Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.04.2006 | Татьяна Становая
«Газпром» хочет обезопасить свою прибыль от Европы
Между ЕС и Россией, а точнее ЕС и «Газпромом» растут разногласия относительно характера энергетического сотрудничества. Для России энергетика – это тема номер один если не всего срока правления Владимира Путина, то уж этого года точно. Есть амбициозная задача вывести Россию в энергетические лидеры мира, предложен определенный механизм достижения этой цели, однако все это не находит понимания в ЕС. Энергетического сотрудничества на российских условиях не получается.
«Газпром» действует в некотором смысле парадоксально. Он фактически рассматривает ЕС как «вторую Украину» и выбирает схожие механизмы закрепления за собой доминирования на рынках Европы. Напомним, что в основе «газовой войны» с Украиной лежало стремление «Газпрома» минимизировать зависимость от транзитного государства. Достичь этого в «Газпроме» хотели двумя способами: отвязав цену на транзит от цены на газ и получив доступ к конечным потребителям (чтобы были механизмы контроля за несанкционированным отбором газа). От ЕС «Газпром» хочет гарантий покупки газа, а также расширения и закрепления за собой доли на европейском рынке газа. Для этого предлагается заключать долгосрочные контракты на покупку газа, а также получить контроль над газораспределительными системами европейских стран. Однако и с первым, и со вторым есть проблемы.
Европа, опасаясь энергетической зависимости от России, намерена диверсифицировать поставки энергоресурсов и либерализовать рынок. В числе защитных мер – требование к России ратифицировать Энергетическую хартию, которая направлена на развитие конкуренции на энергетическом рынке. Хартия была подписана Россией, однако на сегодня ее ратификация остается под большим вопросом. Ведь это не позволило бы России начать «газовую войну» в отношении Украины, а также обязывало бы обеспечить равный доступ нефтегазовых производителей к трубопроводным сетям. ЕС же видит в Энергетической хартии механизм снижения зависимости от поставок из России: ратификация документа позволила бы Европе транспортировать газ «третьих» стран по российским ГТС. Европа давно стремится напрямую закупать у Туркмении газ и без препятствий поставлять его по российской территории в западную часть континента. Россия категорически против: ни о какой ратификации Энергетической хартии и доступе европейцев к туркменскому газу Кремль не хочет и слышать.
Наиболее остро стоит вопрос о покупке «Газпромом» газораспределительной компании Великобритании Centrica. Великобритания пытается этого не допустить, что вызывает раздражение «Газпрома». Вторая проблема – заключение долгосрочных контрактов – также весьма остра. 14 марта эта тема обсуждалась на встрече министров энергетики стран ЕС. Если сейчас поставки энергоресурсов осуществляются в соответствии с двусторонними соглашениями, то Брюссель готов «пролоббировать» изменение формата, перейдя на заключение долгосрочных контрактов с Евросоюзом и даже предоставить российским поставщикам прямой доступ к потребителям. Однако этому сопротивляются старые члены ЕС, не желающие передавать в Брюссель свои полномочия по национальной энергетической безопасности.
Обезопасить себя от России Европа хочет также участием европейских компаний на газовом рынке России, однако в России вводятся ограничения на доступ иностранного капитала к стратегическим активам. Правительство до сих пор не определилось, каковы критерии такого ограничения, а в Кремле есть четкое понимание того, что газовая отрасль как национальное достояние должна быть национальной. Правда, по данным «Коммерсанта», в Кремле обсуждается концепция «обмена активами»: предложение гарантировать учет интересов поставщика (России) и покупателя (Европы) путем обмена активами «Газпрома», добывающего и транспортирующего газ, и европейских газораспределительных компаний.
Разные представления о формате энергетического сотрудничества России и ЕС вынудило «Газпром» в понедельник заявить, что он «способен надежно обеспечить растущий спрос на газ в Европе. Но нельзя забывать, что мы активно осваиваем новые рынки, такие как Северная Америка и Китай». Это заявление было расценено как ультиматум Европе: если вы не пойдете на уступки, то газа вам не достанется, и Россия сделает ставку на восточное направление.
Пресс-секретарь Еврокомиссии по энергетическим вопросам Ферран Тарранделлас Эспуни объявил, что Евросоюз очень обеспокоен зависимостью от российского газа и должен искать других поставщиков. ЕС «нуждается в диверсификации как источников поставок, так и путей доставки энергоресурсов», - заявил Эспуни, добавив, что в условиях все большей глобализации газового рынка поставщики газа не должны использовать диверсификацию «в иных целях, кроме коммерческих». В Европе заявление «Газпрома» стало в некотором роде подтверждением опасений, вызванных «газовой войной» с Украиной. Главный экономист авторитетного Международного энергетического агентства (IEA) Фатих Бирол заявил в интервью Financial Times Deutschland: «Европа должна изменить свою энергетическую политику, чтобы не попасть в опасную зависимость от российского газа». «Последние заявления главы «Газпрома» – это тревожный сигнал, который должен помочь европейским политикам открыть глаза», - заявил Бирол.
Проблема России, стремящейся закрепиться на европейских рынках газа и обеспечить себя долгосрочными и стабильными контрактами, одновременно закрепив зависимость покупателей от себя, в том, что никто не верит в официальные декларации, лежащие в основе концепции энергетической безопасности, которую предлагает наша страна. Гораздо проще и честнее декларировать стремление России стать мировым энергетическим лидером, чем убеждать европейцев в том, что наше мировое энергетическое лидерство – это и есть безопасность Европы.
Ссылки по теме:
«Друг Сильвио» отказался от сделки с «Газпромом»
«Газпром» под контролем государства
Российская экспансия в Европе: «Газпром» плюс «Эрмитаж»
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.