре вновь ускорился (до 36,8 пункта в октябре после 35,8 пункта в сентябре и 36,1 пункта в августе), главным образом за счет предприятий торговли, сферы услуг и обрабатывающих производств. Среди основных причин увеличения издержек предприятия отметили повышение зарплат сотрудникам, удорожание логистики и арендных платежей, рост закупочных цен на сырье и материалы, а также увеличение комиссии за денежные переводы за рубеж.
Примечательно, что отмеченная динамика показателей была зафиксирована на фоне некоторого усиления деловой активности – индикатор бизнес-климата (ИБК) ЦБ РФ в октябре подрос до 5,5 пункта после 4,6 пункта месяцем ранее. Он увеличился после четырех месяцев снижения. Положительная динамика определялась в основном некоторым повышением текущих оценок при практически неизменных краткосрочных ожиданиях.
Текущие оценки бизнес-климата показали коррекцию вверх после сентябрьского снижения как в целом по экономике, так и в большинстве видов деятельности. Баланс ответов был около нуля, указывая на сохранение спроса и выпуска вблизи уровней сентября. Наиболее заметно текущие оценки бизнес-условий повысились в торговле автотранспортом, самые низкие оценки сложились в строительстве.
Ожидания компаний сохранили в целом позитивный характер и по сравнению с сентябрем практически не изменились. Наиболее оптимистичными оставались ожидания предприятий сельского хозяйства и обрабатывающих производств.
Текущие оценки выпуска и спроса улучшились по сравнению с сентябрем. Баланс ответов сложился околонулевым. При этом краткосрочные ожидания по спросу и выпуску остаются на уровнях предыдущих двух месяцев.
В октябре-2024 за кредитами обращались 35,0% опрошенных предприятий (в сентябре – 33,2%). При этом ужесточение условий кредитования, по их мнению, в октябре продолжилось. Оценки обновили минимум с мая 2022 года. Компании отмечали повышение процентных ставок, прежде всего по действующим кредитам с плавающей ставкой. Сельскохозяйственные предприятия сообщали о снижении доступности льготных кредитов из-за исчерпания лимитов в регионах по ряду программ льготного кредитования.
По данным ЦБ РФ, предприятия в целом продолжают активно брать кредиты: по итогам сентября, например, корпоративный портфель увеличился на 1,6 трлн рублей (до 84,2 трлн рублей) или на 2,0% м/м, что соответствует темпу августа (+1,9% м/м).
Оценки обеспеченности кадрами в третьем квартале стали наихудшими за всю историю наблюдений – минус 33,6 пункта. Планы по найму октябре-декабре оказались более сдержанными и вернулись к средним значениям июля-сентября прошлого года.
Согласно мониторингу ЦБ РФ, оценки инвестиционной активности в третьем квартале указывали на продолжение роста капвложений, но замедляющегося: баланс ответов насчитывал в первом квартале 9,2 пункта, во втором – 7,8 пункта, в июле-сентябре – 5,2 пункта. Ожидания снижались более резко, здесь баланс ответов по кварталам составлял 12,1 пункта, 7,7 пункта и 1,9 пункта соответственно. На четвертый квартал они оказались еще умереннее, хотя и остаются в области положительных значений. Наиболее заметное притормаживание ожидается в добычных отраслях и электроэнергетике, умеренное – в строительстве.
В последующих замерах до конца года найдет отражение реакция бизнеса на регулятивные стимулы к вложениям в основной капитал, заложенные в уже принятый новый трехлетний бюджет. Пока же на ожиданиях не лучшим образом сказываются предложенные Минфином (хотя обсуждение еще ведется) параметры федерального инвестиционного вычета по налогу на прибыль (ФИНВ). Его последний вариант в бизнес-объединениях не без сарказма назвали «генномодифиированным»: с первоначальных 6% ФИНВ «похудел» до 3%, а его объем на 2025 год сократился вдвое – с 300 млрд рублей до 150-ти (это составляет лишь 9% от планируемых в следующем году доппоступлений в бюджет от повышения ставки налога на прибыль до 25% – прим. авт.). Замглавы Минфина Алексей Сазонов 18 октября на Московском финансовом форуме, согласившись с тем, что предложение носит явно консервативный характер, тем не менее, признался: «общая бюджетная потребность сейчас такова, что больше выдать не можем».
В то же время курирующий вице-премьер Александр Новак постоянно подчеркивает: ФИНВ – это не только на 2025 год, речь идет о бессрочном инструменте, объем которого в будущем будет корректироваться. Как именно – покажет практика его применения. Впрочем, перечень отраслей, которые могут претендовать на получение ФИНВ, возможно, будет расширен за счет компаний, работающих в сфере искусственного интеллекта (после формирования их специализированного реестра), а также расходов предприятий на внедрение российских программных решений и программно-аппаратных комплексов.
Кумулятивный эффект рисков наблюдаемых макротрендов может привести к двояким последствиям. Во-первых, инфляционное давление способно остаться выше текущих прогнозных предположений, заложенных в бюджетные проектировки. Компенсировать это предстоит денежно-кредитной политике. Либо новым повышением ключевой ставки, либо ее более длительным удержанием на высоком уровне, либо комбинацией обоих вариантов. Во-вторых, монетарная жесткость вместе с намеченной бюджетной консолидацией (в 2025 году непосредственно на поддержку национальной экономики планируется лишь десятая часть всех госрасходов) могут дополнительно усилить замедление инвестактивности.
Противодействие этим рискам на основе повышения эффективности бюджетных расходов и налоговых льгот при расширении Центробанком кредитных стимулов для проектов технологического суверенитета и структурной адаптации (решение на этот счет принято 17 октября) будет, по-видимому, главным признаком ожидаемой регулятивной настройки-2025.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.