Выборы
Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Комментарии
21.04.2006 | Николай Пахомов
Ирак: война всех со всеми
Трудно поверить, что ситуация в Ираке может становиться хуже, чем она есть на данный момент. Однако, тем не менее, это происходит. Некоторое время назад большинство наблюдателей пришло к выводу, что в стране началась настоящая гражданская война между суннитами и шиитами. В последние две недели становится понятно, что и сами иракские шииты готовы начать между собой полномасштабные боевые действия.
То, что многие шииты и курды после десятилетий правления Хусейна готовы расправиться с суннитским меньшинством, объяснимо – слишком много зла было им причинено за это время. Но вот раскол среди шиитов оказался для специалистов достаточно неожиданным.
Объединённый иракский альянс, список которого представлял в декабре шиитские партии, после победы на выборах распался на группы, среди которых можно выделить три основных. Первая – это сторонники Муктады ас-Садра. Ас-Садр – выходец из знаменитой семьи шиитских идеологов. Его дядя в пятидесятые годы стоял у истоков шиитских политических движений, отец был очень влиятельным аятоллой и был убит по приказу Саддама. Муктада ас-Садр стал фактически первым, кто после свержения Хусейна создал отряды своей милиции. (Сейчас они есть практически у всех влиятельных иракских деятелей). Сегодня он фактически ведёт войну с американцами и пользуется поддержкой многих иракцев.
Вторая группа – Иракский высший совет исламской революции. Это движение было основано в начале восьмидесятых годов в Тегеране, именно на него имеет влияние Иран. И, наконец, самые умеренные шиитские группировки, основанные иммигрантами в Европе и Сирии. Именно к этому крылу принадлежит единственный пока кандидат на пост премьера Ирака Ибрагим аль-Джаафари.
Разногласия между этими силами множатся с каждым днём. Любопытно, что контроль над ситуацией постепенно теряют не только оккупационные силы во главе с США, которые во всём видят происки «Аль-Каиды», но и Иран, не устающий повторять о пагубности американской политики.О том, насколько две самых влиятельных силы обеспокоены поворотом событий в Ираке, свидетельствует тот факт, что Тегеран и Вашингтон даже смогли преодолеть взаимную вражду, чтобы начать переговоры. При этом грозные заявления с двух сторон по поводу иранской атомной программы служат скорее фоном, а основные события разворачиваются на тщательно засекреченных от внимания общественности консультациях.
Возвращаясь же к уже идущей, по мнению многих, гражданской войне, можно сказать, что расколы в иракском обществе могут стать ещё глубже. Пока от разборок шиитов с суннитами и шиитов между собой курды в целом воздерживаются, но аль-Джаафари, между прочим, и без того не особо популярный, понемногу начинает заявлять о каких-то претензиях центрального правительства (в данном случае, видимо, имеются ввиду шииты) на ряд богатых месторождений курдской провинции Киркук.
Иракские курды, хотя и открытых протестов пока не заявляют, относятся к этому очень настороженно. И это при том, что курдское движение в настоящий момент переживает подъём. В Турции возобновились столкновения между сторонниками Рабочей партии Курдистана и силами правопорядка, да и в Иране немало курдов, которые не всегда дружно уживаются с шиитским большинством.
А ещё в Иране вдоль границы с Ираком живёт немало суннитов, которые очень недовольны тем, как с их единоверцами расправляются шииты в соседней стране. Переговоры о создании иракского правительства уже идут более трёх месяцев, и конца им пока не видно. Если они в ближайшем будущем не принесут хоть каких-то результатов, то возможность иракской государственности станет совсем теоретической, а разгорающейся гражданской войне не смогут помешать ни огромная американская военная группировка, ни слабеющее влияние Тегерана.
Ссылки по теме:
Сунниты, шииты и иракская демократия
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.